Научная статья на тему 'Объединение внеурочной и урочной работы в рамках проектной деятельности'

Объединение внеурочной и урочной работы в рамках проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / UNION / AN EDUCATIONAL ACTIVITY / AN OUT-OF-CLASS ACTIVITY / PROJECT ACTIVITY / CREATION / SUVOROV MILITARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водолаго М.В., Кузнецова Е.Н.

В статье рассматриваются педагогические условия, методы проектной деятельности в суворовском училище, навыки, приобретаемые в ходе этой деятельности, на основе конкретного педагогического проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объединение внеурочной и урочной работы в рамках проектной деятельности»

Водолаго М.В.1, Кузнецова Е.Н.2 ©

воспитатель учебного курса; преподаватель математики,

Ульяновское Гвардейское Суворовское Военное училище

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ И УРОЧНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия, методы проектной

деятельности в суворовском училище, навыки, приобретаемые в ходе этой деятельности, на основе конкретного педагогического проекта.

Ключевые слова: объединение, учебная деятельность, внеурочная деятельность, творчество, суворовское военное училище.

Keywords: union, an educational activity, an out-of-class activity, project activity, creation, Suvorov Military School.

Условия суворовского училища, когда обучающиеся постоянно находятся в стенах образовательного учреждения, дают широкие возможности интеграции внеурочной и урочной деятельности. Специфика суворовского училища: чёткий распорядок дня, строгая воинская дисциплина, единые педагогические требования учителей и воспитателей не только обеспечивает интеграцию, но и делает её фактически неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса. Учитывая возможности каждого учащегося, педагоги находят широкие возможности для совместной творческой деятельности.

Перед педагогическим коллективом стоят важные и сложные задачи по воспитанию и обучению суворовцев: формирование и развитие профессионально значимых качеств, готовности к их активному проявлению в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы; формирование и развитие важнейших социально значимых качеств: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, высокая ответственность, чувство долга, верность конституционному, воинскому долгу и традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование.

Одним из эффективных средств объединения внеурочной и урочной деятельности является проектная деятельность обучающихся. В ходе которой обеспечивается развитие познавательных умений и навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать их из различных областей наук, критически мыслить, то есть развивает у обучающихся личностные качества, способствующие применять спектр своих возможностей как для выживания в современном мире, так и для творческого преобразования этого мира.[1] Для детей творчество-это естественное состояние их развития, оно повышает самооценку ученика, его положение в глазах однокурсников, педагогов, родителей. Педагоги создают и обеспечивают благоприятный эмоциональный фон творческой деятельности. Для развития творческих способностей суворовцев мы применяли методы «мозгового штурма», ассоциации, аналогии, неологии, эвристического комбинирования.[3], дивергентного мышления и пр.

Классификация проектов многогранна, их различают по форме, по профилю знаний, по характеру доминирующего вида деятельности, по характеру координации, по уровню контактов, по количеству участников, по продолжительности, по типу объекта проектирования по результату (Е.С. Полат [4], О.В. Брыкова[2]). И эта классификация представляется нам открытой.

© Водолаго М.В., Кузнецова Е.Н., 2015 г.

Представляем, на наш взгляд, одно из эффективных интегративных средств, используемых в ФГКОУ УГСВУ МО РФ - проектную деятельность учащихся 7 роты, 2 учебного курса (четыре 6-х класса), выполнивших в течение 3 месяцев общеротный, надпредметный, педагогический проект «Как воздух математика нужна, одной отваги офицеру мало...».

Краткая аннотация содержания проекта.

Профиль знаний: надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний математики, истории военной техники, для 6 класса, в котором используются коммуникативные, проектные и проблемно-поисковые технологии, выполняется во внеурочное время). Характер доминирующей деятельности: исследовательский (поиск и обозначение источников информации, продумывание методов составления задач и результатов), информационный (сбор информации о структуре, технике ВС РФ, особенностях родов войск, анализ и обобщение), практикоориентированный (создание авторских задач по математике для 5-6 классов с военной составляющей и выпуск сборника). Характер координации: явная, открытая. Уровень контактов: внутри роты (внутри параллели 6-х классов.) Количество участников: личность, группа. Продолжительность проекта: средняя (3 месяца.) Характер результата: продукционный (сборник задач). Цель проекта: формирование образовательных компетенций учащихся УГСВУ на уровне основного общего образования: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных,

информационных, коммуникативных - через их включение в технологию проектной деятельности. Условия работы: задачи должны соответствовать тематике сборника и касаться определённого рода войск Российской Федерации . 1 взвод составляет задачи про СВ 2 взвод про ВДВ, 3 взвод про ВМФ, а 4 взвод про ВВС.

Мы не ограничивали суворовцев историческими рамками. В каждом взводе (классе) ребята разделились на группы. После уроков они составляли задачи, решали их, затем сильные ученики проверяли решение. Дело оказалось нелёгким. Сначала суворовцы составили задачи с данными не соответствующими действительности, но удобными для выполнения математических действий. Например, в одном бою в период Великой Отечественной войны одна эскадрилья сбила 18000 самолетов, другая на 500 больше, а третья на 300 самолётов меньше, чем первая и вторая эскадрильи вместе взятые. Но согласно приказу НКО СССР от 19.08.1941г. «О порядке награждения лётного состава ВВС РККА» за 3 сбитых самолёта представляли к правительственной награде, за следующие 3 ещё к одной, за 10 сбитых самолётов-присваивали звание Героя Советского Союза! Начался поиск достоверной информации в книгах, Интернете по военной технике, структуре военных подразделений, истории вооруженных сил. Большую роль сыграли консультации старшего воспитателя учебного курса подполковника Макарова В.В., который помогал корректировать содержание задач с военной точки зрения.

В качестве иллюстрации структуры, оформления, содержания сборника «Как воздух математика нужна...» приводим образец страниц.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что проектная деятельность, объединяя внеурочную и урочную деятельности в условиях суворовского училища способствует росту:

• влияния познавательной, творческой деятельности на социальное становление обучающихся;

• качества интеллектуального и познавательного характера внеурочной деятельности;

• качества уровня образования, что соответствует требования ФГОС ООО.

• воспитательных возможностей математики как предмета.

Литература

1. Байбородова Л. В. Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа http://vestnik.yspu.org

2. Брыкова О.В. Виды (типы) учебных проектов [Электронный ресурс] Режим доступа https://brykova.wordpress.com

3. Брыкова О.В. Методы используемые при организации проектной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа https://brykova.wordpress.com

4. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] Режим доступа wiki.iteach.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.