Научная статья на тему 'Об отдельных аспектах налогово-правового регулирования региональных инвестиционных проектов'

Об отдельных аспектах налогово-правового регулирования региональных инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные инвестиционные проекты / налоговые льготы / государство / субъекты РФ / экономика. / regional investment projects / tax privileges / the state / subjects of the Russian Federation / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скобелева Екатерина Александровна

Введение: государство в последние десятилетия принимает все больше участие (вместе с регулированием экономических процессов) в организации и реализации инвестиционных проектов, этим обуславливается актуальность работы. Цель: определение роли института региональных инвестиционных проектов в субъектах РФ в механизме налогово-правового регулирования экономики регионов. Методологическая основа: метод анализа (позволяет охарактеризовать финансово-правовое регулирование региональных инвестиционных проектов в субъектах РФ); метод дедукции (использован при анализе оценки эффективности региональных инвестиционных проектов); метод наблюдения (применение практических знаний к рассмотрению процесса финансово-правового регулирования региональных инвестиционных проектов в Российской Федерации). Результаты: аргументирована авторская позиция относительно налоговых поступлений в бюджеты (как регионального, так и федерального уровня) ускорения темпов регионального экономического развития, создания новых рабочих мест, повышения качества товаров (работ, сферы услуг) при реализации региональных инвестиционных проектов в субъектах РФ. Выводы: в настоящее время при помощи региональных инвестиционных проектов осуществляется поддержание экономически нестабильных субъектов РФ посредством применения различных финансовых инструментов, в том числе через налоговые поступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Certain Aspects of Tax and Legal Regulation of Regional Investment Projects

Background: the state, together with the regulation of economic processes, is increasingly involved in the organization and implementation of investment projects. Objective: to determine the role of the regional investment projects institute in the subjects of the Russian Federation in the mechanism of tax and legal regulation of regional economies. Methodology: the method of analysis, which allows to characterize the financial and legal regulation of regional investment projects in the regions of the Russian Federation. The deduction method is used in analyzing the evaluation of the effectiveness of regional investment projects. The method of observation is the application of practical knowledge to the consideration of the process of financial and legal regulation of regional investment projects in the Russian Federation. Results: the author’s position on tax revenues to the budgets (both at the regional and federal levels) of accelerating the pace of regional economic development, creating new jobs, improving the quality of goods (works, services) in the implementation of regional investment projects in the subjects of the Russian Federation is reasoned. Conclusions: currently, with the help of regional investment projects, the maintenance of economically unstable subjects of the Russian Federation is carried out through the use of various financial instruments, including through tax revenues.

Текст научной работы на тему «Об отдельных аспектах налогово-правового регулирования региональных инвестиционных проектов»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-1-223-228 УДК 336.22

Е.А. Скобелева

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ НАЛОГОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Введение: государство в последние десятилетия принимает все больше участие (вместе с регулированием экономических процессов) в организации и реализации инвестиционных проектов, этим обуславливается актуальность работы. Цель: определение роли института региональных инвестиционных проектов в субъектах РФ в механизме налогово-правового регулирования экономики регионов. Методологическая основа: метод анализа (позволяет охарактеризовать финансово-правовое регулирование региональных инвестиционных проектов в субъектах РФ); метод дедукции (использован при анализе оценки эффективности региональных инвестиционных проектов); метод наблюдения (применение практических знаний к рассмотрению процесса финансово-правового регулирования региональных инвестиционных проектов в Российской Федерации). Результаты: аргументирована авторская позиция относительно налоговых поступлений в бюджеты (как регионального, так и федерального уровня) ускорения темпов регионального экономического развития, создания новых рабочих мест, повышения качества товаров (работ, сферы услуг) при реализации региональных инвестиционных проектов в субъектах РФ. Выводы: в настоящее время при помощи региональных инвестиционных проектов осуществляется поддержание экономически нестабильных субъектов РФ посредством применения различных финансовых инструментов, в том числе через налоговые поступления.

Ключевые слова: региональные инвестиционные проекты, налоговые льготы, государство, субъекты РФ, экономика.

Е.А. Skobeleva

ON CERTAIN ASPECTS OF TAX AND LEGAL REGULATION OF REGIONAL INVESTMENT PROJECTS

Background: the state, together with the regulation of economic processes, is increasingly involved in the organization and implementation of investment projects. Objective: to determine the role of the regional investment projects institute in the subjects of the Russian Federation in the mechanism of tax and legal regulation of regional economies. Methodology: the method of analysis, which allows to characterize the financial and legal regulation of regional investment projects in the regions of the Russian Federation. The deduction method is used in analyzing the evaluation of the effectiveness of regional investment projects. The method of observation is the application of practical knowledge to the consideration of the process of financial and legal regulation of regional investment projects in the Russian Federation. Results: the author's position on tax revenues to the

© Скобелева Екатерина Александровна, 2021

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: skobeleva.kate@gmail.com © Skobeleva Ekaterina Aleksandrovna, 2021

Graduate student, Financial, banking and customs law department named after professor Nina Ivanovna Khimicheva (Saratov State Law Academy) 223

budgets (both at the regional and federal levels) of accelerating the pace of regional economic development, creating new jobs, improving the quality of goods (works, services) in the implementation of regional investment projects in the subjects of the Russian Federation is reasoned. Conclusions: currently, with the help of regional investment projects, the maintenance of economically unstable subjects of the Russian Federation is carried out through the use of various financial instruments, including through tax revenues.

Key-words: regional investment projects, tax privileges, the state, subjects of the Russian Federation, economy.

В последние годы все большую актуальность приобретают вопросы, касающиеся возрастания роли института региональных инвестиционных проектов в формировании финансовых ресурсов субъектов РФ. Важность данного института обусловлена тем, что региональные инвестиционные проекты позволяют субъектам Федерации развивать определенные направления экономической деятельности, а также получать дополнительные налоговые доходы [1, с. 187].

В 2014 году в Налоговом кодексе РФ1 вступила в силу гл. 3.3, в которой отражены основные особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов. Следует отметить, что в пункте 1 ст. 25.8 НК РФ было закреплено понятие регионального инвестиционного проекта (далее — РИП). В целом РИП считается инвестиционным проектом, целью которого является производство товаров и который соответствует обязательным законодательным требованиям. Данные законодательные требования соответствуют трем следующим моделям. Первая модель: 1) производство товаров осуществляется исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации, включенных в приоритетный перечень; 2) РИП не может быть направлен на добычу и переработку нефти, природного газа или газового конденсата, также РИП не распространяется на оказание услуг по транспортировке нефти или нефтепродуктов, газа или газового конденсата. При осуществлении РИП невозможно производство подакцизных товаров (исключениями могут являться легковые автомобили и мотоциклы). РИП не распространяется на деятельность, в результате которой ставка по налогу на прибыль организаций составляет 0%; 3) объем капитальных вложений (в соответствии с инвестиционной декларацией) не может быть менее 50 млн руб. при условии осуществления их в срок, не превышающий 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо 500 млн руб., если капитальные вложения проводятся в срок, не превышающий пяти лет со дня со дня включения организации в реестр участников РИП; 4) реализация каждого РИП осуществляется единственным участником.

Вторая модель: 1) производство товаров в результате РИП осуществляется только на территории одного из субъектов Российской Федерации, не включенных в приоритетный список; 2) второй, третий и четвертый критерии аналогичны законодательным требованиям из первой модели.

Третья модель: 1) производство товаров осуществляется исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации, включенных в приоритетный перечень; 2) РИП не может быть направлен на добычу и переработку нефти, природного газа или газового конденсата. РИПы не могут быть направлены на

1 См.: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. от 27 декабря 224 2019 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2019. № 52, ч. I, ст. 7809.

оказание услуг по транспортировке нефти или нефтепродуктов, газа или газового конденсата. При осуществлении РИП невозможно производство подакцизных товаров (исключениями могут являться легковые автомобили и мотоциклы). РИП не распространяется на деятельность, в результате которой ставка по налогу на прибыль организаций составляет 0%; 3) объем капитальных вложений, исполненные российскими организациями, не может быть менее 50 млн руб. при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня начала их осуществления в рамках реализации РИП, но не ранее 1 января 2013 г. и не ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на прибыль организаций; 500 млн руб., если капитальные вложения реализуются в срок, не превышающий пяти лет со дня начала их осуществления, но не ранее 1 января 2013 г. и не ранее пяти лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган за налоговой льготой.

На основе данных моделей можно выделить ряд основных характеристик института региональных инвестиционных проектов в РФ:

главной целью РИП является производство товаров;

РИП соответствует специальным условиям, которые предусмотрены требованиями НК РФ. Например, налоговые стимулирования, применяемые к участникам РИП;

результатом признания РИП таковым служат льготы применяемые по ряду обязательных платежей.

На применение налоговых льгот могут претендовать организации при реализации инвестиционных проектов в любом субъекте РФ, если они соблюдают установленные ограничения по объему капитальных вложений, долю налоговых доходов от реализации РИП и требования к организации.

Льготы имеют компании, участвующие в РИП, являющиеся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития.

В рамках реализации РИП п. 3 ч. 3 ст. 284.3 НК РФ предусматривает возможность применения в течение установленного периода времени нулевой ставки по налогу на прибыль, поступающему в бюджет Российской Федерации, а также пониженных ставок (вплоть до 0%) по указанному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ2. Региональные власти могут увеличивать минимальный объем капитальных вложений и утверждать дополнительные требования к РИП. Данные изменения будут являться необходимыми к исполнению, если будут прописаны в нормативно-правовых актах субъектов РФ. В настоящее время большинство субъектов РФ уже приняли подобные законодательные акты, позволяющие использовать налоговые стимулы относительно участников РИП.

Стоит отметить, что 28 июня 2007 г. на территории Саратовской области был введен Закон Саратовской области № 116-ЗСО3 «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области».

2 См.: Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 15 апреля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2019. № 52, ч. II, ст. 7809.

3 См.: Закон Саратовской области от 28 июня 2007 г. № 116-ЗСО «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области» (в ред. от 18 октября 2017 г.) // Саратовская областная газета. 2007. № 120; Собр. законодательства Саратовской области. 2017.

№ 11. 225

В Законе вводится такое понятие как режим наибольшего благоприятствования. Под ним понимается комплекс механизмов государственного стимулирования инвестиционной деятельности, которые предоставляются на территории региона.

Данный режим предоставлен в виде:

предоставления различных налоговых льгот;

предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций (часть налога на прибыль организаций зачисляется в региональный бюджет Саратовской области);

оказания консультационной, информационной и организационной поддержки;

предоставления государственных гарантий, субсидий инвесторам за счет средств областного бюджета и др.

Инвестиционный договор на территории области заключается на срок фактической окупаемости данного инвестиционного проекта, но не может быть заключен на срок более чем 10 лет.

На территории Самарской области действует Закон Самарской области № 187-ГД от 7 ноября 2005 г.4 «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет».

В ст. 2 данного Закона прописываются пониженные ставки налога на прибыль организаций для некоторых категорий налогоплательщиков, например: 13,5%— для организаций-инвесторов, производящих на территории области инвестиционные проекты от 100 млн руб. и выше, при условии, если для каждого инвестиционного проекта ведется раздельный учет имущества и доходов/ расходов от осуществляемой деятельности, а также осуществляющих проекты от 100 млн руб. и выше, если обособленные подразделения создаются только для реализации данных проектов; 0% — для организаций, которые находятся в особой экономической зоне промышленно-производственного типа (расположена на территории региона) в течение первых пяти лет с периода получения прибыли; 10% — для организаций-резидентов территории опережающего социально-экономического развития (данная территория создана в монопрофильном муниципальном образовании области).

На территории Волгоградской области действует Закон от 17 декабря 1999 г. № 352-ОД5 «О ставках налога на прибыль организаций». В данном законе прописывается, что для организаций-участников РИП действует ставка 10% и для ее получения организация должна отвечать определенным требованиям: регистрация на территории региона; у организации-участника РИП не может быть отдельных подразделений, которые находились бы не на территории региона; организация не применяла специальных налоговых режимов, не является участником консолидированной группы налогоплательщиков. Ставка применяется не более 10 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором возникло право на ее применение. В том случае, если организация обратится

4 См.: Закон Самарской области от 7 ноября 2005 г. № 187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» (в ред. от 8 февраля 2019 г.) // Волжская Коммуна. 2006. № 212; 2019. № 20.

5 См.: Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. № 352-ОД «О ставках налога на при-226 быль организаций» (в ред. от 6 февраля 2017 г.) // Волгоградская правда. 1999. № 212; 2017. № 24.

с заявлением в соответствующий орган о применении налоговой льготы по налогу на прибыль или на добычу полезных ископаемых, то ставка составит 5%.

Представляет интерес также ст. 1.1 Закона от 4 июня 2007 г. № 71-ЗО6 «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков».

Те организации, которые планируют осуществить РИП в статусе особо значимого инвестиционного проекта области, действует следующая ставка налога на прибыль организаций в размере, 13,5% (12,5% в 2017-2020 гг.). Данная ставка подлежит зачислению в региональный бюджет области. Для них установлен срок — 15 лет с 1-го числа отчетного периода, в котором произошло первое получение прибыли. Для подобных организаций запрещена отмена или изменение пониженной ставки и сроков ее применения.

Исходя из анализа рассмотренных региональных законов, можно сделать вывод, что основными их целями являются: увеличение темпов экономического развития субъектов РФ; поддержание экономически нестабильных регионов;, рост налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в региональные бюджеты; развитие конкуренции на рынках товаров и услуг; процесс создания новых предприятий, усовершенствование различного технического перевооружения производства; формирование и улучшение инженерной, транспортной и социальной платформы.

Инвесторам гарантируется, что в течение срока действия инвестиционного договора режим наибольшего благоприятствования не будет ухудшен.

Однако стоит учитывать случаи, когда участники РИП утрачивают право на применение льготных ставок по налогу на прибыль.

Например, в соответствии с п. 4 ст. 25.12 НК РФ статус участника РИП подлежит прекращению, если прекращается деятельность организации-участника РИП в случае ее реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования. Статус участника РИП будет утрачен в день, который следует за днем внесения изменений в запись в ЕГРЮЛ. Налоговый кодекс РФ не предусматривает утрату организацией статуса участника РИП по причине реорганизации в форме присоединения к ней другого юридического лица, но в п. 6 ст. 288.2 и в п. 3 ст. 288.3 НК РФ прописывается, что при определении налоговой базы в этом случае не будут учитываться доходы и расходы, признанные участником РИП в порядке правопреемства в случае присоединения к нему другой организации.

Из перечисленного следует, что если после завершения реорганизации в форме присоединения к участнику РИП другого юридического лица — участник РИП перестал соответствовать предусмотренным НК РФ требованиям, то такая организация утрачивает право на применение льготных ставок по налогу на прибыль, несмотря на наличие статуса участника РИП. К таким условиям относят:

появление отдельного подразделения за пределами территории субъекта РФ, в котором реализуется инвестиционный проект;

6 См.: Закон Ульяновской области от 4 июня 2007 г. № 71-ЗО «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков» (в ред. от 22 сентября 2017 г.) // Ульяновская правда. 2007. № 45. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 227

доля доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляет менее 90% всех доходов и др.

Если участник РИП после реорганизации продолжает соответствовать требованиям, предусмотренным НК РФ, дающим право на получение налоговых льгот, то пользование ими за ним сохраняется.

Исходя из анализа региональных нормативно-правовых актов, можно резюмировать, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, которая позволяет органам исполнительной власти субъектов РФ самим вводить пониженные ставки по налогу на прибыль в отношении инвесторов, осуществляющих деятельность в том или ином субъекте РФ.

Данные законы отражают региональную политику относительно государственной поддержки инвестиционной деятельности и роль института региональных инвестиционных проектов в формировании финансовых ресурсов субъектов РФ. Так, при помощи региональных инвестиционных проектов осуществляется поддержка экономически нестабильных регионов, в том числе осуществляются налоговые поступления в бюджеты (как регионального, так и федерального уровня), ускоряются темпы регионального экономического развития, создаются новые рабочие места, повышается качество товаров, работ, услуг и др.

Библиографический список 1. Попов В.В. Налоговые полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 1 (71). С. 186-189.

° References

is 1. Popov V.V. Tax Powers of Public Authorities of the Russian Federation // Bulletin of

m

~ the Saratov State Law Academy. 2010. No. 1 (71). С. 186-189.

Z

s s

2

Ф ^

*

ro

0 *

и

01 т

s ^

s a 2 5S

0

1 i ai ш и a ro

и О

5S

О *

и ш О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.