Научная статья на тему 'Об установлении контроля над новыми психоактивными веществами в Российской Федерации'

Об установлении контроля над новыми психоактивными веществами в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
73
11
Поделиться
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОТОРГОВЛЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / DRUG TRAFFICKING / НОВЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / NEW PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-DRUG POLICY / FIGHTING DRUG TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Откидач Андрей Олегович

Рассматриваются вопросы правового регулирования оборота новых психоактивных веществ (курительные смеси, спайсы и т.п.), не включенных в соответствующие списки, утвержденные Правительством Российской Федерации, распространение которых в последнее время носит характер эпидемии и существенным образом подрывает здоровье российских граждан. Освещается совокупность мер, направленных на изменение отечественного законодательства, призванных восполнить соответствующие правовые пробелы и обеспечить эффективное противодействие наркоэкспансии, осуществляемой в отношении России.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Откидач Андрей Олегович,

About establishment of control over new psychoactive substances in the Russian Federation

Deals with the legal regulation of the traffic of new psychoactive substances (spices, etc.) that are not included in the relevant lists, approved by the Government of the Russian Federation, the distribution of which has been recently marked by the snowballing growth and thus now significantly undermines the health of the population. Proposed a set of specific measures aimed at changing the existing legislation designed to fill in the relevant legal blanks and to ensure effective counteraction to drug aggression put into effect in relation to Russia.

Текст научной работы на тему «Об установлении контроля над новыми психоактивными веществами в Российской Федерации»

УДК 343.575 ББК 67.408

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ НАД НОВЫМИ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ ОТКИДАЧ,

заместитель начальника отдела Международно-правового департамента ФСКН России, полковник полиции, кандидат юридических наук Научные специальности 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право; 12.00.11 - судебная деятельность; прокурорская деятельность;

правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: sledi24@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы правового регулирования оборота новых психоактивных веществ (курительные смеси, спайсы и т.п.), не включенных в соответствующие списки, утвержденные Правительством Российской Федерации, распространение которых в последнее время носит характер эпидемии и существенным образом подрывает здоровье российских граждан. Освещается совокупность мер, направленных на изменение отечественного законодательства, призванных восполнить соответствующие правовые пробелы и обеспечить эффективное противодействие наркоэкспансии, осуществляемой в отношении России.

Ключевые слова: противодействие наркоторговле, незаконный оборот наркотиков, новые психоактивные вещества, антинаркотическая политика.

Annotation. Deals with the legal regulation of the traffic of new psychoactive substances (spices, etc.) that are not included in the relevant lists, approved by the Government of the Russian Federation, the distribution of which has been recently marked by the snowballing growth and thus now significantly undermines the health of the population. Proposed a set of specific measures aimed at changing the existing legislation designed to fill in the relevant legal blanks and to ensure effective counteraction to drug aggression put into effect in relation to Russia.

Keywords: fighting drug trafficking, drug trafficking, new psychoactive substances, anti-drug policy.

Российская Федерация продолжает оставаться объектом наркоагрессии, осуществляемой извне. Так, за период с 2011 по 2013 год на территории нашей страны выявлено 734 новых синтетических наркотиков, химические формулы большинства из которых, по оценкам специалистов, разработаны за пределами России1.

Вместе с тем, длительная, дорогостоящая процедура проведения экспертных исследований таких веществ и необходимость проведения межведомственных согласительных процедур не позволяют оперативно реагировать на их распространение по всей территории России.

За тот же период в Списки запрещенных веществ, утверждаемых Правительством Российской Федерации (далее - Списки) внесено всего 44 позиции2.

Как свидетельствует опыт, такие ситуации приводят к случаям массового отравления людей так называемыми «спайсами», которые в своем составе содержат наркотические или психотропные вещества, еще не

внесенные в Списки запрещенных к обороту, быстро получаемых путем незначительного изменения химической структуры уже существующих веществ.

Формально оборот таких веществ не запрещен. Однако, последствия их фактически молниеносного распространения по всей территории страны приводит к катастрофическим последствиям.

Только с 26 по 30 сентября 2014 г. в учреждения Министерства здравоохранения с диагнозом «Отравление неизвестным веществом с нарушением нервной системы» и «Отравление неизвестным ядом» доставлен 661 человек. Больше всего пострадавших в Кировской области - 390, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре - 190, Чувашской республике - 72 и Республике Башкортостан - 30, из них - 105 несовершеннолетних. При этом 177 человек госпитализировано, 9 человек помещено в реанимацию, а 19 умерло.

Кроме того, в результате употребления психоактивных веществ получили отравление водитель трол-

лейбуса автотранспортного предприятия г. Кирова и диспетчер в ООО «Аэропорт» г. Сургута (уволен по представлению органов наркоконтроля).

В семи случаях поставлен диагноз «Кардиомиопа-тия» (ХМАО-Югра), шесть смертельных случаев, по которым поставлен предварительный диагноз «Кома неясной этиологии» (Республика Башкортостан), по пяти случаям предварительный диагноз «Отравление психоактивными веществами» (Кировская область) и в одном случае предварительный диагноз - «Острое отравление неизвестным веществом» (Чувашская республика)3.

В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и экспертным исследованием установлено, что причиной отравления в ХМАО-Югре стало психоактивное вещество - метиловый эфир 3,3-диметил-2-(1-(4-фторбензил)-1Н-индазол-3-карбоксамидо) бу-тановой кислоты, а Чувашской Республике-Чувашии психоактивным веществом - MDMB (Ы)В2^, которые не внесены в Списки запрещенных.

Также сотрудниками наркоконтроля выявлены банковские счета и электронные кошельки, которые использовались злоумышленниками для проведения расчетов за сбываемые психоактивные вещества. Денежный оборот по ним только с марта по сентябрь 2014 г. составил почти 60 млн. руб.

Все это говорит о том, что последствия распространения веществ, не включенных в Списки, утвержденные Правительством Российской Федерации4, приобретают масштаб эпидемии5.

Необходимо отметить, что вопросы противодействия обороту новых психоактивных веществ являются предметом изучения как ученых, так и практиков. Так, во Всемирном докладе Организации Объединенных Наций о наркотиках за 2013 г. указывается, что новые психоактивные вещества, реализуемые как «легальные» и «дизайнерские» наркотики, распространяются с беспрецедентной скоростью. А количество новых психоактивных веществ превысило общее количество веществ, находящихся под международным контролем6.

Именно поэтому в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. одной из основных целей антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте является пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потре-бления7.

Регулярные обращения граждан, руководителей общественных организаций, а также поступающие доклады председателей антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации также свидетельствуют о значительных масштабах распространения новых психоактивных веществ.

Высшие должностные лица и законодательные органы большинства субъектов Российской Федерации

в своих обращениях отмечают необходимость законодательного решения данной проблемы, которое позволило бы оперативно реагировать на появление новых наркотиков.

Действенные механизмы в этой сфере уже созданы и успешно функционируют в зарубежных странах. Так, в Швеции, Ирландии, Польше, Испании, Нидерландах, Румынии, Соединенных Штатах Америки различные органы власти обладают правом введения временного запрета на оборот веществ, не относящихся к категории подконтрольных, но в отношении которых имеются основания полагать, что они обладают наркотическими или психотропными свойствами8.

Например, в Соединенных Штатах Америки руководитель Агентства по борьбе с наркотиками Департамента юстиции США в соответствии с Законом

0 контролируемых веществах (Раздел 201 (Н) (4) (21 ^С 811 (К) (4)) наделен правом введения временного запрета сроком до 3 лет на оборот веществ, не относящихся к категории подконтрольных, но в отношении которых имеются основания полагать, что они обладают наркотическими или психотропными свойствами9.

Законодательством Швеции также предусмотрен механизм введения аналогичного запрета с одновременным уничтожением обнаруженных в обороте веществ. В Швеции был принят Закон «Об уничтожении некоторых опасных для здоровья злоупотребляемых субстанций» (Закон 2011:111), вступивший в силу с

1 апреля 2011 г. Данный закон дает право прокурорам и сотрудникам таможни изымать и уничтожать вещества, в отношении которых можно предположить, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью (§ 4). Органы полиции или таможни (§ 5) при обнаружении психоактивных веществ, если на достаточных основаниях можно предположить, что будет принято решение о его уничтожении, производят его немедленное изъятие с передачей на хранение до вынесения решения прокурором10.

В Латвии вопросы оборота психоактивных веществ регулируются Законом от 9 мая 1996 г. «О порядке законного оборота наркотических и психотропных веществ и лекарств», который в 2013 г. дополнен нормами, обеспечивающими создание юридических механизмов, позволяющих оперативно приостанавливать сроком на 12 месяцев оборот новых психоактивных веществ на территории страны п.

Исключительные обстоятельства, - говорили древние мыслители, - обуславливают применение исключительных средств12. В развитие этого тезиса, применительно к рассматриваемой нами проблеме, представляется целесообразным единственное, на наш взгляд, ее решение, а именно - внесение таких изменений в действующее российской законодательство, которые обеспечат оперативное реагирование уполномоченных государственных органов на появление новых психоактивных веществ, угрожающих здоровью граждан.

В этой связи Администрацией Президента Российской Федерации при участии ФСКН России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на противодействие обороту новых психоактивных веществ, воспроизводящих основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ, воздействие которых схоже по своему физиологическому воздействию на организм человека.

Законопроект предусматривает, что в случае получения органами наркоконтроля в ходе реализации возложенных на них полномочий данных, свидетельствующих о систематическом потреблении лицами веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами, ФСКН России принимается решение о приостановлении оборота таких веществ сроком до 2 лет.

Кроме того, законопроект дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК России) новой ст. 2341, предусматривающей ответственность за нарушение принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах решения о приостановлении оборота новых психоактивных веществ.

Основной (простой) состав деяния по ч. 1 вводимой статьи предполагает наказание в виде штрафа в размере до 30 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничением свободы на срок до двух лет.

Если преступление совершено с отягчающими (квалифицированными) признаками группой лиц по предварительному сговору либо повлечет по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, в таком случае наказание составит штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Особо квалифицированный состав преступления, совершенного организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека, предполагает наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до восьми лет.

В случае незаконного потребления таких веществ в период введения ограничения их оборота вводится административная ответственность, равнозначная ответственности, предусмотренной за незаконное потребление наркотиков.

Таким образом, подготовленный законопроект направлен на создание целостной системы мер контроля,

обеспечивающей оперативное реагирование государства на новые вызовы наркоугроз.

Следует отметить, что такой подход полностью согласуется с законодательством Российской Федерации, которым предусмотрен институт временного запрета, ответственность за нарушение которого установлена, в том числе УК России.

В качестве примеров можно привести ряд действующих норм УК России, предусматривающих нарушение требований и правил, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в качестве признака уголовно наказуемого деяния.

Так, ст. 143 УК РФ, предусматривает уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда. При этом правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности устанавливаются государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Такие требования были установлены Минздравсоцразвития России и Минтрудом России13.

Другим примером является ст. 181 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность на нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм. Согласно ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймление государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов.

В Инструкции по осуществлению пробирного надзора, утвержденной приказом Минфина России от 11 января 2009 г. № 1н, указывается, что федеральный пробирный надзор на территории Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Минфине России через государственные инспекции пробирного надзора. Той же Инструкцией установлены правила клеймления, порядок проведения других связанных с этим работ, знаки государственных пробирных клейм и т.д.

В ст. 191 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. При этом понятие предметов данного преступления дается в ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Вместе с тем, порядок отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, утвержден приказом Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. № 146.

Еще одним показательным примером является ст. 238 УК РФ, согласно которой устанавливается ответственность за производство, хранение, перевозка

либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

При этом Роспотребнадзор в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, и иными нормативными правовыми актами, вправе принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий, проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия (несоответствия) продукции санитарным правилам, разрабатывать и утверждать такие государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы.

В заключение в качестве резюме можно сказать, что Российская Федерация столкнулась с очередной угрозой здоровью ее населения - это наводнение потребительского рынка новыми психоактивными веществами («спайсы», курительные смеси и т.п.), зачастую ввозимыми с территории иностранных государств.

При этом бизнесмены-злоумышленники в погоне за прибылью не останавливаются ни перед чем, и, пользуясь длительными сроками процедуры внесения психоактивных веществ в Списки, утвержденные Правительством Российской Федерации, незначительно изменяя химическую формулу нового зелья, избегают, тем самым, установленной законом ответственности, продолжая причинять вред здоровью наших граждан.

Адекватной мерой создавшейся ситуации является принятие законодательного акта, который позволит уполномоченным органам оперативно принимать решения в отношении оборота новых психоактивных веществ.

В настоящее время такой законопроект разработан и внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации14. Полагаем, что его принятие благотворно повлияет на повышение уровня защищенности российских граждан, общества и государства от наркоугрозы.

1 По данным ведомственной статистической отчетности ФСКН России.

2 См.: изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

3 По данным ведомственной статистической отчетности ФСКН России.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

5 Далее для удобства будем назвать такие вещества новыми психоактивными веществами.

6 Всемирный доклад Организации Объединенных Наций о наркотиках за 2013 год // http://www.fskn.gov.ru /files/WDR2013_ ExSummary_R.pdf. С. 7.

7 См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

8 См.: ЗиновьевВ.В. О зарубежном опыте правового регулирования оборота новых психоактивных веществ // Наркология, 2014, № 11.

9 Закон об импорте и экспорте контролируемых веществ (Controlled Substances Import and Export Act или CSIEA) <http:// www.fda.gov/RegulatoryInformation/Legislation/ucm148751. htm> (последнее посещение 10 ноября 2014 г.).

10 Закон «Об уничтожении некоторых опасных для здоровья злоупотребляемых субстанций» (Закон 2011:111) <https://lagen. nu/2011:111> (последнее посещение 10 ноября 2014 г.).

11 Закон Латвийской Республики от 9 мая 1996 года «О порядке законного оборота наркотических и психотропных веществ и лекарств» <https://likumi.lv/doc.php?id=40283> (последнее посещение 10 ноября 2014 г.).

12 Exterma necessitas extremis nititur rationibus. Ораторское искусство: крылатые латинские выражения // www.talk.by/latin.

13 Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденные приказом Минздравсоцразви-тия России от 13 апреля 2007 г. № 269; Межотраслевые правила по охране труда при переработке пластмасс, утвержденные постановлением Минтруда России от 2 июня 2003 г. № 30 // Справочная правовая система «Консультант плюс».

14 Проект федерального закона 638953-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // http://www.duma.gov.ru/ news/273/841644/?sphrase_id=1498828.