УДК343.847 V.N. ORLOV*
ББК 67.409.11
О-66 RESPONSIBILITY FOR INFRINGEMENT
OF THE ORDER AND CONDITIONS OF OBLIGATORY WORKS SERVING AND FOR MALICIOUS
EVASION FROM THEM
Аннотация: в статье рассматривается ответствен- Annotation: in the article the responsibility of
ность осужденных к обязательным работам за нару- prisoners sentenced to obligatory works who infringes шение порядка и условий отбывания наказания и за the order and conditions of sentence serving and have злостное уклонение от их отбывания. Анализируют- malicious evasion from their serving is considered. The
ся конкретные виды нарушений, за совершение кото- concrete kinds of infringements of obligatory works
рых осужденные к обязательным работам могут быть serving by prisoners are analyzed. The notion of
привлечены к ответственности Определяется поня- persistently declining from serving obligatory works
тие злостно уклоняющегося от отбывания обязатель- prisoner is defined.
ных работ осужденного Key words: Рenal Code, infringement of the order,
Ключевые слова: Уголовноисполнительный ко- sentence conditions, malicious evasion. декс РФ, нарушение порядка, условия отбывания наказания, злостное уклонение.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответствен-ВЛАДИСЛАВ ности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодатель в УИК РФ не определя-НИКОЛАЕВИЧ ет конкретные виды нарушений, за совершение кото-ОРЛОВ* рых осужденные к обязательным работам могут быть привлечены к ответственности. При этом в действующем УИК РФ указываются: а) конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ (ч. 1 ст. 46); б) конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания наказания в
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ виде ограничения свободы (ч. 1 ст. 58). Указанный
о л i_i л г>\/111С1_114С nrvnani/A пробел в УИК РФ отчасти восполняет п. 55 Инструк-ЗА ПМгУШЕНИЕции по организации исполнения наказаний и мер уго-
И УСЛОВИИ ОТБЫВАНИЯ ловно-правового характера без изоляции от общества, ncaQATCriLUUIYDA Cf'lT утвержденной приказом Министерства юстиции Рос-ОБЯЗА I ЕЛЬПЫЛ рАБО I сийской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 (далее -ИЗАЗЛОСТНОЕ Инструкция), в котором указывается, что «за наруше-УКЛОНЕНИЕ ние осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовест-ном отношении ОТ ИЛ ОТБЫВАНИЯ к труду, уклонении от работы на определенном для него
объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием кото-
* Кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры криминологии, психологиии уголовно-исполнительного права (Московскаягосударственнаяюридическая академия имени О.Е. Кутафина).
E-mail: editor@academiust.rvazantelecom.ru.
Проблемы уголовно-исполнительного права
Проблемы уголовно-исполнительного права
рой осужденный ознакамливается под роспись»1. Таким образом, в соответствии с п. 55 Инструкции нарушением порядка и условий отбывания осужденным наказания в виде обязательных работ являются:
а) недобросовестное отношение к труду,
б) уклонение от работы на определенном для него объекте,
в) несообщение в инспекцию об изменении места жительства,
г) неявка в инспекцию по вызову без уважительных причин.
Нельзя не отметить, что перечень нарушений осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ, указанный в п. 55 Инструкции, не является полным2.
Заметим также, что в юридической литературе по-разному определяются конкретные виды нарушений, за совершение которых осужденные к обязательным работам могут быть привлечены к ответственности.
Так, В.А. Уткин полагает, что под нарушением порядка и условий отбывания обязательных работ следует понимать нарушение обязанностей, установленных ч. 1 ст. 26 УИК РФ3. Однако указанное автором понимание нарушения порядка и условий отбывания наказания не охватывает иные виды нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ, следовательно, является неполным.
О.Б. Лысягин определяет конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ из смысла ст. 25, 26 и 30 УИК РФ и называет такие, как:
- неявка осужденного без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет в течение 15 дней после вступления приговора в законную силу,
- отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный там срок,
- неявка без уважительных причин на работу в организацию, куда он направлен инспекцией,
- нарушение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы,
- нарушение трудовой дисциплины,
- несообщение в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении своего места жительства4.
Отдельные из указанных нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ могут предусматриваться и в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Справедливо отмечает Н.Г. Осадчая, что было бы целесообразно предусмотреть в законода-
тельстве и Инструкции понятие и характеристику уклонения от обязательных работ, которая была бы дана в открытом виде5. На наш взгляд, необходимо предусмотреть первоначально в УИК РФ, а затем в действующей Инструкции понятие и характеристику конкретных видов нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ, как это сделано законодателем в ч. 1 ст. 46 УИК РФ в отношении нарушений порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ.
Как отмечалось, в п. 55 Инструкции указывается, что за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись. В данном случае в ведомственном акте определяется порядок предупреждения осужденного о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На наш взгляд, заслуживает внимания указание в п. 55 Инструкции на то, что осужденный должен предупреждаться о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в ходе беседы. Бесспорно, что именно в ходе беседы с осужденным сотрудник уголовно-исполнительной инспекции может не только выявить причины и условия нарушений осужденным порядка и условий отбывания наказания, но и определить для себя меры, направленные на их профилактику, предупреждение.
Согласно ч. 2 ст. 28 УИК РФ «...в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации». На наш взгляд, данное положение в большей мере относится к ст. 29 УИК РФ.
Учитывая изложенное, а также положения ч. 1 ст. 26 ст. 29 УИК РФ «Ответственность осужденных к обязательным работам» надлежит изложить в следующей редакции:
«Статья 29. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ
1. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным обязательных работ являются:
а) неявка осужденного без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет в течение 15 дней после вступления приговора в законную силу,
б) отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный там срок,
в) несоблюдение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы,
г) недобросовестное отношение к труду,
д) уклонение от работы на определенном для него объекте,
е) несообщение в инспекцию об изменении места жительства,
ж) неявка в инспекцию по вызову без уважительных причин.
2. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись».
Понятие злостного уклонения от отбывания обязательных работ закрепляется в ч. 1 ст. 30 УИК РФ. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину,
в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Несколько иная формулировка злостного уклонения от отбывания наказания в виде обязательных работ содержится в п. 56 Инструкции, в соответствии с которым «за злостное уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение. Предупреждение выносится инспекцией не позднее трех рабочих дней со дня невыхода на обязательные работы и нарушения трудовой дисциплины, объявляется осужденному под роспись». Характеристика злостного уклонения, влекущего за собой в соответствии с УК РФ замену неотбытого наказания более суровым видом уголовного наказания, дана законодателем в УИК РФ в исчерпываю-
щем, закрытом виде. Инструкция не может ни расширять ее, ни сужать. Следовательно, п. 56 Инструкции необходимо привести в полное соответствие с ч. 1 ст. 30 УИК РФ.
Ряд положений, указанных в ч. 1 ст. 30 УИК РФ, требуют дополнительной регламентации.
Так, законодатель не указывает, что понимается под уважительными причинами, вследствие которых осужденный может не выходить на работу два раза и более с начала исполнения наказания. А. А. Рябинин полагает, что оправданием пропуска обязательных работ может служить больничный лист осужденного, а также семейные, личные, объективные и субъективные причины, оценивать которые будет уголовно-исполнительная инспекция6.
Рассматривая злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ, А.И. Бойко полагает, что «не вполне корректно отнесение к числу обстоятельств, имеющих уголовно-правовые и уголовно-исполнительные последствия, случаев нарушения трудовой дисциплины (отбывается наказание, а не выполняются обязанности по трудовому договору)»7. Оспаривая указанное мнение, следует отметить, что специфика исполнения обязательных работ заключается именно в том, что осужденный трудится в организации, обязан соблюдать правила внутреннего распорядка организации, поэтому в данном случае трудовая дисциплина может рассматриваться и как междисциплинарный институт. В ст. 189 Трудового кодекса РФ под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организаций8.
Необходимоуточнить, что законодатель также не раскрывает, что понимается под скрытием в целях уклонения от отбывания наказания. В юридической литературе отмечается, что под скрывшимся в целях уклонения от отбывания обязательных работ «может считаться осужденный, изменивший именно с этой целью свое место жительства либо иным образом уклоняющийся от контроля и привлечения его к отбыванию наказания»9. А. А. Рябинин указывает «...наверное, не будет злостным нарушением, если осужденный на основном месте работы выехал в командировку и не сумел предупредить уголовно-исполнительную инспекцию или представителей администрации организации, где он отбывает наказание»10. Однако данное по-
Проблемы уголовно-исполнительного права
Проблемы уголовно-исполнительного права
ведение осужденного противоречит условиям исполнения и отбывания обязательных работ, закрепленным в ст. 26 УИК РФ. В частности, оно не соответствует ч. 1 ст. 26 УИК РФ, в которой указывается, что осужденный обязан соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы (если данные правила не будут предусматривать возможность выезда осужденных в командировки по основному месту работы). Кроме того, выезд осужденного в командировку не соответствует смыслу содержания ч. 2 ст. 26 УИК РФ, в соответствии с которой предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ. Если осужденный на основном месте работы выехал в командировку, в первый раз не предупредив уголовно-исполнительную инспекцию или представителей администрации организации, где он отбывает наказание, и лишь по возвращении объяснил свое поведение, то это следует считать нарушением порядка и условий отбывания обязательных работ. Если осужденный совершает указанные действия повторно, то это следует рассматривать как злостное уклонение от отбывания наказания.
В п. 57 Инструкции указывается, что в отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 Уголовного кодекса РФ. К представлению прилагаются копии документов, характеризующих осужденного и подтверждающих его уклонение от отбывания наказания.
Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
В соответствии с пп. 58-60 Инструкции представление о замене обязательных работ другим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления
факта злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, - после проведения первоначальных мероприятий по розыску. В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания. В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания.
Рассматривая положения ст. 30 УИК РФ, нельзя не отметить, что если осужденный один раз или дважды не выходит на работу или нарушает трудовую дисциплину в течение месяца, то это не будет являться злостным уклонением от отбывания обязательных работ. Как отмечает А.И. Бойко, в УИК РФ при регулировании исполнения и отбывания обязательных работ «неосмотрительно позабыта возможность двукратного и более игнорирования осужденным предупреждений инспекций в его адрес, возможность возбуждениядисциплинарного производства по этим случаям (что можно предложить по введению в действие Положения об уголовно-исполнительных инспекциях)»11. На наш взгляд, в данном случае следует вспомнить опыт законодательногорегулирования понятия злостного уклонения от отбывания исправительных работ, в частности ч. 3 ст. 46 УИК РФ, в соответствии с которой злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме. Указанную законодательную формулировку возможно было бы использовать и при определении злостного уклонения от отбывания обязательных работ.
Таким образом, ст. 30 УИК РФ «Злостное уклонение от отбывания обязательных работ» надлежит изложить в следующей редакции:
«Статья 30. Злостное уклонение от отбывания обязательных работ
1. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему в ходе беседы предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.
2. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которо-
го неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен до 30 суток.
3. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ,
уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации».
1 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. № 142 // Рос. газ. 2009. 14 авг.
2 См.: ОрловВ.Н. Обязательные работы как мера уголовногонаказания // Рос. криминол взгляд. 2009. № 3. С. 359.
3 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФедерации / рук. авт. кол-ва и отв. ред. А.И. Зубков М., 1997. С. 65.
4 См.: Комментарий к Уголовно-исполнигельномукодексуРоссийскойФедерации М., 1997. С. 82; Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФедерации / под общ. ред. С.В. Степашина 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 137; Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. А.С. Михли-на, В.И. Селиверстова. М., 2001. С. 50; Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФеде-рации / под общ. ред. О.О. Миронова; науч. ред. А.С. Михлин, В.И. Селиверстов. М., 2003. С. 90.
5 См.: Осадчая Н.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в российскомуголовномзаконодатель-стве: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 169.
6 См.: Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительногозаконодательства монография Домодедово, 2000. С. 213.
7 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексуРоссийской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными/ под общ. ред. П.Г Мищенкова М., 1997. С. 133.
8 См.: ТрудовойкодексРоссийскойФедерации Официальный текст. М., 2002. С. 96.
9 Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФедерации С. 93.
10 Рябинин А.А Указ соч. С. 214.
11 Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФедерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными С. 133.
Проблемы уголовно-исполнительного права