THE LIGHT CLIMATE FOR ADOLESCENTS Y a. D. Zhilov
The finding was that the creation of an artificial light climate requires solution of the
Problem of standardizing for adolescents not only the optimal levelsof brightness (lighting), hat depend on the features of the visual work done and should be maintained in the course of its fulfilment, but as well the minimal necessary levels of brightness, that should prevail during all the time the man is awake and depend on the intensity and feature of natural lighting e. i., the time of the year.
УДК б 13:в:[656.4:658.386.1
Г. И. Куценко
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИИ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА ЭЛЕКТРОВОЗА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАЗРАБОТОК
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Подготовка квалифицированных помощников машинистов электровозов открытых горных разработок осуществляется специальными горнопромышленными училищами. В них в течение 2 лет обучаются подростки 16х/г— 18-летнего возраста. Около 60% всего количества учебных часов отводится на освоение специальности. При этом производственная практика на карьерах продолжается 10 месяцев. При прохождении производственной практики на организм работающего могут воздействовать шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, запыленность, загазованность и другие факторы, влияние которых на растущий организм выяснено недостаточно. Кроме того, до настоящего времени не исследован режим производственного обучения учащихся по профессии помощника машиниста электровоза. В связи с этим нашей задачей было изучение условий и режима производственной практики с целью оценки их действия на физиологические функции организма подростков и разработки соответствующих гигиенических рекомендаций.
Исследования проводились на одном из карьеров Свердловской области, где учащиеся ПТУ проходят производственную практику на карьерных электровозах марки EJ1-2. Для изучения условий труда подростков был использован ряд гигиенических методов исследования (хронометраж трудовой деятельности, исследование микроклимата, освещенности и шума в кабинах электровозов).
На основании хронометража 54 человеко-дней установлено, что продолжительность работы в течение одной смены составляет 12 часов при суммарной 46—48-часовой загрузке в неделю. Время отдыха после дневной смены 24 часа, после ночной 28 часов. Плотность работы в дневную и ночную смены составляла в среднем 69%. Рабочий день помощника машиниста электровоза складывался из основной и вспомогательной работ. Основная работа включала контроль за показаниями приборов в кабине, наблюдение за сигналами светофоров и стрелочниц, исправностью контактной сети, сво-бодностью пути, подачу звуковых сигналов бдительности, разгрузку думпкаров и пр. На основную работу учащихся в дневную смену уходило в среднем 50,4% времени. Вспомогательная работа предполагает выполнение различных трудовых операций по проверке экипировки электровоза (наличие песка, смазочного и протирочного материала и пр.) и занимала 17% времени. Простои, микропаузы и пр. составляли 32,6% всего рабочего времени. В ночную смену распределение основной и вспомогательной работ было аналогичным. Регламентированные перерывы на обед и отдых в течение рабочей смены отсутствовали. Однако с остановкой электровоза при
погрузке, перед светофорами и др. были связаны перерывы продолжительностью от 1 до 16 мин., которые использовались для приема пищи, отдыха и пр.
В результате исследований установлено, что микроклиматические условия в кабинах электровозов в зимнее время были неудовлетворительными за счет колебаний температуры воздуха от 1 до 40° и перепадов ее по вертикали (более 5°), а также скоростей движения воздуха, максимально достигающих на рабочем месте 2,7 м/сек. Гигиеническая оценка микроклимата в кабине, проведенная в летнее время, выявила значительные скорости движения воздуха, достигавшие 3,2 м/сек. Относительная влажность движения воздуха в кабинах электровозов зимой и летом была удовлетворительной (28—59 %). Изменения микроклимата в основном зависели от включения или выключения системы электрообогрева, закрытия или открытия окон, а также скоростей движения наружного воздуха.
Общая и местная освещенность кабин была низкой и неравномерной. Общая освещенность оказалась ниже требуемой в 2 раза, местная освещенность приборов варьировала от 1 до 20 л/с, что при работе с частым переключением взгляда с менее освещенного на более освещенный объект и, наоборот, с более освещенного объекта на менее освещенный требует быстрой и частой переадаптации глаз.
Источниками шума в кабинах электровозов являлись работа тяговых электродвигателей, вспомогательных механизмов (компрессоров, вентиляторов), подача звуковых сигналов, а также действие ходовых частей в момент движения электровоза. Измерение уровней звукового давления по спектру частот показало, что шум имеет широкополосный спектр с преобладанием основной интенсивности в области низких частот (25—80 гц) и значительно уменьшается в области средних и особенно высоких частот. При сравнении полученных данных с санитарными нормами по ограничению шума на подвижном составе железнодорожного транспорта (1970) выявлено, что в кабинах обследованных электровозов уровни шума не превышали предельно допустимых в октавных полосах частот.
С целью гигиенической оценки существующего режима мы провели физиологические исследования 15 практически здоровых учащихся 18-летнего возраста, имевших среднее физическое развитие. Исследования проводили в динамике рабочего дня (до начала работы, через каждые 2 часа и в конце смены) и повторяли трижды в течение года (начало, середина, конец). При этом изучали следующие показатели функционального состояния организма учащихся — латентный период реакции на световой и звуковой раздражители,умственную (с помощью дозированной работы во времени при решении арифметических примеров) и мышечную работоспособность. Наряду с этим вели наблюдение за состоянием сердечно-сосудистой системы (пульс и артериальное давление) и определяли порог слуховой чувствительности подростков. Исследования показали, что исходные данные (по всем изучаемым тестам) в течение года были практически одинаковыми.
Во время работы в дневную и ночную смены у подростков выявлены изменения изучаемых физиологических реакций. В динамике рабочей смены (дневной и ночной) установлено заметное увеличение скрытого времени рефлекторных реакций на свет и звук, достигающее максимума к концу дня (т. е. через 12 часов работы). При этом тенденция к увеличению показателей отмечалась у подростков к 4-му часу работы в дневную смену, а статистически достоверные изменения обнаруживались после 6-го часа работы. В ночную смену достоверные изменения показателей выявлялись уже через 2 часа работы, и степень этих изменений была более выраженной, что свидетельствует о более раннем наступлении утомления.
Результаты исследования показателей умственной работоспособности (увеличение времени решения примера и количества ошибок) аналогичны данным, полученным при изучении хронорефлексометрии, и также говорят о нарастании утомления у учащихся к концу смены.
Исследование мышечной работоспособности указывает на то, что в дневную смену у учащихся к 4-му часу работы несколько снижается выносливость к статическому 'усилию. Достоверное снижение этого показателя, которое можно рассматривать как следствие развития торможения в коре головного мозга, и утомление мы наблюдали после 6-го часа работы в дневную смену и после 2-го часа в ночную. Что касается показателя мышечной силы, то его достоверное снижение регистрировалось в дневную смену после 8-го часа работы, а в ночную смену после 2-го часа.
Выявлено также ухудшение в конце рабочей смены показателей сер-дечно-сосудистой системы (учащение пульса на 12—15 ударов в минуту, снижение систолического и пульсового давления на 5—7 мм). Эти изменения носили более выраженный характер после ночной смены. Анализ показателей слуховой чувствительности позволяет говорить о довольно значительных изменениях, происходящих в слуховом анализаторе, и о его утомлении к концу рабочей смены. К концу рабочего дня как в дневную, так и в ночную смену установлено достоверное увеличение порогов слуховой чувствительности на всех изучаемых частотах (125—8000 гц), более выраженное на низких частотах. После ночной смены указанные изменения у подростков были более выраженными. Наряду с этим период восстановления порогов слуховой чувствительности был больше. Так, через 30 мин. после окончания работы в ночную смену порог слышимости восстанавливался у 20% учащихся, тогда как после работы в дневную смену — у 30%. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что на различных этапах производственного обучения (начало, середина, конец) к концу рабочей смены изучаемые показатели изменялись одинаково.
Следовательно, в период прохождения производственной практики у учащихся возникали значительные сдвиги в ряде физиологических показателей (ухудшение показателей кровообращения — учащение пульса, снижение систолического и пульсового давления, снижение умственной и мышечной работоспособности, слуховой функции, развитие тормозного процесса в коре головного мозга), более выраженные и ранее наступающие при работах в ночную смену. Эти изменения, по-видимому, обусловлены влиянием характера и условий труда.
Нами был разработан и апробирован режим производственного обучения подростков по профессии помощника машиниста электровоза. Согласно этому режиму, производственная практика учащихся проводилась только в дневную смену; работа в ночные смены исключалась; продолжительность рабочей смены составляла 6 часов с регламентированным 30-минутным перерывом после 3-го часа работы для отдыха и приема пищи (горячее питание). Кроме того, внесен ряд рекомендаций по улучшению гигиенических условий производственной практики на карьерных электровозах.
Исследования показали, что предложенный нами режим соответствует функциональным возможностям организма подростков (сдвиги со стороны изучаемых функций были незначительными и носили благоприятный характер). Следовательно, этот режим можно рекомендовать для использования на производстве.
Поступила 6/VII 1972 г.
РН Y SIOLOGO-H YGIE N 1С ASSESSMENT OF INDUSTRIAL TRAINING OF
ADOLESCENTS AS ASSISTANTS OF ENGINE-DRIVERS OF AN ELECTRIC LOCOMOTIVE IN OPEN CUTS
G. I. Kutsenko
The investigations performed proved the conditions and regimen of industrial training to be unfavorable and to cause significant changes in the body of adolescents examined. More pronounced and earlier changes were noted to develop in persons engaged in night shifts.
The authors suggest a series of successfully tested recommendations aimed at improving the conditions and regimen of occupational training of adolescents in the above mentioned profession.