Научная статья на тему 'ОБ УНИЧТОЖЕННОМ СТАРЕЙШЕМ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (1520 Г.) АШКЕНАЗСКОМ НАДГРОБИИ ИЗ ОСТРОГА'

ОБ УНИЧТОЖЕННОМ СТАРЕЙШЕМ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (1520 Г.) АШКЕНАЗСКОМ НАДГРОБИИ ИЗ ОСТРОГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЕ КЛАДБИЩА / ОСТРОГ / ЭПИГРАФИКА / НАДГРОБНЫЕ НАДПИСИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носоновский Михаил Иосифович, Фишель Александра Дмитриевна

В статье рассматриваются сведения об одном из старейших в Восточной Европе еврейских кладбищ из Острога (Украина). Кладбище было разрушено в 1968 году, однако в последние годы несколько сотен памятников были найдены и восстановлены местным активистом Г. Аршиновым. Согласно сведениям из книги (издана в 1906-1907 гг.) краеведа и историка Менахема-Менделя Бибера, на кладбище имелось два надгробия 1445 года. Сравнение с архивной фотографией показывает, что один из этих памятников датировался 1520 годом, что является старейшим датированным ашкеназским надгробием в Восточной Европе. Датировка второго памятника, по-видимому, не была точной. Уникальное кладбище в Остроге посещали в 1912 г. этнографы С. Ан-ский и С. Юдовин, они запечатлели на фотографии камнереза за работой. В представленной работе описана также история принятия решения о разрушении кладбища в 1968 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLDEST ASHKENAZI GRAVESTONE FROM OSTROG (1520) AND ITS DESTRUCTION

The article reviews the history of the Jewish cemetery in Ostrog, Ukraine, - one of the oldest Jewish cemeteries in Eastern Europe: from the earliest dated gravestones of 1445 and 1520, to the visit of Jewish ethnographers S. An-sky and S. Yudovin in 1912, to its destruction in 1968, and to the recent efforts of the local activist H. Arshinov to identify and restore several hundreds of the gravestones.

Текст научной работы на тему «ОБ УНИЧТОЖЕННОМ СТАРЕЙШЕМ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (1520 Г.) АШКЕНАЗСКОМ НАДГРОБИИ ИЗ ОСТРОГА»

Об уничтоженном старейшем в Восточной Европе (1520 г.) ашкеназском надгробии из Острога

Михаил Иосифович Носоновский

Висконсинский университет Милуоки

Милуоки, США

Профессор, PhD

ORCID 0000-0003-0980-3670

3200 N Cramer St, Milwaukee WI 53211, USA

Tel. +1-414-229-2816, Fax: 414-229-6958

E-mail: nosonovsky@yahoo.com

Александра Дмитриевна Фишель

Институт восточных рукописей РАН Санкт-Петербург, Россия

Соискатель научной степени кандидата исторических наук

ORCID 0000-0003-1003-002X

Отдел Ближнего и Среднего Востока

191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18

Тел. +380501979678

E-mail fishelshura@gmail.com

DOI: 10.31168/2658-3380.2020.20.3.1

Аннотация: В статье рассматриваются сведения об одном из старейших в Восточной Европе еврейских кладбищ из Острога (Украина). Кладбище было разрушено в 1968 году, однако в последние годы несколько сотен памятников были найдены и восстановлены местным активистом Г. Аршиновым. Согласно сведениям из книги (издана в 1906-1907 гг.) краеведа и историка Менахема-Менделя Бибера, на кладбище имелось два надгробия 1445 года. Сравнение с архивной фотографией показывает, что один из этих памятников датировался 1520 годом, что является старейшим датированным ашкеназским надгробием в Восточной Европе. Датировка второго памятника, по-видимому, не была точной. Уникальное кладбище в Остроге посещали в 1912 г. этнографы С. Ан-ский и С. Юдовин, они запечатлели на фото-

графии камнереза за работой. В представленной работе описана также история принятия решения о разрушении кладбища в 1968 году.

Ключевые слова: еврейские кладбища, Острог, эпиграфика, над-а гробные надписи

а р

о

а

Памяти

о1 Григория Иосифовича Аршинова

(1961-2020) "Л

Эпитафии на древнееврейском языке (иврите) из Восточной Европы занимают особое положение в еврейской культуре между религиозным и светским, между письменной и устной традицией, между профессиональной и народной литературой. Идентификация самых старых надписей является особенно важной задачей как для изучения истоков и становления жанра еврейской эпитафии, так и для получе-ое ния надежных сведений о времени формирования еврейских общин. Старейшие сохранившиеся эпитафии из Западной | Украины и Восточной Польши относятся к XVI веку, одна-вр ко в литературе упоминаются некоторые несохранившиеся § памятники XV века1. Среди таких упоминаний две надписи о 1445 года из Острога, опубликованные М. Бибером в 1906-§ 1907 гг. в его книге на древнееврейском языке «Память вели-04 ких людей из Острога» [Бибер 1906, 29]. Еврейское кладбище в Остроге было разрушено в 1968 году, и описанные Бибером надгробия не сохранились. Однако несколько лет назад местный активист Г. Аршинов обнаружил несколько сот камней с разрушенного кладбища, некоторые из которых, относящи-

р

1 Самая старая известная ашкеназская надпись из Украины датирована 3 Кислева 5281 (23 ноября 1520 года) и принадлежит ЙеЬуде б. Яакову [Носоновский 1999, 21]. В восточной Польше самые ранние надписи датированы серединой XVI века, хотя на западе Польши (Вроцлав) сообщалось о надписи 1203 года. Несколько ашкеназских надписей до 1500 года из разных мест исторической Польши и Литвы упоминаются в различных публикациях и неопубликованных архивных источниках, однако достоверных публикаций не существует [Носоновский 1999, 26].

еся к XVII-XIX вв., были опубликованы Бибером. Помимо этого, несколько фотографий старых надгробий сохранились в фондах местного музея, что позволило нам уточнить датировку одного из памятников (1520, а не 1445 год), о чем подробнее ниже [см.: Fishel and Nosonovsky 2017, 73]. о Острог (по-польски: Ostrog, идиш и иврит: Остра "ООП | 2ЛК"|) - город в Ровенской области (историческая Волынь) н Украины. Впервые Острожская крепость упоминается в Ипа- g тьевской летописи в 1100 году. Со второй половины XIV века П город входит в Великое княжество Литовское, а после Лю- й блинской унии 1569 года - в Царство Польское. Город при- ° надлежал разным магнатам, включая князей Острожских, g Любомирских, Заславских и Сангушко. В 1585 году Острог е получает Магдебургское право и становится центром Ор- g динации Острожской (с 1609 по 1766 гг.). После разделов § Польши и присоединения Волыни к Российской империи в С 1793 году, Острог оказывается городом в Волынской губер- 3 нии. С 1921 по 1939 гг. Острог принадлежит Польше. В нача- и ле Второй мировой войны Волынь была аннексирована Со- и ветским Союзом и вошла в Украинскую Советскую Социали- ис стическую Республику, а после провозглашения независимо- | сти Украины в 1991 году стала частью современной Украины. о Еврейская община Острога была одной из старейших в а Подолии, Волыни и восточной Галиции3. Опубликованные и Бибером надгробные надписи, датируемые им 1445 годом (а на самом деле сделанные на несколько десятилетий позднее), часто приводятся в исторической литературе в качестве свидетельства существования еврейской общины в XV веке

2 Также использовалось написание КЮОЧХ ,КП"1001К, и П"П001К. Некоторые раввинистические авторы называли город ГП1Г1 ГПК (Ос Той-ре, «Буква Торы» по-древнееврейски), подчеркивая его выдающуюся роль в изучении Торы.

3 Еврейская община была уничтожена во время казацкого восстания Б. Хмельницкого в 1648-1649 гг., когда сотни семей были истреблены [Гановер 1945, 70]. В 1661 году в городе оставалось только пять еврейских семей. Позднее община возродилась и вновь заняла лидирующее положение на Волыни, в ее юрисдикцию входил ряд соседних общин [Брейог 1990, 34-40].

§

а р

о

а

[Balaban 1929, 114; Балабан 1914, 149; Alperowitz 1987, 15; Aya-lon-Baranick 1960, 20; Fishman 1945, 5-40]. Помимо этого евреи в Остроге упоминаются в польских податных документах 1447 года [Spector 1990, 34]. Острог входил в число четырех первоначальных волынских общин, представлявших Волынь в Вааде четырех земель. В XVI-XVII вв. в Остроге проживало несколько видных еврейских ученых и раввинов, включая ¡о Шеломо Лурию (Маhаршал), Иешайаху Хоровца (Шела hu-§ кадош), Шмуэля Элиэзера Эйделса (Маhарша) и Давида б. а Шему'эля hа-Леви (Таз). B XIX в. Острог стал важным цен-Si тром хасидизма. В городе функционировало несколько об-^ щинных благотворительных организаций и обществ, наибо-| лее значительным из которых было погребальное братство. о Рассмотрим теперь две самые старые эпитафии, опубли-

кованные М. Бибером в 1906-1907 гг. в отдельном разделе его книги, озаглавленном «Две старые надписи». Книга Би-бера не является академической публикацией и не содержит фотографий памятников4 (Илл. 1). Бибер приводит следующее описание памятников:

ей о

^ Здесь на кладбище, в его части, именуемой «старое кладби-

° ще», очень многие старые надгробия глубоко в земле. Посколь-

о ку я не нашел себе помощника и товарища, я не смог вытащить

| эти камни на поверхность. Мне удалось лишь подкопать землю

вокруг двух старых надгробий и прочитать надписи на них. Эти надгробия были сделаны из очень больших и тяжелых камней,

р

4 Уроженец Острога Менахем-Мендель б. Арье-Лейбуш Бибер (1848-1923) был учителем и автором публикаций на идише и иврите. После женитьбы в 1866 году он покинул город, переехав в Краков, однако вернулся обратно в 1889-м [Шпизель 2002, 12]. В предисловии к книге «Великие люди Острога» Бибер сетует на то, что ученые его времени разделились на два лагеря: «харедим» (ультраортодоксы) и «маскилим» (светские сторонники еврейского просвещения). Бибер заявляет, что видные фигуры в обеих партиях знают о его труде, включая Хафец-Хаима и Симена Дубнова [Бибер 1906, V]. О связи религиозной и просветительской историографии того периода и роли исследования надгробных надписей в ней см. [Сейпег 2002, 293-336].

и я не нашел других похожих на них на кладбище. Даже по прошествии четырехсот лет время ничуть их не повредило, а выгравированные крупные буквы поражают читателя. На надгробиях не было изображений, таких как орнаменты, львы или олени, которые обнаруживаются на многих памятниках после 5416 года [1656-1657 гг.] и позднее [Бибер 1906, 29]5.

Илл. 1. Титульный лист книги М. Бибера

Бибер приводит следующие тексты двух самых старых эпитафий:

Ьо

р

I и

и

р

й

0

а

1

Т1ШП Ш'К 1ТО Л0

■то^к тз □гая 'Л т'з пзрп шПП1? □'Й'

'Э1? Л""1 ЛЛШ ОТШ 1ЛПШЛ 'ЛЛ 'Р

ттат тта

□''ПЛ

5 Перевод сделан авторами статьи, их пояснения даны в квадратных скобках.

Здесь сокрыт человек важный, / Менахем [10] с[ын] р. 'Эли'эзера, / и был он погребен в четверг 15 / дня месяца / Шеват год 205 м[алой] э[ры], / да будет его душа / завязана в Узле / Жизни6.

§

^ Заметим, что 15 Шевата 5205 года (соответствует 1 фев-

| раля 1445 года) выпадало на субботу (а не на четверг), когда иро еврейские похороны не проводятся7. Уже это указывает на § вероятную ошибку в прочтении даты в надписи.

и

а

§ 6 Так называемая малая эра (|ир ипэ) является стандартной фор-

ор мой записи еврейского года от Сотворения мира без указания тыся-§ челетия. Финальная формула благопожелания (эвлогия) «Да будет Г? его/ее душа завязана в Узле Жизни», часто сокращаемая до аббре-| виатуры Л323Л, встречается почти в любой эпитафии. Эта формула, йс восходящая к Первой Книге Пророка Самуила 25:29, широко ис-^ пользовалась в талмудической, раввинистической и литургической 8 литературе. Исходный библейский стих подразумевал лишь поже-| лание остаться в живых, поскольку в Библии отсутствовала концеп-йс ция бессмертной души. Однако большинство еврейских коммента-| торов и авторов понимали выражение «Узел Жизни» (□"ПГ ~тш) как вр указание на грядущий мир (то есть загробный) или как указание на о Престол Славы, под которым индивидуальные души возвращаются | к своему божественному источнику. Талмуд (Шаббат 162б) гово-| рит, что «души праведников сокрыты под Престолом Славы, как сказано "душа моего господина, да будет завязана в Узле Жизни"». Обычай произносить эти слова при поминовении усопших возник в средневековой Европе.

7 Для перевода дат еврейского календаря в григорианский мы используем стандартные средства, такие как сервис ЬеЬса1. сот. Заметим, что, хотя григорианский календарь был принят католической церковью только в 1582 году (а во многих странах значительно позднее), он может быть экстраполирован на более ранние даты. Частое несоответствие между днем недели и датой -известное явление, которое ставило в тупик многих еврейских эпиграфистов. Так, О. Мунелес замечает, что среди 75 самых старых надгробных надписей из Франкфурта в 43 дата не соответствует дню недели. Мунелес ссылается на Гершома Шолема, который даже предполагал, что в хронологических таблицах Малера (использовавшихся историками для перевода дат в докомпьютерную эпоху) может содержаться ошибка [Мипе^ 1988].

о

Вторая надпись:

Ш'К рм Л0 1ТЭЛ1 рТ рМ

П ТП то ^КПШ' □тз три ^Т

ПК О"'

Здесь покоится человек / честный, старый и почтенный, / р. Исра'эль б. р. Давид / б[лагословенной] п[амяти], и погребен он в день / 19 Адара м[алой] э[ры]. / Д[а будет его] д[уша] з[авязана в] У[зле] Ж[изни] (Илл. 2).

О ЛЗЗВ ро: лв

■гаэл 1рт рю

чп -1из ЭиПр '1 пга -вря 9ч р"5>Ь ти* и"» п'знл

'К паха

ров па та сто та л ига тэрл

•в? л"-1 л до' тлов*: мл р ТП» гпто

0"ЛЛ

Илл. 2. Публикация двух старинных надписей из книги М. Бибера

Согласно чтению Бибера, слово пк «Адар» одновременно обозначает и месяц, и год (по числовому значению входящих в него букв 205, или 1445, год), что не является стандартным способом записи даты. 19 Адара 5205 года приходилось на пятницу, 7 марта 1445 года по григорианскому календарю. Бибер указывает, что три буквы, составляющие слово ПК (Адар), отмечены тильдами. Однако такая запись даты ненадежна: тильду легко не заметить, она может стереться, а если были отмечены и другие буквы, например, коф или рейш, то это существенно изменит дату.

Ьэ

р

р

р

К

с гр

а ф

I

и

а р

о и

иро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо «двух древних надписей», в публикации Бибера приводятся еще девять эпитафий, относящихся к периоду до 1648 года: Мордехай б. Зехариа Ьа-КоЬен (1591), 'Эли'эзер б. Симха Ьа-Кохен (1612), Давид б. 'АвраЬам (1612), Йицхак б. Давид (1612), Моше Мордехай б. Барух (1617), Пенина Хен-дел б. Шему'эль (1613), Рухама б. Мордехай (1624), Шемуэль 'Эли'эзер б. ЙеЬуда Ьа-Леви Эделс (МаЬарша) (1631), Шим-шон б. Йицхак Бах (1636) [Бибер 1906, 40-50]. Значительный 146-летний перерыв между двумя самыми старыми памятниками 1445 года и следующим хронологически памятником 1591 года выглядит необычно, чтобы не сказать подозрительно [Fishel and Nosonovsky 2017, 73-87].

Илл. 3. Архивная фотография надгробия

В архиве Острожского историко-культурного музея-заповедника имеется фотография первого из двух старейших опубликованных Бибером памятников [ОДИКЗ. Ф. КН-7104. Оп. 111-ф. Д. 2932. Л. 1]. С фотографии (Илл. 3) мы читаем:

Т1ШП Ш'К лэ Т'Т □пла

-|"О 'Л □тз пзрп Ш71П? □'а'

0? ПТ ЛЛШ ОТШ с

1лашл клл 'р §

тгаз пта о

□''ПЛ I

й<

Фотография подтверждает расшифровку надписи Бибе-ром за исключением двух деталей. Во-первых, вместо 'ЛЛ, яв- | ляющегося грамматически правильной краткой формой им- е перфекта (юссива) в библейском иврите, мы видим кпл, фор- е му, характерную для раввинистического иврита. Во-вторых, что гораздо более важно, дата памятника - 15 Шевата 5280 о (а не 5205) года (15 января 1520 года, приходящееся на чет- ис верг)! I

Итак, хотя старейший датируемый памятник из Острога и относился не к 1445, а к 1520 году, он все же на несколько ^ месяцев старше памятника из Буска, и, таким образом, это с еврейское кладбище было древнейшим в регионе и фак- | тически в Восточной Европе (за исключением античных и "Ц средневековых памятников из Крыма). Однако судьба это- р го уникального кладбища сложилась трагически: они было ф разрушено советскими властями в 1968 году, когда здесь 1 решили построить парк развлечений. Надгробные памятники использовались в качестве строительного материала для укрепления бетонного фундамента зданий электрической подстанции и больницы.

После провозглашения независимости Украины в 1991 году парк или сквер был закрыт. Благодаря усилиям местного активиста и депутата Городской Рады Григория Аршинова, было найдено около 400 памятников, 205 из них были возвращены на кладбище и затем каталогизированы А. Фишель8. Среди вновь найденных 209 надгробий с надписями одно относится к XVII веку, пять - к XVIII веку, 50 - к XIX веку, а

8 Каталог не опубликован.

§

остальные принадлежат к первой половине ХХ века или не имеют даты [Fishel and Nosonovsky 2017, 73-87]. Из 56 эпитафий до 1900 года восемь приводятся в книге Бибера [Бибер 1906, 240]. Сравнивая восемь надписей, опубликованных Би-бером, с фотографиями оригиналов, вновь обнаруженных в ^ Остроге, мы находим, что в целом чтение Бибером надписей | довольно точное. Однако он нередко вносит небольшие «по-ро правки» в написание, стараясь его исправить. § Среди обнаруженных Г. Аршиновым нагробий также ока-а зался памятник, который запечатлен на архивной фотогра-§ фии художника Соломона Юдовина (1892-1954). На фото ор рядом с надгробием стоит резчик - видимо, автор этого | надгробия. Основоположник еврейской этнографии Семен о Ан-ский (Шлоймэ-Занвл Раппопорт, 1863-1920) был органи-S затором этнографической экспедиции на Волынь в 1912 году. Фотографии из коллекции Ан-ского многократно публиковались, оригинал этой фотографии сейчас хранится в собрании Центра «Петербургская иудаика»9. Надгробие принадлежит Двойре, дочери Якова Йошуа Гурвица, умершей в среду § 1 Ава [5]658 (20 июля 1898 года). гр _

о 9 Авторы благодарны Алле Соколовой, хранителю Петербург-

g ского музея истории религии и сотруднику центра «Петербургская | иудаика» при Европейском университете в Санкт-Петербурге, за ^ эту информацию. Перевод эпитафии: «Длань свою она открывает бедному, и руку свою нуждающемуся п[одает] (Притчи 31:20) / Среда, н[овомесячье] Ут[ешитель-]А[в] [5]658 (=20 июля 1898) / Здесь покоится женщина достойная, / скромная и добропорядочная, госпожа Двойра./ Плач во граде, стенания на площадях, / все улицы слезами окроплены. / От всех проходящих слышен стон. / Двойра умерла, символ праведности. / Жена доблестная многими трудами (ср. Притчи 31:10, 2 Кн Царств 23:20). / Мать по милости своей для бедных и обездоленных. / Имя ее прославилось ее добрыми качествами. / Подобна Дворе-пр[орочице], жене Лапидотовой (Кн Судей 4:4). / Дочь хасида, одного из общины возвышенных (ср. Талмуд, Сукка 45б "Видел я членов общины духовно возвышенных, и их мало") / р[еб] Якова Йошуа, потомка [колена] левитов, Гурвица по семье дома отца ее. / Внучка гаона чудесного и [автора книги] "Дом Эфраима" [=р. Эфраима-Залмана Марголиса (1762-1828)] / Душа ее да будет завязана в узле жизни (ср. 1 Кн Царств 25:29). / Аминь».

Ьз

Илл. 4. Надгробие Двойры, дочери Якова Йошуа Гурвица

Документы о том, как было принято решение о разрушении кладбища, найденные Г. Аршиновым, представляют немалый исторический интерес. Решение «закрыть бывшее еврейское кладбище на ул. Папанина» было принято исполкомом местного совета 22 марта 1968 года. «Обосновывалось» это решение тем, что кладбише «заброшено», могилы «не поддерживаются родственниками», между тем, по мнению местных властей, в городе «нет другого места для городского парка». Более того, кладбище, находившееся недалеко от школы, стало местом опасных преступлений. Так, согласно письму начальника местного РУВД в исполком, две женщины были изнасилованы на заброшенном кладбище в феврале и марте 1968-го. Останки шести евреев, которые были похоронены на кладбище между 1948 и 1966 гг., были эксгумированы и перенесены на другое кладбище. Эта информация содержится в материалах из официального дела о закрытии кладбища, которые были переданы авторам Г. Аршиновым. Приведем некоторые из этих документов [ДАРО. Ф. Р-1331. Оп. 1. Д. 252].

р

I и

и

р

й

0

а

1

1. Акт 21 марта 1968 года г. Острог

Комиссия в составе главного врача района т. Белого В. М., зам-главврача по санэпидслужбе т. Шило Р. М., директора острож-ской средней школы № 1 т. Кондратенко В. С., начальника ком-§ бината коммунальных предприятий т. Соловьева А. и директора

^ Острожского музея т. Андрухина Н. З. сего числа произвела об-

о следование санитарного состояния территории бывшего еврей-

^ ского кладбища.

§ Обследованием установлено:

а Бывшее кладбище прилегает к улице Папанина, 50 метров от

§ жилых домов, и размещено рядом со школой № 1 /где обучается

^ более одной тысячи детей/, кинотеатром «Островского», Дома

| пионеров и узлом связи. Последнее захоронение относится к

Й 1949 году. Территория бывшего кладбища не упорядочена, за-

§ росшая, могилы обвалены, надгробные плиты повалены. За мо-

гилами похороненных родственники не следят, а в подавляющем большинстве родственники в городе не проживают.

§ Генеральным планом благоустройства города на 1968 предус-ок

йс мотрено организовать парк культуры и отдыха, который дикту-

« ется крайней необходимостью для отдыха населения.

^ Изыскать площадь под организацию парка культуры и отдыха

о в городе не представляется возможным из-за отсутствия послед-

5

о ней.

§ Комиссия считает целесообразным закрыть бывшее еврей-

ское кладбище, а территорию кладбища использовать под парк культуры и отдыха.

Останки умерших и захороненных с 1947 года на б/еврейском кладбище перезахоронить. Памятники и надгробные плиты, представляющие архитектурную ценность, рекомендуем передать Острожскому краеведческому музею.

Подписи: БЕЛЫЙ, СОЛОВЬЕВ, ШИЛО, КОНДРАТЕНКО, АНДРУХОВ

2. Бланк: Исполком Острожского райсовета депутатов трудящихся Ровенской области. Отдел Милиции

22 МАРТА 1968 р.

Номер 30/906

м. Острог

Ьо

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ОСТРОЖСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ТОВ ВЛАСОВУ Н.В. Гор. Острог, 22 III 1968 № 85/8

Ставлю Вас в известность, что только в 1968 году на еврейском кладбище гор. Острога 13/11 1968 года совершено изнасилование несовершеннолетней Абрамовой и 18.111.68 года по заявлению 3 Горох ее на этом кладбище изнасиловал неизвестный мужчина. н

На этом кладбище совершаются особо опасные преступления В потому, что кладбище не благоустроено, нет ограды, заросло ку- о стами и нет человека, который бы смотрел за ним. ей

Докладывая о вышеизложенном прошу решить вопрос по су- | ществу и принять необходимые меры. е

НАЧАЛЬНИК ОСТРОЖСКОГО РАЙОТДЕЛА МИЛИЦИИ |

П. МЕЛЬНИК йс

т

0

310. Председателю Острожского исполкома тов. Власову М. В. и

от директора СШ № 1 им. Н. Островского Кондратенко В. С. т

р

1

Отношение и

и

Близ острожской СШ № 1 им. Н. Островского расположено | еврейское кладбище, на котором в настоящее время не произво- и

дится захоронений умерших. Кладбище запущено, никем не ох- гр

а

раняется и часто служит для учеников местом сходок и нежелательных занятий, которые приводят к негативным последствиям 1 для подростков. Часто ученики пропускают уроки и в это время находятся на кладбище. Кроме того, кладбище является местом аморальных занятий для молодежи города. В связи с этим прошу вашей поддержки в принятии решения о закрытии кладбища и проведении необходимых работ по благоустройству территории. Директор школы Кондратенко, 21.III.1968 г.

411. Решение

Исполкома Острожского городского совета депутатов трудящихся от 22 марта 1968 года о закрытии бывшего еврейского

Перевод с украинского.

Перевод с украинского.

кладбища в г. Остроге на ул. Папанина и передачe его территории под парк культуры и отдыха трудящихся.

Рассмотрев просьбу Острожской средней школы № 1 о закрытии старого еврейского кладбища, которое прилегает на ул. Па-§ панина к территории Острожской средней школы № 1, и передачe

^ его территории для гражданских нужд города, а также в согласии

о с актом комиссии от 21 марта 1968 года по поводу указанного

ор кладбища, которая установила, что последние захоронения на

§ этом кладбище были проведены в 1941 году и шесть захоронений

а с 1947 года, исполком городского совета депутатов трудящихся

§ ПОСТАНОВИЛ

^ 1. Закрыть старое еврейское кладбище в г. Остроге на ул. Па-

§ панина.

и

Й 2. Передать территорию еврейского кладбища под парк куль-

§ туры и отдыха.

3. Обязать начальника комбината коммунальных предпри-

евр ятий тов. Соловьева оказать практическую помощь для переза-

§ хоронения с закрытого кладбища на другие городские кладбища.

йск 4. Просить исполком районного совета депутатов трудящихся

« утвердить это решение.

овр Председатель исполкома местного совета депутатов трудя-

о щихся Е. Нечипорук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Секретарь исполкома местного совета депутатов трудящихся

§ Ф. Кушнерук

•--Л

с,

~к^а<ме, г« ¿стан**«

сыз-вЬере ^е^е,

с -гсгето С^у^йм-тС ^••^•Л рьи'^ ОЗСс^сц-сок с

кг(5с»<>7ас ро^&вТ. / ^о кя ъ с<тпчъ"вггЛА/Ё^. к-4 -&Ч-

ИЛ ! <Х & ^ел? т«с

__ .....к С- С

Илл. 5. Материалы о закрытии кладбища в Остроге

Подводя итог, следует отметить, что на еврейском кладбище в Остроге находился один из самых старых еврейских надгробных памятников в Восточной Европе, датируемый 1520 годом. К сожалению, кладбище было разрушено в 1968 году по решению местных властей, которые не видели в нем культурной ценности. Однако и восстановленный (увы, только частично), некрополь представляет огромный интерес и как исторический источник, и как остов материальной культуры региона.

Ьо

р

I и

и

р

й

0

а

1

Источники

ДАРО - Державний архiв Рiвненсько'i область Ф. Р-1331. Оп. 1. Д. 252 «О закрытии старого еврейского кладбища». Л. 1-13.

ОДИКЗ - Архив Острожского государственного историко-культурного заповедника. Ф. КН-7104. Оп. 111-ф. Д. 2932 «Фото старого еврейского кладбища». Л. 1.

Литература

Балабан 1914 - Балабан М. Острог // Еврейская энциклопедия. СПб.: Общество для науч. евр. изданий, Издательство Брокгауз -а. Ефрон, 1914. Т. 12. С. 149.

^ Бибер 1906 - Бибер М. Мазкерет ли-гедоле ОстроЬа [иврит].

^ Бердичев, 1906-1907.

| Гановер 1945 - Гановер Н. Йевен Мецула [иврит]. Тель-Авив,

^ 1945.

| Носоновский 1999 - Носоновский М. Эпитафии XVI века с еврей-

s ских надгробий Украины // Памятники Культуры. Новые открытия. * М.: Наука, 1999, 570 с. С. 16-27.

^о Шпизель 2002 - Шпизель Р. Неутомимый исследователь и про-

§ пагандист еврейского духовного наследия - писатель и историк s М. М. Бибер // Матерiали Х мiжнародноí науково! конференци § «Сврейська iсторiя та культура в кра!нах Центрально! та Сходно! § Свропи». Ки!в, 2002. www.judaica.kiev.ua/old/Conference/Conf2002/ Conf48-02.htm (дата обращения: 11.12.2020).

Alperowitz 1987 - Alperowitz Y. (ed.). Sefer Ostra'ah: Matsevet zik-§ karon li-qehillah qedosha [иврит и идиш]. Tel Aviv, 1987. Jj Ayalon-Baranick 1960 - Ayalon-Baranick B. H. (ed.). Pinqas Ostr'ah:

g Sefer-zikkaron li-qehillat Ostr'ah [иврит]. Tel Aviv, 1960. ^ Balaban 1929 - Bataban M. Zabytki Historyczne Zydow w Polsce

I [польский]. Warsaw: Towarzystwo Krzewienia Nauk Judaistycznych w § Polsce, 1929.

| Fishel and Nosnovsky 2017 - Fishel A., Nosonovsky M. Rediscovered

о Gravestones from a Destroyed Jewish Cemetery in Ostrog: The Case of 04 Two Inscriptions of 1445 // Zutot. 2017. 14(1). P. 73-87. DOI: https:// doi.org/10.1163/18750214-12141058.

Fishman 1946 - Fishman (Maimon) Y. L. Ostraha // 'Arim ve-imma-hot be-Yisra'el [иврит]. Jerusalem. 1945-1946. № 1. P. 5-40.

Gertner 2002 - Gertner H. The Beginning of «Orthodox Historiography» in Eastern Europe: A Reassessment // Zion. 2002. № 67. P. 293-336.

Muneles 1988 - Muneles O. Ketuvot mi-bet ha-'alamin ha-yehudi ha-'atiq be-Prag [иврит]. Jerusalem: Israeli Academy of Sciences and Humanities, 1988.

Spector 1990 - Spector Sh. (ed.) Ostrog // Pinqas Haqehillot: Encyclopedia of Jewish Communities, Poland. Vol. 5. Jerusalem: Yad Vashem, 1990. P. 34-40. www.jewishgen.org/yizkor/pinkas_poland/pol5_00034. html (дата обращения: 11.12.2020).

The Oldest Ashkenazi Gravestone from Ostrog (1520) and Its Destruction

Michael Nosonovsky

University of Wisconsin 3

Milwaukee, USA g

Professor, PhD g

ORCID 0000-0003-0980-3670 §

3200 N Cramer St, Milwaukee WI 53211, USA, Tel. +1-414-229-2816, Fax: 414-229-6958 E-mail: nosonovsky@yahoo.com

Alexandra Fishel §

Institute of Oriental Manuscripts Russian Academy of Sciences

St. Petersburg, Russia g

§

Candidate of Science Degree Applicant S

ORCID 0000-0003-1003-002X g

Near and Middle East Department |

Institute of Oriental Manuscripts Russian Academy of Sciences 's

191186, Dvortsovaya emb., 18, St. Petersburg, Russia s

Tel: +38 050 1979678 s

E-mail: fishelshura@gmail.com 3

DOI: 10.31168/2658-3380.2020.20.3.1 3

a

Abstract: The article reviews the history of the Jewish cemetery in Os- s trog, Ukraine, - one of the oldest Jewish cemeteries in Eastern Europe: from the earliest dated gravestones of 1445 and 1520, to the visit of Jewish ethnographers S. An-sky and S. Yudovin in 1912, to its destruction in 1968, and to the recent efforts of the local activist H. Arshinov to identify and restore several hundreds of the gravestones.

Keywords: Jewish cemeteries, Ostrog, epigraphy, epitaphs

References

Alperowitz, Y., ed., 1987, Sefer Ostraah: Matsevet zikkaron li-qehillah qedosha. [The Book of Ostrog: Memorial Monuments of a Holy Community], Tel Aviv, Irgun yots'e Ostra'ah be-Yisra'el, 451 p. (In Hebrew and Yiddish).

Ayalon-Baranick, B. H., ed., 1960, Pinqas Ostr'ah: Sefer-zikkaron li-qehillat Ostr'ah [Ostrog Notes: Memorial Book for the Ostrog Community]. Tel Aviv, Irgun yots 'e Ostra 'ah be-Yisra 'el, 640 p. (In Hebrew).

Balaban, M., 1929, Zabytki Historyczne Zydow w Polsce [Jewish His-g torical Monuments in Poland]. Warsaw, Towarzystwo Krzewienia Nauk ^ Judaistycznych w Polsce, 156 p. (In Polish).

a, Fishel, A., and Nosonovsky, M., 2017, Rediscovered Gravestones from

§ a Destroyed Jewish Cemetery in Ostrog: The Case of Two Inscriptions ^ of 1445. Zutot, 14(1), 73-87. DOI: https://doi.org/10.1163/18750214-§ 12141058

s Fishman (Maimon), Y. L., 1945-1946, Ostrog. 'Arim ve-immahot be-

§ Yisra'el [Towns and Mother Cities in Israel]. Jerusalem, Mosad ha-Rav ^ Kuk, vol. 1, pp. 5-40 (In Hebrew).

§ Ganover, N., 1945, Yeven Mecula [Miry Pit]. Tel Aviv, ha-Kibbutz ha-

r? Meuhad, 93 p. (In Hebrew).

| Gertner, H., 2002, The Beginning of 'Orthodox Historiography' in

^ Eastern Europe: A Reassessment. Zion, 67, 293-336. s, Muneles, O., 1988, Ketuvot mi-bet ha-'alamin ha-yehudi ha-'attiq bi-

8 Prag. [Inscriptions from the old Jewish cemetery in Prague], Jerusalem, o National Academy of Sciences, 510 p. (In Hebrew). >a Nosonovskii, M., 1999, Epitafii XVI veka s evreiskikh nadgrobii

| Ukrainy [Epitaphs of the XVI century from the Jewish gravestones of ^ Ukraine], pp. 16-27. Pamiatniki kul'tury. Novye otkrytiia [Monuments

0 of Culture. New Discoveries], Moscow, Nauka, 570 p. (In Russian).

g Shpizel', R., 2002, Neutomimyi issledovatel' i propagandist evreiskogo

1 dukhovnogo naslediia - pisatel' i istorik M. M. Biber [Tireless Researcher and Promoter of Jewish Spiritual Heritage - Writer and Historian M. M. Bieber]. Materiali X mizhnarodnoi naukovoi konferentsii "Evre-iska istoriia ta kul'tura v krainakh Tsentral'noi ta Skhidnoi Evropi" [Proceedings of the X International Scientific Conference "Jewish History and Culture in Central and Eastern Europe"], Kyiv. www.judaica.kiev.ua/ old/Conference/Conf2002/Conf48-02.htm (Retrieved 11.12.2020). (In Russian).

Spector, Sh., ed., 1990, Ostrog. Pinqas Haqehillot: Encyclopedia of Jewish Communities, Poland. Vol. 5, 34-40, Jerusalem, Yad Vashem. www.jewishgen.org/yizkor/pinkas_poland/pol5_00034.html (Retrieved 11.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.