Научная статья на тему 'ОБ ОСОБОМ ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ'

ОБ ОСОБОМ ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОСОБЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / SPECIAL LEGAL REGIMES / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME / STATE OF EMERGENCY / EMERGENCY SITUATION / PUBLIC ADMINISTRATION / EMERGENCY SITUATIONS PUBLIC FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В.А., Немченко С.Б., Шафигулин К.В.

В статье анализируются законодательные нормы Российской Федерации, предусматривающие возможность введения чрезвычайной ситуации; исследованы мнения ученых и практика издания нормативных правовых актов, использующих понятие «режим чрезвычайного положения», который официально не установлен. Обосновано наличие в рамках действующего законодательства чрезвычайной ситуации как части особого правового режима чрезвычайного положения, а также сформулировано предложение о разработке и принятии отдельного федерального закона, официально устанавливающего особый правовой режим чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPECIAL LEGAL REGIME EMERGENCY SITUATION

THE ARTICLE ANALYZES THE LEGISLATIVE NORMS OF THE RUSSIAN FEDERATION, PROVIDING FOR THE POSSIBILITY OF INTRODUCING AN EMERGENCY SITUATION; THE OPINIONS OF SCIENTISTS AND THE PRACTICE OF ISSUING NORMATIVE LEGAL ACTS USING THE CONCEPT OF "STATE OF EMERGENCY", WHICH IS NOT OFFICIALLY ESTABLISHED. IT JUSTIFIES THE PRESENCE IN THE FRAMEWORK OF THE CURRENT LEGISLATION OF EMERGENCY AS A SPECIAL LEGAL REGIME OF EMERGENCY, AND ALSO SUGGESTED THE DEVELOPMENT AND ADOPTION OF A SEPARATE FEDERAL LAW FORMALLY ESTABLISHING A SPECIAL LEGAL REGIME OF EMERGENCY.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБОМ ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ

B.А. Винокуров,

доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС М ЧС России

C.Б. Немченко,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС М ЧС России

К.В. Шафигулин,

студент

факультета экономики и права Санкт-Петербургского университета ГПС М ЧС России

V.A. Vinokurov,

Doctor of law,

Honored lawyer of Russian Federation, Professor of the Department of theory and history of state and law of the St. Petersburg University State fire service of EMERCOM of Russia pravo. kaf_ tigp @mail. ru S.B. Nemchenko,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of theory and

history of state and law

of the St. Petersburg University State

fire service of EMERCOM of Russia

nemchenko-st@mail.ru

K.V. Shafigulin,

Student of the Faculty of Economic and Law of the St. Petersburg University State fire service of EMERCOM of Russia kusha1@bk.ru

Об особом правовом режиме чрезвычайной ситуации

Аннотация: в статье анализируются законодательные нормы Российской Федерации, предусматривающие возможность введения чрезвычайной ситуации; исследуются мнения ученых и практика издания нормативных правовых актов, использующих понятие «режим чрезвычайного положения», который официально не установлен. Обосновано наличие в рамках действующего законодательства чрезвычайной ситуации как части особого правового режима чрезвычайного положения, а также сформулировано предложение о разработке и принятии отдельного федерального закона, официально устанавливающего особый правовой режим чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, особые правовые режимы, административно-правовой режим, режим чрезвычайного положения, чрезвычайная ситуация, режим чрезвычайной ситуации, государственное управление, функция государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

105

On the special legal regime emergency situation

Abstract: the article analyzes the legislative norms of the Russian Federation, providing for the possibility of introducing an emergency situation; the opinions of scientists and the practice of issuing normative legal acts using the concept of "state of emergency ", which is not officially established. It justifies the presence in the framework

of the current legislation of emergency as a special legal regime of emergency, and also suggested the development and adoption of a separate Federal law formally establishing a special legal regime of emergency.

Keywords: Constitution of the Russian Federation; special legal regimes; administrative and legal regime; state of emergency; emergency situation; a state of emergency; public administration; emergency situations public function.

Регулирование вопросов, связанных с введением чрезвычайных ситуаций в России или в ее отдельных местностях, осуществляется несколькими федеральными законами, в большинстве из которых определяются полномочия органов и должностных лиц в условиях чрезвычайной ситуации. Комплексный документ (по примеру существующих правовых режимов), вобравший в себя все вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, отсутствует. Этому имеется определенное объяснение. ¡о Конституция Российской Федерации предусматривает возможность введения чрезвычайного положения, но «при наличии обстоя-§ тельств и в порядке, установленных федеральным конституционным

законом» (ч. 2 ст. 56) [1]. ^ Во исполнение упомянутой нормы в 2001 г. был принят § Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положена нии», который урегулировал практически все вопросы, связанные 5 с чрезвычайным положением как особым правовым режимом [2].

Статьей 3 указанного Федерального конституционного закона ^ определено, что чрезвычайное положение вводится при наличии § определенных обстоятельств, одним из которых являются чрезвы-¡S чайные ситуации природного и техногенного характера, а также § чрезвычайные экологические ситуации. Поскольку чрезвычайная О ситуация выступает частью особого правового режима чрезвычайного положения, то для введения режима чрезвычайного по-^ ложения, связанного именно с чрезвычайной ситуацией, требуется 4Q соблюдение порядка, ограничений и других организационных § норм, предусмотренных в том числе и для введения чрезвычайного oj положения, связанного с попытками насильственного изменения С конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, массовыми беспорядками и другими перечислен-106 ными в законе обстоятельствами.

— Следовательно, для введения режима чрезвычайного положения, Ф возникшего, например, в связи с чрезвычайными обстоятельствами q природного характера (затопление, землетрясение и т.п.), и необхо-{V димостью проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ для ликвидации последствий этих обстоятельств, Президенту Российской Федерации и другим органам государственной власти необходимо соблюсти процедуру, установленную Федеральным законом «О чрезвычайном положении», учитывая также нормы Федерального закона «О безопасности» [3]. Главе госу-

дарства сначала требуется получить и оценить предложения Совета Безопасности Российской Федерации о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и/или преодолению их последствий и о введении чрезвычайного положения (подп. «а» и «в» п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О безопасности»), затем издать соответствующий указ, обнародовать его и направить в Совет Федерации и в Государственную Думу. Далее этот указ должен быть рассмотрен Советом Федерации и утвержден или не утвержден (ст. 4, 6, 7 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). В случае если указ главы государства о введении чрезвычайного положения не утверждается Советом Федерации, то через 72 часа после обнародования данного указа нужно начинать все сначала. Лишь после этого возможно реальное исправление ситуации, возникшей в результате природного катаклизма.

Как видим, даже при отсутствии вопросов, связанных с необходимостью защиты основ конституционного строя, только для решения ситуаций, возникших в результате аварий, опасных природных яв- 0 лений, катастроф, стихийных и иных бедствий, необходимо пройти 3 довольно затратную (в первую очередь, по времени) процедуру, что, § конечно, негативно отразится на ликвидации последствий стихийных § бедствий. ^

Для решения вопросов, связанных с защитой граждан Российской а Федерации

и других лиц, находящихся на территории Российской § Федерации, всех видов пространств в пределах Российской Федерации, з объектов различного назначения, а также окружающей среды от чрез- О вычайных ситуаций природного и техногенного характера, в 1994 г. 1 был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий з от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» -о

[4]. В нем установлены полномочия государственных и муниципаль- § ных органов, их должностных лиц; определены права и обязанности 2 граждан; урегулированы вопросы финансового и материального обеспечения проводимых мероприятий; решены и другие вопросы, 3 связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных си- § туаций. Интересно, что при внесении в 2015 г. изменений в данный ^ Федеральный закон, в п. 8 ст. 4.1 была включена фраза «При введении 1 режима (курсив наш — В.В., С.Н., К.Ш.) чрезвычайной ситуации ...»

[5], что не совпадает с нормами Федерального конституционного за- 107

кона «О чрезвычайном положении» [2].

В„ % п со

определенной части вопросы, связанные с предупреждением и Щ^ь

ликвидацией чрезвычайных ситуаций, урегулированы Федеральным ^ ^ Щ

законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

[6], где разрешаются вопросы создания аварийно-спасательных служб, ^^ а также правовые вопросы деятельности спасателей, принимающих !§§ участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Отсутствие четкости в понимании того, чем является чрезвычайная ситуация: частью правового режима чрезвычайного положения или от-

дельным правовым режимом, привело к тому, что законодатель включил в ряд федеральных законов словосочетание «режим чрезвычайной ситуации» вместо слов «чрезвычайная ситуация». Указанное словосочетание используется, в частности, в п. 1 ст. 26.3-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [7]; в ч. 3 ст. 8.32 и ч. 2 ст. 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [8] (правда, после внесения изменений, осуществленных в 2019 г.).

В 2010 г. при возникновении лесных пожаров и пожаров на торфяниках в отдельных субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный и Приволжский федеральные округа, был издан Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности» [9], которым для обеспечения пожарной безопасности была объявлена чрезвычайная ситуация в Республике Марий ^ Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, ^ Нижегородской и Рязанской областях.

0- Режим чрезвычайного положения не вводился, хотя в п. «в» ст. 8 g Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычай-

0 ных ситуаций природного и техногенного характера» сказано, что глава ® государства «вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со

статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятель-j. ствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным _ законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее * местностях чрезвычайное положение». Иначе говоря, при возникно-

1- вении чрезвычайной ситуации, подобной пожарам 2010 г., Президент России должен был ввести режим чрезвычайного положения.

^ В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 1007 «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обе-§ спечением пожарной безопасности» принято решение сохранить 0Q объявленный ранее «режим чрезвычайной ситуации, связанной с

01 обеспечением пожарной безопасности, в Республике Мордовия, Московской, Нижегородской и Рязанской областях» [10], а затем в связи с ликвидацией чрезвычайной ситуации в названных субъектах

108 Российской Федерации указами главы государства был отменен режим (!) чрезвычайной ситуации, который юридически не вводился [11; 12]. Понятие «режим чрезвычайной ситуации» используется главой О государства и в актах нормативного характера. Например, в подп. «д» ¡^ п. 11 Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 2 [13], и в подп. «к» п. 13 Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации

«Л

на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 585 [14].

Словосочетание «режим чрезвычайной ситуации» используется в документах и Совета Федерации, и Государственной Думы [15; 16]. Применяет в своих актах понятие режима чрезвычайной ситуации и высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации [17; 18].

Таким образом, на практике в федеральных законах, в актах главы государства, в актах парламентариев и в правительственных актах употребляется словосочетание «режим чрезвычайной ситуации», при этом в качестве правового режима состояние чрезвычайной ситуации не установлено. В связи с этим вызывает недоумение наличие в классификаторе правовых актов [19] в разделе «Административно-правовые режимы» режима чрезвычайной ситуации, который формально-юридически отсутствует в современном российском законодательстве.

Обратимся к теории вопроса, связанного с правовыми (юридическими) режимами. Правовой режим рассматривается учеными в 0 различных аспектах. Так, С.С. Алексеев под юридическим режимом 3 понимает «особую, целостную систему регулятивного воздействия, § которая характеризуется специфическими приемами регулирования § — особым порядком возникновения и формирования содержания ^ прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, спо- а собов их реализации, а также действием единых принципов, общих § положений, распространяющихся на данную совокупность норм» [20, з с. 245]. Как «официально установленный особый порядок правового 0 регулирования, отражающий совокупность юридических и организа- 1 ционных средств, используемых для закрепления социально-правово- з го состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение 0 их устойчивого функционирования» определяет правовой режим § Д.Н. Бахрах [21, с. 422]. |

Современные издания рассматривают правовые режимы как институты административного права, поэтому содержат определения 3 административно-правового режима, основанные на предшествую- § щих наработках ученых, согласно которым административно-право- ^ вой режим трактуется как «особый порядок функционирования его 11 субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере государственного управления» [22, с. 207]. 109 А.Ф. Ноздрачев, обобщая множество предлагаемых в научной литературе определений административно-правового режима, полагает, щ что методологически более обоснованным является подход к этому ^ ^ Щ определению как к «официально установленному особому порядку правового регулирования, отражающему совокупность юридических ^^ и организационных средств, используемых для закрепления социаль- !§§ но-правового состояния объектов воздействия, и направленному на обеспечение их устойчивого функционирования» [23, с. 42].

Исходя из представленных определений административно-правового режима, его признаков, следует, что чрезвычайная ситуация может и должна быть самостоятельным правовым режимом, тем более что на практике это понятие используется именно как особый правовой режим.

В то же время, по мнению ученых, административно-правовой режим должен во всех случаях устанавливаться федеральным законом, определяющим все основные аспекты структуры режима (субъекты и объекты, их статус, правила деятельности и действий, гарантии функционирования, ограничения и т.п.) [23, с. 57], поскольку, как отмечает В.Б. Рушайло, административно-правовые режимы вторгаются в сферу основных прав и законных интересов граждан [24, с. 23].

В монографии «Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика», подготовленной специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, режиму чрезвычайной ситуации посвящен отдельный ^ параграф. Автор данного параграфа А.В. Калмыкова объясняет суть ^ чрезвычайной ситуации, необходимость и основания ее введения, О- приводит примеры и пишет: «В праве традиционно режим чрезвы-^ чайной ситуации относят к режимам специальным, целью которых О является обеспечение стабильного порядка в государстве и обществе»

£

¡^ [23, с. 93], однако не поясняет, в каком документе установлен режим ^ чрезвычайной ситуации. В работе Е.С. Калиной отмечается отсутствие законодательного определения понятия «режим чрезвычайной _ ситуации», но делается вывод, что признаки чрезвычайной ситуации, * перечисленные в определении понятия, приведенного в Федеральном I- законе «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», «... позволяют рассматривать ¡2 ее [чрезвычайную ситуацию] в качестве носителя правового режима», что «в свою очередь, дает нам полное право говорить о режиме чрез-

С

о;

вычайной ситуации, несмотря на отсутствие такого термина в действу-§ ющем законодательстве»[25, с. 33]. С указанными выводами нельзя

Щ согласиться, поскольку, как уже было отмечено выше, чрезвычайная ¡Х ситуация является частью особого правового режима чрезвычайного положения, что зафиксировано в ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» [2] и подтверждено в 110 полномочиях Президента Российской Федерации, установленных в ст. 8 Федерального закона «О защите населения и территорий от ^ чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» [4]. О Учитывая существующую нормативно-правовую базу, мнения ¡^ ученых и практическое использование понятия «режим чрезвычайной ^ ситуации», в том числе различными государственными органами, полагаем необходимым на законодательном уровне установить особый правовой режим чрезвычайной ситуации, предусмотрев в специальном федеральном законе не только определение этого режима, но и все вопросы, связанные с его введением, включая ограничение прав

и свобод граждан. При этом потребуется внесение отдельных изменений в существующие законодательные акты, регулирующие в той или иной мере порядок введения чрезвычайной ситуации. Реализация указанного предложения, с одной стороны, снимет проблемы классификации административно-правовых режимов, официально отграничит данный режим от режима чрезвычайного положения, с другой стороны, позволит предусмотреть возможность введения особого режима чрезвычайной ситуации достаточно оперативно решениями не только федеральных органов государственной власти, но и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, научное обоснование и последующее закрепление в законодательстве особого правового режима чрезвычайной ситуации, на наш взгляд, позволят улучшить состояние законодательного обеспечения функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо- О ванием 12 декабря 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. 0

- № 31, ст. 4398. 8

2. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от о 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства а Рос. Федерации. — 2001. — № 23, ст. 2277. "§

3. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // о Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 1, ст. 2. о

4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при- -q родного и техногенного характера: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. ^ № 68-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 35, ст. 3648. |

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и га территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 119-ФЗ // Собр. законодательства Рос. ° Федерации. — 2015. — № 18, ст. 2622. ;

6. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: федеральный |< закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. g

— 1995. — № 35, ст. 3503. S

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) ^ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской с Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законо- s дательства Рос. Федерации. — 1999. — № 42, ст. 5005; — 2019. — № 18, ст. 2218.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях III от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. —

2002. — № 1, ч. 1, ст. 1; — 2019. — № 12, ст. 1219; — № 25, ст. 3162. £££

9. Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением по- ' ^ ^ жарной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 2 августа nfos 2010 г. № 966 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 32, ст. 4299. 'sgi

10. О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности: Указ | ° § Президента Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 1007 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. —№ 33, ст. 4405.

11. О ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности, в Республике Мордовия, Московской и Нижегородской областях: Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 1037 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 35, ст. 4524.

12. О ликвидации чрезвычайной ситуации в Рязанской области, связанной с обеспечением пожарной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 1071 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 35, ст. 4531.

13. Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 2 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 2, ст. 411.

14. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 585 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 42, ч. 2, ст. 6447.

15. О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по 52 предотвращению и ликвидации природных пожаров, сохранению и восстановлению лесов: постановление Совета Федерации от 3 апреля 2017 г. № 86-СФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2017. — № 14, ст. 2026.

16. Об информации Министра сельского хозяйства Российской Федерации

Щ Д.Н. Патрушева о реализации Федеральной научно-технической програм-

«V

мы развития сельского хозяйства на 2017—2025 годы и о ходе проведения

«Г осенних полевых работ в Российской Федерации в 2018 году: постановление С; Государственной Думы от 20 ноября 2018 г. № 5226-7 ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 48, ст. 7324.

17. Положение о единой государственной системе предупреждения ££ и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 // Собр. 35 законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 2, ст. 121. § 18. Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вслед-

С ствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, О- органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, 3 утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года № 376 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. ВО — № 21, ст. 2971.

5 19. О классификаторе правовых актов: Указ Президента Российской

С Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

— 2000. — № 12, ст. 1260.

112 20. Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев. — М.:

- Юридическая литература, 1981. — Т. I. — 360 с.

ф 21. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, 2004. — 768 с. ® 22. Административное право Российской Федерации: учебник для бака-

лавров / отв. ред. Л. Л. Попов. — М.: РГ-Пресс, 2015. — 568 с.

23. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография / Е.С. Болтанова, А.А. Здоровцева, О. А. Золотова и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев.

— М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Контракт, 2017. — 528 с.

24. Рушайло, В.Б. Административно-правовые режимы: монография / В.Б. Рушайло. — М.: Щит-М, 2000. — 264 с.

25. Калина, Е.С. Административно-правовой режим чрезвычайной ситуации и категория безопасности в административном праве // Административное право и процесс. — 2011. — № 12. — С. 31—35.

А.Н. Тулаев,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС М ЧС России Т.А. Гриценко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России

A.N. Tulaev,

Candidate of law, Associate professor of theory and history of state and law Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia T.A. Grishchenko,

Candidate of law, Associate professor, Associate professor of constitutional and international law St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia Gta 82@inbox.ru

Обеспечение прав граждан на частную жизнь в решениях Конституционного Суда

Аннотация: статья посвящена влиянию позиций Конституционного Суда РФ на трансформацию понятия «неприкосновенность частной жизни» в отечественной правовой системе в сторону последовательного расширения гарантий. Авторы анализируют ряд значимых решений Конституционного Суда, принятых в разное время, устанавливают их периодизацию, выявляют сложности в их реализации. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития института гарантий неприкосновенности частной жизни.

Ключевые слова: ограничение конституционных прав граждан, Решение Конституционного Суда, правовые позиции, неприкосновенность частной жизни, частная жизнь.

Ensuring the rights of citizens to privacy in the decisions of the Constitutional Court

Abstract: the article is devoted to the influence of the positions of the constitutional Court of the Russian Federation on the transformation of the concept of "privacy" in the domestic legal system towards the consistent expansion of guarantees. The authors analyze a number of significant decisions of the constitutional Court adopted at different times, establish the periodization of decisions and identify difficulties in the implementation of these decisions. The conclusions reached by the authors indicate the need to continue the development of the Institute of guarantees of privacy.

Keywords: restriction of constitutional rights of citizens, decision of the constitutional Court, legal positions, inviolability of private life, private life.

Конституционная концепция права на частную жизнь, реализуемая на практике через императивный тезис о недопустимости произвольного вмешательства и гарантии неприкосновенности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.