ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 343.8 Л.В. Ложкина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Рассматриваются вопросы, связанные с порядком и условиями исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ. Выявляются проблемы в законодательных актах и предлагаются пути совершенствования процедуры исполнения обязательных работ.
Ключевые слова: обязательные работы, осужденный, порядок исполнения наказания, условия отбывания наказания, уголовно-исполнительные инспекции, злостное уклонение от отбывания наказания.
Обязательные работы были введены в действие Федеральным законом от 28.12.2004 г. №177-ФЗ и начали применяться с 10 января 2005 г. В 2010 г. число лиц, осужденных к данному наказанию, составило 80,5 тысяч человек, что на 21% больше, чем в 2009 г. (66 тысяч чел.)1
Согласно ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Осужденный, как правило, должен привлекаться к обязательным работам на объектах, расположенных в пределах населенного пункта, где он проживает, или в местности, откуда имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания. Виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются - конкретные организации, учреждения, предприятия определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Предполагается, что данные работы не должны требовать какой-либо специальной профессиональной подготовки и должны быть предельно простыми (подсобные работы, благоустройство территорий и т.п.).
Обязательные работы применяются только в качестве основного вида наказания и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов, отбываются не более 4 часов в день (ч. 2 ст. 49 УК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются инвалидам первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ регламентируется гл. 4 УИК РФ и разделом пятым Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»2. Его исполнение возложено на учреждения уголовно-исполнительной системы - уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.
Осужденные привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжением суда с копией приговора (определения, постановления), который регистрируется в журнале. День регистрации считается днем постановки осужденного на учет. В этот же день инспекция направляет в суд, вынесший приговор, извещение о принятии его к исполнению. После получения копии приговора суда инспекция направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность. В день явки в инспекцию осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за исполнением осужденным требований приговора. У осужденного отбирается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за уклонение от отбывания наказания, и выдается предписание для отбывания обязательных работ. На
1 См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2010 г. Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
2Приказ Минюста РФ от 20.05.2009г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2009 г. № 14140).
Совершенствование порядка исполнения наказания.
каждого осужденного заводится учетная карточка, в которой ведется учет отработанного им времени и нарушений трудовой дисциплины. Началом срока отбывания наказания является день выхода осужденного на работу. В целях контроля за отбыванием наказания сотрудники инспекции не реже одного раза в месяц осуществляют выходы на объекты, где работают осужденные, для проверки их поведения по месту работы.
Законом подробно регламентируются условия отбывания обязательных работ, права и обязанности осужденных к данному виду наказания. Обязательные работы отбываются непрерывно в течение всего срока, поэтому предоставление осужденному ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение этого наказания. Время отбывания наказания не включается в трудовой стаж.
Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывает это наказание. Согласно ч. 2 ст. 29 УИК РФ время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные и в дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. В течение недели отработанное время не может быть, как правило, менее двенадцати часов.
При отбывании наказания несовершеннолетним осужденным в возрасте до 15 лет продолжительность исполнения обязательных работ не может превышать двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день (ч. 3 ст. 88 УК РФ). Необходимо отметить, что законодатель не регламентирует недельный объем часов, необходимый для отработки несовершеннолетними, из чего можно сделать вывод, что норматив для несовершеннолетних аналогичен нормативу, определенному для совершеннолетних осужденных, то есть не менее 12 часов в неделю. Возникает вопрос, а сможет ли учащийся, осужденный к обязательным работам, надлежащим образом совмещать учебу с исполнением назначенного наказания?
Целесообразно было бы дополнить ч. 3 ст. 88 УК РФ указанием на меньшее количество часов, которые должен отработать несовершеннолетний в неделю, что позволит ему более рационально распорядиться свободным временем без ущерба для процесса обучения. Необходимо также в ст. 27 УИК РФ закрепить примерный перечень уважительных причин для того, чтобы работать меньшее количество часов в неделю. Таковыми могут считаться, например, болезнь осужденного, семейные обстоятельства, командировка по основному месту работы, сдача экзаменов по месту учебы, а также иные обстоятельства.
Одним из важных аспектов исполнения любого наказания является четкая правовая регламентация ответственности за невыполнение условий его отбывания. Законодатель установил специальный признак - злостность, определяющий качественную характеристику уклонения от отбывания наказания и его продолжительность. В соответствии со ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:
а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
Традиционно понятие «злостности» отождествляется с продолжаемым уклонением осужденного от отбывания наказания после вынесенного ему предупреждения со стороны контролирующего органа. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция обязана направить в суд представление о замене обязательных работ другим более строгим видом наказания. Однако законодатель не требует для установления злостности уклонения от отбывания обязательных работ какого-либо промежуточного предупреждения со стороны контролирующего органа. Представляется целесообразным дополнить ст. 30 УИК РФ положением о необходимости вынесения письменного предупреждения о замене наказания на более строгое осужденному, не вышедшему на обязательные работы без уважительных причин или нарушившему трудовую дисциплину, и только в случае последующего нарушения признавать осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания.
Существует еще одна проблема, связанная с исполнением обязательных работ в отношении несовершеннолетних. Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из
156
Л.В. Ложкина
расчета один день указанных наказаний за восемь часов обязательных работ. В то же время согласно ч.6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. Из чего следует, что при злостном уклонении от отбывания обязательных работ таким несовершеннолетним замена наказания лишением свободы не может быть осуществлена. Аналогичный вывод сделал и Верховный Суд РФ3. В результате предупреждения о замене обязательных работ более строгим видом наказания, которые выносятся инспекцией в порядке ч. 1 ст. 29 УИК РФ за нарушения порядка и условий отбывания наказания, также теряют свою значимость.
Выходом из данной ситуации может послужить принятие соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ, которые разрешали бы осуществление в отношении несовершеннолетних замены обязательных работ лишением свободы или иным наказанием, не связанным с изоляцией от общества.
Также одной из особенностей работы с несовершеннолетними осужденными является то, что всю ознакомительную работу (разъяснение порядка и условий исполнения и отбывания наказания, взятие объяснений, вынесение взысканий и т.д.) с практической точки зрения целесообразно проводить в присутствии его родителей или законных представителей. На сегодняшний день данное требование в законодательных актах не закреплено.
Для повышения эффективности исполнения наказания в виде обязательных работ необходимо проводить работу по дальнейшему совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения.
Поступила в редакцию 16.03.12
L. V. Lozhkina
Improvement of the procedure of execution of punishment in the form of obligatory works
The article considers the issues connected with the procedure and conditions of execution and serving of punishment in the form of obligatory works, identifies problems in the legislative acts and propose ways to improve the procedures of the execution of compulsory works.
Keywords: compulsory work, the convicted person, the procedure for execution of punishment, the conditions of serving the punishment, the criminal-executive inspection, malicious evasion from serving the punishment.
Ложкина Лариса Владимировна, кандидат юридических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: lar.lozh@yandex.ru
Lozhkina L.V., candidate of law, associate professor Udmurt state University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/ 4 E-mail: lar.lozh@yandex.ru
3 О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда от 1 февраля 2011 г. №1 // Бюл. Верховного Суда РФ. 2011. № 4.