Научная статья УДК 342.951:351.858
https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-12
Об усилении административной ответственности за навязывание несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей
Александр Павлович Сунцов1, Алена Александровна Мишунина2*
'Сургутский государственный университет, Сургут, Россия 12Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия '[email protected] [email protected]*
Аннотация. В статье обосновываются рекомендации по усилению мер административной ответственности за навязывание несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей.
В качестве научной методологии использовались: диалектический, формально-юридический, общенаучные методы (анализ, синтез), а также сравнительно-правовой метод.
На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики авторами предлагается для соблюдения запрета на навязывание несовершеннолетним идей, пропаганды смены пола и однополых браков внести соответствующие изменения в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части установления запрета на усыновление ребенка (детей) лицом, сменившим пол.
Ключевые слова: административное законодательство, административная ответственность, правонарушения, традиционные семейные ценности, профилактика, усыновление, охрана прав и законных интересов ребенка
Для цитирования: Сунцов А. П., Мишунина А. А. Об усилении административной ответственности за навязывание несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей // Вестник Сургутского государственного университета. 2024. Т. 12, № 3. С. 114-119. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-12.
Original article
On strengthening administrative responsibility for imposing non-traditional family values on minors
Aleksandr P. Suntsov1, Alena A. Mishunina2*
'Surgut State University, Surgut, Russia '■University of Tyumen, Tyumen, Russia '[email protected] [email protected]*
Abstract. The article substantiates recommendations for strengthening measures of administrative responsibility for imposing non-traditional family values on minors.
The scientific methodology used is dialectical, formal legal, general scientific methods (analysis, synthesis), as well as the comparative legal method.
Based on an analysis of current legislation and law enforcement practice, the authors propose, in order to comply with the ban on imposing ideas on minors, promoting gender reassignment and same-sex marriage, to make appropriate changes to Article 6.21 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation to establish a ban on the adoption of a child (children) by a person who has changed gender.
Keywords: administrative legislation, administrative responsibility, offenses, traditional family values, prevention, adoption, protection of rights and legitimate interests of a child
For citation: Suntsov A. P., Mishunina A. A. On strengthening administrative responsibility for imposing non-traditional family values on minors. Surgut State University Journal. 2024;12(3):114-119. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-12.
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе закрепление на законодательном уровне особенностей реализации права на смену пола потребовало необходимости обсуждения как самой возможности его отнесения к правовому полю, учета соответствующих интересов государства и общества, так и пределов правового регулирования особенностей его реализации соответствующими правовыми нормами с точки зрения учета общечеловеческих ценностей и сложившейся правоприменительной практики соблюдения лицами, сменившими пол и (или) заключившими однополый брак, норм законодательства об усыновлении несовершеннолетних детей.
Полемика в различных кругах, как политических, научных, так и общественных, в отношении вопроса смены пола является актуальной и носит насущный характер. В России есть определенные организации, активно продвигающие эти идеи, поддерживающие нетрадиционные ценности. В первую очередь их разрушительная и пагубная активность направлена на молодежь. В связи с чем возникает необходимость комплексного анализа законодательства в обозначенной сфере в части правового регулирования в Российской Федерации социально значимых соматических прав граждан.
Развитие общества и научных знаний создает новые вызовы и возможности, которые должны быть учтены в контексте прав человека. Такой подход открывает путь для новых исследований и разработки новых концепций, позволяющих эффективно и всеобъемлюще решать проблемы, связанные с сохранением традиционных семейных ценностей, которые связанны с сексуальной ориентацией [1, 2] и репродуктивной функцией человека [3, 4].
По мнению главы государства В. В. Путина, эти социально значимые соматические права
напрямую связаны с созданием семьи и влиянием на демографию и рождаемость. На их реализацию в огромной степени влияют «те жизненные ориентиры, которые закладываются в семье, формируются культурой, образованием, просвещением. Здесь важна работа всех уровней власти, гражданского общества, пастырей традиционных наших религий» [5].
Действующим федеральным законодательством уже установлен ряд норм и положений, вводящих запрет на пропаганду (рекламу) нетрадиционных отношений [6]. Важное концептуальное значение имеют правовые документы, утвержденные Указами Президента Российской Федерации № 400 от 2 июля 2021 г. [7] и № 809 от 9 ноября 2022 г. [8], в которых закреплена необходимость охраны традиционных семейных ценностей и ее обеспечение посредством совершенствования нормативно-правовой базы. Вместе с тем информационное навязывание в западных странах идей смены пола и однополых браков получило в какой-то мере распространение и в нашей стране, в том числе через ресурсы сети Интернет.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом исследования стали правоотношения, возникающие в сфере навязывания несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей. Для более четкого регулирования правовых аспектов соблюдения запрета на навязывание несовершеннолетним идей, пропаганды смены пола и однополых браков авторами обосновывается необходимость внесения соответствующих изменений в статью 6.21 КоАП РФ в части установления запрета на усыновление ребенка (детей) лицом, сменившим пол или заключившим однополый брак.
В ходе исследования использовались: диалектический, формально-юридический,
общенаучные методы (анализ, синтез), а также сравнительно-правовой метод, что позволило всесторонне рассмотреть исследуемые вопросы, урегулированные законодательством разных отраслей права: конституционного, административного, семейного и др.
Цель работы - комплексное исследование законодательства, обоснование сущности, структуры, основных направлений совершенствования мер административной ответственности за правонарушения в области навязывания несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей и разработка на основе полученных результатов рекомендаций по изменению действующего законодательства в исследуемой сфере.
Для достижения постановленной научной цели необходимо решение следующих научных задач:
- проанализировать действующее законодательство Российской Федерации, обуславливающее необходимость установления административной ответственности за правонарушения в области навязывания несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей;
- выявить пробелы и перспективы правового регулирования мер административной ответственности за навязывание несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей;
- обосновать сущность, структуру, основные направления совершенствования мер административной ответственности в исследуемой сфере.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Внесение в 2020 г. изменений в Конституцию Российской Федерации [9] позволило на общегосударственном уровне установить положения о незыблемости традиционных семейных ценностей (п. «в» ч. 1 ст. 114) и защите института брака как союза мужчины и женщины (п. «ж» ч. 1 ст. 72). Действенное закрепление на конституционном уровне этих принципов придает индивиду чувство защищенности для полноправного участия в жизни общества и создания семьи.
В научной литературе [10] отмечается, что международный опыт правового регулирова-
ния в сфере смены пола и однополых браков кардинально отличается. В США и ряде стран Западной Европы такие браки нередко приравниваются к традиционным. Однако в значительном числе стран Азии и Африки за однополые браки [10] или союзы до настоящего времени сохраняется уголовная ответственность.
В нашей стране на конституционном уровне установлено, что в семейных отношениях брак - это разнополый союз мужчины и женщины. Однополые браки, заключенные в иностранных государствах, в России не имеют юридической силы. Также непризнанием в России однополых браков характеризуется административная и судебная практика. Так, в 2005 г. Останкинский районный суд г. Москвы отказал в удовлетворении требования о признании незаконным решения органа загса об отказе в регистрации однополого брака [11]. Конституционный суд РФ с этим решением согласился, указав, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по признанию союзов лиц одного пола [12].
Еще одно решение по анализируемому вопросу было принято в 2010 г. Московским городским судом. Суд поддержал отказ Министерства юстиции РФ в регистрации автономной некоммерческой организации «Движение за брачное равноправие». И определил, что для России неприемлемыми являются цели, заявленные в уставе этой организации, так как они направлены на пропаганду союзов лиц одного пола [13].
Федеральный закон 2013 г. № 135-Ф3 [14] установил административную ответственность (статья 6.21 КоАП РФ) за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, направленную на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок.
Важной поддержкой федерального законодателя в этом вопросе следует рассматривать постановление Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. № 24-П [15], в котором
он определил, что принятие Закона вызвано необходимостью защиты несовершеннолетних от публичной информации, способной причинить вред их моральному развитию. В то же время, по мнению Конституционного суда РФ, принятие закона не влечет как отрицательной оценки государством самих нетрадиционных сексуальных отношений, так и ущемления прав лиц с такими мнениями [15].
Принятие в 2020 г. обозначенных выше изменений в Конституцию Российской Федерации, закрепивших незыблемость традиционных семейных ценностей, а также «угроза утраты» [16] этих ценностей побудили федерального законодателя сделать следующие шаги по усилению мер административной ответственности в исследуемой сфере, а именно:
1) принять Федеральный закон от 24.07.2023 № 386-ФЗ [17]. В обоснование необходимости принятия указанного федерального закона было отмечено следующее: в период с 2016 по 2022 гг. за заменой паспортов из-за «изменения пола» обратились 2 990 человек [18] со следующей динамикой роста: в 2018 г. - в 2,8 раза, в 2019 г. - в 1,2 раза, в 2021 г. - в 1,3 раза и в 2022 г. - в 1,8 раза. В связи с чем Федеральным законом от 24.07.2023 № 386-ФЗ был установлен запрет на смену пола и одновременно установлены следующие положения:
- о расторжении брака при изменении пола одним из супругов;
- о запрете для лиц, изменивших пол, быть усыновителями и опекунами (попечителями) детей;
2) принять Федеральный закон от 5.12.2023 № 479-ФЗ [6]. По мнению профильного Комитета ГД ФС РФ, [16] этот Закон устанавливает комплексный подход в противодействии распространению нетрадиционных отношений. В нем, в частности, установлена административная ответственность за следующие деяния:
- за пропаганду и навязывание информации о нетрадиционных отношениях не только среди несовершеннолетних, но и среди лиц любого возраста (статья 6.21);
- за распространение такой информации среди несовершеннолетних (статья 6.21.2).
Учитывая важность соблюдения запрета на усыновление, опекунство (попечительство) детей лицами, изменившими пол или заключившими однополый брак, считаем необходимым рассматривать их совместное проживание с несовершеннолетними как одну из форм навязывания несовершеннолетним информации, вызывающей у них интерес к нетрадиционным семейным отношениям.
Такую же позицию высказал в своем решении Комитет Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи женщин и детей, который в своем заключении отметил, что проживание ребенка с лицом, сменившим пол, - это одна из форм навязывания ему нетрадиционных семенных ценностей [19]. Такой подход позволяет внести предложение о внесении изменений в часть 3 статьи 6.21.2. КоАП РФ [20], дополнив формулировкой: «без гражданства, а также усыновителями опекунами (попечителями), сменившими пол или заключившими союз с лицом одного пола, признанный браком и зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Для более четкого регулирования правовых аспектов соблюдения запрета на навязывание несовершеннолетним идей о смене пола и однополых браков авторами обосновывается внесение соответствующих изменений в статью 6.21.2. КоАП РФ в части установления запрета на усыновление, опекунство (попечительство) детей лицом, сменившим пол или заключившим однополый брак.
2. Эти изменения направлены на совершенствование правового регулирования по профилактике навязывания несовершеннолетним нетрадиционных семенных ценностей и обеспечение соблюдения лицами, сменившими пол или заключившими однополый брак, правового запрета на усыновление, опекунство (попечительство) несовершеннолетних детей.
3. Одновременно указанные изменения следует рассматривать как меру профилактического характера по сохранению традиционной семьи и незыблемости семейных ценностей.
Список источников
1. Водяная М. Ю., Мирошниченко А. В. Предпосылки правового запрета и пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений в российском законодательстве // Административное и муниципальное право. 2024. № 1. С. 45-61.
2. Дробязко С. Р. Образ жизни личности как предмет конституционно-правовой защиты на примере вопроса о смене пола // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 1. С. 53-57.
3. Василевич Д. Г. Право на жизнь: конституционные и этические проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 8. С. 23-30.
4. Соловьев А. А. Зарубежный опыт нормативного закрепления права несовершеннолетних лиц самостоятельно принимать решение о предоставлении согласия на медицинское вмешательство // Административное и муниципальное право. 2023. № 1. С. 59-71.
5. Послание Президента Федеральному Собранию : послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.02.2024. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 05.12.2022 № 479-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.07.2021. № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022. № 809. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками : указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Чуева Д. И. Однополые браки в США и России: подходы к регулированию сквозь призму судебного толкования // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 3. С. 92-102.
11. Мосгорсуд признал законным отказ ЗАГСа регистрировать однополый брак // РИА Новости : офиц. сайт. URL: https://ria.ru/20050414/39665872. html?ysclid=lyie46ykpu588641345 (дата обращения: 04.08.2024).
12. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 № 496-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Министерство юстиции РФ отказалось регистрировать «Движение за брачное равноправие». URL: https://www.lexpages.ru/news/detail.php?ID=515 (дата обращения: 04.08.2024).
References
1. Vodianaia M. Yu., Miroshnichenko A. V. Prerequisites for the legal prohibition of propaganda of non-traditional sexual relations. Administrative and Municipal Law. 2024;(1)45-61. (In Russ.).
2. Drobyazko S. R. The way of life of an individual as a subject of constitutional and legal protection on the example of the gender reassignment issue. Constitutional and Municipal Law. 2023;(1):53-57. (In Russ.).
3. Vasilevich D. G. The right to life: constitutional and ethical problems. Constitutional and Municipal Law. 2023;(8):23-30. (In Russ.).
4. Solovyev A. A. Foreign experience of legal regulation of the right of minors to independently make a decision on granting consent for medical intervention. Administrative and Municipal Law. 2023;(1):59-71. (In Russ.).
5. Address of the President to the Federal Assembly: message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated February 29, 2024. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
6. On amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offences: Federal Law of December 5, 2022 No. 479-FZ. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
7. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021. No. 400. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (Pt. II). Art. 5351. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
8. On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values: Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022. No. 809. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
9. On the official publication of the Constitution of the Russian Federation as amended: Decree of the President of the Russian Federation dated July 3, 2020 No. 445. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
10. Chueva D. I. Same-sex marriage in the United States and Russia: Approaches to regulation through the prism of judicial interpretation. Comparative Constitutional Review. 2018;(3):92-102. (In Russ.).
11. Mosgorsud priznal zakonnym otkaz ZAGSa registriro-vat odnopolyy brak. RIA Novosti. URL: https://ria. ru/20050414/39665872.html?ysclid=lyie46ykpu588641345 (accessed: 04.08.2024). (In Russ.).
12. On the refusal to accept for consideration the complaint of citizen E. Murzin about the violation of his constitutional rights by paragraph 1 of Article 12 of the Family Code of the Russian Federation: determination of the Constitutional Court of the Russian Federation dated November 16, 2006 No. 496-O. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
14. О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей : федер. закон от 29.06.2013 № 135-Ф3 // СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3208. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н. А. Алексеева, Я. Н. Евтушенко и Д. А. Исакова : постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : заключение Комитета ГД ФС РФ по государственному строительству и законодательству «На проект федерального закона № 217472-8». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/217472-8 (дата обращения: 21.05.2024).
17. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон: от 24.07.2023 № 386-ФЗ // СЗ РФ. 2023. № 31 (часть III). Ст. 5812. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
18. О результатах и основных направлениях деятельности МВД России за 2016-2022 гг. // Министерство внутренних дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://мвд.рф/dejatelmst/results/ annual_reports (дата обращения: 04.08.2024).
19. О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» : заключение Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин, детей по проекту федерального закона № 369814-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/369814-8?ysclid=lygq6dqbp3155688614 (дата обращения: 21.05.2024).
20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.06.2024) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Информация об авторах
А. П. Сунцов - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
А. А. Мишунина - доктор юридических наук, профессор.
13. Ministerstvo yustitsii RF otkazalos registrirovat "Dvizhenie za brachnoe ravnopravie". URL: https:// www.lexpages.ru/news/detail.php?ID=515 (accessed: 04.08.2024). (In Russ.).
14. On amendments to Article 5 of the Federal Law "On the protection of children from information harmful to their health and development" and certain legislative acts of the Russian Federation in order to protect children from information that promotes the denial of traditional family values: Federal Law of June 29, 2013 No. 135-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 26. Art. 3208. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
15. In the case of verifying the constitutionality of Part 1 of Article 6.21 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in connection with the complaint of citizens N. A. Alekseev, Y. N. Evtush-enko and D. A. Isakov: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated September 23, 2014 No. 24-P. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
16. O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federat-sii ob administrativnykh pravonarusheniyakh: zakly-uchenie Komiteta GD FS RF po gosudarstvennomu stroitelstvu i zakonodatelstvu "Na proekt federalnogo zakona No. 217472-8". URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/217472-8 (accessed: 21.05.2024). (In Russ.).
17. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law: dated July 24, 2023 No. 386-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2023. No. 31 (Pt. III). Art. 5812. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
18. O rezultatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel-nosti MVD Rossii za 2016-2022 gg. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. URL: https:// mvd.rf/dejatelnost/results/annual_reports (accessed: 04.08.2024). (In Russ.).
19. O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob ak-takh grazhdanskogo sostoyaniya" i Federalnyy za-kon "Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan Rossiyskoy Federatsii": zaklyuchenie Komiteta Gosudarstvennoy Dumy FS RF po voprosam semi, zhenshchin, detey po proektu federalnogo zakona No. 369814-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/369814-8?ysclid=lygq6dqbp3155688614 (accessed: 21.05.2024). (In Russ.).
20. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on June 22, 2024). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1 (Pt. I). Art. 1. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).
About the authors
Aleksandr P. Suntsov - Doctor of Sciences (Law),
Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.
Alena A. Mishunina - Doctor of Sciences (Law), Professor.