Научная статья на тему 'Об условиях и особенности обстановки при совершении коррупционных преступлений'

Об условиях и особенности обстановки при совершении коррупционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / КОРРУПЦИЯ / КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / LAW / CORRUPTION / COMMITTEE ON FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсентьева Светлана Степановна

В статье представлена точка зрения о необходимости изменения взгляда на противодействие коррупции в Российской Федерации и выражено мнение автора о необходимости создания специальных органов по борьбе с коррупцией и внесения соответствующих изменений в законодательство, предусматривающее юридическую ответственность за коррупционные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсентьева Светлана Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the conditions and features of the situationwhen committing corruption offenses

The point of view about need of change of a view of anti-corruption in the Russian Federation is presented in article and the opinion of the author on need of creation of special bodies on fight against corruption and entering of corresponding changes into the legislation providing legal responsibility for corruption crimes is expressed.

Текст научной работы на тему «Об условиях и особенности обстановки при совершении коррупционных преступлений»

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

PROBLEMS OF STRENGTHENING LEGALITY AND LAW-ENFORCEMENT

УДК 34.441 Б01 10.24411/2618-8236-2019-14308

ББК 64.400

Об условиях и особенности обстановки при совершении коррупционных преступлений

С. С. Арсентьева

Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия

В статье представлена точка зрения о необходимости изменения взгляда на противодействие коррупции в Российской Федерации и выражено мнение автора о необходимости создания специальных органов по борьбе с коррупцией и внесения соответствующих изменений в законодательство, предусматривающее юридическую ответственность за коррупционные преступления.

Ключевые слова: закон, коррупция, Комитет по борьбе с коррупцией.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» определяет, что коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Из легального определения коррупции видно ее многоликость. Принятие данного закона является свидетельством понимания государством общественной опасности коррупции, подрывающей основы государственного управления, дискредитирующей государственную власть и верховенство закона.

Национальный план противодействия коррупции сроком на два года выпускался шесть раз: 2008, 2010, 2012, 2014, 2016. В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 г., утвержденный Указом Президента Российской Федерации 29 июня 2018 г.1

1 См.: Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71877694/#1000.

Мероприятия, предусмотренные данным документом, направлены на решение следующих задач по противодействию коррупции: совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе

52

С. С. Арсентьева

антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц; систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции; повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

Напрашивается вопрос, почему «в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, что всякое противодействие ей обречено на провал...»1

Думаю, что это связано с расхождение слов по противодействию коррупции и распространенностью коррупционных преступлений — разлад с действительностью. Планы по противодействию коррупции принимаются, а почва для коррупционных преступлений остается благодатной.

Причиной этому, как представляется, является то, что в борьбе по искоренению этого зла не учитываются условия и особенности совершения коррупционных преступлений. Жизненной формой коррупционных преступлений, образно говоря, является кустарник. Как известно в отличие от деревьев кустарник не имеет во взрослом состоянии главного ствола и куст состоит из множества стеблей. Ликвидация одного стебля не сказывается на жизненности куста в целом. Такое противодействие коррупции не дает ожидаемого практического характера.

Стоит проиллюстрировать это на примере, знакомство с которым породит у любого исследователя множество вопросов достигнута ли цель противодействию коррупции привлечение лица к уголовной ответственности.

К. признана виновной в том, что являясь заместителем начальника следственного отдела, покушалась на получение через посредника взятки в виде денег в крупном размере от директора коммерческой фирмы Д. за непривлечение его к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, и привлечение вместо него другого лица.

Во исполнение задуманного К., получив от Д. копию паспорта Я. и документы, содержащие ложные сведения о том, что именно Я. являлся директором коммерческой фирмы, совместно со следователем Ж. подготовили с использованием

1 Противодействие коррупции в Российской Федерации : учебник / Е. А. Глухов [и др.]; под ред. А. И. Землина, В. М. Корякина. М. : МПСУ, 2013. С. 3.

компьютерной техники тексты показаний от имени Д., Я. и работников фирмы, внеся в них заведомо ложные сведения и приобщив их к материалам уголовного дела в качестве доказательств. Впоследствии К. составила постановление о привлечении Я. в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 171 УК РФ, указав заведомо ложные сведения о том, что именно он, являясь директором коммерческой фирмы, осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность, получив при этом доход в крупном размере. К. составила протокол допроса обвиняемого Я. без его фактического поведения, внеся в него заведомо ложные сведения о том, что он признает себя виновным в предъявленном ему обвинении, а затем приобщила указанные документы к материалам уголовного дела.

Таким образом, К. незаконно привлекла заведомо невиновное лицо — Я. к уголовной ответственности по ч.1 ст. 171 УК РФ.

Помимо этого К. совершила незаконные действия, сопряженные с фальсификацией доказательств по уголовному делу, а именно: изъяла из данного дела документы, свидетельствующие о невозможности совершения Я. незаконного предпринимательства из-за отсутствия у него каких-либо полномочий в коммерческой фирме, и составила документы, подтверждающие процессуальный статус Я. как подозреваемого (обвиняемого).

К составила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Д. за отсутствием в его действиях состава преступления. Одновременно с этим она составила обвинительное заключение по обвинению Я. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 171 УК РФ, и направила уголовное дело прокурору для принятия решения в порядке, предусмотренном ст. 221 УПК РФ.

23 июля 2012 г. посредник передачи взятки получил первую часть взятки в сумме 300 тыс. рублей, а 3 октября 2012 г. при получении оставшейся части он был задержан сотрудниками правоохранительных органов.

Действия К. квалифицированы по ч.3 ст. 30, пп. «а», «в» ч.5 ст. 290, ч.2 ст.303 и ч.1 ст. 299 УК РФ2.

На пресс-конференции 14 декабря 2017 года Владимир Путин отметил, что больших изменений к лучшему в деятельности правоохранительных органов пока не видно. «Это связано с коррупцией и просто с низкой организацией работы, с отсутствием должного контроля».3 Он признал, что это сложный вопрос и высказал

2 Бюллетень Верховного Суда. 2018. № 10.

3 Пресс-конференция Президента России Владимира Путина. URL: https://rg.ru/2017/12/14/prezident-v-pravoohranitelnoj-sfere-mozhno-vvesti-rotaciiu-kadrov. html.

Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 4, вып. 3

Об условиях и особенности обстановки при совершении коррупционных преступлений

53

как возможный вариант разрешение вопроса о ротации кадров в правоохранительных органах.

Как мне представляется, ротация кадров привнесет какую-то лепту в противодействие коррупции, но не решит этот сложный вопрос, да и потребует значительных материальных затрат. Необходимы предпринять кардинальные меры для искоренения этого зла. Привлечение отдельных лиц к уголовной ответственности не ведет к достижению задач по искоренению коррупции и это очевидно. Необходимо искоренить условия, порождающие коррупционные преступления, которые совершаются в обстановки предательства, как правило, не одного человека.

Первыми шагами в этом направлении можно предложить:

— создать специальный орган борьбы с коррупцией — Комитет по борьбе с коррупци-

Дата поступления: 22.03.2019

Дата принятия к опубликованию: 24.03.2019

ей с собственным следственным аппаратом, исключив надзор прокуратуры за данным органом;

— комиссары Комитета по борьбе с коррупцией должны быть в министерствах и ведомствах с соответствующими контрольными полномочиями;

— исключить уголовную и административную ответственность за мелкое взяточничество, предусмотрев за получение взятки в сумме до 50 000 рублей дисциплинарную ответственность с одним видом дисциплинарного взыскания — увольнение с запретом занимать руководящие должности в любых учреждениях Российской Федерации пожизненно с отметкой увольнения за взяточничество (предательство интересов службы).

Сведения об авторе

Арсентьева Светлана Степановна — доцент кафедры уголовного процесса и экспертной деятельности Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук. [email protected]

Библиографическое описание: Арсентьева, С. С. Об условиях и особенности обстановки при совершении коррупционных преступлений / С. С. Арсентьева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — Т. 4, вып. 3. — С. 51 — 53.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 3. Pp. 51—53.

About the conditions and features of the situation when committing corruption offenses

S.S. Arsent'eva

Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia. Krim@csu. ru

The point of view about need of change of a view of anti-corruption in the Russian Federation is presented in article and the opinion of the author on need of creation of special bodies on fight against corruption and entering of corresponding changes into the legislation providing legal responsibility for corruption crimes is expressed.

Keywords: law, corruption, Committee on fight against corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.