Научная статья на тему 'ОБ УПРАВЛЕНИИ РАДИОСВЯЗЬЮ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ'

ОБ УПРАВЛЕНИИ РАДИОСВЯЗЬЮ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАР / ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС / УПРАВЛЕНИЕ / СВЯЗЬ / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ГАРНИЗОНЫ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басов Вадим Анатольевич, Холостов Александр Львович

Статья посвящена особенностям управления радиосвязью при ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера подразделениями Государственной противопожарной службы. Авторами проведён анализ публикаций и научных работ, в которых отражены вопросы организации и моделирования радиосвязи. Определены параметры, величины, влияющие на обеспечение требуемых характеристик радиосвязи, показано их место в процессе организации и управления радиосвязью на месте выполнения боевой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басов Вадим Анатольевич, Холостов Александр Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RADIO COMMUNICATION MANAGEMENT DURING ELIMINATION OF MAN-MADE EMERGENCIES BY STATE FIRE SERVICE UNITS

Purpose. The article is devoted to the peculiarities of radio communication management during elimination of man-made emergencies by State Fire Service units. The authors have analyzed the publications and scientific works dealing with the issues of radio communication organization and modeling. The parameters and values affecting the provision of the required characteristics of radio communication have been determined. Besides, their place in organizing and controlling radio communication at the combat mission site has been shown. Methods. The analysis of publications and scientific works, dealing with the issues of radio communication organization and modeling has been conducted. The peculiarities concerning radio communication management and organization during elimination of man-made emergencies by State Fire Service units have been analyzed. Based on the analysis, the factors influencing the interaction of subjects performing a combat mission using radio communication have been determined.Findings. The basic data affecting communication management during fire extinction and elimination of man-made emergencies by State Fire Service units have been determined. Research application field. The results obtained can be used to ensure safety when extinguishing fires and eliminating man-made emergencies. Conclusions. It has been shown that radio communication management can be considered as provision of necessary characteristics under existing conditions. In this case, the task of radio communication management will consist of assessing possibility of emergency occurrence and exclusion of critical control modes when the network subscribers have an urgent need to contact other participants, who, in their turn, are already negotiating with the network subscribers.

Текст научной работы на тему «ОБ УПРАВЛЕНИИ РАДИОСВЯЗЬЮ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

УДК 614.842 DOI 10.25257/FE.2021.3.13-20

БАСОВ Вадим Анатольевич Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail\ vabasov6914@mail.ru

ХОЛОСТОВ Александр Львович Доктор технических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail\ a.holostov@academygps.ru

ОБ УПРАВЛЕНИИ РАДИОСВЯЗЬЮ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Статья посвящена особенностям управления радиосвязью при ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера подразделениями Государственной противопожарной службы. Авторами проведён анализ публикаций и научных работ, в которых отражены вопросы организации и моделирования радиосвязи. Определены параметры, величины, влияющие на обеспечение требуемых характеристик радиосвязи, показано их место в процессе организации и управления радиосвязью на месте выполнения боевой задачи.

Ключевые слова: пожар, техногенные ЧС, управление, связь, пожарная охрана, пожарно-спасательные гарнизоны, аварийно-спасательные работы.

Успешность выполнения задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций техногенного характера (ЧС ТХ), в том числе с тушением пожаров, зависит от многих факторов, одним из которых является качество радиосвязи. Система связи -важная часть процесса управления силами и взаимодействия участников ликвидации ЧС ТХ. Она характеризуется такими специфическими показателями, как доступность, управляемость, пропускная способность, оперативность, эффективность, готовность, устойчивость и другими. Обеспечение соответствия связи этим показателям является целью мероприятий по планированию и организации связи.

Управление организацией радиосвязи можно рассматривать как обеспечение в зависимости от исходных условий необходимых характеристик, в качестве которых могут выступать количество абонентов в сети, порядок и продолжительность их переговоров, а также интенсивность возникновения необходимости связи.

В настоящее время основными документами, регламентирующими использование связи в МЧС России, являются Приказ № 633 от 26.12.2018 г. «Об утверждении и введении в действие Руководства по радиосвязи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и «Методические рекомендации по планированию, организации и обеспечению связи в МЧС России» (далее Методические рекомендации).

Существенное влияние на процессы, протекающие в системах связи, оказывает также и порядок

выполнения функциональных задач взаимодействующими должностными лицами - субъектами этого процесса.

Отметим, что основным документом, регламентирующим взаимодействие таких субъектов в процессе тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ (АСР) на территории Российской Федерации, является Приказ № 444, утверждающий «Боевой устав подразделений пожарной охраны». Этот документ определяет порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы. В дальнейшем, в соответствии с этим документом, действия подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ будем именовать «выполнением боевой задачи».

Кроме того, в местных пожарно-спасательных гарнизонах существуют приказы, регламентирующие порядок использования радиосвязи на данных территориях и определяющие взаимодействие субъектов этого процесса.

Проведем анализ управления и организации связи на месте тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ с учётом этих нормативных документов.

Вопросам управления связью в подразделениях Государственной противопожарной службы, как в Методических рекомендациях, так и в Приказе

© Басов В. А., Холостов А. Л., 2021

13

№ 633, отводится целая глава. Рассматриваются организационно-технические основы,принципы, основные структурные элементы системы связи, функции должностных лиц и порядок их действий. Отдельная глава посвящена организации связи в противопожарной службе, в ней говорится о применении радиосвязи, и в соответствующем приложении представлен вариант организации радиосвязи на пожаре.

Однако за рамками этих нормативных документов остались вопросы порядка взаимодействия должностных лиц при выполнении боевой задачи, которые частично (но не всегда достаточно) отражены в приказах, регламентирующих порядок использования радиосвязи в территориальных пожарно-спаса-тельных гарнизонах.

Вопросы организации связи, в том числе и особенности управления подразделениями МЧС России, всегда были очень важными, поэтому им уделялось достаточное внимание в следующих научных публикациях.

В работах [1, 2] представлены основы моделирования и построения сетей оперативной связи в системе управления пожарной охраной, в том числе: экспериментально исследованы информационные потоки в каналах оперативной связи и разработаны модели функционирования сетей оперативной связи, разработаны методики моделирования для анализа и расчёта электромагнитной совместимости радиосредств, предложены и научно обоснованы комплексные критерии для оценки функционирования сетей оперативной связи различного назначения. Рассмотрены особенности эстафетной передачи данных в сетях сотовой связи при ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.

Анализ возможности использования общедоступных сетей мобильной связи для организации функционирования информационных систем органов управления МЧС приводится в работе [3]. Рассматривается пример аппаратно-программной реализации, в которой для информационного обмена используются беспроводные системы связи.

В публикации [4] проанализированы основные требования к подвижным пунктам управления МЧС России, функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС, особенностей создания и функционирования подвижных пунктов управления в системе МЧС России. Рассмотрены принципы, которыми следует руководствоваться при создании подвижных пунктов управления.

Особенности мониторинга мобильных объектов при ликвидации ЧС ТХ рассмотрены в работе [5].

Теоретические основы анализа оперативности передачи информации в автоматизированных системах управления и связи излагаются в работах [6, 7]. Разработан подход к решению проблемы, в отличие от ранее существующих, с учётом структуры циклов управления, объёма информации, передаваемой на каждом этапе цикла, ограничений на время передачи. Приводится методология оценки показателей оперативности передачи информации в циклах управ-

ления, включая математическое описание процессов передачи в условиях внешних воздействий, базовые интегральные уравнения, отражающие особенности функционирования типовых направлений связи, численные алгоритмы решения этих уравнений и расчёта показателей оперативности.

В работах [8-10] рассматриваются проблемы моделирования систем обработки сообщений при управлении силами и средствами. Разработаны модели отдельных случаев взаимодействия сил и средств на пожаре, предложено моделировать систему управления на пожаре на основе сети массового обслуживания, что позволяет оценить вероятностные состояния системы и сформулировать предложения по совершенствованию её работы. Приводится анализ сценариев развития событий, методов планирования и управления при пожарах с учётом обеспечения безопасности личного состава.

Как видно из проведённого анализа публикаций по организации и управлению связью, только в некоторых работах [8-10] исследуется непосредственная организация связи в подразделениях на месте ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций подразделениями МЧС (в частности пожарной охраны). При этом в большинстве работ не учитываются особенности управления, которые определены новыми нормативными документами, в частности, Приказом № 444, определяющим порядок взаимодействия должностных лиц, выполняющих боевую задачу.

В работе [11] показана возможность моделирования состояний сети радиосвязи на пожаре с использованием теории массового обслуживания, разработаны математические модели, позволяющие определить вероятности состояний сети для трёх вариантов организации радиосвязи.

В данной статье мы ограничились анализом лишь основных работ в области управления и организации связи на месте выполнения боевой задачи подразделениями пожарной охраны. К сожалению, формат статьи не позволяет привести более подробный анализ всех публикаций, общее количество которых, по нашим оценкам, составляет более 30. В этих работах рассматриваются как технические, так и организационно-управленческие решения по управлению связью.

П0СТАН0ВКАЗАДАЧИ

Аля подробного анализа особенностей управления связью выделим важные с точки зрения процесса взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в тушении пожара или ликвидации ЧС ТХ, положения Методических рекомендаций, Приказа № 444 (Боевого устава пожарной охраны) и Приказа № 633 (Руководства по радиосвязи).

Организация связи в пожарно-спасательном гарнизоне имеет свои специфические особенности, поэтому в «Методических рекомендациях по планированию, организации и обеспечению связи в МЧС

России» отдельно рассматривается связь в Федеральной противопожарной службе.

Далее проанализируем основные положения этого документа.

«19. Радиосредства применяются для организации линий прямой связи ... в зоне пожара, ... в качестве резервного или основного средства передачи (приема) всех видов сообщений, . и (должны) составлять основу радиосетей управления при тушении пожаров и проведении АСДНР в зонах ЧС.

20. Радиосвязь организуется, как правило, в радиосетях и радионаправлениях.

198. Связь на пожаре организуется на основе типовых вариантов и предназначена для управления пожарными силами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией между боевыми подразделениями.

. Для обеспечения управления силами и средствами подразделений, их взаимодействия на месте пожара (вызова) связь организуется между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками участков (секторов) тушения пожара, а при необходимости и с пожарными автомобилями. При этом используются УКВ радиосредства (носимые, автомобильные), средства транкинговой связи ...

230. . Необходимое количество радиосетей определяется схемой организации управления гарнизона пожарной охраны.

233. Основным видом связи на пожаре является радиосвязь ...

234. Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками участков (секторов) тушения пожара и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой подразделений пожарной охраны, уточнение обстановки и получение информации о пожаре.

238. . Связь, организуемая на пожаре, предназначена для обеспечения устойчивого информационного обмена между руководителем тушения пожаром (РТП) и подразделениями ФПС, участвующими в тушении пожара, управления работой этих подразделений и получения от них сведений об обстановке на месте пожара .

239. Для обеспечения оперативной связи применяются носимые и автомобильные УКВ радиостанции .

Для взаимодействия между участками (секторами) тушения пожара (подразделениями), работающими на пожаре, организуется связь между начальниками участков (секторов) тушения пожара (подразделений) ...

246. . Организация связи в районе ЧС зависит от характера и масштабов ЧС, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил РСЧС.

Развертывание системы связи в районе ЧС осуществляется поэтапно по мере прибытия оперативных групп и спасательных формирований.

Связь в оперативных группах и спасательных формированиях организуется своими силами и средствами в соответствии с принятой структурой управления».

При всей значимости всех видов связи, упоминаемых в «Методических рекомендациях», следует особо выделить радиосвязь на месте пожара или проведения аварийно-спасательных работ, поскольку именно от её грамотной организации зависит успешность выполнения боевой задачи, а также безопасность личного состава и спасаемых людей.

Отметим, что в соответствии с пп. 230, 233, 238, 239 радиосвязь на месте тушения пожара для управления подразделениями, участвующими в тушении пожара или проведения АСР организуется с использованием специально выделенной радиосети. Очевидно, что именно эта радиосеть будет существенно загруженной, и организация взаимодействия в ней будет влиять на успешность выполнения боевой задачи, а также на безопасность личного состава и спасаемых людей.

Руководство по радиосвязи в основном повторяет положения Методических рекомендаций, за исключением небольших уточнений.

«161. Схема организации радиосвязи разрабатывается применительно к условиям пожарно-спа-сательного гарнизона с учетом тактико-технических возможностей применяемых радиостанций и электромагнитной обстановки в пожарно-спасательном гарнизоне.

162. ... Носимыми радиостанциями оснащается личный состав подразделений, работающих на пожаре.

186. ... Для организации управления на пожаре обеспечивается связь между руководителем тушения пожара и оперативным штабом (начальником штаба), начальником тыла, начальниками боевых участков и, при необходимости, с пожарными автомобилями

194. Основанием для подачи сигнала бедствия MAYDAY могут считаться следующие аварийные ситуации с газодымозащитником, звеном ГДЗС, другим участником тушения пожара или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

- дезориентация в непригодной для дыхания

среде;

- ... невыход на связь звена ГДЗС в течение 3 минут;

- доклад постового на посту безопасности о невыходе на связь звена ГДЗС в течение 3 минут».

Теперь проанализируем особенности организации и управления связью в соответствии с Боевым уставом пожарной охраны.

1. Основной единицей является звено ГДЗС или отделение. Должностным лицом, руководящим работой звена (отделения) и осуществляющим взаимодействие с вышестоящим должностным лицом, является командир звена (отделения).

2. Существует определённая периодичность обязательных радиосообщений. Обязательными сообщениями в процессе радиообмена являются:

- сообщение командира звена посту безопасности о прибытии на место выполнения боевых действий и давлении в СИЗОД;

- один раз в 10 минут контрольный выход на связь командира звена ГДЗС (отделения) с постом безопасности;

- в случае приближения к минимально допустимому давлению в СИЗОД пост безопасности выдаёт команду на выход с места выполнения боевых действий.

Остальные сообщения возникают в случайном порядке и интенсивность их появления в радиосети обусловлена особенностями выполнения боевых действий.

3. Основной радиообмен идёт с руководителем тушения пожара (РТП) или руководителем аварийно-спасательных работ (РАСР). Достаточно высокая интенсивность сообщений инициируется командирами звеньев (отделений). Интенсивность сообщений, инициируемая постами безопасности, относительно невысокая и составляет в соответствии с Боевым уставом не менее 1 сообщения в 10 минут с командирами звеньев и в случае не выхода на связь командиров отделений - с РТП.

В случае возникновения опасности для звена ГДЗС (отделения) командиром звена передаётся три раза подряд слово «MAYDAY» со своим позывным и значением остатка воздуха в СИЗОД.

4. В зависимости от сложности и масштаба выполняемых задач применяется несколько вариантов организации взаимодействия на месте проведения боевых действий.

Отметим, что в работе [1] предлагается учитывать абсолютный приоритет для РТП, однако следует, по нашему мнению, ввести приоритет и среди командиров звеньев.

Примеры организации связи на месте пожара в общем виде приводятся в приложениях 7, 8 к «Методическим рекомендациям по планированию, организации и обеспечению связи в МЧС России». Однако исходя из практического опыта [12] и требований Боевого устава пожарной охраны, представим типовые, наиболее часто встречающиеся варианты организации связи, в зависимости от масштаба возможного пожара или проведения аварийно-спасательных работ.

Первый вариант, когда организуется работа одного караула из двух (или более) звеньев газодымозащит-ной службы (ГДЗС). Данное взаимодействие с использованием средств связи представлено на рисунке 1.

Второй вариант. При увеличении числа звеньев организуются контрольно-пропускной пункт (КПП) и штаб, которые занимают промежуточное место между постами безопасности (ПБ), руководителем тушения пожара и командирами звеньев (КЗ) (рис. 2).

При более масштабных чрезвычайных ситуациях и пожарах создаются боевые участки и сектора. В этом случае варианты организации связи будут носить более сложный характер, поэтому имеет смысл рассмотреть их отдельно за рамками данной статьи.

Таким образом, на основе анализа трёх основных документов (Методические рекомендации, Руководство по радиосвязи и Боевой устав пожарной охраны) и возможных вариантов взаимодействия должностных лиц (рис. 1, 2), можно выделить несколько характерных особенностей, влияющих на обеспечение необходимых вероятностно-временных характеристик радиосвязи и её моделирования.

1. Количество участников радиообмена и их приоритет будут детерминированными и определяются различными вариантами организации радиосвязи (рис. 1, 2).

2. Интенсивность возникновения сообщений в радиосети будет носить случайный характер и вполне может быть описана законом Пуассона.

Учёт детерминированной составляющей (не менее 1 сообщения в 10 минут постов безопасности с командирами звеньев) может быть реализован на основе методики [13] и специально разработанной программы [14]. С помощью методики

Рисунок 1. Организация связи и управления при работе одного караула (два поста безопасности и два звена (отделения))

Figure 1. Communications organization and management during the work of one guard (two security posts and two squads)

РТП

Штаб

КЗ 1

КЗ 2

КЗ 3

КЗ 4

Рисунок 2. Организация связи и управления при создании штаба и контрольно-пропускного пункта

Figure 2. Communications organization and management during headquarters and checkpoint establishment

ПБ 1 КПП

ПБ 2

ПБ 3

ПБ 4

и программы можно также оценить степень влияния детерминированной составляющей и решить вопрос о необходимости её учёта при моделировании. В этом случае плотность распределения промежутков времени между событиями в обобщённом потоке имеет вид [13]:

_ ГШхр(-Ш) при 0 < ^ < Г;

[ЛехрпpиJ-Ъt<t<T + 5t, (1)

где к > 1, И - параметры обобщённого распределения; 8t - бесконечно малый промежуток времени. Величина к может быть получена из уравнения:

ШО + ХТ)"' +ехр(-Ш) = 1.

Математическое ожидание между событиями обобщённого потока с учётом условия (1) имеет вид:

Начальные моменты для обобщённого распределения могут быть определены по соответствующим выражениям [15]:

т

а,. =]>Фо(ОЛ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

где} - порядок момента.

3. Время обслуживания сообщений следует брать с экспоненциальным распределением, поскольку такое сочетание с пуассоновским законом поступления сообщений будет носить наиболее «жёсткий» вариант для дальнейшей оценки вероятностно-временных характеристик сети связи.

4. Параметры интенсивности поступления сообщений и обслуживания можно получить либо на основе анализа статистики существующих пожаров и ЧС ТХ, либо учитывая эти параметры в качестве исходных данных, решая, таким образом, задачу синтеза [16].

Следовательно, управление связью на месте ликвидации ЧС ТХ подразделениями пожарной охраны с учётом особенностей, приведённых выше, будет предполагать обеспечение требуемых характеристик связи в зависимости от интенсивности сообщений, количества субъектов и порядка взаимодействия для различных вариантов организации связи (рис. 3).

Факторы, влияющие на характеристики радиосвязи на месте тушения пожара или проведения АСДНР

Требуемые значения устойчивости, надёжности, бесперебойности, оперативности, эффективности радиосвязи и другие

Рисунок 3. Управление связью на месте ликвидации ЧС ТХ подразделениями пожарной охраны Figure 3. Communications management atthe site of elimination ofman - made emergencies by State Fire Service units

ВЫВОДЫ

Проведён анализ публикаций и научных работ, в которых отражены вопросы организации и моделирования радиосвязи.

С учётом основных нормативных документов (Боевой устав пожарной охраны, Руководство по организации связи и Методические рекомендации по планированию, организации и обеспечению связи в МЧС России) проанализированы особенности

управления и организации радиосвязи при ликвидации чрезвычайной ситуации техногенного характера подразделениями Государственной противопожарной службы. На основе анализа определены факторы, влияющие на взаимодействие субъектов выполнения боевой задачи с использованием радиосвязи.

В качестве таких факторов рассматриваются порядок взаимодействия, интенсивность сообщений и их длительность.

Показано, что процесс управления можно рассматривать как обеспечение необходимых характеристик при существующих (возникающих в процессе выполнения боевой задачи) условиях. В этом случае задача управления радиосвязью будет заключаться в оценке возможности появления и исключении критических режимов управления, когда у абонентов

сети возникает экстренная необходимость связаться с другими участниками, которые, в свою очередь, уже ведут переговоры с абонентами сети.

Обеспечение требуемых характеристик будет влиять на безопасность как участников тушения (выполнения АСДНР), так и спасаемых, а также на успешность выполнения боевой задачи в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зыков В. И. Методологические основы моделирования и построения сетей оперативной связи в системе управления пожарной охраной: дис. ... д-ра техн. наук: 05.13.10. М.: Академия ГПС МЧС России, 2001. 321 с.

2. Зыков В. И. Ромашкова О. Н, Попов И. Л. Безопасное размещение базовых станций мобильной сети связи, определение зоны эстафетной передачи данных в сетях сотовой связи в условиях чрезвычайной ситуации // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение и ликвидация. 2017. № 1. С. 25-29. DOI:10.25257/FE.2017.1.25-29

3. Одоевский С. М., Василевич Е. В. Особенности построения информационной системы обеспечения беспроводной связью органов управления МЧС // Проблемы управления рисками в техносфере. 2008. № 4. С. 149-156.

4. Агеев С. В., Подрезов Ю. В., Головков И. Н. Анализ основных требований к подвижным пунктам управления МЧС России, функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2013. № 2. С. 88-92.

5. Страхолис А. А, Олейников В. Т., Петренко А. Н. Мониторинг местоположения и состояния мобильных объектов, находящихся в районе чрезвычайной ситуации техногенного характера // Материалы международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения» (!№™МАТ1С-2018). М.: РТУ МИРЭА, 2018. Ч. 4. С. 846-849.

6. Азаров Г. И. Способы повышения оперативности передачи информации в системах управления и связи. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. 150 с.

7. Азаров Г. И. Теоретические основы анализа оперативности передачи информации в системах управления и связи. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России 2012. 62 с.

8. Маркова Т. С., Таранцев А. А. Моделирование схемы взаимодействия сил и средств при ликвидации пожара в зоологическом парке // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016. № 1. С. 85-92.

9. Таранцев А. А, Маркова Т. С., Бондарь А. А. Сценарии развития событий и действий оперативных служб при тушении пожаров в зоологическом парке // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2015. № 4. С. 5-12.

10. Пелех М. Т. Модели и методы оценивания и совершенствования деятельности государственной противопожарной службы (на примере Республики Коми) : дис. ... канд. техн. наук. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2009. 143 с.

11. Алешков М. В., Басов В. А, Колбасин А. А, Таранцев А. А, Холостов А. Л. Моделирование сети связи для управления действиями пожарных подразделений при тушении пожаров различной сложности // Пожаровзрывобезопасность. 2019, Т. 28, № 3, С. 59-69. DOI:10.18322/PVB.2019.28.03.59-69

12. Сверчков Ю. М., Коршунов И. В., Андреев Д. В. Организация ГДЗС на пожаре. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 97 с.

13. Манин П. А, Таранцев А. А, Холостов А. Л. О задаче слияния простейшего и регулярного потоков // Проблемы управления рисками в техносфере. 2011. № 4. С. 108-115.

14. Холостов А. Л. Расчёт характеристик обобщённого потока, полученного слиянием простейшего и регулярного потоков. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012610280 от 10.01.2012. Роспатент, 2012.

15. Вентцель Е. С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972. 552 с.

16. Басов В. А. Определение исходных данных для моделирования сети связи при ликвидации ЧС техногенного характера // Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции «Пожаротушение: проблемы, технологии инновации». М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. С. 316-318.

Материал поступил в редакцию 7 июля 2021 года.

Vadim BASOV

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail\ vabasov6914@maii.ru

Aleksander KHOLOSTOV

Grand Doctor in Engineering, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

E-mail\ a.hoiostov@academygps.ru

ON RADIO COMMUNICATION MANAGEMENT DURING ELIMINATION OF MAN-MADE EMERGENCIES BY STATE FIRE SERVICE UNITS

ABSTRACT

Purpose. The article is devoted to the peculiarities of radio communication management during elimination of man-made emergencies by State Fire Service units. The authors have analyzed the publications and scientific works dealing with the issues of radio communication organization and modeling. The parameters and values affecting the provision of the required characteristics of radio communication have been determined. Besides, their place in organizing and controlling radio communication at the combat mission site has been shown.

Methods. The analysis of publications and scientific works, dealing with the issues of radio communication organization and modeling has been conducted. The peculiarities concerning radio communication management and organization during elimination of man-made emergencies by State Fire Service units have been analyzed. Based on the analysis, the factors influencing the interaction of subjects performing a combat mission using radio communication have been determined.

Findings. The basic data affecting communication management during fire extinction and elimination of man-made emergencies by State Fire Service units have been determined.

Research application field. The results obtained can be used to ensure safety when extinguishing fires and eliminating man-made emergencies.

Conclusions. It has been shown that radio communication management can be considered as provision of necessary characteristics under existing conditions. In this case, the task of radio communication management will consist of assessing possibility of emergency occurrence and exclusion of critical control modes when the network subscribers have an urgent need to contact other participants, who, in their turn, are already negotiating with the network subscribers.

Key words: fire, man-made emergencies, management, communications, fire service, fire and rescue garrisons, emergency rescue operations.

REFERENCES

1. Zykov V.I. Metodologicheskie osnovy modelirovaniia i postroeniia setei operativnoi sviazi v sisteme upravleniia pozharnoi okhranoi [Methodological foundations of modeling and construction of operational communication networks in the fire protection management system. Dr. in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2001. 321 p. (in Russ.).

2. Zykov V., Romashkova O., Popov I. Safe deployment of mobile communication network base stations. Data handoff zone determination in cellular networks in emergency situations. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2017, no. 1, pp. 25-29 (in Russ.). DOI:10.25257/FE.2017.1.25-29

3. Odoevskii S.M., Vasilevich E.V. Features of building an information system for providing wireless communication to emergency management bodies. Problemy upravleniia riskami v tekhnosfere (Problems of technosphere risk management), 2008, no. 4, pp. 149-156 (in Russ.).

4. Ageev S.V., Podrezov J.V., Golovkov I.N. The analysis of basic requirements to mobile center of control in system of the ministry of emergency situations of Russia and in functional and territorial subsystems and links of uniform state system of warning and liquidation emergency situations. Problemy bezopasnosti i chrezvychainykh situatsii (Safety and emergencies problems). 2013, no. 2, pp. 88-92 (in Russ.).

5. Strakholis A., Oleynikov V., Petrenko A. Monitoring the location and condition of mobile objects located in the area of a technogenic emergency. In: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii

"Fundamentalnye problemy radioelektronnogo priborostroeniia" (INTERMATIC-2018) [Materials of the international scientific and technical conference "Fundamental problems of radio-electronic instrumentation" (INTERMATIC-2018). Moscow, MIREA - Russian Technological University Publ., 2018. Part 4, pp. 846-849 (in Russ.).

6. Azarov G.I. Sposoby povysheniia operativnosti peredachi informatsii v sistemakh upravleniia i sviazi [Ways to increase the efficiency of information transmission in control and communication systems]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 150 p. (in Russ.).

7. Azarov G.I. Teoreticheskie osnovy analiza operativnosti peredachi informatsii v sistemakh upravleniia i sviazi [Theoretical foundations of the analysis of the efficiency of information transmission in control and communication systems]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 62 p. (in Russ.).

8. Markova T.S., Tarantsev A.A. Circuit simulation of the interaction of forces and means at liquidation of a fire in a zoological park. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii (Bulletin of St. Petersburg State University Fire Service of EMERCOM of Russia). 2016, no. 1, pp. 85-92(in Russ.).

9. Tarantcev A.A., Markova T.S., Bondar A.A. Scenario and activities of this service under the emergency elimination in zoological park. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii (Bulletin of St. Petersburg State University Fire Service of EMERCOM of Russia). 2015, no. 4, pp. 5-12 (in Russ.).

©BasovV., KholostovA., 2021

19

10. Pelekh M.T. Modelii metodyotsenivaniiaisovershenstvovaniia deiatelnosti gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby [Models and methods of evaluating and improving the activities of the state fire service (on the example of the Komi Republic). PhD in Engin. Sci. diss.]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Fire Service of EMERCOM of Russia Publ., 2009. 143 p. (in Russ.).

11. Aleshkov M.V., Basov V.A., Kolbasin A.A., Tarantsev A.A., Kholostov A.L. Modeling the communication network to control the action fire units to extinguish fires of various complexity. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety). 2019, vol. 28, no. 3, pp. 59-69 (in Russ.). D0I:10.18322/PVB.2019.28.03.59-69

12. Sverchkov Yu.M., Korshunov I.V., Andreev D.V. Organizatsiia GDZS na pozhare [Organization of gas and smoke protection service on fire]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 97 p. (in Russ.).

13. Manin P.A., Tarantsev A.A., Kholostov A.L. About one problem mergers of random streams of signals. Problemy upravleniia

riskami v tekhnosfere (Problems of technosphere risk management). 2011, no. 4, pp. 108-115 (in Russ.).

14. Kholostov A.L. Calculation of the characteristics of a generalized flow obtained by merging the simplest and regular flows. Certificate of state registration of the computer program No. 2012610280 dated January 10, 2012. Moscow, Rospatent, 2012 (in Russ.).

15. Ventsel E.S. Issledovaniye operatsiy [Operations research]. Moscow, Sovetskoye radio Publ., 1972. 552 p.

16. Basov V.A. Determination of initial data for modeling a communication network during the elimination of technogenic emergencies. In: Sbornik tezisov dokladov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Pozharotushenie: problemy, tekhnologii innovatsii" [Proceedings of the international scientific and practical conference "Firefighting: problems, technologies and innovations"]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2018. Pp. 316-318 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.