УДК 630*524.4:630*18 В.А. Бугаев, М.Т. Сериков
Воронежская государственная лесотехническая академия
Бугаев Владимир Агеевич родился в 1924 г., окончил в 1948 г. Воронежский лесотехнический институт, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесной таксации и лесоустройства Воронежской государственной лесотехнической академии, почетный академик РАЕН, заслуженный лесовод РФ. Имеет более 260 печатных работ в области комплексной оценки и прогноза освоения лесов. E-mail: [email protected]
Сериков Михаил Тихонович родился в 1953 г., окончил в 1974 г. Воронежский лесотехнический институт, окончил в 2002 г. Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, кандидат сельскохозяйственных наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, доцент кафедры лесной таксации и лесоустройства Воронежской государственной лесотехнической академии. Имеет 100 печатных работ в области комплексной оценки лесных ресурсов, лесоустройства и рекреологии. E-mail: [email protected]
ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО ЛЕСОУСТРОЙСТВА
Представлена современная трактовка понятия «объект лесоустройства», исторические аспекты изменений его содержания и анализ причин современного реформирования.
Ключевые слова: объект лесоустройства, лесхоз, лесничество, лесопарк, лесной участок, условия рыночной экономики.
Согласно практическим задачам лесоустройства, обозначенным в Лесном кодексе РФ [2], его объектами являются: 1) леса, находящиеся в границах лесничества или лесопарка - основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, осуществляющих организацию их освоения независимо от категории земель Российской Федерации, на которых они расположены; 2) лесные участки в пределах лесничеств и лесопарков, предоставляемые в постоянное (бессрочное) пользование или аренду для конкретных видов использования лесов.
Лесной участок - земельный участок в составе земель лесного фонда или иных категорий (земли обороны и безопасности, поселений - городские леса, особо охраняемых природных территорий), в границы которого входят лесотаксационные выделы по лесным кварталам, лесничествам или лесопаркам. Эти границы согласованы со смежными земельными участками, обозначены в картографических материалах и на местности. Освоение отграниченных лесов осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, либо проектом освоения лесов при аренде или постоянном (бессрочном) пользовании. Информация о лесном участке содержится в государственном лесном реестре и государственном кадастровом учете. Право собственности и другие вещные права (аренда и др.) на лесные участки подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Они являются объектом лесных и земельных отношений. Лесной участок в составе земель лесного фонда это федеральная собственность.
Следовательно, объект лесоустройства представляет собой леса в границах лесничества (лесопарка) или лесных участков в их пределах, в которых осуществляется весь цикл лесоустроительных работ, завершающихся составлением лесоинвен-таризационных документов и разработкой мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Основными признаками объекта лесоустройства являются одновременное проведение за короткий срок лесоустроительных работ и составление обособленных лесоинвентаризационных документов с разработкой мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а в случае оказания рыночных услуг - проекта освоения лесов.
Понятие об объекте создавалось исторически по мере развития лесного хозяйства и лесоустройства [1]. Главным положением в определении границ и площади объекта лесоустройства служила форма собственности на леса. Еще в первой лесоустроительной инструкции (1845 г.) планы лесного хозяйства составлялись на юридически оформленные и обмежеванные государственными органами лесные территории, носившие названия дач. Одна или несколько близлежащих, установленных по роду владения дач составляли лесничество, которое было единицей управления и объектом лесоустройства. После национализации всех лесов страны в 1918 г. и образования единого государственного лесного фонда лесничества оставались небольшими объектами, что не давало возможности получить обобщенные данные о более крупных территориях. Поэтому лесоустроительная инструкция 1926 г. предписывала лесоустройство «порайонного» масштаба, но оно представляло собой лишь механическую сумму показателей мелких лесничеств. Развитие лесного хозяйства потребовало изменить организацию и структуру управления отраслью.
С 1930 г. все территории лесов государственного значения с учетом экономических и естественно-исторических условий стали разделять на крупные административные лесохозяйственные единицы, именуемые лесными хозяйствами - лесхозами. К этой единице и было приурочено лесоустройство. Такая система управления лесным хозяйством существовала до 2007 г., за объект лесоустройства принимался лесхоз - юридическое лицо, организационно-правовые формы которого изменялись на разных исторических этапах развития нашей страны. Площадь отдельных лесхозов была неодинакова, что обусловливалось направлением лесохозяйственной деятельности, объемом производства, размещением лесов в данном районе, их наличием, лесистостью территории и т. п.
Лесхоз был государственным предприятием, территориальным органом управления лесным хозяйством и федеральным государственным учреждением. Он всегда осуществлял управленческие функции и хозяйственные мероприятия одновременно, что позже, в условиях рыночной экономики, оказалось недопустимым.
В настоящее время территориальными единицами управления в области освоения лесов и основными объектами лесоустройства являются лесничества и лесопарки. Лесничествам возвращено историческое название, существовавшее еще в XIX
в. Территории, выполняющие преимущественно рекреационные функции, должны называться не лесничествами, а лесопарками, леса которых играют важную средооб-разующую, санитарно-гигиеническую роль, оказывая положительное влияние на экологическое состояние городской среды. Проектирование мероприятий в лесопарках должно быть направлено на повышение комфортности отдыха, формирование устойчивых к рекреационному воздействию насаждений и предотвращение угрозы деградации лесной среды. Лесопарки обычно создают вокруг городов, в живописной и хорошо доступной для транспорта местности, как на землях лесного фонда, так и в городских лесах. По данным государственного учета лесов, на 1 января 2003
г. потенциальная территория для организации лесопарков составляла 3,8 млн га лесопарковых частей зеленых зон [2].
Необходимость преобразования лесхозов в лесничества и лесопарки с возможным их делением на участковые лесничества вызвана: во-первых, переходом права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам РФ; во-вторых - исключением возможности совмещения управленческих и хозяйственных функций в деятельности одной организации, как это было у лесхозов. Совмещение функций привело к тому, что лесоводственные, связанные с уходом за лесом в целях повышения его продуктивности, и профилактические санитарные мероприятия постепенно переросли в ранг только коммерческой деятельности, зачастую не имеющей никакого научного лесоводственного обоснования и нередко вопреки результатам лесоустроительного проектирования. Поэтому в целях устранения названных противоречий за лесничествами, лесопарками закреплены функции управления всеми процессами освоения лесов без осуществления хозяйственной деятельности. Законодатель запрещает отождествлять их с лесхозами.
В связи с такой реорганизацией системы управления лесным хозяйством значительная часть лесоустроительных работ из обязательных переведена в конкурсные виды оказания рыночных услуг (преимущественно лесопользователям) при проектировании использования лесных ресурсов.
Для эффективного управления, организации нормальной хозяйственной деятельности необходимо иметь не только оптимальную площадь объекта, но и ясно различимые границы его территории. Успешное выполнение лесоустроительных работ зависит от хорошего оформления этих границ, которые должны совпадать с границами субъектов РФ, границами районирования и в целях повышения эффективности управления - в большинстве случаев с границами административных районов.
При лесоустроительных работах осуществляется также организация территории, которая сводится преимущественно к созданию квартальной сети в лесном фонде лесничества. Одновременно проводятся работы по закреплению в натуре видов целевого назначения и категорий защитных лесов, которые состоят, как правило, из целых кварталов.
Постоянство границ объектов позволит эффективнее использовать ГИС-технологии, соблюдать преемственность лесоустроительных материалов, необходимую для правильного учета лесного фонда и освоения лесов на высоком научном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бугаев В.А. Основы лесоустройства: учеб. пособие. Воронеж: ВГЛТА, 1993. 203 с.
2. Лесной кодекс Российской Федерации: комментарий. Изд. 2-е, доп. / под общ. ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощупкина. М.: ВНИИЛМ, 2007. 856 с.
Поступила 10.06.08
V.A. Bugayev, M.T. Serikov
Voronezh State Academy of Forestry Engineering
Object of Forest Management
Modern interpretation of the concept of an object of forest management, historical aspects of its contents changes and the analysis of modern reforming causes have been presented.
Keywords: an object of forest management, forestry, forest area, forest park, market conditions.