Научная статья на тему 'Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС) приказ Минздравсоцразвития №713 от 16 октября 2006'

Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС) приказ Минздравсоцразвития №713 от 16 октября 2006 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС) приказ Минздравсоцразвития №713 от 16 октября 2006»

Нормативные документы

www.idmz.ru

2007,

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ПРИКАЗ

16.10.2006 № 713

Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)

В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р, и с целью координации работ приказываю:

1. Утвердить прилагаемые принципы создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС) (далее - принципы).

2. Рекомендовать руководителям федеральных служб, федеральных агентств, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России, использовать принципы при создании, развитии и применении информационных систем, ресурсов и технологий.

Министр

М.ЗУРАБОВ

Утверждены

Приказом

Минздравсоцразвития России от 16 октября 2006 г. № 713

Принципы создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)

1. Введение

Настоящий документ разработан с целью определения принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития и координации работ по информатизации, проводимых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Единая информационная система в сфере здравоохранения и социального развития (далее - ЕИС) - это автоматизированная система, направленная на информационную поддержку

реализации функций Минздравсоцразвития России, федеральных служб, федеральных агентств, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России.

ЕИС обеспечивает функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости в Российской Федерации и предназначена для решения следующих задач:

Нормативные документы

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

0

♦ информационное обеспечение принятия управленческих решений в обеспечении эффективной деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных ему агентств, служб, координируемых государственных внебюджетных фондов, а также предприятий различных форм собственности и общественных объединений, действующих в сфере здравоохранения и социального развития;

♦ повышение эффективности обслуживания граждан и организаций;

♦ обеспечение информационной открытости деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;

♦ повышение эффективности межведомственного взаимодействия.

Документ определяет цели, задачи, принципы построения и развития ЕИС.

2. Предпосылки создания ЕИС

2.1. Современное представление о роли информационных технологий

В настоящее время в Российской Федерации проводится широкий комплекс социально значимых реформ. Активно осуществляются административная реформа, реформы образования, здравоохранения и др. Особое значение придается вопросам развития в Российской Федерации информационных технологий - информатизации органов государственной власти и созданию в Российской Федерации основ «электронного правительства».

В целях развития информационных технологий в стране принята и реализуется Федеральная целевая программа «Электронная Россия, 2002-2010 годы». Программа призвана создать условия, которые позволят Российской Федерации достичь высокого уровня проникновения информационных и коммуникационных технологий во все области жизни, включая государственное управление и общественную деятельность. Выполнение заложенных в Про-

грамме мер предусматривает повышение эффективности государственного управления, увеличение конкурентоспособности экономики и уровня развития общества.

Активно идет работа по внедрению инфо-коммуникационных технологий и принципов информационного взаимодействия в практику органов государственной власти. С этой целью Правительством Российской Федерации принята «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».

Все это требует повышенного внимания органов государственного управления к проблемам создания и развития информационного обеспечения, эксплуатации и поддержки информационных ресурсов по вопросам, относящимся к их сферам деятельности, организации информационного межведомственного взаимодействия, предоставления гражданам и организациям государственных услуг, совершенствования и развития использующихся в органах государственной власти информационных систем, организации их взаимодействия и создания новых.

2.2. Предыдущие разработки

и их недостатки

В настоящее время в сфере деятельности Минздравсоцразвития России используются различные информационные системы и базы данных, содержащие значительные объемы информации по вопросам здравоохранения, социального развития, труда, занятости, сбор которой осуществляется организациями, подведомственными Минздравсоцразвития России. Накоплен значительный опыт внедрения и поддержки этих систем. Наличие различий в информационных системах обусловлено различием в подходах к их созданию и сопровождению.

Созданные ранее информационные системы носят преимущественно узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение кон-

Нормативные документы

www.idmz.ru

2007,

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

кретных функций и задач. Их развитие в процессе эксплуатации дало не только ощутимые результаты, но и породило серьезные проблемы. Построенные по принципу снизу-вверх, путем непрерывного наращивания и связи старых и новых технологий, существующие информационные системы скорее представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, чем единую информационную среду. Организационно-технологические решения, реализуемые программными средствами, жестко привязаны к существовавшей на момент создания систем организационной структуре Министерства и подведомственных организаций.

В частности, следует отметить следующие проблемы:

♦ существующие информационные системы частично перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают разные форматы данных и не могут быть интегрированы в одну систему без существенных переработок;

♦ отсутствует единая инфраструктура сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сфере здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

♦ существующие информационные системы не рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, а используемые технологии передачи данных не способны обеспечить актуализацию данных в необходимом масштабе времени;

♦ отсутствуют единые информационные ресурсы, содержащие взаимосвязанные сведения об объектах и субъектах учета в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

♦ отсутствует возможность соотнесения, сопоставления и анализа данных из различных информационных систем для получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии сферы здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

♦ существует высокий уровень дублирования информации вследствие недоступности данных из различных информационных систем друг для друга;

♦ ряд систем устарел морально и физически как с точки зрения программного обеспечения, так и аппаратных средств;

♦ отсутствует единая нормативно-правовая, организационная и методическая база функционирования и использования информационных систем.

Устранение этих недостатков не может быть осуществлено простой корректировкой существующих информационных систем и/или обеспечением их взаимодействия между собой.

2.3. Роль и место ЕИС

Единая информационная система Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации должна стать системой нового поколения, позволяющей организовать обеспечение полной, достоверной и актуальной информацией о состоянии дел в области здравоохранения и социального развития и предоставить возможности для оперативной обработки и анализа указанной информации, а также ее эффективного использования для выполнения возложенных на Министерство функций и задач.

Мировой опыт создания и развития информационных систем в органах государственной власти подтверждает необходимость создания комплексных информационных систем, содержащих полную, достоверную и актуальную информацию о социальном и экономическом развитии государства, для эффективного выполнения органами власти возложенных на них функций и задач.

В ходе создания и развития подобных систем особенно важной становится задача накопления и эффективного использования данных в интересах граждан и организаций путем оказания услуг населению и организациям на базе

71

Нормативные документы

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

0

сервисно-ориентированной интегрированной информационной системы.

3. Цели создания ЕИС и решаемые задачи

3.1. Цели создания ЕИС Единая информационная система Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации создается в целях:

♦ повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития России в части реализации Министерством и подведомственными организациями функций и задач в их сферах ответственности, улучшения качества подготовки и принятия решений;

♦ совершенствования процессов взаимодействия и координации Минздравсоцразвития России, подведомственных ему организаций, а также органов государственной власти;

♦ создания условий для стабильного устойчивого развития в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости на основе полной, достоверной и актуальной информации о состоянии дел и динамике изменения показателей деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;

♦ создания и развития механизмов мониторинга и прогнозирования изменений показателей в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

♦ создания основы для повышения эффективности социальной помощи, ее адресности, снижения количества необоснованных выплат, улучшения обслуживания граждан в области занятости и социальной защиты населения;

♦ совершенствования процессов лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией подведомственных Минздравсоцразвития России органов исполнительной власти;

♦ повышения эффективности выполнения Министерством здравоохранения и социально-

го развития России и подведомственными ему органами исполнительной власти правоустанавливающих, правоприменительных и контрольно-надзорных функций;

♦ создания условий повышения качества, полноты и эффективности оказания услуг населению и организациям.

3.2. Задачи ЕИС

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

♦ проанализировать и обобщить российский и мировой опыт создания информационных систем в органах государственной власти и разработать концепцию, предусматривающую интеграцию ЕИС в общегосударственную систему информационного взаимодействия органов государственной власти;

♦ разработать и осуществить комплекс организационных, нормативных, методических и технических мер по созданию, поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС в полном соответствии с функциями и задачами, возложенными на Министерство;

♦ разработать и внедрить комплекс стандартов и средств взаимодействия ЕИС для обеспечения межведомственного взаимодействия с другими информационными системами в соответствии с установленными регламентами и процедурами;

♦ разработать нормативно-правовое, регламентное и методическое обеспечение по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС;

♦ создать необходимую инфраструктуру для обеспечения функционирования ЕИС.

4. Принципы создания и развития ЕИС

Создание ЕИС Минздравсоцразвития России осуществляется в соответствии со следующими основными группами принципов:

♦ функциональными;

♦ нормативно-методологическими;

Нормативные документы

www.idmz.ru

2007,

ГЧЯЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Ы.МЯЯ

♦ организационными;

♦ технологическими.

4.1. Функциональные принципы

Создание и использование ЕИС должно быть

подчинено решению задач:

♦ по поддержке реализации функций Министерства и подведомственных организаций как единой организационной структуры, обеспечивая концептуальное единство ее частей и компонентов, включающих в себя информационные ресурсы систем и баз данных, на основе единых методических, технологических принципов и общей нормативной правовой базы;

♦ по использованию существующих информационных систем в качестве информационных ресурсов ЕИС при условии соответствия уровня сервиса, полноты, актуальности и оперативности существующих систем и баз данных требованиям качества поддержки реализации функций Министерства и подведомственных организаций как единой организационной структуры;

♦ по обеспечению взаимодействия ЕИС с другими информационными системами в рамках межведомственного и международного информационного взаимодействия на основе соответствующих нормативных правовых актов и регламентов;

♦ по развитию сервисов и информационных ресурсов ЕИС на основе оценки социально-экономического эффекта от их создания и внедрения.

4.2. Нормативно-методологические

принципы

Функционирование ЕИС должно быть основано на едином комплексе мер нормативного, организационного, методического, регламентного и технологического характера.

Организация взаимодействия и информационного обмена внутри ЕИС и с другими информационными системами должна обеспечи-

ваться на базе единых методических, технологических принципов и стандартов.

Создание ЕИС должно быть основано на существующей в настоящее время нормативной правовой и методологической базе в области построения и использования информационных систем органов государственной власти Российской Федерации.

Создание и развитие ЕИС должно осуществляться с учетом сохранения в максимально возможной степени сделанных финансовых затрат в существующие информационные системы и базы данных.

4.3. Организационные принципы

Владельцы информационных ресурсов, объединяемые в ЕИС, несут ответственность за достоверность, полноту и актуальность предоставленных в этих информационных системах сведений.

Организация процессов наполнения и актуализации сведений в информационных системах осуществляется на основе существующих и разрабатываемых методических указаний и регламентов.

Координация работ по созданию и развитию ЕИС осуществляется Минздравсоцразвития России, а руководство созданием и развитием компонентов ЕИС, касающихся отдельных информационных ресурсов, осуществляется владельцами информационных ресурсов.

Руководство эксплуатацией, сопровождением, формированием информационных ресурсов, их регулярным информационным наполнением и актуализацией в рамках ЕИС осуществляется владельцами информационных ресурсов в соответствии с установленными регламентами.

Для организации работ по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС должен быть создан единый центр управления в Минздравсоцразвития России, в котором будет производиться согласование всех возникающих технических вопросов.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.