УДК 434.102
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.В. Тишутина
В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения безопасности участников уголовного процесса как одного из направлений нейтрализации и преодоления противодействия расследованию преступлений.
Ключевые слова: государственная защита, безопасность, участник уголовного процесса, мероприятия, защищаемое лицо.
Необходимость защиты лиц, содействующих правосудию, многие исследователи данной проблемы единодушно связывают с вопросами противодействия расследованию конкретных преступлений и деятельности правоохранительных органов в целом. В рамках организованной преступной деятельности широкий арсенал средств подготовки и совершения противодействия расследованию тесно переплетается с угрозами, насилием в отношении отдельных лиц, как участников уголовного процесса, так и лиц, не имеющих непосредственного к нему отношения. Тот факт, что обеспечение безопасности участников уголовного процесса - один из важнейших методов (приемов, способов, элементов) предупреждения и преодоления противодействия расследованию организованной преступной деятельности (ОПД), был очевиден уже в конце прошлого века.
Следует напомнить, что общественная опасность противодействия расследованию деятельности организованных преступных формирований выражается не просто в уклонении от уголовной ответственности отдельных их членов, а в, несомненно, более масштабных и значимых преступных целях и средствах их достижения, ориентированных на сохранение и дальнейшее развитие преступной деятельности.
По данным Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, сотрудникам соответствующих подразделений приходится обеспечивать безопасность участников уголовного судопроизводства, работников судебно-следственных и надзорных инстанций при расследовании фактов террористической деятельности (ст. 205 УК РФ), организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем (ст. 208 УК РФ), бандитизме (ст. 209 УК РФ), организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), других преступлений, вызывающих значительный общественный резонанс.
Только за период с 2009 по 2014 гг. практически в три раза увеличилось количество фактов реализации мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в соответствии с Федеральным законом № 119 -
ФЗ от 20.08.2004г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с 2690 в 2009 г. до 6942 в 2014 г.), и в соответствии с Федеральным законом №45-ФЗ от 20.04.1995 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с 648 в 2009 г. до 2155 в 2014 г.). Это, несомненно, свидетельствует о все большем распространении противодействия расследованию преступлений и его возрастающей общественной опасности, особенно осуществляемого организованными преступными формированиями, и, соответственно, о необходимости более основательной разработки проблем его выявления и преодоления.
Анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме [2, 3, 5] позволяет заключить, что деятельность по обеспечению безопасности в уголовном судопроизводстве представляет собой комплекс мер законодательного, организационного и тактико-психологического характера, применяемых уполномоченными на то должностными лицами в отношении участников уголовного судопроизводства и близких им лиц, в целях обеспечения их личной неприкосновенности и защиты материального благосостояния, а соответственно, нормального функционирования правоприменительной системы государства.
Защищаемое лицо может быть определено как любое согласное на сотрудничество физическое лицо, которое в связи с выполнением общественного долга, исполнением должностных (служебных) обязанностей нуждается в применении мер безопасности со стороны государственных органов в связи с наличием реальной угрозы противоправного воздействия в отношении его, его близких или иных лиц, путем воздействия на которых оказывается влияние на защищаемое лицо. Защищаемых лиц можно объединить в следующие основные группы:
- участники уголовного судопроизводства и их близкие родственники, родственники и близкие лица;
- сотрудники правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФСКН, ФСИН, ФТС РФ, прокуратуры, СК РФ) и их близкие;
- лица, не являющиеся участниками уголовного судопроизводства, но обладающие информацией, имеющей значение для процесса расследования, или имеющие к ней доступ (заявитель, очевидец, жертва преступления либо иные лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления; журналисты, работники органов власти и управления и т.п.);
- отдельные категории государственных и муниципальных служащих и их близкие [6].
Поскольку вопросы осуществления государственной защиты затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, то реализация законодательства в сфере госзащиты в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц.
Существенным шагом на пути создания четко отлаженной системы обеспечения государственной защиты следует считать утверждение Административного регламента МВД РФ по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких [8]. Регламент фактически охватывает весь перечень субъектов защиты, мер безопасности и механизма их осуществления.
Указом Президента России от 6 сентября 2008 г. № 1316 в МВД России образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (далее - УОГЗ МВД России), а на местах - в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ - созданы центры (или группы) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Данные подразделения обеспечивают функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества в соответствии с требованиями Федеральных законов № 119-ФЗ от 20 августа 2004 и № 45-ФЗ от 20 апреля 1995 года.
В целях обеспечения реализации основных направлений государственной защиты лиц, в УОГЗ МВД России образовано специальное оперативное подразделение - Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (ЦГЗ). Основными функциями этого Центра являются оперативно-розыскная деятельность и применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты. Соответственно на региональном уровне созданы центры и группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам Российской Федерации.
Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, успешно и на постоянной основе взаимодействует с органами предварительного следствия.
Действующая на сегодняшний день государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы» направлена на осуществление мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Она рассчитана на возможность применения мер государственной защиты в отношении свыше 20 тысяч участников уголовного судопроизводства. Ее реализация позволяет накопить опыт применения
различных мер государственной защиты, а также одновременного применения нескольких мер в отношении одного защищаемого лица.
Участниками Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, - МВД, ФСБ, МО, ФСКН, ФСИН, ФТС, Роструд. А механизм ее реализации включает организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля. При этом текущий контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности участников осуществляет межведомственная рабочая группа, создаваемая Правительством Российской Федерации из представителей федеральных органов исполнительной власти - участников Программы.
Принятая 15.11.2000 г. в рамках ООН Конвенция против транснациональной организованной преступности [9] предусматривает необходимость принятия мер по созданию условий для сотрудничества со следствием лиц, которые участвовали или участвуют в деятельности организованных преступных групп или сообществ, получении с их помощью информации, касающейся характера, состава, структуры организованных преступных групп, их связей (ст.26). Обеспечение защиты подозреваемых (обвиняемых), заключающих досудебное соглашение о сотрудничестве и активно способствующих расследованию, предусмотрено в главе 40.1 УПК РФ, при этом указывается, что на таких лиц распространяются все меры государственной защиты потерпевших и свидетелей, предусмотренные федеральным законом (ст.317-9).
По данным Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в 2014 г. в рамках ФЗ-45 (защита судей и др.) было реализовано 1731 мера защиты, из них - четвертая часть мер - в отношении близких, а в рамках ФЗ-119 (защита свидетелей и др.) - 5840 мер защиты, при этом пятая часть - в отношении близких, а примерно 17% - в отношении подозреваемых. Наиболее распространенными мерами безопасности являются: обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности. Применение иных мер безопасности осуществляется значительно реже, однако с 2012 г. участились случаи применения таких мер, как временное помещение в безопасное место (в 2,5 раза по сравнению с 2009 г.) и личная охрана, охрана жилища и имущества (практически в 2 раза).
Согласно данным статистики, из общего количества мер безопасности, примененных в 2013г. в рамках ФЗ-119, 36% - в отношении потерпевших, 31% -в отношении свидетелей, 28% - в отношении близких и 9% - в отношении подозреваемых (обвиняемых).
Одним из важных условий результативной деятельности правоохранительных органов является обеспечение защиты лиц, осуществляющих расследование, оперативное сопровождение расследования, их близких. В условиях жесткого и изощренного воздействия со стороны
участников ОПД на сотрудников правоохранительных органов, когда массированность и потенциальная возможность его осуществления очевидны, данный тезис особенно актуален.
Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. Риск, как физический, так и психологический являются сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть целенаправленному уменьшению риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна.
В системе МВД задача по обеспечению безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких возложена на отделы организации государственной защиты (ООГЗ) Оперативно - розыскных частей собственной безопасности.
Во многих странах реализация мер безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов является составной частью государственной политики. Например, в Великобритании и Франции действуют финансируемые государством специальные программы защиты не только свидетелей и лиц, пострадавших от преступлений, но и непосредственно должностных лиц правоохранительных органов.
О значимости проблемы свидетельствует тот факт, что ежегодно в России только в отношении сотрудников органов внутренних дел (ОВД) фиксируется 73-75 тыс. неправомерных действий, каждое третье из которых носит уголовно -наказуемый характер. За последние два года отмечен практически трехкратный рост количества преступлений с применением насилия, совершенных в отношении сотрудников ОВД, в результате которых им причинен вред здоровью или смерть (800-900 преступлений ежегодно). Спектр противоправных деяний широк - от оскорбления до угроз убийством и применения насилия в отношении представителя власти и посягательства на его жизнь.
Наличие непосредственного контакта сотрудников правоохранительных органов с правонарушителями предопределяет высокую конфликтность служебной деятельности, высокий уровень потенциального и реального насилия по отношению к ним. Конечной целью воздействия на сотрудника правоохранительного органа является не только снижение активности и результативности профессиональной деятельности, но, в ряде случаев и прекращение должностных (служебных) полномочий. В связи с этим в отношении представителей власти участники ОПД в большей степени применяют «реальные» угрозы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью сотрудника и членов его семьи. Нередки случаи применения нескольких способов посягательств - это угрозы и применение насилия; угрозы и оскорбления; применение насилия и оскорбления.
Важным вопросом в этом аспекте является и своевременность включения следователей (дознавателей) в программу госзащиты, поскольку, по статистике, посягательства на их жизнь и здоровье совершаются еще до принятия такого решения. Естественно, что проверка информации требует определенного времени и в этой связи вполне закономерен вопрос о том, не будет ли это время использовано для реализации угроз субъектами воздействия и как предупредить такое воздействие и защитить лицо на этом этапе. Существует точка зрения, что ответственность за обеспечение безопасности в этот период ложится на лицо, выступающее инициатором обеспечения безопасности.
Согласно положениям Административного регламента (п. 14.2), информация, поступившая от таких лиц, незамедлительно передается для принятия решения о включении в программу министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в отношении лиц (и их близких), подлежащих государственной защите и работающих (состоящих на службе) в судах, правоохранительных и контролирующих органах уровня субъекта Российской Федерации. Решение принимается незамедлительно или в срок не более трех суток, выносится постановление и уведомляется лицо, обратившееся с заявлением, о применении либо отказе в применении мер безопасности, основной целью которых является предупреждение действий преступников, направленных на реализацию угроз и нейтрализацию их источников. Однако до настоящего времени остается нерешенным вопрос применения мер безопасности в отношении защищаемого лица, физическое состояние которого не позволяет выразить своё согласие на их применение.
Важные шаги на пути совершенствования механизма реализации положений законодательства о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, были сделаны в результате внесения изменений 3 февраля 2014 года. Так, теперь определено конкретное документальное регулирование прав и обязанностей защищаемого лица с органами, осуществляющими меры безопасности - законодательно закреплена обязательность заключения письменного договора об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон. В договоре могут отражаться сведения о семейном положении защищаемого лица, находящемся у него в собственности имуществе, об имеющихся у защищаемого лица гражданско-правовых и иных юридических обязательствах, о возбуждении в отношении защищаемого лица уголовного дела либо административного производства, о привлечении защищаемого лица в качестве обвиняемого, гражданского ответчика по уголовному делу либо в качестве гражданского ответчика, другие сведения, имеющие значение для применения мер безопасности.
Как показывает практика, ранее нередко вследствие ненадлежащего исполнения защищаемыми лицами определенных предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения их безопасности, результат
нивелировался. Теперь же разработаны и апробированы методические рекомендации по заключению с защищаемыми лицами договора об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон. Они позволили снять многочисленные вопросы и выработать единообразный, формализованный подход к заключению данного вида соглашений.
Кроме того, законодательно четко определено, что орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица. Что, в свою очередь, является фактором, стабилизирующим как состояние подзащитного, так, соответственно, и четкость выполнения им положений соглашения о взаимных обязанностях и ответственности.
Таким образом, в рамках МВД России выстроена достаточно стабильная система специализированных подразделений, основными задачами которых являются: обеспечение безопасности защищаемых лиц; выявление источников угроз защищаемым лицам; пресечение противоправного воздействия в отношении защищаемых лиц. Последние являются важнейшими элементами деятельности по выявлению и преодолению противодействия расследованию организованной преступной деятельности. Однако гарантированы на должном уровне они могут быть лишь при условии осуществления серьезного комплекса правовых, социально-экономических и организационных мероприятий не только в правоохранительной сфере, но и обществе в целом. В основу этой работы должно быть положено законотворчество, в том числе в сфере регулирования оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности сотрудников и членов их семей от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими своих должностных (служебных) обязанностей. Однако необходимо отметить, что меры правового, материально-технического, управленческого характера будут малоэффективны без собственной сознательной деятельности лиц по обеспечению личной безопасности и защиты себя и членов своей семьи, с использованием предоставленных им законом прав и исполнением возложенных на них обязанностей в этой сфере.
Список литературы:
1. Аналитические материалы правового подразделения УОГЗ МВД РФ;
2. Брусницын Л.В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию Автореф. дисс. ... докт.юрид.наук. - М., 2002;
3. Лавров В.П. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: Курс лекций. - М.: Академия управления МВД России, 2011;
4. Материалы круглого стола «Совершенствование законодательного регулирования в сфере обеспечения безопасности участников уголовного
судопроизводства». 7 июня 2011 года. Федеральное собрание Российской Федерации: Государственная дума Комитет по безопасности;
5. Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование): Автореф. дисс. ... докт.юрид.наук. - Екатеринбург, 1999;
6. Перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 900);
7. Принят решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Протокол № 17 от 27.11.2009 г. Окончательно вступил в действие с 01.11.2011г;
8. Приказ МВД РФ от 21.03.2007г. № 281 // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Технология 3000. Серия 03.57. Сборка 11809. -Электронная база данных рос. законодат. - М.: Консультант Плюс, 2011;
9. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. // Ратифицирована Российской Федерацией ФЗ-№26 от 26.04.2004 г.
Тишутина Инна Валериевна, докт. юрид. наук, доцент кафедры криминалистики, +7920-278-61-66, [email protected] (Россия, Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя)
ON INDIVIDUAL SAFETY ASPECTS INVOLVED IN CRIMINAL PROCEEDINGS IN THE INVESTIGATION OF ORGANIZED CRIME ACTIVITIES
I.V. Tishutina
The article deals with the problematic issues of withoutrity parties to the proceedings as one of the areas it-centralization and overcome opposition investigate crimes.
Key words: public protection, safety, party to criminal proceedings, activities protected
person.
Tishutina I.V., Doctor. jurid. Sciences, Associate Professor, Department of Criminology, + 7-920-278-61-66, [email protected] (Russia, Moscow, Moscow University Russian Interior Ministry behalf of V.Y. Kikot)