Научная статья на тему 'Об учебном курсе МИСР «Рерихи и мировая культура»'

Об учебном курсе МИСР «Рерихи и мировая культура» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Знамя Мира / культура / роль культуры в человеческой жизни / Banner of Peace / culture / role of culture in human life

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куклик Нина Владимировна

В статье представлен авторский курс, разработанный в Музее-институте семьи Рерихов для развития творческих способностей учащихся и ознакомления с мировым культурным наследием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author’s course, developed by the Museum-Institute of Roerich’s Family for the development of creative abilities of pupils and familiarizing with world culture heritage.

Текст научной работы на тему «Об учебном курсе МИСР «Рерихи и мировая культура»»

Н. В. Куклик Об учебном курсе МИСР «Рерихи и мировая культура»1

В статье представлен авторский курс, разработанный в Музее-институте семьи Рерихов для развития творческих способностей учащихся и ознакомления с мировым культурным наследием.

Ключевые слова: Знамя Мира, культура, роль культуры в человеческой жизни

N. V. Kuklik About educational cource MISR «Roerich's and the World culture»

The article presents the author's course, developed by the Museum-Institute of Roerich's Family for the development of creative abilities of pupils and familiarizing with world culture heritage. Keywords: Banner of Peace, culture, role of culture in human life

В статье пойдет речь об авторском курсе, разработанном сотрудниками Музея-института В. Л. Мельниковым, Ю. Ю. Будниковой, Н. В. Куклик, направленном на развитие творческих способностей учащихся, аналитического и ассоциативно-образного мышления, ознакомление с частью мирового культурного наследия, воспитание личностей с культурными приоритетами в жизни.

Вклад в культурологию семьи Рерихов, воспитанной на лучших традициях Петербурга - города, которому принадлежит уникальное место в процессе усвоения и преображения различных культурных традиций - неоспорим. Для методи-ста-культуролога эта семья интересна, прежде всего, тем, что не осталось почти ни одной мировой культуры, оказывающей реальное влияние на формирование современного человеческого сознания, которая не была бы рассмотрена и осмыслена этой плеядой ученых, художников, мыслителей. Поэтому пройти «по следам» их опыта - задача, которая поможет систематизации и нахождению общих корней в калейдоскопе культур, который на первый взгляд кажется противоречивым и бесконечным, но обнаруживает закономерности, определенные тенденции и общие базовые ценности под лучом сознания, способного к анализу и синтезу.

Академик Д. С. Лихачев, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Почетный член Исполкома Международной Лиги Защиты Культуры, сказал слова, которые как нельзя лучше отражают актуальность предлагаемого курса:

Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования. <...> Нашему народу сейчас особенно нужно обретение высших духовных ценностей и идеалов, без которых немыслимо творческое созидательное строительство будущего. Только в святынях культуры - источник животворных сил возрождения единого самосознания народа. Принадлежность к буду-

330 • Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014^

щему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <...> Воистину пророческими были слова Н. К. Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры2.

Курс, разработанный в Музее-институте, дает представление о культуре и ее роли в человеческой жизни, знакомит с культурами разных эпох и народов через призму творчества одной русской семьи художников, ученых, мыслителей, путешественников, общественных деятелей. Развивает в учащихся желание участвовать в той или иной форме в создании культурных ценностей, а также дает понимание, что решение собственных жизненных проблем возможно через освоение культурного опыта предшественников. Школьники самостоятельно могут продолжить изучение разных культур, приступить к участию в культурной жизни школы, города. Кроме того, школьники овладевают навыками толерантного подхода при взаимодействии с явлениями и носителями других культур и цивилизаций.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 48, дата публикации: 04.12.2011. URL: ИИрУ/дгат. agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014).

2 Лихачев Д. С. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным достоянием // Новая газ. 1996. 11-17 янв.

• Том 203 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • 331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.