DOI 10.24412/2227-7315-2023-2-235-243 УДК 34.06
С.Е. Якушева
ОБ УСИЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА
Введение: в настоящей статье рассматривается вопрос усиления некоторых направлений прокурорского надзора в условиях введения в отношении Российской Федерации санкционных ограничений и проведения специальной военной операции. Цель: на основе анализа нормативно-правовых актов и сложившейся прокурорской практики детальное изучение направлений прокурорского надзора, которые необходимо считать первоочередными в условиях сложившейся ситуации, а также разработка предложений, направленных на совершенствование прокурорского надзора в рассматриваемых сферах правоотношений. Методологическая основа: общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез, индукция, дедукция и логический), частнонаучные методы познания (научно-статистический и формально-юридический). Результаты: в результате изменения внешнеполитической ситуации меняется внутренняя политика России, что находит свое отражение как в федеральных законах, так и подзаконных актах органов прокуратуры РФ. Перед органами прокуратуры поставлены задачи по усилению прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности. Анализируется прокурорская практика, свидетельствующая о многочисленных нарушениях закона в сфере здравоохранения (также в сфере снабжения лекарственными препаратами), что недопустимо, в том числе в условиях спецоперации и мерах, принимаемых органами прокуратуры по выявлению и пресечению данных правонарушений. Выводы: в условиях санкционных ограничений и проведения специальной военной операции следует принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, а также поднимать вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности, включая уголовную. При этом все принимаемые меры должны быть комплексными и в быть направлены на устранение основных причин, способствовавших нарушениям.
Ключевые слова: прокуратура, соблюдение прав человека, военная политика, здравоохранение, приоритетные направления надзора, медицинское обеспечение, безопасность.
© Якушева Светлана Евгеньевна, 2023
Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Yakusheva Svetlana Evgenievna, 2023
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Prosecutorial Supervision and Criminology (Saratov State Law Academy) 235
S.E. Yakusheva
ON STRENGTHENING CERTAIN AREAS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE CONTEXT OF MILITARY CONFLICT
Background: this article discusses the issue of strengthening certain areas of prosecutorial supervision in the context of the imposition of sanctions restrictions on the Russian Federation and a special military operation. Objective: on the basis of an analysis of regulatory legal acts and established prosecutorial practice, a detailed study of the areas of prosecutorial supervision that should be considered priority in the current situation, as well as the development of proposals aimed at improving prosecutorial supervision in the areas of legal relations under consideration. Methodology: general scientific methods (dialectical, analysis, synthesis, induction, deduction and logical), private scientific methods of cognition (scientific, statistical and formal-legal). Results: as a result of a change in the foreign policy situation, Russia's internal policy is changing, which is reflected both in federal laws and by-laws of the prosecutor's office of the Russian Federation. The prosecutor's office has been tasked with strengthening prosecutor's supervision over the implementation of laws, compliance with the rights of citizens in connection with the measures taken in the Russian Federation to support the economy and social sphere, as well as in connection with the introduction of certain restrictions on the implementation of financial, economic and other activities. Prosecutor's practice is analyzed, testifying to numerous violations of the law in the field of health care (including in the field of drug supply), which is unacceptable, including in the conditions of a special operation, as well as measures taken by the prosecutor's office to identify and suppress these offenses. Conclusions: under the conditions of sanctions restrictions and a special military operation, comprehensive prosecutorial response measures should be taken, and the issue of bringing officials to justice, including criminal responsibility, should be raised. At the same time, all measures taken should be comprehensive and should be aimed at eliminating the main causes that contributed to the violations.
Key-words: prosecutor's office, respect for human rights, military policy, health care, priority areas of supervision, medical care, security.
Мировая история не знает таких периодов времени, когда человечество позволило бы себе существование на планете без военных конфликтов. Действительно, в настоящее время в мире насчитывается порядка двух сотен государств (подсчет которых также весьма сложен), различающихся по политическому весу, военной мощи и уровню экономического развития. Нарушение принципа суверенного равенства государств, является, как правило, основной причиной возникновения военных конфликтов, влекущих за собой не только вооруженное противоборство конфликтующих сторон и «втягивание» в конфликт иных участников мирового сообщества, но и, как следствие, нестабильность мировой экономической ситуации и создание угрозы жизни населению.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» в число первоочередных задач, на выполнение которых направлена внешнеполитическая деятельность нашего государства, является «...формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся очагов напряженности и конфликтов на их территориях и предотвращению возникнове-
ния таких очагов и конфликтов», а также «...всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, в том числе в различных международных форматах» (п. «е», «з» п. 3 Концепции)1.
Данные положения нашли свое продолжение в Военной доктрине РФ, утвержденной Указом Президента РФ № Пр-2976 от 25 декабря 2014 г., в п. 18 которой определено, что «.военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников»2.
Как видно из данных нормативно-правовых актов, внешняя политика Российской Федерации носит мирный и добрососедский характер, не предполагающий агрессию в отношении других государств. Однако недружественные действия некоторых иностранных государств поставили под угрозу целостность и суверенитет России, в силу чего 24 февраля 2022 г. Президентом РФ на основании ст. 51 ч. 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации Российской Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля 2022 г. договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой было принято решение о проведении специальной военной операции, направленной на обеспечение суверенитета России и сохранение целостности ее границ.
Сложившаяся внешнеполитическая ситуация не могла не отразиться на внутригосударственных правоотношениях. Потому внутригосударственная политика России была скорректирована путем принятия ряда нормативно-правовых актов, к числу которых можно отнести Федеральный закон № 46-ФЗ от 8 марта 2022 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вводятся некоторые антикризисные меры в целях снижения негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера и повышения устойчивости развития экономики страны. Значимость и своевременность принимаемых государством мер очевидны и не вызывают сомнения3.
Сложившаяся ситуация в стране и мире предопределила необходимость усиления целого ряда направлений прокурорского надзора, как важнейшего гаранта обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты интересов общества и государства в целом, в связи с чем Генеральным прокурором РФ было издано Указание № 140/20 от 11 марта 2022 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке эконо-
1 См.: Указ Президента РФ № 640 от 30 ноября 2016 г. «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 49, ст. 6886.
2 См.: Указ Президента РФ № Пр-2976 от 25 декабря 2014 г. «Военная доктрина Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 30 дек.
3 См.: Федеральный закон № 46-ФЗ от 8 марта 2022 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 11, ст. 1596; № 45, ст. 7665. 2 37
мики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности»1.
Так, к числу приоритетных направлений прокурорского надзора, требующих усиления, отнесены: надзор за исполнением федерального законодательства, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование. При этом особо отмечается, что «...надзор должен носить упреждающий характер, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и прав граждан» (п. 1.3 Указания от 11 марта 2022 г.).
В рамках усиления надзора за исполнением федерального законодательства органы прокуратуры должны особое внимание уделять исполнению законов о валютном регулировании и контроле, о банках и банковской деятельности, в сфере реализации бюджетных средств, в сфере защиты прав субъектов экономической деятельности, оборонно-промышленного комплекса, оборота государственной и муниципальной собственности, импортозамещения, а также в транспортной сфере.
Также необходимо усилить надзор за исполнением филиалами, представительствами и дочерними компаниями иностранных юридических лиц, объявивших о прекращении либо о приостановлении деятельности в РФ, предусмотренных трудовым, налоговым и иным законодательством обязанностей, недопущением злоупотреблений, связанных с односторонним отказом от исполнения договорных, гарантийных и иных обязательств перед потребителями, добросовестными контрагентами, а также перед бюджетной системой.
Однако, несмотря на значимость исполнения федерального законодательства, Генеральным прокурором РФ сделан акцент на первостепенном внимании к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При этом равным образом должны соблюдаться права как граждан Российский Федерации, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства. Оправданное усиление данной отрасли прокурорского надзора связано с защитой прав граждан, эвакуированных с приграничных территорий.
Приоритетными направлениями в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина установлены: надзор за исполнением в сфере трудовых отношений (в первую очередь по пресечению фактов задержки заработной платы и иных нарушений прав работников), ценообразования на продукты питания и иную социально значимую продукцию. Генеральный прокурор РФ ориентирует нижестоящих прокуроров не допускать ценовые сговоры по завышению цен и тарифов на продовольственные товары. Особое внимание следует уделять исполнению законов о занятости населения (в целях предотвращения роста безработицы), миграционного законодательства, законодательства о пенсионном обеспечении, о потребительском и ипотечном кредитовании.
Во исполнение названного выше Указания Генерального прокурора РФ руководителями региональных прокуратур изданы свои указания, учитывающие
1 Указание Генерального прокурора Российской Федерации № 140/20 от 11 марта 2022 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйствен-238 ной и иной деятельности» // Законность. 2022. № 5.
специфику региона и его экономические возможности. Примером может послужить Указание прокуратуры Новгородской области № 61/7 от 30 марта 2022 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности», которым детализировано распределение полномочий по усилению приоритетных направлений прокурорского надзора между территориальными и специализированными прокуратурами названной области с привлечением сил и средств региональных органов власти и правоохранительных органов.
В рамках исполнения Указания Генерального прокурора РФ № 140/20 органами прокуратуры Новгородской, Ростовской, Московской областей, прокуратурой Краснодарского края и др. особое внимание уделено соблюдению прав граждан, прибывших из Луганской и Донецкой народных республик: взят на личный контроль вопрос прибытия граждан, вынужденно покинувших территории ЛНР и ДНР. Совместно с органами исполнительной власти регионов, УФСБ, УМВД, органами местного самоуправления, органами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организован сбор сведений о лицах данных лицах в целях их дальнейшего размещения, возможного трудоустройства, а также предупреждения проникновения на территорию РФ членов террористических формирований для осуществления данной деятельности.
Так, прокуратурой Новгородской области были приняты меры, направленные на усиление надзора за соблюдением прав и свобод граждан, эвакуированных в Российскую Федерацию с приграничных территорий (Указание прокуратуры Новгородской области № 46/7 от 14 марта 2022 г. «О проведении проверок соблюдения прав граждан, эвакуированных в Российскую Федерацию с приграничных территорий»).
Прокуратурой Новгородской области обеспечен выездной прием лиц, прибывших на территорию области, в местах их временного размещения, постоянное функционирование «горячих» линий для оказания правовой помощи эвакуированным гражданам. При этом не нарушая функционирования пунктов временного размещения, проводятся регулярные проверки санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, а также проверки по обеспечению продовольствием и медикаментами, оказанию медицинской, психологической помощи и содействии в трудоустройстве.
Безусловно, особого внимания требует усиление надзора по соблюдению прав наименее защищенных категорий граждан, в том числе прибывших с приграничных территорий — инвалидов, престарелых и несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом следует иметь в виду усиление прокурорского надзора в сфере материального обеспечения и медико-психологической поддержки, а говоря о несовершеннолетних, в том числе в сфере образования.
Не умаляя значимости и необходимости усиления уже обозначенных направлений прокурорского надзора, полагаем, что первостепенного и наиболее пристального внимания требует надзор в сфере здравоохранения, ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия, поскольку именно в данной сфере органами прокуратуры выявляется наибольшее количество нарушений.
Впервые с ажиотажем на целый ряд лекарственных препаратов, зачастую не вполне обоснованным, нередко искусственно спровоцированным самими производителями, Российская Федерация столкнулась в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Ситуация повторилась в феврале-марте 2022 г., что было обусловлено началом проведения специальной военной операции и исчезновением некоторых импортных медицинских препаратов из аптечных пунктов. Ажиотаж на лекарственные препараты «подогревается» недобросовестными СМИ в целях нагнетания общей обстановки вокруг специальной военной операции.
В связи с этим Генеральный прокурор РФ просит нижестоящих прокуроров особое внимание уделить надзору в сфере здравоохранения, ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия (п. 2.1., 2.6., 2.18., 3.5 Указания № 140/20 от 11 марта 2022 г.).
Органы прокуратуры обязаны принимать меры к недопущению завышения цен на лекарственные средства. В связи с поступающими в органы прокуратуры жалобами на рост цен Генеральная прокуратура поручила региональным органам прокуратуры провести дополнительные проверки обоснованности формирования цен на лекарства участниками фармацевтического рынка. Так, после вмешательства прокуратуры 930 аптек в Москве снизили отпускную стоимость тест-систем на 45-57%, 143 аптеки Санкт-Петербурга снизили цены на 8-15%, аптеки Московской области — на 10-20%. Цены на них также были снижены в Приморском крае, Астраханской, Иркутской, Свердловской областях и в других регионах страны.
В иных регионах (Башкирии, Архангельской, Нижегородской, Челябинской областях) прокуроры добиваются восполнения аптеками запасов жизненно важных лекарственных препаратов1.
Весьма показательными являются результаты деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения в Еврейской автономной области (далее — ЕАО).
Система здравоохранения данного региона длительное время характеризуется рядом неразрешенных проблем: низким уровнем организации данной сферы и управления ею, острым дефицитом медицинских кадров, несовершенством системы оплаты труда, недофинансированием ряда мероприятий, с одной стороны, и неосвоением бюджетных средств в рамках национального проекта «Здравоохранение» — с другой, отсутствием планирования деятельности по закупке лекарств и другими, которые напрямую сказываются на продолжительности и качестве жизни людей и формируют отрицательную демографическую тенденцию в регионе.
По сведениям Росстата численность населения Еврейской автономной области за год сократилась на 1 805 человек и на 1 января 2022 г. составляет 156,5 тыс. человек; число умерших в 2021 г. (2801) превысило число родившихся почти в 2 раза (1440).
Показатель смертности от всех причин в ЕАО (17,9%) превышает показатель по Дальневосточному федеральному округу (15,6%) и среднероссийский (16,8%),
1 См.: Васильева Н. Прокуратура проверит обоснованность цен на лекарства // Парламентская газета. Издание Федерального Собрания РФ (2022). URL: https://www.pnp.ru/economics/ genprokuratura-proverit-obosnovannost-cen-na-lekarstva.html (дата обращения: 22.10.2022).
уровень младенческой смертности вырос с 6,1% до 10,9%, что выше показателя по округу в 2,1 раза, общероссийского — в 2,7 раза1.
Ситуация в проверяемой сфере ежегодно усугубляется, что прежде всего связано с ненадлежащей реализацией полномочий региональными органами власти. Департаментом несвоевременно разработана территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. Только в рамках работы комиссии указанная программа утверждена постановлением правительства ЕАО от 28 марта 2022 г. № 87-пп.
В нарушение ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации департаментом на очередной финансовый год не утверждены государственные задания для учреждений здравоохранения; ведомственный контроль за их деятельностью фактически не осуществляется, за последние два года проверки не проводились.
Установлено неприведение региональной государственной программы «Здравоохранение в Еврейской автономной области на 2016-2023 годы» в соответствие с финансовым обеспечением, предусмотренным законом ЕАО от 14 декабря 2021 г. № 49-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», что может привести к несвоевременной реализации программных мероприятий, существенно снизить их эффективность, повлечь нарушения бюджетного законодательства. В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации курирующему заместителю председателя правительства ЕАО — начальнику департамента 30 марта 2022 г. объявлено предостережение.
В регионе на протяжении последних лет остается критически низким (32%) показатель укомплектованности медицинских учреждений врачами, общий дефицит составляет 854 специалиста. Сохраняется острая нехватка кардиологов, онкологов, хирургов, врачей скорой помощи. При этом коэффициент совместительства почти в два раза выше среднероссийского. В общероссийской базе «Работа в России» размещено лишь 7% вакансий. Низкая эффективность работы по привлечению совместно с органами занятости квалифицированных кадров повлекла за собой внесение представлений об устранении нарушений закона руководителям учреждений здравоохранения и территориального центра занятости населения данного региона2.
Таким образом, полагаем, что на сегодняшний день в рамках усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения органам прокуратуры необходимо проводить анализ состояния законности и самостоятельное планирование работы на данном направлении, при этом комплексно оценивать состояние законности в сфере здравоохранения.
Региональные прокуратуры должны оказывать практическую помощь районным (городским) прокуратурам в организации надзора с выездом на места, а также путем направления последним информационных писем, обзоров, методических рекомендаций, при этом не ограничиваясь только направлением поручений.
На сегодняшний день сформирована судебная практика по искам прокуроров о взыскании с региональных департаментов здравоохранения компенсации мо-
1 См.: Демография. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт (2022). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 22.10.2022).
2 См.: Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Материалы прокурорской практики Еврейской автономной области за февраль-март 2022 года. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения: 22.10.2022). 241
рального вреда в связи с несоблюдением сроков обслуживания рецептов, потому полагаем, что данный опыт органам прокуратуры следует активнее использовать в своей работе.
В целях достижения наибольшей эффективности принятых мер прокурорского реагирования органам прокуратуры необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений. Также необходимо повысить качество актов прокурорского реагирования в данной сфере, избегая «дробления» мер прокурорского реагирования в «погоне» за и искусственным наращиванием показателей, а также — исключить принятие необоснованных мер прокурорского реагирования. Не допускать случаев снятия с контроля актов реагирования, которые рассмотрены формально.
В виду наличия фактов простоя дорогостоящего (зачастую многомиллионного) медицинского оборудования, закупленного регионами в рамках национального проекта «Здравоохранение» органы прокуратуры должны усилить надзор за исполнением законодательства о контрактной системе при закупках лекарственных средств для льготных категорий граждан, а также на постоянной основе осуществлять мониторинг использования медицинского оборудования учреждениями здравоохранения, в том числе поставленного в рамках указанного национального проекта, своевременно реагируя на факты его простоя.
Поскольку одним из основных вопросов, требующих усиленного внимания остается вопрос с обеспечением лекарствами, полагаем, что основная причина сложившейся ситуации — невыполнение региональными департаментами предоставленных полномочий, отсутствие эффективного планирования и ведомствен-и ного контроля, ненадлежащее управление товарными запасами (хранение на ? складах лекарственных средств с истекшими сроками годности), недостоверность а сформированной потребности (а иногда полное отсутствие сводной лекарственной g потребности) и как следствие — невыполнение плана по закупке лекарственных i препаратов для льготной категории граждан.
| Считаем, что в сложившихся в настоящее время условиях санкционных
1 ограничений и проведения специальной военной операции следует принимать
| исчерпывающие меры (включая усиление надзора по формированию сводной
ф
| потребности в лекарственных средствах, объективность поступивших заявок § учреждений здравоохранения, их полноту) в целях обеспечения населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, не ограничиваясь | при этом такими средствами прокурорского реагирования как представление | и предостережение, а поднимать вопрос о привлечении должностных лиц к от-& ветственности, включая уголовную. При этом все принимаемые меры должны | носить комплексный характер и в первую очередь должны быть направлены на g устранение основных причин, способствовавших нарушениям. § Также следует принимать дополнительные меры координационного характера
| с целью активизации работы органов, уполномоченных на проведение оператив-J но-разыскной деятельности, по выявлению и раскрытию преступлений в сфере здравоохранения.
Подводя итог рассмотрения основных направлений, требующих усиления прокурорского надзора в настоящее время, необходимо сказать, что моральное состояние населения не менее важны, чем его физическое состояние.
В условиях «информационный войны» и массового распространения фейко-242 вых новостей (англ. fake news), в первую очередь через ресурсы сети интернет,
полагаем, что весьма важным направлением, требующим особого внимания со стороны органов прокуратуры, является совместная работа с иными государственными, в том числе правоохранительными органами, по постоянному мониторингу сети интернет и других СМИ с целью выявления и предотвращения распространения заведомо недостоверной информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на социальную и экономическую сферу и провоцирующей повышение градуса тревожности у населения.
При этом особую значимость в условиях военных конфликтов приобретает деятельность органов прокуратуры по правовому просвещению и проведению разъяснений как норм действующего законодательства, закрепляющего порядок получения средств государственной поддержки и механизм защиты прав граждан. Примечательно то, что п. 2.22 Указания уточняется, что разъяснения должны касаться исключительно правовых аспектов сложившейся ситуации, что соответствует принципу деполитизации органов прокуратуры.
Несмотря на то, что в названном Указании данное направление отражено в качестве приоритетного на современном этапе, тем не менее, полагаем, что исключительно надзорных мероприятий органов прокуратуры в решении данного вопроса не достаточно, а потому кроме реализации надзорных полномочий органам целесообразно использовать полномочия, предоставленные законодательством в рамках реализации координационной функции деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, что должно быть более детально регламентировано ведомственными актами органов прокуратуры.
В
о
го
о ^
О
^с о
п
д
ш тз
0 —I
го Ф
1
1 О
Хс
5
тз д
^
X ф
о
X
о
Хс а
ж
ш д
ф §
№
ю м
5
2