Научная статья на тему 'ОБ УСЛОВИЯХ И РЕЖИМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ'

ОБ УСЛОВИЯХ И РЕЖИМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ УСЛОВИЯХ И РЕЖИМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ»

УДК 371.7:377.5:622

Проф. Р. В. Борисенкова, кандидаты мед. наук Е. А. Гельтищева и Г. И. Куценно

ОБ УСЛОВИЯХ И РЕЖИМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ

УЧИЛИЩ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Согласно технологическому процессу, ведущими профессиями при разработке полезных ископаемых являются машинисты и помощники машинистов экскаватора, электровоза и буровых станков, водители большегрузных автосамосвалов. Подготовка этих специалистов осуществляется в основном через систему горнопромышленных профессионально-технических училищ (ГПТУ) со сроком обучения 2 г. Подростки принимаются в эти училища с 17 лет. К началу профессионального обучения в карьерах (2-й год обучения) учащиеся достигают 18-летнего возраста.

В течение 1-го года обучения учащиеся занимаются теоретическими занятиями, чередующимися с производственным обучением в слесарных мастерских. На 2-м году обучения в течен ие 10 мес проводится производственная практика непосредстсено в карьерах на рабочих местах взрослых рабочих.

До настоящего времени гигиенические данные о режиме и условиях обучения учащихся различным профессиям для открытых горных разработок отсутствуют. Наши исследования проводились на одном из карьеров Свердловской сбласти, где учащиеся ГПТУ проходят производственную практику на карьерном электровозе марки ЕЛ-2, преставляющем собой односекционный локомотив с одной кабиной. Обязанности помощника машиниста электровоза заключаются в наблюдении за безопасностью движения, за сигналами светофоров, путевыми знаками, исправностью контактной сети, погрузке и разгрузке думпкаров, контроле за показаниями приборов в кабине и ряде других операций. Иначе говоря, профессия связана с умственным и большим нервно-эмоциональным напряжением. Специфическим в производственной деятельности электровозной бригады является 12-часовая рабочая смена. Работа ведется как днем, так и ночью. После дневной смены люди отдыхают 24 ч, после ночной —48 ч. Регламентированное время отдыха и приема пищи у электровозной бригады отсутствует.

На основании хронометражных данных установлено, что плотность работы (72,4%) в ночную смену выше, чем днем. Обследование гигиенических условий производственной практики на карьерном электровозе показало, что его кабина имеет достаточную площадь (7,29 м2) и кубатуру (14,6 м3), большую площадь остекления; это создает хорошую естественную освещенность днем. Коэффициент ее на рабочих местах составляет 3—6%. Искусственная (общая к местная) освещенность кабин низка и неравномерна. Общая освещенность ниже необходимой в 2 раза, местная освещенность приборов варьирует от 1 до 20 лк, что вызывает необходимость частой переадаптации глаза при переводе взгляда с одного прибора на другой.

Основными источниками шума и вибрации наэлектровозе являются двигатели, компрессоры и вентиляторы. При движении машины создается дополнительный шум от ходовых частей и подачи звуковых сигналов. Параметры шума и вибрации в кабинах электровозов мы измеряли с помощью аппаратуры фирмы «Брюль и Къер» на рабочих местах машиниста и его помощника, на полу кабины при различных режимах работы — во время стоянки, при движении по прямому участку пути, подъеме и спуске в карьер. Общий уровень шума в кабине электровоза при различных режимах работы колеблется в пределах 86— 100 дБ. Параметры шума не превышают допустимых величин, принятых на железнодорожном транспорте, но выше нормативной кривой его для подростков. Вибрация превышает санитарные нормы, принятые на железнодорожном транспорте. Вибрация разнонаправленная и состоит из вертикальной, горизонтально-продольной и горизонтально-шоперечной с преобладанием низкочастотных составляющих. Ускорения горизонтальных колебаний, замеренные на полу на ьсех изучаемых частотах, выше нормативных в .продольном направлении на 6—20 см/с2 и в поперечном — на 6—27 см/с2. Причем максимальные ускорения горизонтальных колебаний отмечаются на низких частотах (6—8, 9—16 Гц). Ускорения горизонтальных колебательных движений на сидениях машиниста и его помощника менее значительны, чем на полу. Однако в полосах частот 6—8, 9—16 и 19 Гц они превышают нормативные величины, принятые на железнодорожном транспорте.

В кабинах электровозов зимой наблюдаются резкие колебания температуры воздуха (от 1 до 40е) и перепады по вертикали (более 5°), скорости движения воздуха на рабочем месте достигают 2,7 м/с. Летом эти скорости еще выше (3,2м/с). Относительная влажность воздуха в кабинах электровозов зимой и летом удовлетворительная (28—59%). Изменения микроклимата в основном зависят от того, включена или выключена система электрообогрева, закрыты или открыты окна и двери, а также от скоростей движения наружного воздуха. Анализ воздушной среды показал, что количество окиси углерода, окислов азота, альдегидов и пыли в кабине незначительно и в основном не превышает предельно допустимых концентраций.

Изменение показателей функционального состояния организма учащихся при работе в дневную и ночную смену (средний сдвиг относительно исходных величин)

Показатели Часы работы

в дневную смену в ночную смену

2 6 12 2 6 12

Умственная работо- Время решения +2,6

способность примера (в с) —3.51 + 1,5* + 11 + 15 + 18,9

Количество ошибок —0,181 +0,30» + 1.29 +0,24 + 1.11 +2,06

Время реакции на свет —3,31 +3.31 +26,8 + 10,0 +24,1 +38,2

(в с) на звук -1.91 +3,91 +28.3 + 10,0 + 24,6 +39,0

Мышечная работо- Сила (в кг) —0.41 —2,б1 —6,8 — 1,5 —4,9 —8,5

способность Выносливость (в с) +0.7» —5.41 —14,2 —3,6 —10,8 —19,4

Артериальное дав- Пульс (удары в +9,8 + 12.0

ление минуту)

(в мм рт. ст.) Систолическое —4,7 -7,9

Диастолическое —0,61 -2.5

Пульсовое —4,1 -5,4

1 Сдвиг недостоверен.

При изучении физиологического состояния во время работы выявлены значительные функциональные изменения, свидетельствующие о развитии утомления у учащихся ГПТУ; эти изменения особенно выражены при работе в ночную смену, они обусловлены как режимом, так и условиями труда (см. таблицу).

Выводы

1. Первоочередным при проведении производственной практики является обеспечение более благоприятного режима ее; совершенно недопустима работа учащихся ГПТУ по 12-часовому графику.

2. При наличии на производстве 12-часовой смены подростки должны меняться и работать по 6 ч.

3. Производственную практику следует проводить на более новых или недавно отремонтированных машинах, где условия труда, как правило, лучше удовлетворяют гигиеническим требованиям.

Поступила 27/X11 1974 г.

УДК в!2.76+611.721-053.5

Доктор мед. наук Н. Т. Лебедева

ПРОЯВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДНЯ И В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Минский медицинский институт

При изучении общей двигательной активности детей мы из множества движений выбрали ходьбу,бег и прыжки,объединяемые общим названием локомоции.так как именно они наиболее полно отражают двигательное поведение. Локомоции проявляются не только спонтанно на протяжении всего периода бодрствования, но и служат составной частью специально организованных движений — подвижных игр, трудовых процессов, занятий спортом. Это позволяет оценить разные движения по числу локомоций в сопоставимых единицах, выявить количественные характеристики каждой из форм физического воспитания в общем суточном числе движений. Последние учитывали с помощью специального актометра, регистрирующего любое локомоторное движение в течение всего периода бодрствования ребенка (с 7 до 22 ч). Параллельно хронометрировали поведение детей, включая длительность всех видов деятельности и отдыха с точностью до 1 с. В исследованиях участвовали одни и те же здоровые школьники (I — II группы по классификации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР) на протяжении 4 лет — всего 74 человека, что составило 2420 человеко-дней.

Установлено, что дети при режиме дня, включающем утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы на уроках и игры на переменах, совершают в среднем от 14 до 22 (минимум 0,04, максимум 227) движений ежеминутно. Среднее число движений в час 840— 1320, минимальное — 200, максимальное — 9 000. Таким образом, прослежено ежечасное проявление движений, определено их число. Вместе с тем обнаружено, что движения распределяются по времени неравномерно. Колебания двигательной активности по часам тож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.