ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ | УДК 94:341.232.7
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ КРУГОВ ЕВРОПЫ В ПОДПИСАНИИ ПАКТА РЕРИХА
Л. С. Решетникова
THE ROLE OF THE EUROPEAN PUBLIC COMMUNITIES IN THE ADOPTION OF THE ROERICH'S PACT
L. S. Reshetnikova
В статье освещается деятельность общественных кругов Европы и представителей русской культурной эмиграции в разработке и принятии Пакта Рериха «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Автор обращает внимание на сотрудничество представителей русской культурной эмиграции, прежде всего Рерихов, общественных сил, официальных кругов европейских стран по разработке и принятию Пакта Рериха как международного документа. Автор показывает международное значение Пакта как модели для последующих международных документов по защите памятников культуры.
The paper focuses on the activities of the European public communities in the elaboration and adoption of the Roe-rich's Pact "For the protection of the artistic and scientific institutes and historical monuments". The author turned a t-tention to the collaboration of the representatives of the Russian cultural emigration and of the European countries in the elaboration and adoption of the Pact as the international document. The author shows this document as a model convention for the protection of cultural monuments.
Ключевые слова: культура, памятники, пакт, Рерих, Брюгге, общественность.
Keywords: culture, historical monuments, pact, Roerich, public communities.
«...Сокровища Культуры являются оплотом народа. Всё строительство, всё просвещение, всё духовное вдохновление, вся радость и спасение нарождаются на основах Культурных ценностей», - так оценивал значение памятников культуры Н. К. Рерих.
Обращение к этой теме не случайно. Несмотря на страшные уроки Второй мировой войны, многочисленные межгосударственные договоры и соглашения, мир сотрясают локальные войны и конфликты. Американские бомбардировки в Ираке уничтожили сокровища древней культуры Месопотамии, места, где были заложены основы европейской культуры и цивилизации. Религиозные фанатики, талибы в Афганистане взорвали памятники буддийской культуры, в Сирии уничтожили древние памятники христианской культуры, музеи и библиотеки. Фанатики Исламского государства взорвали древнюю Пальмиру. Художественные галереи, здания институтов, церквей, музеи, библиотеки в Сербии уничтожены бомбардировками НАТО. Межрелигиозные и этнические конфликты в Мали, подогреваемые вмешательством определённых кругов Европы и США, привели к уничтожению редчайших памятников древней африканской культуры. В странах, которые считают себя цивилизованными, нарастает вульгаризация и варваризация, поддерживаются, в том числе и государственными структурами антигуманистические явления и акции. Это подаётся как новые, модернистские направления в развитии культуры. Создаётся впечатление, что идёт целенаправленное разрушение гуманистических начал, основ жизни общества. Перед современным человечеством вновь встаёт задача их защиты и сохранения, воплощённых в памятниках культуры, в традициях. С этих позиций представляет интерес история создания и подписания Пакта Рериха, в которой объединились защитники культуры и России, и Европы, и Америки.
Пакт Н. К. Рериха или международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан в апреле
1935 г. в Вашингтоне главами Панамериканского союза, включая США. Это было результатом почти тридцатилетней деятельности Н. К. и Е. И. Рерихов и их единомышленников во многих странах, но прежде всего в Европе. В 20 - 30-е гг., понимая неизбежность большой войны, Рерихи и их сторонники стремились обратить внимание представителей государств, деятелей мировой культуры и общественных кругов на необходимость защиты и сохранения памятников культуры - древних и современных. О значимости такого международного соглашения Н. К. Рерих говорил ещё до Первой мировой войны. Как отмечала Л. Шапошникова, генеральный директор Международного Центра Рерихов, он интуитивно осознавал свою задачу как планетарную миссию. Большую помощь и поддержку им оказали представители культурных, научных, клерикальных и даже военных кругов Европы. Многие из них были создателями и участниками обществ Рериха. К началу 30-х гг. в этих обществ насчитывалось более восьмидесяти, большинство из них (64) было в европейских странах. Их участниками было разработано Воззвание по принятию пакта Рериха, созданы комитеты для его реализации. В 1929 г. оно было поддержано официальными кругами Франции и США. Побудительным толчком было разрушение храма Христа Спасителя в Москве. Надо отметить, что для правящих сил в этих странах это был прецедент в русле их антисоветской и антироссийской политики в целом. Но для сторонников Пакта это был ободряющий знак, защищая культуру, её памятники, они поднимались над противоборствующими сторонами, утверждали гуманистические начала, их объединяющие людей ценности. Эту позицию прекрасно выразил Н. К. Рерих в обращении к Болгарской ассоциации: «Весь мир разбился сейчас на разрушителей и созидателей. Но каждый, кто понимает высокое значение культуры, конечно, будет среди строителей, среди напрягающих энергию, чтобы защитить мир от злобных попыток тьмы» [4, с. 34].
Л. С. Решетникова 41
| ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕС
Е. И. Рерих в одном из писем своим корреспондентам в Америку писала: «Наша культурная деятельность была и есть поверх всякой политики» [5, с. 76].
В своей деятельности защитники Пакта опирались на исторические прецеденты, международные акты и договоры, подписанные во второй половине XIX -начале XX вв. Это мирная конференция в Гааге 1899 г., Гаагское Положение1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны и, конечно же, Женевская конвенция 1864 г., утвердившая международную организацию Красного Креста. Н. К. Рериха сравнивали с её основателем Анри Дюнаном, а Пакт называли Красным Крестом Культуры. Надо отметить, что инициатором созыва конференции в Гааге 1899 г. был российский император Николай II. В 1914 г. он поддержал предложение делегации художников о создании государственной комиссии по охране и защите памятников культуры в России. В состав этой делегации входил и Н. К. Рерих. Им был создан список древних памятников русской культуры, прежде всего храмов, нуждающихся в реставрации и охране.
Защитники Пакта развернули активную разнообразную деятельность по его пропаганде. Это были многочисленные художественные и фотовыставки, на которых экспонировались картины и публицистические работы Н. К. Рериха и его сподвижников, статьи в различных европейских журналах и газетах, лекции, конференции, обращения к правительствам стран. При Европейском центре в Париже была предпринята попытка создания Восточного института по изучению восточных языков, религий и философских учений для лучшего взаимопонимания народов Запада и Востока. Во Французской Военной Школе барон де Тюн прочитал цикл лекций, посвящённых Пакту и его символу - Знамени Мира. Аналогичный цикл лекций был прочитан доктором Шклявером (один из главных разработчиков статей Пакта - Л. Р.) в старейшем университете Европы в Саламанке (Испания). Идея подписания Пакта, деятельность его разработчиков была поддержана в высших официальных кругах. Это король Югославии Александр, король Борис Болгарский, принц Евгений Шведский, президент Чехословакии Масарик, император Японии, Папа Римский Александр и др.
Основными центрами движения в защиту Культуры и продвижения Пакта были Европейский центр в Париже и Международный союз за Пакт Рериха в Бельгии. Следует отметить работу Латышского общества в Риге. Его руководителями были общественный деятель Латвии Рихард Рудзитис и известные врачи Феликс и Гаральд Лукины. Они собирали подписи в поддержку Пакта, принимали активное участие в подготовке выставок картин Н. К. Рериха. Созданное при этом обществе издательство публиковало на русском языке статьи Н. К. Рериха, тексты «Живой Этики», труды известных мыслителей и религиозных деятелей Востока.
Большую роль в разработке и продвижении Пакта сыграли такие деятели, как Михаил Александрович Таубе, профессор Международного института права, упоминавшийся выше Георгий Гаврилович Шклявер, организатор и председатель Комитета Пакта Рериха при Европейском центре в Париже, юрист-международник, профессор Сорбонны, генеральный секре-
\Я ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
тарь Общества Рериха при Европейском центре. Он и М. А. Таубе были основными разработчиками статей Пакта. Степень профессиональной подготовки документов была настолько высока, что Марга Куцарова, юрист, председатель Национального общества имени Рерихов в Болгарии, сравнивая положения Пакта с международными документами - Гаагской конвенцией 1907 г., Женевскими конвенциями 1949 г., Гаагской конвенцией 1954 г., отмечает высокий уровень проработанности положений Пакта Рериха. «Пакт Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный 15 апреля 1935 г. в Белом Доме в Вашингтоне, предусматривает их защиту без оговорок. ...Пакт впервые ясно и категорично установил в международном праве принцип приоритета защиты ценностей культуры, которые имеют непреходящее значение для всего человечества, над военной необходимостью, имеющей преходящее и конъюнктурное значение. ...Подписанием Пакта Рериха всем народам, всему человечеству была дана исключительная возможность - спасти в предстоящей мировой войне многие бесценные сокровища культуры, ибо Пакт Рериха был задуман и разработан, как универсальный международный договор. Это нужно особо подчеркнуть. Пакт впервые регламентировал принципы и правила защиты культурных ценностей, и эти установления имели и имеют общемировое значение» [2, с. 12]. Куцарова подчёркивает, что при разработке дополнительных соглашений в 70 и 90-е гг. (Дополнительный протокол 1977 г., Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 г., принятый в 2004 г. - Л. Р.), специалисты по международному праву опирались на статьи Пакта Рериха.
Следует особо отметить значение деятельности Камилла Тюльпинка, председателя Королевского общества охраны памятников в Бельгии, председателя Международного союза за Пакт Рерихов. Во многом благодаря его усилиям был создан в 1931 г. этот союз, и в 30-е гг. Бельгия стала фактически центром движения. По его инициативе Брюгге, по сути, это город -музей Северной Европы, с главным собором Сакре Кёр (Святой Крови), одним из древнейших соборов Европы были избраны местом проведения конференций по Пакту. Первая конференция была открыта в сентябре 1931 г. Местом проведения стала ратуша, располагавшаяся на площади знаменитого фламандского художника Ван Эйка. В её работе приняли участие представители почти двадцати правительств, научных и культурных обществ, всего более ста человек. Конференция утвердила статьи Пакта Рериха и наметила пути его реализации. Также был учреждён Международный фонд Пакта, и было принято обращение ко всем государствам и международным организациям поддержать Пакт. Для её участников в зале городской ратуши была подготовлена художественная выставка. К её открытию Н. К. Рерих послал часть своих картин для выставки. К сожалению, во время Второй Мировой войны эти картины были утрачены. Только одну из них удалось недавно обнаружить в полицейском управлении Коре Кокс, участнице голландского общества Рериха. Вторая конференция была проведена через год, в августе 1932 г. Главной целью было принятие обращения ко всем государствам поддержать Пакт. Её участники подтвердили значи-
42 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 2
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
мость Пакта и предложили объявить Рим, Брюгге и Венецию городами - музеями, подлежащими защите на основе положений Пакта. С обострением ситуации в Европе их деятельность была перенесена в Соединённые Штаты Америки, где он и был принят как международный акт. Это стало возможным во многом благодаря совместной деятельности его сторонников - представителей русской культурной эмиграции, европейских общественных и политических сил и
поддержке американских культурных и политических кругов. Пакт Рериха приобрёл международный характер и его положения легли в основу международных конвенций по сохранению и защите памятников культуры во второй половине XX в. К сожалению, в современном Брюгге мало кто помнит о Пакте Рериха, о том какую роль сыграли их соотечественники в его судьбе.
Литература
1. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Международные отношения, 1979.
2. Куцарова Марга. Пакт Рериха - основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и её будущее // Культура и время. 2005. № 4(18).
3. Пакт Рериха 1935 г. / пер. с англ. Н. Л. Некрасовой; Гаагская конвенция 1954 г. Знамя Мира. Международный Центр Рерихов. М., 1995.
4. Рерих Н. К. Документы, обращения, очерки, эссе, письма из архива МРЦ. Знамя Мира. Международный Центр Рерихов. М., 1995.
5. Рерих Е. И. Письма в Америку. 1929 - 1936. М.: Сфера, 1996. Т. I.
6. Смирнов К. Красота спасёт мир, если мир спасёт красоту. Знамя Мира. Международный Центр Рерихов. М., 1995.
7. Шапошникова Л. Метаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха: мат. Междунар. научно-общ. конф. М., 2011. С. 80 - 87.
8. Шатин В. Время собирать камни... Документальный фильм: The Red Gross of Culture. К 70-летию подписания Пакта Рериха. МОО «Международный Центр Рерихов», 2005.
Информация об авторе:
Решетникова Людмила Сергеевна - кандидат исторических наук, доцент КемГУ.
Ludmila S. Reshetnikova - Candidate of History, Associate Professor, Kemerovo State University
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.
УДК 94
ГЕРШОМ ШОЛЕМ И ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН: ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ И ДРУЖБА ДВУХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В КОНТЕКСТЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
МЕЖВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Д. А. Смирнов
GERSHOM SCHOLEM AND WALTER BENJAMIN: PRIVATE LIFE AND FRIENDSHIP OF TWO INTELLECTUALS IN THE CONTEXT OF IDEOLOGICAL STRUGGLE
OF THE INTERWAR PERIOD
D. A. Smirnov
Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ на проведение научно-исследовательской работы № 33.526.2014/К «Российская интеллигенция и европейские интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности ХХ - начала XXI вв.: виртуальность и реальность».
В статье с позиции интеллектуальной истории анализируются события и обстоятельства частной жизни и дружбы Гершома Шолема и Вальтера Беньямина как представителей поколения интеллектуалов межвоенного времени. Взаимоотношения Шолема и Беньямина рассматриваются в контексте влияния на них идеологической борьбы и политических проблем истории Веймарской республики и нацистской Германии. Источниками, отражающими события частной жизни и дружбы мыслителей, являются сохранившиеся сегодня в личных архивах дневники и письма Шолема и Беньямина. Наряду с законченными и незаконченными научными работами они выступают важнейшей документальной базой исследуемого вопроса. В этих источниках личного плана также представлены философские и теологические дискуссии между ними и мнения мыслителей по поводу актуальных на тот момент вопросов гуманитарного знания. Колоритные оценки исторического контекста дополняют картины интеллектуального пространства. Анализ документов показывает, что политические события, экономические и социальные проблемы глубоко влияли на научные представления мыслителей, но делали их личные связи еще более тесными.
Д. А. (Смирнов 43