Научная статья на тему 'Политическая идеология и лозунги'

Политическая идеология и лозунги Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
958
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОПАГАНДА / ЛОЗУНГИ / СОБСТВЕННОСТЬ / RELATIONS / A POLICY / IDEOLOGY / PROPAGATION / SLOGANS / THE PROPERTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянов И. С.

Идея, трансформированная в идеологию, «провоцирует» мотивационные процессы, побуждающие человека к её практической реализации и материальному воплощению посредством практики. В практической жизни системы управления любого государства всегда используют отношения Власти и отношения Свободы, дозированные в разные времена по разным причинам различно. «Движителями» перестроечных действий в обществе являются лозунги, представляющие самые короткие рассказы, перенасыщенные политическим содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political ideology and slogans

The idea transformed into the ideology is "provoking" motivational processes that encourage people to its practical implementation and embodiment of the material through practice. In practical life management system of any state the relations of Power and Liberty are always used. These relations metered at different times for different reasons are different. 'Drivers' of the tuning actions in society are the slogans that are of most short stories, saturated with political content.

Текст научной работы на тему «Политическая идеология и лозунги»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 54-57.

И. С. Лукьянов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЛОЗУНГИ

Идея, трансформированная в идеологию, «провоцирует» мотивационные процессы, побуждающие человека к её практической реализации и материальному воплощению посредством практики. В практической жизни системы управления любого государства всегда используют отношения Власти и отношения Свободы, дозированные в разные времена по разным причинам различно. «Движителями» перестроечных действий в обществе являются лозунги, представляющие самые короткие рассказы, перенасыщенные политическим содержанием.

Ключевые слова: отношения, политика, идеология, пропаганда, лозунги, собственность.

Любая деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей. Объект потребности, «отражаясь в голове» человека и побуждая его к действиям, «выступает в качестве мотивов», предполагающих более или менее осознанную цель этих действий. А поскольку хозяйственно-общественно-историческая деятельность человека детерминирована его потребностями, постольку мотивы (в смысле обратной связи), как форма проявления его потребностей, всегда означают нечто объективное, в чем эта потребность конкретизируется.

Сложные виды деятельности отвечают не одному, а одновременно нескольким действующим и взаимодействующим между собой мотивам, образуя разветвленную систему мотиваций действий и поступков человека.

С другой стороны, мотивы, как осознанная потребность, предопределяют сами объекты потребности и возможные пути ее удовлетворения; они (мотивы) находятся в прямой и обратной связи с идеей, которая представляет мысль, переходящую в действие. В свою очередь, идея как знание отражает объективную реальность и закономерность, созерцание действительности и определение путей ее изменения, поэтому всякая идея включает в свое содержание постановку цели перед человеком и определение практической материальной деятельности.

И поскольку идея «провоцирует» мотивационные процессы, побуждающие человека к практической реализации этой идеи и ее материальному воплощению посредством практики, постольку зарождение социальной идеи, ее диалектическое развитие и трансформация в идеологию (отношения идеологии) имеют чрезвычайно важное значение для общества.

Между тем, «движителями» всех перестроечных действий в обществе являются лозунги, которые представляют самые короткие рассказы, перенасыщенные политическим содержанием, олицетворяющие пропагандируемую идеологию и обозначенный ею курс перемен.

К сожалению, в настоящее время у разных авторов представления об идеологии (отношениях идеологии) не только весьма отличаются друг от друга, но часто прямо противоположны. Выражаются эти представления либо в форме ложного субъективного, искажающего действительность знания («ложное сознание», «отчужденное сознание», «не-вротизированное сознание», «застывшая пародия на реальность» и т. д.), либо в форме деидеологизации общества - полного отрицания идеологии как таковой - отрицания самой возможности ее научного описания, либо реидеологизации общества - теории, подчеркивающей позитивное значение идеологии и ее роль в обществе, сменившей в 70-х годах прошлого столетия дискредитировавшую себя идею деидеологизации; и, наконец, в форме конвергентной теории, пытающейся обосновать неизбежность построения при помощи идей деидеологизации и реидеологизации единого по своей социальной сущности гражданского общества на основе сближения капитализма и социализма.

Известно, что власть как таковая представляет собой право и возможность распоряжаться либо кем-нибудь, либо чем-нибудь, подчиняя своей воле и извлекая выгоды для себя, удовлетворяя собственные потребности и интересы. При этом следует помнить, что господство всегда осуществляется только через отношения собственности. Поэтому, например, «перестройка» и «приватизация», из-

начально задуманные как политический акт, направленный на смену общественных отношений собственности и, соответственно, на смену социально-экономической формации социализма на капитализм, в основе своей были направлены на проведение соответствующих экономических реформ.

Однако нужна идеология, нужны лозунги, способные убедить людей в необходимости проведения реформ подобного рода. И поскольку о сущностной составляющей таких реформ и отношений идеологии, оправдывающих эти реформы, «перестройщики» говорить не могли, поэтому основное внимание они сосредоточили на «надстройке», на ее переменной в большей части иррациональной составляющей. Все началось со знакомого, но абсолютно неопределенного и бессмысленного призыва «больше социализма». К этому времени «идеологи перестройки» успели присвоить лозунг о демократии и «запустили» его в обиход.

Несмотря на то, что сама по себе категория ‘демократия’ (власть народа) абсолютно неопределенна, что диалектическим отрицанием ее является «диктатура» и что в пределе эти категории часто переходят одна в другую, в сочетании с призывом «больше социализма» они составили «гремучую смесь», которая в существенной степени способствовала разрушению основ социалистического общества, в базисе которого были общественные отношения общественной собственности и соответствующие отношения идеологии.

«Власть» и «свобода» являются диалектическими противоположностями и, по сути, предельными переходами одних отношений в другие. Злоупотребление властью есть предельный переход к диктатуре, и, наоборот, злоупотребление свободой есть предельный переход к демократии и далее к анархии. Таинство отношений власти и свободы, соответственно, отношений диктатуры и демократии заключается в том, что никто никогда не сможет указать, где на воображаемой оси «ноль», начиная с которого при движении в одном направлении мы будем иметь «в чистом виде» только отношения свободы и, так называемой, демократии и, наоборот, при движении в противоположном направлении будем иметь также «в чистом виде» только отношения власти и диктатуры. Во все времена любая государственная система управления брала на вооружение и использовала в

практической жизни любого общества и отношения власти, и отношения свободы, однако соотношения между отношениями власти (элементами диктатуры) и отношениями свободы (элементами демократии), т. е. «дозировки» их, были разные.

Следует иметь в виду, что категория ‘демократия’ и лозунги с упоминанием о ней в существенной мере иррациональны по самой сути. «Капиталистическое общество с необходимостью производит иррациона-листические представления как отражение того обстоятельства, что капитализм вызвал к жизни общественные силы, которые он не в состоянии рационально (планомерно) регулировать и которые поэтому проявляются в общественных катаклизмах (кризисах, войнах и пр.) подобно слепо действующим силам природы»1. Между тем, «общественные силы <...> действуют слепо, насильственно и разрушительно, пока мы не понимаем их и не считаемся с ними»2. Иррационализм, религия, идеализм как обязательные атрибуты общественных отношений частной собственности, следовательно, капиталистического общества, являясь сущностными составляющими общественных отношений идеологии, защищающей частную собственность, всегда присутствуют при развитии буржуазной общественно-экономической формации, а в его начальной стадии даже в гипертрофированном виде, порождая лозунги иррационального толка: «демократия», «свобода», «равенство», «братство». и т. д. и т. п. Да, демократия - власть народа (народовластие), она (демократия) декларирует свободы, равноправие граждан, признает волю большинства как источника власти, но... что все это значит и как реализуется в реальной жизни? Где те объективные критерии, которые позволили бы в реальной жизни человеческого общества различить «демократию» и «недемократию», где на воображаемой прямой ‘власть (диктатура) - свобода (демократия)’ тот самый «ноль», отталкиваясь от которого человечество смогло бы разрешить все свои проблемы и сомнения и как понять словосочетание ‘правовое государство’, если мы, наконец, поймем, что отсутствие «Права» - это тоже «Право» и, следовательно, неправовых государств вообще не бывает по определению? На все эти вопросы нет разумного однозначного ответа, или другая крайность: у каждого индивида - свое понимание, свой ответ!

Более того, демократия как «надстройка», являясь производной от отношений собственности, многократно претерпевала изменения в соответствии с изменением общественноэкономических формаций (рабовладельче-ство, феодализм, капитализм, социализм).

Буржуазная демократия есть диктатура буржуазии, пролетарская демократия - диктатура пролетариата со всеми вытекающими отсюда лозунгами и последствиями. А поскольку отношения диктатуры есть отрицание отношений демократии и, наоборот, отношение демократии есть отрицание отношений диктатуры, следовательно, и диктатура, и демократия являются диалектическими противоположностями (отрицаниями) и, по сути, предельными переходами одних отношений в другие, когда на числовой оси, представляющей в обоих направлениях бесконечную прямую, в одном конце сосредоточены все в концентрированном выражении атрибуты диктатуры, в другом, противоположном конце - все в концентрированном выражении атрибуты демократии, постольку становится ясно, что в категории ‘демократия’ очень мало рационального и еще меньше конкретного.

Категория ‘демократия’ как таковая не несет в себе абсолютного смысла, относительна и не конкретна и, более того, всегда содержит в себе элементы субъективного и иррационального, поэтому, принимая во внимание, что каждое поколение практически «учится демократии с нуля» (аналогично тому, как во все времена каждый хирург учится держать скальпель, а художник - кисть), постольку становится понятна чрезвычайная важность развития общественного интеллекта человеческого общества, человеческой цивилизации. Истинная демократия, как и идея построения общества без антагонизма, есть завоевание развившегося интеллекта человека.

Следует помнить, что в своей сущностной составляющей, предопределяемой отношениями собственности, отношения идеологии за всю историю человеческой цивилизации (7-9 тыс. лет, по Л. Г. Моргану) знают только два проявления:

- отношения идеологии, оправдывающие и защищающие общественные отношения частной собственности;

- отношения идеологии, оправдывающие и защищающие общественные отношения общественной собственности.

Причём отношения идеологии, защищающие общественные отношения общественной собственности, в своем диалектическом смысле явились в человеческую цивилизацию следствием развившегося интеллекта как отрицание отношений идеологии, базирующейся на отношениях частной собственности, привнесённой в человеческое общество из отношений животного мира.

Сегодня «перестройщики» в поисках выхода из идеологического тупика, являясь апологетами отношений частной собственности, следовательно, и соответствующих отношений идеологии, не находят разумного идеологического оправдания содеянному. А поскольку повлиять на сущностную составляющую идеологии и её отношения, которые писались несколько тысяч лет самой частной собственностью, не в состоянии, постольку используют они переменные, второстепенные, надстроечные составляющие категории ‘Идеология’ вроде - духовности, дер-жавности, соборности, государственности и т. д., «подкрепляют» их лозунгами иррационального, неопределённого смысла, типа: «Больше социализма», «Новый социализм», «Демократия», «Свобода», «Правовое государство» и т. п. и, таким образом, «держат» людей в неведении происходящего.

Естественно, до бесконечности это продолжаться не может. В этом смысле показательны лозунги, при которых совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, основная сущность которой, напомним, сводилась к замене общественных отношений частной собственности на общественные отношения общественной собственности: «Земля крестьянам!», «Заводы и фабрики рабочим!» и т. д. Примечательна их конкретность! Показательно и то, что до сих пор не обнародована идеология и не обнародованы лозунги перестройки. Все дело в том, что перестройка - это реконструкция мира путём замены общественных отношений общественной собственности на общественные отношения частной собственности. Соответственно, порожденные «перестройкой» лозунги, являясь отрицанием лозунгов Великой Октябрьской социалистической революции, должны звучать так: «Земля - помещикам!», «Заводы и фабрики - капиталистам!» и т. д. и т. п. Поучительным примером является тот факт, что сегодня «доля государственной собственности стран Запада с наивысшим уров-

нем макроэкономической централизации.» (Бельгия, Франция, Германия Италия, Япония, Нидерланды, Великобритания.) достигает 50 % и более, сохраняя устойчивую тенденцию роста на протяжении последних ста лет3.

Примечания

1 Философская энциклопедия. Т. 2. М. : Совет. энцикл., 1962. С. 319.

2 Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. М. : Политиздат, 1957. С. 263.

3 Белоусов, А. А. Защитим нашу победу : (Россия и ее современное состояние). Владивосток : Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2010. С. 115; Скурлягин, А. Великие экономисты у нас есть! // Эконом. стратегии. Вып. 3. М., 2003. С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.