Научная статья на тему 'Об управлении педагогическим персоналом в условиях организации профильного обучения'

Об управлении педагогическим персоналом в условиях организации профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юпатова Е. А.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Достижение российской системой общего образования уровня развития, обеспечивающего её способность конкурировать с системами образования передовых стран, связывается сегодня с её глубокой и всесторонней модернизацией, с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об управлении педагогическим персоналом в условиях организации профильного обучения»

Коэффициент сохранения информации определяется как отношение количества информации, воспроизведенной через определенный промежуток времени к количеству информации, воспроизведенной непосредственно после восприятия. Таким образом, усвоение, то есть переведение в долговременную память иконической информации протекало в два раза продуктивнее, чем индексальной и в полтора раза - символической.

Таким образом, вопросы правильной организации поля восприятия являются центральными при разработке учебной аудиовизуальной информации.

Список литературы:

1. Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред. К.Э. Разлогов. - М., 2005.

3. Моррис Ч.У. Основания теории знаков. - В кн.: Семиотика. - М., 1983.

4. Социальная философия: словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М.: Академический Проект, 2003.

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© Юпатова Е.А.*

Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Достижение российской системой общего образования уровня развития, обеспечивающего её способность конкурировать с системами образования передовых стран, связывается сегодня с её глубокой и всесторонней модернизацией, с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Как создать условия для равновесия между центростремительной силой личности и центробежными силами внешней культуры?

С.И. Гессен «Основы педагогики».

Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, определены, как известно, в пакете значимых нормативных доку-

* Директор

ментов, таких, как Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному собранию, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная программа развития образования на 2005-2010 годы и, наконец, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Эти документы ориентируют школу, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.

Для решения этих задач предусматривается отработка и введение гибкой системы профильного обучения в старшей школе, ориентирующей руководителей школ и педагогические коллективы на инновационную деятельность в условиях вариативности образовательных систем, на овладение современными технологиями обучения и разнообразными воспитательными стратегиями. Несомненно, что переход к профильному обучению представляет собой серьёзное структурное преобразование, затрагивающее целый ряд важных составляющих школьной жизни. Возникает необходимость модернизации не только содержания образования, используемых педагогами образовательных технологий, но и системы внутри-школьного управления, обеспечивающей стратегическую ориентацию педагогического коллектива на введение профильного обучения.

Разрабатывая новые стратегии управления педагогическим персоналом в условиях организации профильного обучения, директор школы сталкивается с целым рядом противоречий:

- между целью формирования конкурентно способной личности и стандартными формами и методами организации управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений;

- между необходимостью разработки стратегии управления педагогическим персоналом на основе современных управленческих подходов и технологий и недостаточностью их использования в традиционной практике руководства школой;

- между потребностью в изменении подходов к управлению педагогическим;

- персоналом и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью стратегий управления в новых условиях;

- между формированием положительной установки на профессиональное;

- самосовершенствование учителя и его возможностью быть конкурентоспособным, создать собственный способ достижения профессионального успеха.

В связи с этим, на первое место в обеспечении всего комплекса условий, от которых зависит успех введения профильного обучения, выходит

проблема поиска методов оптимизации управления педагогическим персоналом с целью разработки соответствующей стратегии. Опыт управления гимназией «Петершуле» даёт основания полагать, что управление педагогическим персоналом при организации профильного обучения будет эффективным, если оно будет опираться на систему комплексных мероприятий, включающую в себя следующие направления:

- личностно-ориентированный подход к управлению педагогическим персоналом;

- использование принципов педагогического сотрудничества и взаимодействия;

- формирование позитивного психологического климата в педагогическом коллективе;

- обеспечение условий профессионального роста педагогов.

Наряду с этими общими подходами, важную роль в выработке стратегии развития «Петершуле» играют концептуальные основы её организации и те традиции, которые сложились за 15 лет существования школы. Объём статьи не позволяет полностью отразить эту чрезвычайно важную сторону работы школы. Остановимся лишь на одном её аспекте - исторической преемственности и традиционной связи с немецкой системой образования, характерной для дореволюционной «Петершуле». Почему работа в этом направлении представляет широкие возможности в перспективе разработки стратегии управления педагогическим персоналом в современных условиях организации профильного обучения? Ответ на этот вопрос содержится в анналах истории педагогики.

Связь с немецкой системой образования, как известно, характерна для российской системы образования в целом. Уже П.Ф. Каптерев писал в начале XX в.: «Если мы будем рассматривать нынешнюю постановку учебного дела в России, методики, дидактики, современные приёмы обучения, то вынуждены будем признать, что всё это имеет свой корень в заимствованиях у немцев». Соответственно, реформы российского образования, традиционно осуществлялись параллельно с реформами образования в Германии, которые часто, как и в России, проводились в эпоху глубоких социальных преобразований. Достаточно вспомнить о реформах образования 60-80 гг. XIX в., когда в научные командировки в Германию были направлены К.Д. Ушинский, Л.Н. Модзалевский и многие другие ведущие российские педагоги. И в наши дни мы можем повторить слова великого немецкого педагога А. Дистервега: «Кто имеет глаза, чтобы видеть, куда идёт время, не только знает, но чувствует, что старая ортодоксия надломлена».

Постоянное сотрудничество «Петершуле» с образовательными учреждениями Германии (гимназиями, школами, высшими учебными заведениями, образовательными центрами, различными структурами Министер-

ства образования) даёт возможность изучать и анализировать устройство и развитие немецкой школы. Эта задача тем более актуальна, что выпускники «Петершуле» получают «8ргасЬ&р1от», представляющий право продолжить образование за границей. Таким образом, сравнительная педагогика является одним из приоритетных направлений работы научно - методического центра «Петершуле» в условиях деятельности по созданию многопрофильной гимназии. Одна из целей такой работы - изучение и анализ структуры управления педагогическим коллективом в немецкой школе, в состав которой могут входить, например:

- совет, который защищает исключительно только интересы педагогов;

- совет воспитателей;

- совет, координирующий переход в старшей школе гимназии не к классам, а к курсам со сложной системой выбора предметов.

Такая структура призвана обеспечить следующие возможности для учеников и их родителей:

- постоянную работу воспитателей с родителями по определению индивидуального образовательного маршрута для ученика;

- посещение учениками не только обязательных предметов и предметов по выбору, но и добровольно - 6-8 дополнительных уроков в неделю.

Уважение к личности педагога, ценностный подход к управлению коллективом даёт возможность преподавания в «Петершуле» не только характерных для немецкого образования элективных курсов историко-философского и историко-научного направления, но и элективного курса для старшей школы «Ценности и нормы». Этот курс, разработка которого явилась результатом совместной работы «Петершуле» с гимназиями Германии, является альтернативой курсу «История религии» и призван помочь в осуществлении одной из основных целей работы «Петершуле» -духовно-нравственное воспитание личности. Курс «Ценности и нормы» ориентирует ученика на понимание истоков и ценностей тех моральных норм, которыми он будет руководствоваться в отношениях с родителями и друзьями, с близкими людьми, с детьми и взрослыми, с будущими коллегами по работе и государственными структурами. Такой курс формирует знание об истинном смысле времени и жизни. Любое школьное знание вне этого контекста окажется отдельным, поверхностным.

Разумеется, ни один элективный курс сам по себе не сможет решить такой задачи. Прежде всего дети должны получить всестороннюю поддержку для становления личности. Этому способствует вся атмосфера школы - гармонизирующая, представляющая ученику «не пестроту знаний, но знания в общей взаимосвязи» (Я. А. Коменский), создающая мотивирующую корпоративную среду, которая способствует развитию про-

фессионального самосознания учителя. Управление педагогическим персоналом школы призвано содержать в себе начало и исток работы в этом направлении. Подводя итоги 15-летней деятельности школы, осмысливая её результаты, можно прийти к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: следование традициям российского гимназического образования, соединение их с изучением опыта зарубежного опыта было путём к организации профильной школы, к «вариативной и личностной ориентации образовательного процесса», заявленной в качестве главного условия перехода к профильному обучению (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2003). Это внешнее противоречие исчезает при более внимательном рассмотрении, что даёт основание для профессионального оптимизма, необходимого в трудном деле управления персоналом школы - живого и развивающегося организма, которому предстоит жить в новых условиях.

Список литературы:

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2003.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы (спецвыпуск). - М., 1996.

5. Ямбург Е. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1996.

6. Фишман Л.И., Дудников В.В.. Голуб Г.Б. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии. Дидактические материалы для обучения руководителей / Серия «Образовательное учреждение: технология структурных изменений». - Самара: Изд-во «Профи», 2002.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Яснова Т.А.*

Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург

Школьное образование - самая массовая форма образования в Российской Федерации. В 2007-08 учебном году в системе школьного образования Российской Федерации функционировало более 67 тысяч

* Преподаватель, заместитель директора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.