Научная статья на тему 'Об оценке туристского потенциала дворцово-паркового комплекса'

Об оценке туристского потенциала дворцово-паркового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС / PALACE-PARK COMPLEX / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST POTENTIAL / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / INTEGRATED ASSESSMENT / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / TECHNOLOGICAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуров С.А.

В статье анализируется понятие «туристский потенциал дворцово-паркового комплекса». Изучена структура туристского потенциала дворцово-паркового комплекса. Представлена методика комплексной и технологической оценки туристского потенциала дворцово-паркового комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ASSESSMENT OF THE TOURISM POTENTIAL OF THE PALACE- PARK COMPLEX

Promising objects for the organization of excursion tourism are Palace-Park complexes (РРС). Their potential acts as an opportunity for the organization of new types of tourist enterprises, creation of themed tours and itineraries. The presence of PPC in the region allows to organize castle tourism, use data objects as accommodation facilities and Museum objects. According to the UNWTO, more than 2/3 of castles (over 1500 objects) of Europe today successfully restored and used in the tourism sector, including in the hotel industry. The purpose of this article is to develop methods for the assessment of the tourism potential of the РРС. The methodology of rating scales, scoring, method of formalization. Assessment of the tourism potential of РРС is necessary for their full use, the development of new tour itineraries, explore РРС as an integral part of regional territorial-recreational systems, sales РРС (if it is in private ownership). As the rating reflects the relationship between the object and the subject, the procedure of evaluation of the РРС, like any other tourist resource should consist of the following mandatory steps: 1. the selection of the object of evaluation РРС and / or components; 2. the selection of the subject, whose position is being evaluated РРС the organizer of tourism, tourist etc.; 3. the formation of the evaluation criteria РРС; 4. the development of parameters, evaluation scales, graduations. To assess the tourism potential of the РРС, you can apply four types of evaluation: 1. Technological; 2. Economic; 3. Psycho-aesthetic; 4. Integrated. Technological evaluation is important to explore the tourist potential of the РРС, because it involves the determination of the quality of the resource from the standpoint of most recreation industry and technology of tourist activities. The main objectives of process evaluation of the РРС are to determine the prospects of its use as well as quantitative aspects of potential data objects. Economic evaluation of РРС determines its value. To determine the cost of РРС is advisable to use the income approach, the method of subjective assessment of the value or the method of expressed preferences. Psycho-aesthetic assessment evaluates the emotional impact of the РРС. This evaluation is complex and subjective because the results depend on the personal qualities aesthetic taste, values, life interests, habits, etc. In psycho-aesthetic evaluation of the РРС special attention should be given to such methods as a method of scoring, method of assessment of landscape diversity and, particularly, to a method of sociological surveys. A comprehensive tourism assessment РРС should include as elements of psycho-aesthetic and technological assessment. In the result of the study was first given the definition of «tourist potential of РРС», presented the classification of components of the PPC, optimized formula of technological assessment of the РРС, considers the features of economic evaluation and scale integrated assessment of the tourism potential of the РРС. These techniques can be applied both locally and at the regional or global level recreational-geographical research of РРС.

Текст научной работы на тему «Об оценке туристского потенциала дворцово-паркового комплекса»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 3 (69). №1. 2017 г. С. 46-56

УДК 911.3:728.82

ОБ ОЦЕНКЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО

КОМПЛЕКСА

Гуров С. А.

Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация

E-mail: gurrov@mail.ru

В статье анализируется понятие «туристский потенциал дворцово-паркового комплекса». Изучена структура туристского потенциала дворцово-паркового комплекса. Представлена методика комплексной и технологической оценки туристского потенциала дворцово-паркового комплекса. Ключевые слова: дворцово-парковый комплекс, туристский потенциал, комплексная оценка, технологическая оценка.

ВВЕДЕНИЕ

Перспективными объектами для организации экскурсионно-познавательного туризма являются дворцово-парковые комплексы (ДПК). Их потенциал выступает как возможность для организации новых видов деятельности туристских предприятий, создания тематических экскурсий и маршрутов. Наличие в туристском регионе ДПК позволяет организовывать усадебный и замковый туризм, использовать данные объекты как средства размещения и музейные объекты. По данным UNWTO, более 2/3 замков (более 1500 объектов) Европы сегодня успешно восстановлены и используются в туристической сфере, в том числе и в гостиничном хозяйстве [1]. ДПК России становятся отражением высокой культуры и образа жизни состоятельных слоев населения, самые известные из них до сих пор являются важными туристскими ресурсами и известны во всем мире. Например, Петергоф и действующие фонтаны этого ДПК привлекают туристов из всех стран мира, особенно в период официального открытия каскадов фонтанов.

Исследованиями ДПК, которые можно считать целенаправленно созданными ландшафтами, занимались Кузнецова А. Е. [2], Волкова А. Ю. [3], Кусков А. С. [4], коллектив географического факультета ТА КФУ имени В. И. Вернадского [5], но работы были в большей мере посвящены не методике оценке туристского потенциала ДПК, а географии их распространения, историческим особенностям, статистическим сведениям по ДПК и т. д.

Целью данной статьи является разработка методики оценки туристского потенциала ДПК. Используется методика оценочных шкал, балльной оценки, метод формализации.

СТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДПК

Туристский потенциал ДПК - это возможность использования всех ресурсов, средств, запасов, источников условий, предпосылок для осуществления туристской деятельности, которые существуют на территории ДПК и при необходимости могут быть использованы для создания туристского продукта. Туристский потенциал

46

ДПК состоит из совокупности туристских ресурсов (природные и антропогенные), туристкой инфраструктуры (объекты питания, транспортная инфраструктура и специализированная инфраструктура), социально-экономических ресурсов (трудовые, информационные, финансовые), на которые влияют различные внешние факторы (политические, социальные, экологические, исторические, экономические). ДПК - это открытая система, входом в которой являются познавательные потребности, а выходом - рекреационный эффект.

Исходя из трех подходов относительно определения категории «туристский потенциал», укоренившихся в научной литературе, можно выделить три аналогичных подхода относительно понимания термина «туристский потенциал ДПК», которые изображены на рисунке 1.

^^^^ристский потенциал ДПК^^^

Предпосылки (факторы и условия) позволяющие организовать туристскую и экскурсионную деятельность на территории ДПК

Рис. 1. Структура понятия «туристский потенциал ДПК».

В настоящее время не разработана типизация компонентов туристского потенциала ДПК, что обуславливает необходимость ее введения в данной статье. Туристский потенциал ДПК включает в себя:

I. Туристские ресурсы ДПК:

• Природные ресурсы ДПК:

- гидрографические (водные объекты на территории ДПК: озера, пруды, фонтаны, источники, водные каскады и др.);

- геоморфологические (объекты рельефа, вид на которые открывается с территории ДПК: живописные скалы, холмы и др.);

- биотические (деревья, кустарники, зооуголки и др.);

- климатические (благоприятные погодные условия и микроклимат в районе размещения ДПК).

• Антропогенные ресурсы ДПК:

- архитектурные (сами дворцы и другие объекты недвижимости на территории ДПК);

- музейные (экспозиции, выставки ДПК);

- культовые (храмы на территории ДПК);

-археологические (раскопки и объекты раскопок на территории ДПК);

-мемориальные (памятники на территории ДПК);

47

- биосоциальные (объекты ДПК, связанные с деятельностью, рождением, захоронением, перезахоронением известных личностей);

-анимационные (зрелищные объекты);

-этнографические (центры культуры различных народов в ДПК).

II. Социально-экономические ресурсы ДПК:

• Трудовые ресурсы ДПК (кадры):

- экскурсионные;

- научно-фондовые;

- техническое обслуживание;

- управленческие;

- бухгалтерские;

- реставрационные;

- экспозиционно-выставочные;

- библиотечные;

- служба безопасности и др.;

• Информационные ресурсы ДПК:

- внешние (СМИ, реклама, маркетинг и др.);

- внутренние (библиотека, научно-методический аппарат и др.);

• Финансовые ресурсы ДПК (дотации, меценатство, спонсорство, доход и др.).

III. Туристская инфраструктура ДПК:

• Инфраструктура питания (заведения общественного питания, кафе, рестораны и др.);

• Транспортная инфраструктура (подъездные пути; качество дорожной сети; парковка; остановки общественного транспорта и др.);

• Специализированная инфраструктура (сувенирные киоски; средства размещения и др.).

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДПК

Оценка туристского потенциала ДПК необходима для полноценного их использования, разработки новых экскурсионных маршрутов, изучения ДПК как одной из составных частей региональных территориально-рекреационных систем, продажи ДПК (если он находится в частной собственности). Поскольку оценка отражает отношения между объектом и субъектом, процедура оценивания ДПК, как любого другого туристского ресурса, должна состоять из таких обязательных этапов:

1. Выделение объекта оценки - ДПК или его компонентов;

2. Выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка ДПК: организатора туризма, экскурсанта и др.;

3. Формирование критериев оценки ДПК;

4. Разработка параметров, оценочных шкал, градаций.

Для оценки туристского потенциала ДПК можно применить четыре типа оценки:

1. Технологическая;

2. Экономическая;

48

3. Психолого-эстетическая;

4. Комплексная (интегральная).

Технологическая оценка является важнейшей для изучения туристского потенциала ДПК, т. к. она предполагает определение качества ресурса с позиций самой рекреационной отрасли и технологии туристской деятельности. Главной задачей технологической оценки ДПК является определение перспектив его использования, а также количественных аспектов потенциала данных объектов.

Важным аспектом использования потенциала ДПК является ретроспективно обусловленная система эксплуатации таких объектов в процессе исторического развития. Европейских туристов привлекает размещение в ДПК как гостиницах с возможностью попробовать блюда этнической кухни и принять участие в анимационных программах. Многие замки и дворцы частично или полностью превращены в музеи, исторические памятники и являются объектами туристического интереса.

ДПК образуют целостные туристические комплексы, в которых выставляются музейные экспонаты, существует гостиничный номерной фонд, конференц-зал, проводятся туристические программы (рыцарские турниры, стрельба из арбалетов, винно-дегустационные мероприятия), а также свадебные церемонии.

В Европе сложилась стандартная система использования ДПК для целей туризма, из которой можно выделить несколько основных направлений, включающих процессы от реставрации объекта до обустройства заведениями обслуживания туристов. Примеры такого использования наблюдаются на территории Крыма:

1. Реставрация и сохранение объектов от мельчайших деталей до развалин стен (Массандровский, Ливадийский, Воронцовкий, Бахчисарайский ДПК);

2. Присвоение объекту статуса памятника истории и архитектуры федерального, регионального или муниципального значения (Массандровский, Ливадийский, Воронцовский, Бахчисарайский ДПК);

3. Использование в оздоровительных или рекреационных целях - размещение санаториев, гостиниц (Кичкине, Юсуповский, Дюльбер, Харакс и др.);

4. Открытие магазинов с сувенирной продукцией (Museum Shop) - наблюдается практически во всех ДПК, функционирующих как музейные объекты;

5. Открытие кафе, ресторанов и предприятий общественного питания (Ливадийский ДПК - «Царская кухня»);

6. Создание кемпингов, автостоянок, транспортной инфраструктуры;

7. Проведение конференций, симпозиумов, форумов, встреч, саммитов и прочее (Ливадийский ДПК);

8. Работа архивов, библиотек, научно-методических центров;

9. Проведение исторических реконструкций и демонстраций;

10. Проведение турниров, фестивалей, костюмированных вечеров и театральных представлений.

Для развития туристского потенциала музейного объекта необходимо рассчитать его экскурсионные возможности. Потенциал музея как экскурсионного ресурса можно определить с помощь формулы, разработанной Карташевской И. Ф. [6]:

49

г

Р муз. = 7 * к * П,

где : t - время работы музея в течение суток (мин.);

J - время, необходимое для осмотра экспозиции (мин.);

К - количество дней работы музея в течение года (дн.);

п - наполняемость групп (чел.).

Данная формула хорошо подходит для расчета туристского потенциала небольших музеев, где после завершения экскурсии с одной группой начинается экскурсия с другой группой. В формуле путем деления времени работы музея на время осмотра экспозиции определяется максимальное количество групп. Однако в крупных ДПК одновременно может работать несколько экскурсоводов в разных залах, поэтому формула нуждается в оптимизации. Нужно ввести коэффициент, соответствующий максимально возможному количеству групп, которые могут параллельно участвовать в экскурсии. Таким образом, формула оценки туристского потенциала ДПК и крупных музеев приобретает следующий вид:

г

Р муз. = 1 * к * п * а,

где: а - максимально возможное количество групп, которые могут параллельно

участвовать в экскурсии. Остальные показатели взяты из первичной формулы.

Рассчитаем в качестве примера максимальный экскурсионный потенциал Массандровского ДПК по данной формуле (при идеальных условиях работы, учитывая качество экскурсии и комфортность пребывания):

Р муз = (480 мин./40 мин.)*365 дн.* 25 чел.* 9 = 985500 чел.

Таким образом, Массандровский ДПК может принять чуть меньше миллиона экскурсантов в год.

Экономическая оценка ДПК определяет его стоимость. Для определения стоимости ДПК целесообразно использовать доходный подход, метод субъективной оценки стоимости или метод выраженных предпочтений.

Согласно доходному подходу, стоимость ДПК определится величиной будущих выгод от объекта. Стандартная технология использования этого подхода оценки предусматривает выполнение пяти операций [7]:

1. Определение будущего валового дохода;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вычитание операционных издержек;

3. Определение и корректировка чистого (операционного) дохода;

4. Оценка и мультипликатор гудвилл (привилегии, передаваемые продавцом бизнеса покупателю и др.)

5. Определение окончательной стоимости объекта.

Данные этапы описаны в специальной литературе по оценке недвижимости [7],

50

поэтому подробно останавливаться на них мы не будем. Спецификой ДПК как объекта недвижимости является то, что его доход зависит от цены и объема реализованных билетов. Если мы оцениваем ДПК без доступа к информации по валовой выручке, можно оценить ее, имея данные по ценам за различные виды экскурсий, посещаемости и популярности различных видов экскурсий. Сначала нужно определить среднюю цену проданного в ДПК билета.

Средняя цена проданного в ДПК билета может рассчитываться по формуле:

где: Цс - средняя цена проданного билета;

Ц - цена билета за >ый вид экскурсии;

К - коэффициент популярности (удельный вес покупки билета отдельной стоимости за определенный период).

Рассчитаем в качестве примера среднюю цену проданного билета в Массандровском ДПК.

Ц с = 300* 0.475 + 50 *0.15 + 60* 0.05 + 380 * 0.05 + 150 * 0.475 + 25 * 0.15 + 30*0.05 + 190* 0.05 = 258руб.

Валовую выручку ДПК от реализации билетов можно рассчитать по следующей формуле:

где: В - валовая выручка ДПК от реализации билетов;

П - годовая посещаемость ДПК;

Цс - средняя цена проданного билета.

Таким образом, для Массандровского ДПК валовая выручка составит:

В = 81121 * 258 = 22129218 руб.

Имея данные по валовому доходу, можно со значительной вероятностью определить будущий валовый доход; после вычитания издержек определить чистый доход. Окончательная стоимость ДПК будет определяться с учетом величины прогнозного периода (как правило, это 5 или более лет).

Однако для ДПК стоимость, определенная в соответствии с доходным подходом, может быть изрядно занижена, что связано с тем, что ДПК являются уникальными объектами и имеют значительную историческую ценность, которую доходный подход не учитывает. По этим причинам не может быть применен затратный и сравнительный подход оценки недвижимости.

Багров Н. В. предложил использовать для архитектурных сооружений и других уникальных объектов метод субъективной оценки стоимости [8]. Этот подход используется, когда нет нормальных рынков или ресурс таков, что для него не может быть такого рынка (в частности ДПК). Данный метод часто определяется как метод выраженных предпочтений. Он основывается на опросе потенциальных покупателей. При определении стоимости ДПК необходимо учитывать также фактор его географического положения [9].

Психолого-эстетическая и комплексная рекреационно-географическая

51

оценка туристского потенциала ДПК. Психолого-эстетическая рекреационная оценка должна оценивать эмоциональное воздействие ДПК и его компонентов на человека. Эта оценка сложна и субъективна, т. к. ее результаты зависят от личных качеств экскурсанта: эстетического вкуса, ценностных установок, жизненных интересов, привычек, глубины восприятия и т. д. В психолого-эстетической оценке ДПК особое внимание следует уделить таким методам, как метод балльной оценки, метод оценки пейзажного разнообразия (в т. ч. показатель насыщенности территории краевыми эффектами) и особенно - методу социологических опросов.

Метод социологических опросов психолого-эстетической оценки строится на опросах туристов и экспертов, выражая среднестатистическое мнение. Крупнейший подобный опрос в РФ проводился в 2007-2008 гг. в рамках проекта «Семь чудес России». Выборы семи «чудес» проходили с помощью интернета и sms-голосования. Среди ДПК победителем конкурса был назван Петергоф.

Комплексная туристская оценка ДПК должна включить как элементы психолого-эстетической, так и технологической оценки. Для определения перспектив развития ДПК как туристского объекта необходимо определить его потенциал, который включает следующие характеристики:

1. Сохранность интерьера и экстерьера;

2. Историческая и культурная ценность;

3. Уникальная архитектура;

4. Наличие инфраструктуры;

5. Выгодное географическое положение;

6. Рукотворные объекты садово-паркового искусства;

7. Уникальная природа;

8. Эстетическая привлекательность;

9. Аттрактивность.

В настоящее время отсутствуют шкалы комплексной оценки туристского потенциала ДПК. В данной статье предложен свой вариант такой шкалы (Табл. 1). За основу взяты такие показатели, как степень сохранности, вхождение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, период строительства, геоморфологические условия местности, наличие вечнозеленой растительности (для оценки растительности в разных природных зонах выбран показатель наличия вечнозеленых деревьев, т. к. они не теряют своей аттрактивности независимо от времени года), оценка климатических условий, наличие водных объектов, размер дворцового объекта, расстояние до остановки общественного транспорта (в объектах, расположенных менее чем в суточной доступности, можно развивать внутренний региональный экскурсионный туризм), размещение относительно крупнейших центров, генерирующих туристские потоки:

Т = С + Ю + П + Г + Р + К + В + Д + О + Ц,

где Т - туристский потенциал ДПК, другие показатели расшифрованы в таблице 1. Туристский потенциал ДПК составляет от 0 до 10 балов. Например, туристский

52

потенциал Массандровского ДПК, рассчитанный по данной методике, равен 6 баллам.

Таблица 1

Комплексная балльная рекреационно-географическая оценка туристского потенциала ДПКП

Показатель 1 балл 0 баллов

Степень сохранности, С Объект не перестраивался и сохранился полностью Объект перестраивался или не сохранился полностью

Вхождение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Ю Да Нет

Период строительства, П До XIX века включительно С начала XX века

Геоморфологические условия местности, Г С территории дворцово-паркового комплекса открываются горные пейзажи С территории дворцово-паркового комплекса не открываются горные пейзажи

Наличие вечнозеленой растительности, Р Более 5 видов До 5 видов

Оценка климатических условий, К Более 100 дней ТОС>15°С До 100 дней ТОС>15°С

Наличие водных объектов, В Имеются Отсутствуют

Размер дворцового объекта, м2, Д более 500 м2 До 500 м2

Расстояние до остановки общественного транспорта (км), О До 1 км Более 1 км

Размещение относительно крупнейших центров генерирующих турпотоки, Ц ДПК размещается менее чем в суточной доступности ДПК размещается более чем в суточной доступности

ВЫВОД

ДПК являются перспективными объектами для организации многих видов рекреации, что требует разработанной методики оценки туристского потенциала ДПК. В результате проведенного исследования впервые было дано определение понятия «туристский потенциал ДПК», представлена типизация компонентов ДПК,

53

оптимизирована формула технологической оценки потенциала ДПК, рассмотрены особенности экономической оценки и разработана шкала комплексной оценки туристского потенциала ДПК. Данные методики могут быть применены как на локальном, так и на региональном или глобальном уровне рекреационно-географических исследований ДПК.

Список литературы

1. Tendencies in world tourism. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unwto.org

2. Кузнецова А. Е. Развитие усадебного туризма в Саратовской области // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. 2011. № 8. 204 с.

3. Волкова А. Ю. Теоретичний i практичний аспект вивчення культурно-юторично! спадщини Швадшського палацу // Культура народов Причерноморья. 2008. Спецвыпуск. С. 8-11.

4. Кусков А. С. Особенности и современная практика замкового туризма в Беларуси // Материалы X Международной научной конференции «Беларусь в современном мире». 2011. С.195-196.

5. Туристско-рекреационный ресурсный потенциал Республики Крым и г. Севастополь / под. ред. Яковенко И. М. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. 408 с.

6. Карташевская И. Ф. Роль антропогенных ресурсов в управлении туристскими потоками // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2011. Т. 24, № 3. С. 33-39.

7. Гуров С. А. Экономика недвижимости. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2010. 104 с.

8. Багров Н. В. Региональная геополитика устойчивого развития. К.: Лыбидь, 2002. С. 256.

9. Гуров С. А. Факторы ценообразования рынка недвижимости: географические аспекты // Культура народов Причерноморья. 2006. № 85. С. 40-43.

ON THE ASSESSMENT OF THE TOURISM POTENTIAL OF THE PALACE-

PARK COMPLEX

Gurov S. A.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation. E-mail: gurrov@mail.ru

Promising objects for the organization of excursion tourism are Palace-Park complexes (РРС). Their potential acts as an opportunity for the organization of new types of tourist enterprises, creation of themed tours and itineraries. The presence of PPC in the region allows to organize castle tourism, use data objects as accommodation facilities and Museum objects. According to the UNWTO, more than 2/3 of castles (over 1500 objects) of Europe today successfully restored and used in the tourism sector, including in the hotel industry.

The purpose of this article is to develop methods for the assessment of the tourism potential of the РРС. The methodology of rating scales, scoring, method of formalization. Assessment of the tourism potential of РРС is necessary for their full use, the development of new tour itineraries, explore РРС as an integral part of regional territorial-recreational systems, sales РРС (if it is in private ownership). As the rating reflects the relationship between the object and the subject, the procedure of evaluation of the РРС, like any other tourist resource should consist of the following mandatory steps:

1. the selection of the object of evaluation - РРС and / or components;

2. the selection of the subject, whose position is being evaluated РРС - the organizer of

54

tourism, tourist etc.;

3. the formation of the evaluation criteria PPC;

4. the development of parameters, evaluation scales, graduations.

To assess the tourism potential of the PPC, you can apply four types of evaluation:

1. Technological;

2. Economic;

3. Psycho-aesthetic;

4. Integrated.

Technological evaluation is important to explore the tourist potential of the PPC, because it involves the determination of the quality of the resource from the standpoint of most recreation industry and technology of tourist activities. The main objectives of process evaluation of the PPC are to determine the prospects of its use as well as quantitative aspects of potential data objects.

Economic evaluation of PPC determines its value. To determine the cost of PPC is advisable to use the income approach, the method of subjective assessment of the value or the method of expressed preferences.

Psycho-aesthetic assessment evaluates the emotional impact of the PPC. This evaluation is complex and subjective because the results depend on the personal qualities - aesthetic taste, values, life interests, habits, etc. In psycho-aesthetic evaluation of the PPC special attention should be given to such methods as a method of scoring, method of assessment of landscape diversity and, particularly, to a method of sociological surveys. A comprehensive tourism assessment PPC should include as elements of psycho-aesthetic and technological assessment.

In the result of the study was first given the definition of «tourist potential of PPC», presented the classification of components of the PPC, optimized formula of technological assessment of the PPC, considers the features of economic evaluation and scale integrated assessment of the tourism potential of the PPC. These techniques can be applied both locally and at the regional or global level recreational-geographical research of PPC. Keywords: Palace-Park complex, tourist potential, integrated assessment, technological assessment.

References

1. Tendencies in world tourism. [Electronic resource]. URL: http://www.unwto.org

2. Kuznetsova A. E. Razvitie usadebnogo turizma v Saratovskoj oblasti (the Development of tourism estate in the Saratov region) / Turizm i kul'turnoe nasledie. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. (Tourism and cultural heritage. Interuniversity collection of scientific works.) 2011. No. 8. 204 p. (in Russian)

3. Volkova A. U. Teoretichnij i praktichnij aspekt vivchennja kul'turno-istorichnoi spadshhini Livadijs'kogo palacu (Theoretical and practical aspects of the study of cultural and historical heritage of the Livadia Palace) // Kul'tura narodov Prichernomor'ja (Culture of the black sea). 2008. Special issue. Pp. 8-11. (in Ukrainian)

4. Kuskov A. S. Osobennosti i sovremennaja praktika zamkovogo turizma v Belarusi (Peculiarities and current practice of castle tourism in Belarus) // Materialy X Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Belarus' v sovremennom mire». (Materials of X International scientific conference «Belarus in contemporary world») 2011. P. 195-196. (in Russian)

55

5. Turistsko-rekreacionnyj resursnyj potencial Respubliki Krym i g. Sevastopol' (Tourism and recreational resource potential of the Republic of Crimea and Sevastopol) / under. ed Yakovenko I. M. Simferopol: «ARIAL», 2015. 408 p. (in Russian)

6. Kartashevskaya I. F. Rol' antropogennyh resursov v upravlenii turistskimi potokami (the Role of human resources in the management of tourist flows) // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Jekonomika i upravlenie. (Scientific notes of Taurida national University. V. I. Vernadsky. Economy and management.) 2011. Vol. 24, No. 3. S. 33-39. (in Russian)

7. Gurov S. A. Jekonomika nedvizhimostiv. (Economy real estate) Simferopol: «ARIAL», 2010. 104 p. (in Russian)

8. Bagrov N. V. Regional'naja geopolitika ustojchivogo razvitija. (Regional geopolitics of sustainable development) K.: Lybid, 2002. S. 256. (in Russian)

9. Gurov S. A. Faktory cenoobrazovanija rynka nedvizhimosti: geograficheskie aspekty (Pricing factors of the real estate market: geographical aspects) // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. (Culture of the black sea) 2006. No. 85. S. 40-43 (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 31.08.2016.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.