Научная статья на тему 'Об отдельных вопросах установления источников налогового права'

Об отдельных вопросах установления источников налогового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1483
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК ПРАВА / НАЛОГОВОЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / СУДЕБНЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ / LAW SOURCES / TAX LAW / TAX CODE OF THE RF / INTERNATIONAL TREATIES / REGULATION RULES / JUDICIAL PRECEDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурыка Петр Николаевич

В статье проводится сравнительный анализ отдельных групп источников налогового права. Рассматривается понятие «источники права», исходя из его понимания различными учеными, но применительно к сфере правового регулирования налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE CERTAIN QUESTIONS OF DETERMINATION OF THE TAX LAW SOURCES

The article focuses on the comparative analysis of the certain groups of tax law sources. The author studies the notion of the term «law sources» basing on its comprehension given by different scientists. But it can be applied to the sphere of legal regulation of taxation.

Текст научной работы на тему «Об отдельных вопросах установления источников налогового права»

П.Н. Бурыка

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА

В статье проводится сравнительный анализ отдельных групп источников налогового права. Рассматривается понятие «источники права», исходя из его понимания различными учеными, но применительно к сфере правового регулирования налогообложения.

Ключевые слова: источник права, налоговое право, Налоговый кодекс РФ, международные договоры, нормативно-правовые акты, судебные прецеденты.

P.N. Buryka

TO THE CERTAIN QUESTIONS OF DETERMINATION OF THE TAX LAW SOURCES

The article focuses on the comparative analysis of the certain groups of tax law sources. The author studies the notion of the term «law sources» basing on its comprehension given by different scientists. But it can be applied to the sphere of legal regulation of taxation.

Keywords: law sources, tax law, Tax Code of the RF, international treaties, regulation rules, judicial precedents.

Проблема источников права лежит в основе любой отрасли права, т.к. само наличие и результативность юридических норм во многом обусловливаются формами их выражения и закрепления. Не исключение в этом отношении и налоговое право. Вопрос об источниках имеет для него теоретическое и практическое значение. Анализ данного вопроса дает возможность не только раскрыть сущность современного налогового права, но и в некоторой степени прогнозировать направления его развития.

Понятие «источник права» существует давно, но ученые толкуют его по-разному. Как считают С.С. Алексеев и С.И. Архипов, «если рассматривать общеизвестное значение термина «источник», то под ним необходимо понимать потенциал, создающий право. Таким потенциалом обладает власть государства, которая реагирует на нужды общества, усовершенствование общественных отношений и осуществляет соответствующие правовые решения»1. Отдельные ученые выделяют исторические источники права, акцентируя внимание на достижениях в праве конкретного государства в создании какой-либо правовой системы2.

М.И. Абдулаев объяснил расхождение в трактовке понятия «источник права» различными подходами к правопониманию. По его мнению, если в его основе лежит нормативистский подход, то под источником права подразумевают волю законодателя, а точнее правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе таковыми являются принципы свободы, равенства и справедливости, на которых основывается положительное (законодательное) право3.

Согласно позиции А.В. Мелехина вопрос об источниках права недостаточно разработан, поскольку само понятие «источник права» является нечетким и неоднозначным4. В связи с этим А.Ф. Шебанов высказал предложение о замене

© Бурыка Петр Николаевич, 2016

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия)

понятия «источник права» понятием «форма права», однако оно не получило поддержки5. В настоящее время преобладает позиция, согласно которой понятие «источник права» шире, чем понятие «форма права».

В современной правовой науке категория «источники права» рассматривается в трех аспектах: во-первых, как источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); во-вторых, как источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины правосознания и т.д.); в-третьих, как источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права6. Следовательно, можно сделать вывод, что источник права — это то, из чего создается, возникает право7.

Что касается налогового права, одним из его главных признаков является формальная определенность. Налогово-правовые нормы утверждаются компетентными органами в установленных источниках, издаваемых по регламентирующим процедурам. Таким образом, источник налогового права — это официально признаваемая государством юридическая форма, содержащая налогово-правовые нормы8.

Тем не менее, сегодня все еще нет единой классификации источников налогового права, и ученые-налоговеды вкладывают разный смысл в содержание данного понятия. Поэтому источники налогового права, по нашему мнению, можно подразделить на следующие группы:

нормативно-правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти;

подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государ-з ственной власти;

0

? акты судов высших инстанций;

m

5. международные правовые нормы и международные договоры.

| Некоторые ученые среди источников отмечают также судебные прецеденты,

1 нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и т.д.9

| Если выстраивать источники налогового права по юридической силе, то

го

J возглавляет эту систему Конституция РФ. В Основном Законе закреплены как

| общие, так и специальные нормы, регулирующие налоговые отношения. Он

| обязывает всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2 регулирует правомочия Российской Федерации и ее субъектов в области налогоо-° бложения и сборов; закрепляет общие начала налогового права и т.д. Например, I согласно ст. 106 Совет Федерации в обязательном порядке должен рассматривать | принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федераль-е ных налогов и сборов.

° В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой систе-

0

° мы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы меж-

го

§ дународного права и ее международные договоры. Если нормы, регулирующие

1 налоговые правоотношения, закрепленные в законодательстве РФ, противоречат | международным договорам Российской Федерации, тогда применяются нормы

международного договора. Указанная норма детализирована в ст. 7 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ): «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах 180 и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров

Российской Федерации». Таким образом, международные договоры составляют группу источников налогового права.

К нормативно-правовым актам законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления относятся: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления. Среди них особое место занимает НК РФ. В нем систематизированы налогово-правовые нормы, он регулирует систему налогов и сборов, закрепляет принципы налогообложения и сборов, виды налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Согласно ст. 1 этого кодифицированного акта устанавливается три уровня законодательства о налогах и сборах:

1) законодательство РФ о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

2) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Все названные нормативно-правовые акты о налогах и сборах считаются первостепенными источниками налогового права и в свою очередь должны соответствовать НК РФ.

Ко второй группе источников налогового права относятся подзаконные ш нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти и и местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство РФ, а иные органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъек- о тов РФ и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных к законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции о

п

могут издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов, кото- а рые при этом не должны изменять или дополнять налоговое законодательство. в

е

К их числу относят и указы Президента РФ. о

Третью группу источников налогового права сотавляют акты судов высших р инстанций. По мнению Н.С. Бондаря, юридический фундамент налогового права | определяется самой сущностью налоговых отношений10. Главная задача Консти- к туционного Суда РФ — сохранять и защищать основы конституционного строя, а основы прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и пря- | мого действия Конституции РФ на всей территории Российского государства11. ии Зачастую, Конституционный Суд РФ предстает позитивным законодателем, вы- № ражая правовые позиции нормативного характера, содержащие обязывающий 1 характер. Однако не все его решения можно причислить к источникам налогового ) права, а лишь те, в которых закреплены нормы налогового права и в которых 6 содержится толкование норм, касающихся вопросов налогообложения и сборов, закрепленных в Конституции РФ. У Верховного Суда РФ есть право обобщать судебную практику и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Было оно и у Высшего Арбитражного Суда РФ12. Благодаря деятельности высших судебных инстанций уточняются положения законодательства о налогах и сборах; восполняются пробелы правового регулирования; происходит толкование 181

норм налогового права. Вследствие этого отраженные в судебных решениях положения характеризуются признаками правовой нормы и носят обязательный характер для всех участников налоговых правоотношений13. Часто толкование дает возможность заново взглянуть на волю законодателя, направленную на урегулирование налоговых отношений.

В целом проведенный анализ источников налогового права позволяет выделить следующие их общие признаки: формальная определенность и нормативное закрепление; зависимость от вышестоящего источника по юридической силе; общеобязательный характер применения; регламентация сферы налогообложения.

1 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 182-185.

2 См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 222.

3 См.: Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 274.

4 См.: Мелехин А.В. Указ. раб. С. 220-222.

5 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М., 2010. С. 257.

6 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 152.

7 См.: Морозова Л.А. Указ. раб. С. 257.

8 См.: Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. Красноярск, 2006. С. 41.

9 См., например: Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации (конспект лекций по первой части Налогового кодекса Российской Федерации) / под ред. А.Н. Козырина. М., 2007. С. 3.

10 См.: Налоговое право России / под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2008. С. 117-122.

11 См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447.

12 См. ст. 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 18, ст. 1589; ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.

13 См., например: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1999. № 8; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2001. № 7 и др.

К.А. Тихонов

СТРАХОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются вопросы страхования деятельности и ответственности кредитных потребительских кооперативов: отличия от страхования банковских вкладов, методы сохранения денежных средств пайщиков кооперативов и практика их применения, проблемы страхования деятельности кредитных потребительских кооперативов.

Ключевые слова: Центральный банк РФ, кредитный потребительский кооператив, страхование, общество взаимного страхования.

© Тихонов Константин Алексеевич, 2016

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Shtirlec2201@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.