Щовое в таможенном законодательстве стран СЫТ
£■. Л. Симина
Об отдельных аспектах сотрудничества стран СНГ в валютно-финансовой сфере
За период после ликвидации Союза ССР во взаимоотношениях стран, ранее в него входивших, возникла принципиально новая ситуация, исходя из которой возникла необходимость вырабатывать путь экономического и политического взаимодействия. В области экономического сотрудничества большое значение занимают определенные направления в развитии валютно-финансовой сферы, в том числе развитие взаимных платежных отношений, валютное сотрудничество, взаимодействие в области валютного контроля. Актуальным в настоящий момент является взаимодействие стран в создании системы противодействия легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. Для того чтобы понять суть экономических процессов, которые происходят в странах Содружества необходимо обратиться к истории вопроса.
Можно условно выделить основные этапы развития сотрудничества Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) и отметить основные совместные документы, характеризующие эти периоды.
1991-1992 гг. — осознание невозможности выйти из кризиса и решать ближайшие национальные задачи в сфере экономики в одиночку.
Подписано соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.1 В указанном соглашении важнейшей сферой совместной деятельности определено сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства.
Подписаны соглашения: о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г., о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства от 9 октября 1992 г.2
1993-1994 гг. — попытка ряда стран облегчить свое экономическое положение путем восстановления хозяйственных отношений на прежней основе. Попытка пролонгировать в основном роль России как поставщика дешевых энергоресурсов и сырья, как источника ценовых дотаций и
1 Айзербаджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
2 Соглашение прекращает свое действие в отношениях между государствами-участниками с даты вступления в силу Протокола о прекращении многосторонних договоров, заключенных в рамках СНГ от 1 декабря 2000 г.
кредитов. Россия ужесточила политику по отстаиванию своих экономических интересов — были разделены безналичное, а затем наличное денежное обращение, более жестким стал контроль за выдачей кредитов, ускорились темпы приближения цен на экспортируемые товары (особенно энергоносители) к уровню мировых. Итогом этого этапа стало осознание необходимости строить экономические отношения в СНГ на рыночной основе, на соблюдении баланса интересов, на основе принципов экономической целесообразности. Подписаны: соглашение Межгосударственного банка (январь 1993 г.), договор о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г., соглашение о создании платежного союза стран СНГ (октябрь 1994 г.).
1995 г. — попытка упорядочения и преобразования хозяйственных взаимоотношений стран СНГ, реализация положений Договора о создании экономического союза (24.09.1993 г., Москва). Перспективная цель — воссоздание добровольно, поэтапно, на новых рыночных основах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы, рабочая сила. Принят ряд важнейших соглашений о развитии указанного договора, учрежден Межгосударственный экономический комитет (МЭК) как постоянно действующий орган формирующегося Экономического союза.
Подписано соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета (Минск, 26 мая 1995 г.). Одним из основных направлений и функций МВК является организация сотрудничества и осуществления согласованных действий в области валютного контроля.3 В рамках Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. N 1789-Р подписаны Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля между Правительством Российской Федерации и Правительствами стран Содружества.4
1996 г. — в целях координации деятельности национальных статистических служб, содействия организации информационного обмена, выработки общих рекомендаций в области статистики Решением СГП Содру-
3 Распоряжением Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1789 в качестве федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения обязательств и осуществления прав Российской стороны, вытекающих из соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством государств СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля утверждены ВЭК, МВЭС России, ГТК, Минфин России, МВД, ФСБ, ДНП.
4 Подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля между Правительством Российской Федерации и правительствами Республики Грузия (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.), Республики Белоруссии (Москва, 12 июля 1995 г.), Республики Молдова (Москва, 8 октября 1996 г.), Киргизской Республики (Москва, 28 марта 1996 г.), Азербаджанской Республики (Москва, 3 июля 1997 г), Республики Таджикистан (Душанбе, 12 февраля 1997 г.), Республики Узбекистан (Москва, 17 марта 1997 г, Письмо ВЭК РФ от 13 марта 1997 г. N 06-26/560 "О протоколе о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля между Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан").
жества (Москва, 12 апреля 1996 г.) утверждено Положение о Межгосударственном статистическом комитете СНГ.
1997-1998 гг.— стремясь к совершенствованию механизма расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и государствами-членами содружества и учигывая принципы формирования Платежного союза СНГ подписаны Соглашения между Центральным банком Российской Федерации и Национальными банками Казахстана (Москва, 17 июля 1997 г.)5, Республики Беларусь (Минск, 20 февраля 1997 г.), Таджикистана (Душанбе, 13 февраля 1997 г.), Грузии (Тбилиси, 10 января 1997 г.), Украины (Киев, 9 мая 1998 г.). Разработана Концепция экономического интеграционного развития СНГ (одобрена Решением Совета глав государств Содружества от 28 марта 1997 г.), в которой определены организационно-экономические условия и предпосылки интеграционного сотрудничества, пути формирования механизмов интеграции, направления координации структурной политики и сотрудничества в производственной сфере.
На этом этапе на экономику стран СНГ оказал существенное влияние российский экономический кризис 1998 г.
1999-2001 гг. — подтвержден статус соглашения о создании СНГ (по состоянию на 15.05.2001 г.), подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке экспортного контроля (Минск, 13 апреля 1999 г.). Разработана программа действия по развитию СНГ на период до 2005 г., которая предусматривает осуществление комплекса мер, направленных на создание необходимых условий для формирования зоны свободной торговли.
Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., которым учреждена международная организация "Евразийское экономическое общество" (далее — ЕврАзЭС). Целью создания ЕврАзЭС является эффективное продвижение процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В первоначальный период наблюдались признаки эйфории в оценке перспектив экономических связей стран СНГ. Следует отметить, что недостаточно политического согласия, демонстрируемого при торжественном подписании соглашений. В этой связи можно указать на полный провал Соглашения о принципах таможенной политики, заключенного в марте 1992 г. в целях сохранения единого экономического пространства и провозгласившего создание Таможенного союза. Но именно в 1992 г. страны стали устанавливать таможенные границы, вводить таможенные
5 Подписано соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Казахстана о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций (Москва, 17 июля 1997 г.).
пошлины и нетарифные методы регулирования, которых по определению не должно быть в Таможенном союзе.
Аналогичная судьба постигла и попытки создания единой рублевой зоны нового типа (сентябрь 1993 г., соглашение между шестью странами-участниками СНГ). Эффект был обратным: через несколько месяцев все страны (кроме Таджикистана) имели свою валюту или переходные денежные средства. В СНГ сложилась поливалютная система.
Коллективные органы управления СНГ сталкивались с препятствиями в своей работе. Не нашел своего места Межгосударственный банк Содружества, прекратил свое существование Межгосударственный экономический комитет СНГ, уступив место Экономическому совету.
Все принятые соглашения не учитывали многие неблагоприятные объективные факторы, всей глубины произошедших после ликвидации СССР изменений отношений между бывшими его республиками, различий экономических интересов новых государств. Экономическая консолидация, очевидно, должна происходить исходя из практически реализуемых, а не просто желаемых возможностей.
Рассматривая изменение экономической ситуации в регионе СНГ обращает на себя внимание следующее.
Процесс дезинтеграции характеризовался тем, что за короткий период были устранены практически все признаки былого союзного экономического пространства как единого. Вслед за обретением государственной суверенности произошел раздел бывшей союзной собственности, введены самостоятельные денежные единицы, различные системы ценообразования, таможенные границы. И что особенно важно — существенными стали различия в хозяйственных механизмах и хозяйственном законодательстве, в принципах внутренней экономической политики новых государств, в спосо бах регулирования внешнеэкомических связей.
Началось необратимое движение к рыночным отношениям с разрушением командно-распределительной системы управления народным хозяйством, сужением управленческих функций государства в сфере хозяйствования, в том числе и в осуществлении внешнеэкономических отношений. Необходимо было понять, что невозможно восстановить механизм экономических связей между республиками бывшего СССР, стержнем которого были государственные планово-распределительные, а то и просто командные рычаги. Для бывших союзных республик свободным стал выбор пути экономического развития, направлений и форм внешнеэкономической деятельности. Фактически сформировались национально- государственные интересы стран-участниц Содружества. Зачастую эти интересы противоположны, но именно ими руководствуются новые государства, определяя свою тактику и стратегию в экономической сфере.
Необходимо учитывать, что на первоначальном этапе существенно сократились объемы и интенсивность обмена деятельностью между новыми государствами. В конце 80-х гг. доля республик Союза ССР составляла во
внешних связях России 56-60%, а в 1995 г. она — на уровне одной пятой (четыре пятых -дальнее зарубежье). Значительные изменения произошли во внешнеторговом обороте в 1988 г., когда удельный вес стран СНГ составил по экспорту 19,1% и по импорту — 25,8% (в том числе удельный вес Украины составил 7,7% и 7,5% и Белоруссии — 6,5% и 10,4% соответственно). Только в 2000 г. высокий уровень цен мирового рынка на сырьевые товары, и в первую очередь на энергоресурсы, рост объемов взаимной торговли стран СНГ, оказали положительное влияние на результаты экспортно-импортных операций государств Содружества. Общий объем взаимной торговли стран СНГ перешагнул за 43 млрд. долл., что на 39% превысило стоимостные показатели 1999 г. ( в том числе по экспорту — на 41%, по импорту — на 38%). Эти положительные тенденции наблюдались и в 2001 году.
На первоначальном этапе народнохозяйственные комплексы новых Государств, в силу сложившегося разделения труда и территориального размещения производительных сил, оставались взаимозависимыми и взаимодополняемыми, увязанными едиными технологическими цепочками практически во всех перерабатывающих отраслях. Сохранялись явления регионального монополизма, когда одно-два предприятия на территории какой-либо республики являлись исключительными поставщиками определенной продук ции (чаще всего комплектующих изделий) для всех других республик. По ряду причин (общность технологического уровня производства, качество изделий, их низкая конкурентоспособность) сложившиеся хозяйственные связи были безальтернативны, ориентированы друг на друга.
В прошлом значительная часть связей была основана на обеспечении производства средств вооружения. Многие связи экономически нерациональны, т.к. раньше они объяснялись узким уровнем цен на исходные сырье и материалы. Наиболее интенсивными являются связи (торгово-экономические отношения) России, Украины, Беларуси между собой, между Россией и Казахстаном. На сегодняшний момент в СНГ трудно назвать ярко выраженного "статистического лидера". Это подтверждает, что спустя десять лет поиска собственного пути и подходящих деловых партнеров между странами СНГ по-прежнему сохраняется глубокая экономическая зависимость. И, несмотря на то, что страны — члены СНГ в большей степени ориентируют свои экономические связи на западные рынки экономическая взаимозависимость и взаимодополняемость продолжает являться основой взаимодействия стран СНГ.
В последнее время наблюдается ряд существенных изменений в экономических отношениях государств СНГ, которые начинают приближать их к нормам и правилам международной практики. Данное заключение можно сделать из следующих тенденций: заметно сократились межгосударст-
венные взаимосвязанные поставки продукции на эквивалентной основе, сократились объемы собственно государственных внешнеторговых опе -раций; выросла роль непрямого государственного регулирования внешнеторговой деятельности через механизмы налогового, таможенного и ва -лютного контроля; в главных чертах завершено формирование внешнеторгового механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта сырьевых товаров, дозируемом применении протекционистских таможенных тарифов; в результате по -следовательной либерализации внешнеэкономической деятельности торговые отношения более устойчиво развиваются на рыночных принципах, осуществляются непосредственно хозяйствующими субъектами, которые сами несут ответственность за выполнение заключенных контрактов. К настоящему времени в государствах СНГ созрели необходимые экономические предпосылки для окончательного перехода к режиму свободной торговли. Для этого необходимо постепенно перейти к согласованной методологии и к общим принципам валютного регулирования.
Сегодня остро стоит вопрос о совершенствовании взаимного сотрудничества стран СНГ в валютной сфере, повышении его действенности. Решение взаимных торгово-экономических и валютно-платежных проблем стран СНГ состоит в создании цивилизованных рыночных условий свободной торговли. Международный опыт показывает несколько этапов — это последовательное движение от зоны свободной торговли к таможенному союзу, затем к единому внутреннему (внутри региональному) рынку и только потом к полноценному экономическому, валютному и, возможно, политическому союзу.
Страны СНГ значительно отличаются друг от друга уровнем своего развития: по отраслевой структуре экономики в целом, характеру промышленного производства, уровню производительности труда, многим параметрам социальной сферы. Относительно низкий уровень развития, технологическая консервативность промышленной структуры обусловили неразвитость экспортного сектора экономики большинства стран СНГ, ограничили их экспортные ресурсы как в отношении количества, так и особенно номенклатуры, ассортимента вывозимой продукции. В конечном итоге диспропорции в структуре национальных хозяйств стран и в их взаимном товарообороте вызывают постоянную несбалансированность платежей. В проблеме внешней задолженности сконцентрированы основные противоречия экономического развития стран СНГ. Исходя из вышесказанного, необходимо обратить особое внимание на развитие взаимных платежных отношений.
Расчеты хозяйствующих субъектов в национальных валютах через ком-
мерческие банки стали преобладающими в платежных отношениях стран СНГ.6 Однако это сопряжено с определенными трудностями. Основная из них связана с проблемой конвертации национальных валют. Валютная конвертация сдерживается на практике в результате двух обстоятельств: во-первых, ограничения по конвертации национальных валют и, во-вторых, неразвитости внутренних валютных рынков.
Существенно снизилась роль централизованных межгосударственных расчетов, которые осуществляются на основе двухсторонних платежных соглашений через корреспондентские счета центральных банков и расчеты проводятся в пределах остатков средств на счетах. Удлинение сроков расчетов делает такой способ расчетов мало приемлемым для предприятий и организаций.
Постепенно исчезает и материальная основа для централизованных межгосударственных расчетов. В процессе разгосударствления обязательные поставки сменились поставками, осуществляемыми непосредственно между хозяйствующими субъектами. На государственную торговлю в общем объеме поставок между Россией и странами СНГ приходилось в 1993 г. — 10%, в 1995 г. — 6%, в 1997 г. — 0,5%, а к 2001 г. поставки практически сведены к трудно учитываемому минимуму.
Постоянно увеличивается объем расчетов в свободно конвертируемых валютах. В основном их стремятся проводить предприятия стран, производящие конкурентоспособные товары, которые легко могут быть реализованы на мировом рынке. В реализации своих товаров на этих условиях
6 Международный опыт организации и регулирования многосторонних платежных отношений. Основой для организации многосторонних международных расчетов в виде платежных союзов служит концепция Дж. М. Кейнса. Выдвинутая им концепция вошла в мировую экономическую науку и была использована при создании платежных союзов как в Европе, так и в Латинской Америке, Азии, Африке. Первая организация валютного сотрудничества, опиравшаяся на использование принципов многостороннего клиринга — Европейский платежный союз (1950-1958 гг.) (далее — ЕПС). В его состав вошли 18 стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Голландия, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Триест, Турция. Соглашением о ЕПС учреждался клиринговый союз для осуществления платежей в национальных валютах и Совет управляющих для наблюдения за операциями союза и выработки рекомендаций по улучшению деятельности системы. Механизм платежного союза обеспечивал многостороннее балансирование взаимных требований и обязательств, а также окончательное урегулирование сальдо расчетов, образовавшееся между странами-участницами. В рамках системы многостороннего балансирования взаимный зачет требований и обязательств осуществлялся по принципу клирингового пула, т.е. страны должны были урегулировать свои платежные отношения не на двухсторонней основе — друг с другом, а с системой ЕПС в целом. Первым примером успешного применения принципов ЕПС для развития взаимных хозяйственных связей явилась Центрально-американская клиринговая палата (ЦАКП), учрежденная в июле 1961 г. В нее вошли Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика. Расчетно-кредитный орган создан в рамках Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Примеры союзов: механизм компенсации сальдо и взаимного кредитования Латиноамериканской ассоциации интеграции (начала действовать с 1 июля 1966 г. — 11 стран, Андский резервный фонд (АРФ) создан в 1976 г. — 5 стран, Арабский валютный фонд (АрВФ) создан в 1976 г. — 16 арабских государств и представителей ООП, Азиатский клиринговый союз (АзКС) — 6 стран.
заинтересованы также и предприятия совместной собственности с участием иностранного капитала. Определенная часть расчетов осуществляется по бартеру.
Соглашение о создании платежного союза стран СНГ (октябрь 1994 г.) узаконило систему взаиморасчетов, основанную на использовании национальных валют. Можно предложить перестройку сотрудничества стран СНГ в валютной сфере: преимущественное использование свободно конвертируемой валюты (далее — СКВ), использование российского рубля как средства международных расчетов СНГ и резервной валюты, использование определенной специальной денежной расчетной единицы ("корзинной валюты" типа ЭКЮ, ЕВРО) для целей международного обмена, переход стран СНГ на двухсторонние расчеты в рамках клирингов, использование многостороннего клиринга.
Переход на расчеты в СКВ в условиях долларового дефицита во многих странах СНГ приведет к дальнейшему сокращению взаимной торговли и хозяйственных связ ей, усилит отрицательное воздействие на динамику производства во всех странах Содружества. Существует точка зрения, что Россия обладающая значительны ми ресурсами "валютных" товаров, окажется в выигрыше от перехода на расчеты в СКВ. Сокращающийся экспорт России повлечет за собой и сокращение импорта из СНГ, в том числе критически важного для ее экономики.
Осознание объективной необходимости глубокой экономической, в том числе валютной, интеграции государств СНГ требует уже на данной стадии развития выработки подходов к организации валютного Содружества.
Выбор модели валютного союза в значительной мере может повлиять на общий ход процесса экономической и политической интеграции стран СНГ.
Можно рассмотреть возможность использования двух моделей в отдаленном будущем:
1. Валютного союза с единой валютой и единым Центральным банком;
2. Валютного союза, опирающегося на взаимную фиксацию курсов, используемых в обращении национальных валют с созданием общего центра, координирующего денежно-кредитную и валютную политику стран-участниц, но с сохранением национальных центральных банков, передающих часть своих полномочий координирующему центру.
При рассмотрении вопросов определения наиболее приемлемой для стран СНГ модели валютного союза необходимо принять во внимание исторические, политические и экономические факторы. Все государства СНГ — молодые политические образования, для которых фактор национального суверенитета еще многие годы будет иметь первостепенное значение. В этом отношении содружество государств СНГ сильно отличается
от государств Евросоюза, большинство из которых оформились как самостоятельные государства минимум более ста лет назад.
Поэтому говорить о создании в рамках СНГ валютного союза в развернутой форме, имеющего единую валюту и общий центральный банк, в настоящее время бесперспективно. Попытка предложить даже в отдаленном будущем модель валютного союза с единой валютой может явиться окончательным провалом. Более того, увязка перспектив экономической интеграции с формированием валютного союза, обладающего общей валютой и единым надгосударственным банком, может охладить намерение стран СНГ формировать экономический союз с общим рынком товаров, капиталов и труда и осложнить решение вопросов экономической интеграции в рамках СНГ уже на современном этапе.
Более приемлемой для стран СНГ представляется модель валютного союза в простейшей его форме, опирающаяся на систему фиксированных курсов с сохранением определенной автономии в области денежно-валютной политики стран-участниц валютного союза. Заключительная стадия формирования валютного союза, возможно, будет включать в себя два этапа: первый — использование фиксированных, но корректируемых валютных курсов, второй — использование жестко и необратимо фиксированных валютных курсов.
Возникновение валютного союза стран СНГ возможно не ранее чем через 2-3 десятилетия, и поэтому проблемы, которые возникнут в будущем трудно прогнозировать. Процесс возникновения предпосылок валютного союза будет напрямую зависеть от продвижения в области хозяйственного взаимодействия стран СНГ (в области внешней торговли и других форм внешнеэкономического сотрудничества). Формирование валютного союза возможно лишь на основе принципа постепенности (поэтапности).
Первым этапом на пути создания валютного союза может явиться согласование методов валютного регулирования в странах СНГ.
Введение обратимости национальных валют по текущим операциям в большинстве стран СНГ делает необходимым согласование применяемых странами режимов валютных курсов. За этим должно последовать усиление координации денежно-кредитной политики в целях поддержания стабильности валютных курсов и их соотношений. Постепенно будут создаваться условия для формирования валютной системы стран СНГ, как региональной подсистемы мировой валютной системы.
Обратимся к вопросу совершенствования взаимного сотрудничества в области валютного контроля.
Перед тем, как освет ить действующую в России систему Таможен-
но-банковского валютного контроля по экспортно-импортным контрактам, заключенным с нерезидентами из государств-участниц СНГ' необходимо обратить внимание на необходимость совершенствования взаимного сотрудничества стран СНГ в валютной сфере, повышения его действенности.
26 мая 1995 г. в Минске было подписано Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета. Одним из основных направлений и функций МВК является организация сотрудничества и осуществление согласованных действий в области валютного контроля.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. N 1789-Р в качестве федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения обяз ательств и осуществления прав Российской стороны, вытекающих из Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительств государств СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля утверждены ВЭК России, МВЭС России, Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — ГТК), Минфин России, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Департамента налоговой полиции. Соглашения подписаны в целях повышения эффективности борьбы с нарушениями в области валютного и экспортного законодательства, придают большое значение усилиям международного сообщества по борьбе с легализацией незаконно нажитых капиталов, признают необходимость сотрудничества между компетентными орзанами, осуществляющими валютный и экспортный контроль.
Соглашения предполагают: обмен информацией (правового характера (национальное законодательство в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций)), о нарушениях национального законодательства, регулирующего валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции; сотрудничество по совместному выявлению и пресечению нарушений законодательства юридическими и физическими лицами Российской Федерации и Республики при осущест-
7 Следует различать "государства-члены СНГ" и "государства-участники СНГ". В Решении Экономического суда СНГ от 31 марта 1994 г. определены государства-члены СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Рес -публика Узбекистан, Республика Грузия. В соответствии со ст. 8 Устава СНГ к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях определенных соглашением об ассоциированном членстве. 23 декабря 1993 г. подписано Соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ". Данный документ подписан государствами-членами и государствами-участниками СНГ (Республикой Молдова, Туркменистаном, Украиной).
8 В рамках распоряжения подписаны соглашения с Белоруссией (Москва, 12 июля 1995 г.), Грузией (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.), Киргизией (Москва, 28 марта 1996 г.), Молдовой (Москва, 8 октября 1996 г.), Таджикистаном (Душанбе, 12 февраля 1977 г.), Азербайджаном (Москва, 3 июля 1997 г.) о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля.
влении ими валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций; проведение совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы сторон в области валютного и экспортного контроля; оказание помощи в подготовке специалистов в области валютного и экспортного контроля, в создании информационных систем, обеспечивающих выполнение задач в области валютного и экспортного контроля.
С введением в действие совместных Инструкций Банка России и ГТК от 12.10.1993 г. N 19 и N 01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее — инструкция N 19) и от 26.07.1995 г. N 30 и N 01-20/10538 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" (далее — инструкция N 30), был установлен порядок осуществления внешнеторговых сделок по экспорту/им-пор ту товаров и в том числе порядок расчетов по контрактам с государствами-участниками СНГ. В соответствии с положениями инструкций было установлено, что уполномоченные банки оформляют паспорта сделки по экспортным контрактам, заключенным с государствами-участниками СНГ, исключая Белоруссию и не оформляют паспорта сделки по импортным контрактам.9
С 1 января 2000 г. и 2001 г. утратили силу инструкции N 19 и N 30 и вступили в действие инструкции Банка России и ГТК от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" и от 4 октября 2000 г. N 91-И и N 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".
Вышеуказанные Инструкции распространятся на сделки, предусматривающие экспорт/импорт товаров в страны СНГ/из стран СНГ, кроме Республики Беларусь.
Наиболее интересным представляется рассмотрение вопроса о валютных операциях с Республикой Беларусь, связанные с экспортом и импортом товаров._
9 Банк России давал соответствующие разъяснения по данному вопросу. В соответствии с п. 3 письма Банка России от 15 ноября 1995 г. N 208 действие инструкции N 30 не распространялось на сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым осуществлялся ввоз из государств-участников СНГ в Российскую Федерацию товаров, происходящих из этих государств. Понятие страны происхождения товаров дано в Письме ГТК от 25.07.1997 г. N 01-15/14295. В дальнейшем 29 декабря 1999 г. Указанием N 715 внесены уточнения в п. 3 Письма Банка России N 208, в соответствии с которым действие инструкции N 30 не распространялось на сделки, предусматривающие осуществление расчетов в иностранной валюте (полностью или частично) за товары, ввозимые в Российскую Федерацию, в соответствии с Приказом ГТК России от 22 марта 1995 г. N 174 "О порядке таможенного оформления товаров, происходящих из государств-участников СНГ и ввозимых из этих государств в Российскую Федерацию".
В настоящее время в отношении сделок, предусматривающих экспорт товаров в Республику Беларусь/импорт товаров из Республики Беларусь уполномоченные банки руководствуются следующим.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и в соответствии с Приказом ГТК от 7 июля 1995 г. N 443 с 15 июля 1995 г. не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь товаров, происходящих с территории данных государств.
В связи с этим на контракты, предусматривающие поставки товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, без их таможенного оформления, действие инструкции N 86-И и инструкции N 91-И не распространяется, и, соответственно, паспорта сделок (ПС и ПСи) по таким контрактам не оформляются.
Для подтверждения валютных операций, проводимых по вышеуказанным сделкам, участники внешнеэкономической деятельности представляют в уполномоченные банки, принявшие такие сделки на расчетное обслуживание, заверенные копии товаросопроводительных документов (товарораспорядительных) и иных документов, подтверждающих поставку товаров в Республику Беларусь или из Республики Беларусь.
Приказом ГТК от 19 сентября 2000 г. N 843 утверждена Инструкция ГТК "О порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию" (да-лее-Инструкция), в соответствии с кот орой товары, перемещаемые по возмездным договорам, предусматривающим оплату этих товаров, подлежат декларированию путем подачи в таможенные органы грузовых таможенных деклараций (далее — ГТД), оформленных в соответствии с правилами заполнения ГТД, установленными для таможенных режимов экспорта (при вывозе товаров) и выпуска для свободного обращения (при ввозе товаров).
Указанный порядок оформления товаров таможенными органами предусматривает заявление на бланке ГТД сведений, необходимых для целей валютного контроля, включая информацию о реквизитах паспорта сделки (ПС/ПСи).
В соответствии с телетайпограммой ГТК от 1 февраля 2001 г. N ТФ-2609 действие вышеуказанной инструкции приостановлено до особого распоряжения ГТК.
Вместе с тем, в случае вступления инструкции в силу валютный контроль за исполнением сделок, предусматривающих:
— вывоз с территории Российской Федерации в Республику Беларусь
российских товаров, расчеты за которые осуществляются в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, — будет производиться в соответствии с требованиями Инструкции N 86-И;
— ввоз из Республики Беларусь в Российскую Федерацию товаров, происходящих из Республики Беларусь, расчеты за которые осуществляются в иностранной валюте, валюте Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации,— будет производиться в соответствии с требованиями Инструкции N 91-И.
Взаимоотношения России и стран СНГ в экономической области, области внешнеэкономических отношений необходимо пересмотреть и подходить к этому вопросу очень дифференцированно. Заключенные в области валютного контроля между странами соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи остаются только на бумаге. Проводя анализ сведений предоставляемых уполномоченными банками по сделкам со странами СНГ, необходимо отметить нежелательные тенденции. Так, довольно сложно определить происхождение товара, поступающего с таможенной территории одного государства СНГ на таможенную территорию другого его участника. В результате более дешевые российские ресурсы реэкспортируются в третьи страны, и, наоборот, на достаточно емкий российский рынок под видом товара из стран Содружества поступают товары третьих стран. Очевидна необходимость усиления валютного контроля с теми странами, которые все более отдаляются от принципов Содружества.
В отдаленном будущем тем странам, которые плодотворно работают в содружестве можно предложить единую систему валютного контроля или либерализированный подход, по типу отношений с Белоруссией.
В России в настоящее время параллельно с существованием валютного контроля формируется система контроля за отмыванием преступных капиталов. Проблеме легализации незаконно полученных доходов мировое сообщество уделяет пристальное внимание10, и Россия в своей работе широко использует опыт развитых стран. Основным шагом в этом направлении стало вступление в силу с 1 февраля 2002 г. Федерального закона Российской Федерации "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". К основным мерам противодействия отмыванию отнесены обязательные процедуры внутреннего контроля, обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации. Банк России в рамках требований Федерального Закона соответствующими положениями обязал кредитные организации представлять в уполномоченные орга-
10 С конца 80-х годов по настоящее время было подписано значительное количество международных документов по данному вопросу: Венская Конвенция ООН 1988 г., 40 рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (БАТЕ) 1989 г., Конвенция Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" 1990 г., Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в банковском секторе (Вольфсбергские принципы) 2000 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.
ны (территориальные учреждения Банка России) информацию о подозрительных сделках в соответствии с установленными критериями. В целях выявления фактов, связанных с отмыванием криминальных доходов, создан федеральный орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями — Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов России.
Некоторые страны Содружества также предпринимают попытки организации системы контроля за отмыванием преступных капиталов. Так, Украина настаивает на исключении ее из списка стран, где ведется борьба с отмыванием денег. В апреле 2002 г. на международной встрече, организованной под эгидой РАТР11 было признано, что Украина действительно ведет активную борьбу с отмыванием денег и расследует конкретные уголовные дела, в свою очередь украинская делегация поставила вопрос о взаимодействии с западными коллегами в деле возвращения на Украину денег, отмытых гражданами Украины или юридическими лицами, в отношении которых возбуждены уголовные дела, а также о представлении украинской стороне информации о подобных случаях.
В июле 2000 г. произведена попытка амнистии капиталов в Казахстане, но реально речь шла о возврате капитала определенной группы лиц, которые надеялись вернуть их в страну, т.к. по тем или иным причинам не могут воспользоваться ими за рубежом.
В январе 2000 г. Советом глав государств СНГ были предприняты определенные действия по рассмотрению проекта Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. В проекте договора содержались положения о формах сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с отмыванием "грязных денег", порядке взаимодействия и гармонизации законодательства, а также мерах по розыску "отмытых" денег, специальных приемах расследования. Но, к сожалению, проект договора не был принят к рассмотрению.
Пока так наз ываемая "прачечная" по отмыванию "грязных денег" в СНГ не закрыта, продолжается главная беда экономики всех стран СНГ — вывоз капитала, особенно его нелегальных форм и, очевидно, что странам СНГ необходимо сотрудничать в борьбе с этим незативным явлением. Подобное сотрудничество может иметь место в области методологии, в определении критериев подозрительности сделок, а также на стадиях сбора, обмена информацией, исполнения запросов, предварительного рас -следования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений и в мерах по конфискации "отмытых" незаконных доходов. Представляется целесообразным, используя международный опыт, создать цивилизованное правовое поле по борьбе с отмыванием "грязных" денег на всем пространстве СНГ. Образование такого пространства является необходи-
11 РАТР — специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов. Эта международная организация по выработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, создана в июле 1989 г. по инициативе глав государств и правительств стран "большой семерки", в настоящее время членами РАТР являются 26 стран и 2 международные организации.
мым условием для взаимодействия государств СНГ со странами дальнего зарубежья, прежде всего с европейскими и США. Принятие Договора о борьбе с "отмыванием" денег создаст значительную прозрачность и воз -можность контроля за финансовыми потоками на пространстве СНГ.
В настоящее время странам СНГ нужно определить, какой путь взаимодействия в валютно-финансовой сфере наиболее полно отвечает их интересам и возможностям и разработать свой собственный вариант построения валютного пространства. Практические задачи, которые решать сообща эффективнее, быстрее и дешевле должны стать главным направлением валютного сотрудничества стран СНГ.
Можно выделить следующие наиболее актуальные для Содружества задачи:
а) Создание предпосылок для формирования единого финансового пространства СНГ. Здесь можно отметить несколько направлений:
— расширение использования национальных валют во взаимной торговле. Переход на расчеты в национальных валютах будет происходить очень постепенно, так как для того, чтобы контракты заключались в национальных валютах, необходима система текущих курсовых котировок национальных валют СНГ. Для этого необходимы развитые и открытые национальные валютные рынки, которые в странах СНГ только формируются;
— унификация валютного и финансового законодательства. Для консолидации финансового пространства СНГ очень важно формирование единообразной нормативной базы. Необходимы сборники действующих законодательных актов СНГ, в которых желательно выделить основные законодательные акты и определить важнейшие проблемы, которые существуют в странах Содружества в области валютного регулирования и валютного контроля.
— переход стран на единые международные стандарты. В валютно-фи-нансовой сфере выделяются следующие блоки международных стандартов: стандарты бухгалтерского учета, унификация расчетных систем и технологические стандарты биржевых систем. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета, торговли ценными бумагами, расчетной и клиринговой деятельности, распространенных программных систем и интегральных технологий бирж — неизбежная задача для стран СНГ.12
— создание интегрированного информационного пространства в фи-
12 В 1998 г. правительство Российской Федерации приняло программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которая предусматривала широкий комплекс мер по повышению квалификации специалистов по бухгалтерскому учету и организацию международного сотрудничества. В 1998 г. открыт Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ), который координирует предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Наиболее распространенными стандартами в торговле ценными бумагами является Стандарт торговли Т+3, принятый в Европе, и рекомендации группы в-30. Существует ряд устоявшихся международных стандартных в расчетной и клиринговой деятельности требований к профессиональной деятельности.
нансовой сфере. Для этого необходимы специальные информационные сборники (бюллетени), посвященные вопросам валютного пространства;
— формирование единого биржевого пространства. Для этого необходимо наличие текущей котировки валют СНГ, прозрачность финансовых рынков и высокоразвитая информационная система;
— разработка теоретических вопросов валютно-финансовой сферы в странах с переходной экономикой;
— так как валютно-финансовые рынки — новое для стран СНГ, необходимы знающие специалисты (профессиональная среда), создание базы данных (библиотеки) по валютно-финансовым проблемам.
б) Координация мер по выведению иностранных валют из наличного обращения. Обращение наличных долларов существенно повышает риски в сфере социально-экономической безопасности страны. Потенциальные перепады колебания курса доллара могут нарушить и без того неустойчивое финансовое равновесие. Странам СНГ необходимо эту проблему решать сообща. Выведение иностранных валют из наличного обращения поможет распространению цивилизованных форм торговли валютой и развитию рынка безналичных операций, в том числе и биржевых.
в) Решение проблемы перехода стран ЕС на евро. В этой области существуют вопросы, которые странам СНГ эффективнее решать вместе (организация обмена банкнот, урегулирование вопроса взимания комиссий, юридические вопросы).
г) Разработка национальных и международных мер валютно-финансо-вой стабилизации. Странам СНГ необходимо анализировать кризисные ситуации, разрабатывать общие меры борьбы против несбалансированной валютно-финансовой политики, подключиться к международным акциям, направленным на стабилизацию мировых финансовых рынков.
Таким образом можно сделать вывод, что необходим системный, профессиональный подход к вопросам валютно-финансового взаимодействия (сотрудничества) стран СНГ, усилия межгосударственных орзанов, национальных властей, инициатива "снизу" — от заинтересованных участников рынка, реальные механизмы.
Все это поможет движению Стран Содружества в сторону единого финансового пространства.