УДК 153.2
ОБЪЕКТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНОГО БОКСЕРА К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Валерий Александрович ЗОБКОВ
Владимирский государственный университет, г. Владимир, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, e-mail: [email protected]
© Михаил Валентинович ШАШКОВ Владимирский государственный университет, г. Владимир, Российская Федерация, аспирант кафедры психологии, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается психическое состояние готовности юного боксера к соревновательной деятельности. Приведен уровень развития объективно-психологических (поведенческих) показателей, характеризующих психическую готовность спортсменов к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: психическая готовность; соревновательная деятельность; юные спортсмены; объективно-психологические (поведенческие) показатели.
В отечественной психологии проблема психической готовности разрабатывается с конца 50-х - начала 60-х гг. ХХ в. [1]. Данные, относящиеся к этой проблеме, получены при исследовании прикладных областей психологии: в психологии труда, спорта, инженерной, космической, военной, социальной и педагогической психологии.
Психическая готовность к тому или иному виду деятельности, в т. ч. к спортивной деятельности, понимается как существенная характеристика целенаправленной деятельности, свидетельствующая о возможности достижения эффективных и надежных результатов. В спортивной деятельности, в психологии спорта готовность к соревновательной деятельности понимается как предстартовое психическое состояние.
При раскрытии понятия «психическое состояние» большинство авторов придерживается определения, предложенного Н.Д. Левитовым, который рассматривает психическое состояние как «целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающий своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [1, с. 20].
Существенным в данном определении является указание на целостный характер состояния, детерминированного предметным миром, на качественное своеобразие психических процессов, составляющих состояние.
В целостность состояния включается ряд компонентов: познавательный, эмоциональный и волевой.
Одной из главных причин появления проблемы психической готовности к соревновательной деятельности является возрастание социальной значимости спорта, проявившееся, прежде всего, в изменении отношения общества к спорту, непосредственно к спортсменам, в повышении требований к их подготовке, к личностным характеристикам, нравственным качествам. Рост спортивных результатов от юношеских разрядов до выполнения нормативов, позволяющих войти в состав сборной команды страны, влечет за собой увеличение интенсивности физических и психических нагрузок. Следовательно, все больше возрастает и значение контроля и коррекции индивидуальных особенностей спортсмена, его психологических возможностей, которые играют решающую роль в эффективности и надежности спортивной деятельности, а также оказывают значительное влияние на формирование и совершенствование качеств личности спортсмена. Все это обусловливает привлечение интереса исследователей, психологов спорта, тренеров-прак-тиков к такой интегральной характеристике личности спортсмена, как психическая готовность к соревнованию.
Серьезные требования к уровню подготовленности спортсмена к соревнованию актуализируют поиск научно обоснованных путей оптимизации его спортивной подго-
товки. Этому процессу препятствует ряд противоречий между:
- недостаточностью достигнутого уровня знаний по проблеме влияния лично-стных характеристик готовности к соревнованию на успешность субъектов спортивной деятельности и потребностью спортивной практики в развитии этих характеристик;
- появлением новых запросов спортивной практики в инновационных методах психологической подготовки спортсменов и отсутствием теоретико-эмпирических данных по этому вопросу.
Разрешение данных противоречий требует выхода за пределы уже полученных знаний, что рождает необходимость получения новых фактов. С этим и связана постановка проблемы исследования, которая заключена в определении роли и значимости черт (качеств) личности спортсмена, проявляемых на объективно-психологическом (поведенческом) уровне в успешности субъекта спортивной деятельности.
Цель исследования - выявить зависимость готовности юного спортсмена-боксера, проявляемую в успешности субъекта спортивной деятельности, от совокупности объективно-психологических черт личности спортсмена.
Объект исследования - психическая готовность субъекта спортивной деятельности.
Предмет исследования - объективнопсихологические черты личности юного спортсмена-боксера как фактор успешности его спортивной деятельности.
Гипотеза исследования: психическая готовность юного спортсмена-боксера к соревновательной деятельности является значимым фактором успешности его спортивной деятельности, поскольку существуют объективно-психологические (поведенческие) черты личности спортсмена, определяющие успешность его спортивной деятельности.
Задача исследования - выявить объективно-психологические черты и компоненты личности юного спортсмена, обусловливающие его психическую готовность к соревновательной деятельности.
Под объективно-психологическими (поведенческими) чертами и компонентами мы понимаем те проявления готовности, которые могут быть наблюдаемы на поведенче-
ском уровне в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
С целью более качественного анализа результатов исследования объективно-психологические черты (показатели) готовности были разбиты нами на следующие группы (компоненты) [2]: 1) интеллектуально-творческий компонент (самостоятельность, инициативность, любознательность, интеллектуальная гибкость, поведенческая гибкость, эмоциональная гибкость, оригинальность мышления, беглость мышления, социальная независимость), 2) эмоционально-волевой
компонент (произвольность, самообладание, целеустремленность, уверенность, настойчивость), 3) организационно-деятельностный (морально-нравственный) компонент (трудолюбие, аккуратность, ответственность, организованность, дисциплинированность) и
4) коммуникативный компонент (эмпатия, искренность, общительность, коммуникативная совместимость).
В рамках исследования мы осуществляли анализ показателей всех испытуемых (п = 63 человек), участвующих в эксперименте. Нами также осуществлялся анализ показателей юных спортсменов, распределенных нами на три группы по уровню развития объективно-психологических характеристик готовности спортсменов к соревновательной деятельности и их эффективности и надежности в условиях соревновательной деятельности: 1) эффективные, с относительно высоким уровнем развития компонентов готовности; 2) нестабильно эффективные, с высоким и со средним уровнем развития личностных компонентов готовности; 3) низкоэффективные, с различным уровнем развития компонентов готовности.
К эффективным («успешным») юным боксерам были отнесены те спортсмены, которые в течение спортивного сезона (5 турниров) набрали 36-50 баллов, если за победу боксер получает 2 балла, то за проигрыш -минус один (максимальное количество боев в турнире не более пяти).
Мы считаем, что усредненные результаты экспертных оценок объективно-психологических компонентов (диагностика осуществлялась по 10-балльной оценочной шкале) всех испытуемых отражают оптимальный уровень развития показателей в отдельности и компонентов в целом психической готов-
ности юных спортсменов на объективнопсихологическом уровне. Усредненные результаты спортсменов, имеющих различный уровень развития объективно-психологических компонентов готовности, отражают, соответственно, особенности готовности, характерные для юных спортсменов с разной степенью эффективности.
Данные, полученные с помощью методов наблюдения и экспертного оценивания объективно-психологических (поведенческих) компонентов готовности юных спортсменов (по 10-балльной шкале оценок), представлены в табл. 1.
Исследование показало, что в интеллектуально-творческом компоненте самый высокий среднегрупповой балл был получен по показателю самостоятельность (6,7±1,5), в коммуникативном - эмпатия (6,8±1,3), в организационно-деятельностном - ответственность (6,8±1,7) и дисциплинированность
(6,8±1,4), в эмоционально-волевом - произвольность (7,0±1,7) и целеустремленность (6,8±1,6). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что именно названные показатели являются основными характеристиками психической готовности юных спортсменов к соревновательной деятельности на объективно-психологическом (поведенческом) уровне анализа деятельности.
При этом необходимо отметить, что высокий уровень развития самостоятельности имеют 23 % спортсменов, низкий уровень развития данной характеристики наблюдается у 18 % юных боксеров и средний - у 59 % спортсменов. Вероятно, самостоятельность как важнейшее условие эффективности спортивной деятельности и необходимый показатель психической готовности является недостаточно сформированной характеристикой у большинства юных спортсменов, принимавших участие в исследовании.
Таблица1
Распределение спортсменов по уровню развития объективно-психологических (поведенческих) компонентов готовности к соревновательной деятельности
Объективно- психологи- ческий компонент Элемент Среднее значение (п = 63 чел.) Кол-во человек с низким уровнем развития (в %) Кол-во человек со средним уровнем развития (в %) Кол-во человек с высоким уровнем развития (в %)
самостоятельность 6,7±1,5 18 59 23
инициативность 6,1±1,4 21 50 29
Интеллектуально творческий любознательность 6,1±1,5 34 33 33
интеллектуальная гибкость 6,0±1,1 27 50 22
поведенческая гибкость 6,1±1,5 32 55 14
эмоциональная гибкость 6,0±1,2 36 39 25
оригинальность мышления 6,0±1,1 34 34 32
беглость мышления 6,0±1,1 27 40 33
социальная независимость 5,8±1,2 40 32 28
эмпатия 6,8±1,3 48 26 26
-а § ^1 от искренность 6,7±1,5 46 26 28
общительность 6,2±1,9 20 59 21
коммуникативная совместимость 6,3±2,0 29 38 33
трудолюбие 6,0±2,0 29 40 31
Организационно -деятельностный аккуратность 5,8±1,9 36 32 32
ответственность 6,8±1,7 26 35 39
организованность 6,5±1,6 28 36 36
дисциплинированность 6,8±1,4 22 38 40
Эмоционально-волевой произвольность 7,0±1,7 20 43 37
самообладание 6,7±1,7 24 46 30
целеустремленность 65±1,6 29 32 39
уверенность 6,5±1,8 26 45 29
настойчивость 6,7±1,3 24 38 38
Показатели коммуникативной сферы у большинства спортсменов имеют низкий уровень развития (эмпатия - 48 %, искренность - 46 %), что свидетельствует о недостаточной сформированности вышеназванных характеристик коммуникативной сферы, что, вероятно, отрицательно сказывается на формировании психической готовности к соревнованию.
Высокий уровень развития характеристик организационно-деятельностного (морально-нравственного) компонента, обеспечивающих стабильность и успех любой деятельности, - ответственность и дисциплинированность - характерен для 40 % юных спортсменов. Высоким уровнем развития характеристик эмоционально-волевой сферы -произвольностью и целеустремленностью -обладают 37 и 39 % спортсменов.
Полученные данные позволяют сделать вывод об особенностях учебно-тренировочного процесса в школе бокса, где, вероятно, больше внимания уделено формированию
характеристик организационно-деятельностного (ответственность, дисциплинированность) и эмоционально-волевого (произвольность, целеустремленность) компонента при недостаточном стимулировании творческой активности (самостоятельность, инициативность, гибкость и оригинальность мышления), что должно повысить эффективность соревновательной деятельности юных боксеров и будет способствовать формированию психической готовности спортсменов к соревнованию.
1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
2. Зобков В.А., Пронина Е.В. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты. Владимир, 2010.
Поступила в редакцию 25.04.2011 г.
UDC 153.2
OBJECTIVE AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF YOUNG BOXER’S PSYCHIC READINESS FOR COMPETITIVE ACTIVITY
Valeriy Aleksandrovich ZOBKOV, Vladimir State University, Vladimir, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor of Psychology Department, e-mail: [email protected]
Mikhail Valentinovich SHASHKOV
Vladimir State University, Vladimir, Russian Federation, Post-graduate Student of Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article considers psychic state of a young boxer psychic readiness for competitive activity. The level of objective and psychological (behavioral) indexes provided which characterize a sportsman psychic readiness for competitive activity is given.
Key words: psychic readiness; competitive activity; young sportsmen; objective and psychological (behavioral) indexes.