Научная статья на тему 'Объединить нельзя разъединить'

Объединить нельзя разъединить Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ НАУКА / МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / METHODOLOGY OF SCIENCE / ГУМАНИТАРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / UNIQUE SCIENCE / ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ / TRUE KNOWLEDGE / HUMANITIES AND SCIENCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хусточкина Анна Николаевна

Статья посвящена рассмотрению “идеи единой науки” и вопросу о том, нужно ли объединять разные по предмету научные направления. В данной статье представлены две точки зрения на этот вопрос: Р. Рорти, который выступает против объединения наук и В. А. Лекторского, который предлагает идею единого информативно-научного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хусточкина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Merge Cannot be Separated

The article is devoted to the “idea of unique science,” and the question of whether to combine different areas of research on the subject. This paper presents two points of view on this question. First the point of Richard Rorty, who opposes the union of science and the second the point of V. A. Lektorskiy, who proposes the idea of unique informative research area.

Текст научной работы на тему «Объединить нельзя разъединить»

8. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. М.: МПСИ, 2009. 268 с. С. 202.

9. Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М.: ТЕРРА, 1992. 304 с.

10. Осипов Ю.М. Обретение. М.: ТЕИС, 2011, 592 с. С. 212.

11. См.: Давидович В.Е. Грани свободы. М.: Молодая гвардия, 1969. 236 с.; Давидович В.Е. Свобода: загадочная, желанная, многоликая // Научная мысль Кавказа. 1997. № 3. С. 9-16.

12. См. Волков Ю.Г. Гуманизм земной цивилизации - будущее человечества // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск. 1994. С. 9-15; Волков Ю.Г. Homo humanus: Личность и гуманизм. (Социологический аспект). М.: Высшая школа, 1995. 158 с.; Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). М.: АНО РЖ "Социогуманитарные знания", 2000. 138 с.

15 января 2014 г.

УДК 001.2

ОБЪЕДИНИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗЪЕДИНИТЬ А.Н. Хусточкина

Круг проблематики, который у определенного ряда ученых связан с "идеей единой науки" пересекается с вопросом о том, нужно ли вообще объединять разные по своему предмету научные направления. Вся содержательная специфика отдельной взятой научной дисциплины, ее статус относительно других дисциплин, отображаются в ее собственной предметной области, специфических методах, их комбинации и сочетании с общенаучными методами. Отсюда возникает вопрос: поскольку каждая отдельная наука имеет свою специфическую методологию и свои методы, то каким же образом при объединении наук будет происходить интеграция этих методов? При этом идея о взаимопроникновении различных сфер научного познания, различных отраслей науки в одно предметное поле - заманчива, но реализуема ли?

Справедливости ради, надо отметить, что сама мысль о единой науке очень интересна и актуальна, дает много вариантов ее решения, предложенных ранее: через нахождение единого основания науки (например, физическое основание для построения единой науки, которое в свое время было предложено основателями Венского кружка); через взаимопроникновение, "диалогичность" между

Хусточкина Анна Николаевна - аспирант второго года обучения кафедры философии и методологии науки Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Нагибина, 13, e-mail: timar-999@yandex.ru, т. 8(863)2303278.

гуманитарным и естественнонаучным знанием, в основе которого лежит единый тип научной рациональности (К. Маркс); или, как у О. Конта, создать посредством правильного обобщения фактов ("объективный метод") из частных наук единую положительную философию, а затем, через применение "субъективного метода" вывести ее в положительную религию. Вместе с тем на сегодняшний день все эти замыслы - лишь из области отдаленного возможного.

В противоположность подходу, настаивающему на возможности и необходимости объединения научных дисциплин в единое научное предметное пространство, существует и другая позиция, которая отстаивает независимость предметной области отдельных отраслей научного знания и специфичности их методологии.

В данной статье будут рассмотрены две точки зрения на вопрос об объединении наук. И каждый представитель этих двух точек зрения по-разному бы поставил запятую во фразе "объединить нельзя разъединить", приводя различные доводы и аргументы, которые будут отражены в данной статье. С одной стороны, будет рассмотрена точка зрения Р. Рорти, философа общемировой известности, который как бы говорит нам: "Объединить нельзя, разъединить", а с дру-

Anna Hustochkina - postgraduate student of the chair Philosophy and Methodology of Science at the Department of Southern Federal University, 13 M. Nagibina Street, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: timar-999@yandex.ru, tel. +7(863)2303278.

гой стороны, будет проанализирована точка зрения В.А. Лекторского, крупнейшего отечественного философа, который, возражая, говорит: "Объединить, нельзя разъединить".

Каковы же возможности взаимоотношения наук, что имеет самое непосредственное обусловливающее значение для методологии наук. Компаративный анализ вышеобозна-ченных позиций позволит, на наш взгляд, существенно углубить осмысление рассматриваемой проблематики.

В творчестве Р. Рорти тема кризиса гуманитарных наук и их соотношения с естественными науками нашла свое наиболее глубокое теоретическое отражение. Свою задачу Р. Рорти видит в преодолении существующего раскола культуры на естественнонаучную и гуманитарную, считая, что между "строгими" науками (естествознанием и математикой) и "нестрогими" (философией и гуманитарными науками) нет принципиального различия. Р. Рорти пытается показать, что ни гуманитарные, ни естественные науки не могут претендовать на истинное знание о действительности. Никому из них нельзя отдавать приоритет в этом вопросе.

Каждая академическая дисциплина делает свое дело и описывает одну из сторон индивидуума. При этом академические дисциплины и не должны изменять реальный мир, поскольку их задача - поиск путей взаимодействия с этим миром, описание "неразрывной ткани причинно-следственных связей", которое позволит людям достигнуть поставленных целей. Реальность одна, но описаний ее много. Их и должно быть много, ибо у людей есть и должно быть много разных целей.

Как соотносятся естественные науки с гуманитарными? На это Р. Рорти отвечает: "Естественные науки объясняют нам, как устроены вещи и люди, и потому позволяют приспосабливать их к нашим нуждам. Гуманитарные науки не объясняют, как что-то устроено, они подают идею, что делать с вещами и людьми, и какого рода вещи и людей нам стоило бы вызвать к жизни" [1]. И добавляет, что к естественным наукам обращаются тогда, когда знают чего хотят, но не знают как этого добиться, а к гуманитарным наукам и к искусствам обращаются тогда, когда не знают чего хотят.

Приводя в пример взгляды на данную проблему Э. Уилсона, который говорит о том, что границу между гуманитарными и есте-

ственными науками необходимо стереть примерно так же, как, по его мнению, стерлась граница между химией и биологией, Р. Рорти видит главную проблему в том, что непонятно до сих пор, как будет выглядеть более интегрированная культура, к которой призывает автор, и нет обоснования ее предполагаемых преимуществ перед нынешней.

Р. Рорти, полемизирует с Э. Уилсоном, который говорит о необходимости объединения знаний, считая, что препятствуют этому гуманитарии, поскольку многие преподаватели-гуманитарии ничего не смыслят в естественных науках. Р. Рорти отмечает, что "можно верить в идеалы Просвещения - достойную жизнь для всех обитателей планеты, сотрудничество свободных граждан в обществе - и при этом быть вполне невежественным в вопросах о том, как работает компьютер, мозг или что угодно еще" [1]. В целом Р. Рорти считает, что не надо ломать никаких барьеров между дисциплинами. Он сомневается в существовании этих барьеров.

В своей работе "Философия и зеркало природы" Р. Рорти говорит о том, что у концепции знания как зеркального отражения действительности нет философского будущего, и нам необходимо отказаться от возможности верификации знания в принципе. Чтобы преодолеть завышенные претензии философии на обладание универсальным знанием, необходимо изменить статус самой философии в иерархии различных видов повествования. Р. Рорти предлагает замену вертикального разделения по принципу "строгие - нестрогие" науки на горизонтальную классификацию в терминах равноправных жанров (а не отраслей знания, связанных с определенными предметами - областями исследования - и методами - "привилегированными словарями"). Все разнообразные жанры: научные, литературные, философские, политические, журналистские и прочие, - взаимосвязаны и в принципе равноправны; они не образуют никакой иерархии, не соперничают друг с другом за право господства, их нельзя систематизировать по степени "истинности" или эпистемологической ценности, они просто "сосуществуют". Жанры представляют собой тексты, функционирующие в дискурсивном поле культуры. Ни один жанр культуры не служит основанием, эталоном или матрицей для других. Отсюда следует безосновательность любых претензий философии (носителей философского жанра пове-

ствования) на универсальное знание. Нельзя сказать как должны вести себя пишущие в различных жанрах. Не представляется возможной и систематизация этих дисциплин, какое-либо деление их на ранги по степеням и видам истины. Судить о том, насколько соответствует знание, эксплицируемое в жанрах, реальному положению вещей в мире, мы также не можем. Единственное что остается делать - это исследовать отношения между жанрами и фиксировать то, как эти отношения менялись с течением времени.

"Истина", утверждает Р. Рорти, есть просто свойство таких, к примеру, высказываний, как: "В мире должно быть больше любви, чем ненависти" и пр.; она не имеет никакой сущности, и поэтому никакой теории истины (как соответствия) и теории познания (как репрезентации сущего) быть не может. Познание не отражает, а, скорее, управляет, справляется с явлениями, устанавливая взаимозависимость их с экзистенциальными состояниями субъекта. Способ, каким вещи сказываются и используются, более важен, чем обладание истиной, считает Р. Рорти: "Познавательные усилия имеют целью скорее нашу практическую пользу, нежели точное описание вещей как они есть сами по себе... Любой язык - это не попытка скопировать внешний мир, а скорее инструмент для взаимодействия с миром" [2].

Познание, утверждает Р. Рорти, возможно лишь с позиции субъекта, вовлеченного в определенный социо - культурный контекст; оно всегда ситуативно, конкретно-исторически детерминировано - и, в конечном результате, всегда коллективно. Как считает Р. Рорти, наше отождествление самих себя с нашим обществом - с социальной средой, традицией, коллективным интеллектуальным наследием -приобретает особый смысл, тогда когда мы рассматриваем это сообщество, скорее, как наше, чем природное, скорее, образованное, чем найденное, как одно из многих, созданных людьми.

Надо добавить, что в рассуждениях Р. Рорти есть противоречие в его взглядах на науку, знание и истину. Даже в современных условиях, когда наука все больше становится инструментальной и все больше служит выгоде, пользе и эффективности, она может быть таковой лишь при условии, что добываемое ей знание является истинным и адекватным. Хотя знание и истина перестают выступать самоцелью науки, без них она не может обеспечить достижение других

целей. При этом попытка Р. Рорти приравнять науку к другими видами деятельности выглядит необоснованной и неубедительной. Он говорит о том, что естественные науки -это не попытка составить верное представление о реальности, а просто попытка совладать с реальностью, но надо помнить, что без верного представления о реальности всякая попытка совладать с ней окажется безуспешной.

Можно согласиться с постановкой вопроса Р. Рорти - а есть ли вообще барьеры между дисциплинами? Зачем пытаться ломать и перекраивать ту научную систему, которая складывалась, будучи исторически обоснованной? Ведь все науки, цель которых - объективное отражение мира, нахождение истины, чудесным образом соединяются и взаимодействуют в голове каждого человека. Когда каждая отдельная личность одинаково успешно и полезно пользуется результатами научных достижений химии, физики, биологии, социологии, литературы - это и есть необходимый синтез, единение разных отраслей науки в человеческом сознании. К чему закрепление и разграничение на бумаге, если все происходит само собой, индивидуально? Однако можно рассмотреть еще одну точку зрения, которая говорит нам о необходимости создания этого единого научного поля.

В.А. Лекторский, в отличие от Р. Рорти, выдвигает идею объединения исследовательских наук на основе одного информативно-научного поля.

Он говорит о том, на данном этапе в центре научной познавательной деятельности находятся науки о человеке: "В последние годы нас объединяло изучение проблемы рациональности в современной культуре. Сейчас в центре наших исследовательских интересов теоретико - познавательные проблемы наук о человеке" [3].

Раньше каждая наука имела свой предмет, границы. Но сегодня все по - другому: "Теперь все пришло в движение, - замечает В.А. Лекторский, - меняются междисциплинарные границы, и можно с полным основанием говорить об интеграции социально-гуманитарного знания. За этим стоит новое понимание человека, общества, возможностей исследования, новое понимание того, возможна ли наука о человеке и обществе, а если да, то какая именно наука? Это связано с тем, что происходит с нашей цивилизацией: она очень сильно меняется. Меняется место

человека в социальных процессах, меняется понимание этого места" [4]. Если необходимо понять человека и общество, необходимо понять, что человек - это, прежде всего, смысловое существо. Другая сторона ситуации -попытка понять эти смыслы. Возникает новая реальность, новая область смысла, и из этого следуют выводы, не просто связанные с пониманием предмета, но с пониманием самой возможности понимания.

Изменения, которые произошли в науках, позволяют по-новому взглянуть на характер научного знания. В.А. Лекторский предлагает говорить о новом типе интеграции этих наук. Речь не идет о возникновении новой науки, единой, сочетающей в себе понятия и подходы обоих направлений науки. Говоря об объединении, В.А. Лекторский замечает: "Когда я говорю об интеграции наук, я имею в виду только одно: принципиальное единство исследовательских методов" [5, с. 44].

Сторонники точки зрения о существовании принципиального различия между естественными и гуманитарными науками считают, что естественные науки пытаются обнаружить общие зависимости, науки о человеке исследуют больше проявление индивидуальности. В науках о природе предлагается объяснение фактов, науки о человеке могут дать объяснение только человеческих действий и их продуктов. В науках о человеке трудно делать обобщения, строить теории, поскольку они изучают отдельные события, происходящие в определенное время. Есть мнение, что теория в гуманитарных науках невозможна.

В.А. Лекторский стремится данные утверждения оспорить. По его мнению, нельзя сравнивать исследования отдельных явлений и формулировку обобщения. Ведь не получится говорить о каком-то отдельном событии, если не использовать систему общих понятий и отношений. Нельзя проводить анализ исторических фактов без общих методов исследования.

Современная наука - продукт определенной культурно-исторической ситуации, считает В.А. Лекторский. Так, например, экспериментальное естествознание Нового времени могло возникнуть лишь в условиях определенного понимания природы и отношения к ней человека. Это понимание связано с возникновением особого типа цивилизации, которую можно называть технологической. Природа истолковывается как простой ресурс человеческой деятельности, как пластический материал, допускаю-

щий безграничное человеческое вмешательство, переделку и преобразование с точки зрения интересов человека. Эксперимент есть способ такого вмешательства в естественные процессы для того, чтобы лучше понять их внутренние механизмы. Человек может в принципе точно предсказывать природные процессы, а поэтому контролировать и регулировать их, стать господином природы. Но при таком понимании научного мышления изучение человеческих осмысленных действий выглядело как нечто чуждое самому духу науки. В результате мнение о существовании принципиальной разницы между исследованием природы и изучением человека и человеческих отношений приобрело широкое распространение. По этому поводу хорошо говорил Ю.А. Жданов: «Неправильно было бы представлять, что развитие общественных производительных сил приводит к установлению какого-то господства человека над природой. Так же ограниченно мнение, будто человек покоряет природу, лишь подчиняясь ей. Вообще термины "господство" и "подчинение" не отражают существа процессов, происходящих между человеком и остальной природой. Человек, как часть природы, не подчиняет себе природу, в равной мере и остальная природа не подчиняет его себе» [6, с. 312].

Ученый в естественных науках сталкивается с различными вариантами интерпретаций, поскольку факты для верификации его гипотезы прямо не даны, они истолкованы. В.А. Лекторский говорит: "Объяснения в естествознании - то попытки обнаружения причин и причинных механизмов. В науках о человеке ученый пытается не только найти причины событий, но и обнаружить мотивы действий" [7, с. 46].

Также В.А. Лекторский замечает, что трудно предсказать поведение отдельного человека в той или иной жизненной ситуации, но возможно осуществить прогноз относительно групп людей в той мере, в какой эти люди придерживаются правил взаимодействия, воплощенных в социальных институтах.

Действия человека не только производят и воспроизводят социальные структуры, но и сами ими же обусловлены. Ученый пытается анализировать эти структуры, это одна из задач для специалиста в области наук о человеке. Однако перед этим необходимо построить теорию. Законы, которые открываются в науках о человеке, носят локаль-

ный характер, а не универсальный. Однако их объяснение возможно только при помощи теории. Так же В.А. Лекторский подчеркивает роль нанотехнологий в развитии взаимоотношений изучаемых природных, социальных процессов: "Сегодня в связи с развитием на-нотехнологий, - подчеркивает он, - проблема взаимоотношения природных и социально -культурных, естественных и искусственных процессов, органического развития и человеческого конструирования является одной из наиболее острых - не только в теоретическом, но и в плане сугубо практическом, в отношении возможных последствий применения нанотехнологий для человека, в том числе последствий весьма опасных" [8].

Действительно, между естественными и гуманитарными науками существует различия, но все же В.А. Лекторский подчеркивает, что это не повод для принципиального различия этих двух направлений науки: "А происходящие изменения в науках о природе и в науках о человеке, - по его мнению, - позволять понять их отношения в новом свете и выявить их сущностное единство. Они дают возможность понять по-новому цели научного мышления в целом. Это не только предсказание и контроль. В тех случаях, когда исследование не ведет к осуществлению этих целей, оно не обязательно перестает быть научным, ибо может иметь ценность уникального способа реализации человеческой потребности в объяснении и понимании реальности. Ведь жить в неосмысленном мире человек просто не может" [7, с. 49]. Таким образом, В.А. Лекторский говорит о целостности и единстве науки, которая может и должна объединять в себя различные направления познавательного процесса. В своей основе науки едины, поскольку все они направлены на отыскание истины. Построение теории в гуманитарных науках возможно, но теория эта должна исходить из методов наук о человеке, а не из методов естественных наук. Однако и те и другие науки должны находиться в тесном взаимодействии.

Результат нашего сравнительного анализа позволяет понять, что полный процесс взаимодействия в едином информативно -научном пространстве всех научных дисциплин - это та цель, к которой должны двигаться в своем развитии сегодняшние науки. В настоящее время активно идет процесс взаимопроникновения естественных наук в социально - гуманитарные, и наоборот. Да,

их взаимодействие быть должно, никакая научная дисциплина не может развиваться изолированно, не используя достижения других наук или не взаимодействуя с ними. При этом терять свою самобытность - не стоит. Физика должна иметь свой предмет, социология - свой. Подводить их под одно общее основание? Никто так и не объяснил практической значимости этого действия. На наш взгляд, соединять их не надо никаким образом, они все в необходимой степени взаимодействуют в жизненном пространстве человека познающего. Однако искусственно разъединять и поддерживать выдуманные границы особенностей так же не нужно. И самое главное, необходимо при этом помнить, что: "С каждым новым научным открытием, с каждым новым изобретением усиливается влияние человеческой практики на все земные процессы, и теперь уже нельзя понять многие стороны этих процессов без учета деятельности людей" [6, с. 312].

ЛИТЕРАТУРА

1. Рорти Р. Против объединения // Международный журнал. 2001. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://if.russ.rU/issue/5/20010626_rorti.html (дата обращения: 25.07.2012).

2. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 320 с. С. 196.

3. О прошлом и настоящем. Беседа Л.Н. Митрохина с В.А. Лекторским // Как это было. Воспоминания и размышления / Под ред. В.А. Лекторского. М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2010. 646 с. С. 255.

4. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2004. № 7. С. 3-4.

5. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 44-49.

6. Жданов Ю.А. Влияние человека на природные процессы // Жданов Ю.А. Избранное: В 3 т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 400 с.

7. Лекторский В.А. О классической и неклассической эпистемологии // На пути к неклассической эпистемологии. Под ред. В.А. Лекторского. М.: ИФРАН, 2009. 240 с.

8. Лекторский В.А. Реализм, антиреализм, конструктивизм, и конструктивный реализм в современной эпистемологии и науке // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / Под ред. В.А. Лекторского. М.: Канон + РООИ "Реабилитация", 2009. 368 с. С. 39.

17 декабря 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.