Научная статья на тему 'Об особенностях внедрения инновационных процессов в отечественной и зарубежной практике'

Об особенностях внедрения инновационных процессов в отечественной и зарубежной практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЛЬГОТНОЕ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солошенко Р. В., Пожидаева Н. А., Зюкин Д. А.

В статье рассмотрен механизм стимулирования освоения нововведений и инноваций сельскохозяйственным производством развитых стран на основе государственной кредитно-финансовой поддержки рычагов ускорения процессов технологических нововведений, являющихся условием роста конкурентоспособности национального сельского хозяйства на мировом рынке. В работе показано, что именно продуманная и научно обоснованная система государственного воздействия на развития сельского хозяйства на инновационной основе является залогом успеха развитых, а также новых индустриальных стран. Эффективность стимулирования инновационной активности сельскохозяйственных предприятий в развитых странах определяется высокой ролью косвенных методов при сокращении прямого государственного «вмешательства» в инновационные и инвестиционные процессы. Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственного и программно-целевого регулирования. Основным инструментом поддержки инновационно-инвестиционных процессов в России остается субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, на которое приходится значительная доля государственной поддержки с вытекающими из этого негативными последствиями. Сохранение существующей модели управления развитием сельского хозяйства, характеризующейся стихийным решением текущих задач, направленных на преодоление возникающих трудностей или «непредвиденных» ситуаций в данный момент времени, не позволяет осуществить повсеместный переход сельскохозяйственного производства к инновационной модели развития. Все это требует комплексного и системного подхода к решению проблем инновационного развития аграрной экономики, в рамках которого необходимо учитывать отраслевые особенности, что предопределяет невозможность применения только общих мер государственного воздействия. Учитывая значительные природные ограничения в ряде регионов страны применение инноваций в производстве должно быть направлено на преодоление специфических особенностей отрасли. Перспективным инструментом управления инновационным развитием является сравнение полученных показателей и индикативных, заданных на основе научно-обоснованной системы параметров функционирования сельскохозяйственной отрасли, что позволит определять направления изменений в текущем развитии аграрной экономики и предавать системный характер вопросам инновационного развития аграрной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солошенко Р. В., Пожидаева Н. А., Зюкин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях внедрения инновационных процессов в отечественной и зарубежной практике»

УДК 338.43.001.76

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ*

СОЛОШЕНКО Р.В.,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории ФГБОУ ВО Курская ГСХА. ПОЖИДАЕВА Н.А.,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики АНОО ВО «Региональный финансово-экономический институт».

ЗЮКИН Д.А.,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики

и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Реферат. В статье рассмотрен механизм стимулирования освоения нововведений и инноваций сельскохозяйственным производством развитых стран на основе государственной кредитно-финансовой поддержки рычагов ускорения процессов технологических нововведений, являющихся условием роста конкурентоспособности национального сельского хозяйства на мировом рынке. В работе показано, что именно продуманная и научно обоснованная система государственного воздействия на развития сельского хозяйства на инновационной основе является залогом успеха развитых, а также новых индустриальных стран. Эффективность стимулирования инновационной активности сельскохозяйственных предприятий в развитых странах определяется высокой ролью косвенных методов при сокращении прямого государственного «вмешательства» в инновационные и инвестиционные процессы. Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственного и программно-целевого регулирования. Основным инструментом поддержки инновационно-инвестиционных процессов в России остается субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, на которое приходится значительная доля государственной поддержки с вытекающими из этого негативными последствиями. Сохранение существующей модели управления развитием сельского хозяйства, характеризующейся стихийным решением текущих задач, направленных на преодоление возникающих трудностей или «непредвиденных» ситуаций в данный момент времени, не позволяет осуществить повсеместный переход сельскохозяйственного производства к инновационной модели развития. Все это требует комплексного и системного подхода к решению проблем инновационного развития аграрной экономики, в рамках которого необходимо учитывать отраслевые особенности, что предопределяет невозможность применения только общих мер государственного воздействия. Учитывая значительные природные ограничения в ряде регионов страны применение инноваций в производстве должно быть направлено на преодоление специфических особенностей отрасли. Перспективным инструментом управления инновационным развитием является сравнение полученных показателей и индикативных, заданных на основе научно-обоснованной системы параметров функционирования сельскохозяйственной отрасли, что позволит определять направления изменений в текущем развитии аграрной экономики и предавать системный характер вопросам инновационного развития аграрной экономики.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, государственная поддержка, монетарная политика, льготное система налогообложения, инновации, инновационное развитие.

ABOUT SPECIFICITY OF INNOVATIVE PROCESSES IMPLEMENTATION IN DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE

SOLOSHIENKO R.V.,

doctor of science of economy, professor of the department «Economic theory», Kursk state agricultural academy named after professor I.I. Ivanov.

POZHIDAEVA N.A.,

candidate of science of economy, senior lecturer of the department of economics ANOO in «Regional financial-economic institute».

ZYUKIN D.A.,

candidate of science of economy, senior lecturer of the department «Economy and management», «Kursk state medical university».

Essay. There has been considered the mechanism of development of innovations stimulation in agricultural production of developed countries on the basis of state financial support instruments to accelerate the processes of technological innovation, which is the precondition of competitiveness of national agriculture on the world market in the article. It is shown that it is elaborated and scientifically grounded system of state regulation on the development of agriculture on the innovation basis is the keystone to success developed countries. The effectiveness of stimulation of innovative activity of agricultural enterprises in developed countries is determined by the high importance of the indirect methods for reducing direct

*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-32-01215

government «intervention» in the innovation and investment processes. Direct methods of state regulation of the innovation process are mainly in two forms: administrative and departmental and program-target regulation. The main instrument for the government support of innovation and investment processes in Russia is the subsidization of key interest rates on investment loans, which account for a significant share of state support, with all the attendant negative consequences. The preservation of the existing model of management of development of agriculture, which is characterized by spontaneous problem solving to overcome difficulties or «emergency» situations at this point in time, does not allow for a widespread adoption of agricultural production to the innovation model of development. All this requires a comprehensive and systematic approach to the solution of problems of innovative development of the agrarian economy, in which it is necessary to consider industry characteristics, that determines the impossibility of using only General measures of state influence. A promising tool for innovative development management is the comparison of the obtained indicators and indicative, defined on the basis of scientifically grounded system of parameters of functioning of the agricultural sector that will determine the direction of changes in the current development of the agrarian economy and bring systemic issues of innovative development of the agrarian economy.

Keywords: agriculture, agricultural production, government support, monetary policy, preferential tax system, innovations, innovative development.

Введение. Сегодня в экономически развитых странах отчетливо прослеживается тенденция ухода от использования технологий, направленных на количественный рост производства продукции с наименьшими издержками, в сторону перехода к инновационно ориентированному сельскохозяйственному производству на экологически безопасной основе. Значительная роль в развитии этих тенденций принадлежит государству, которое в поисках рычагов ускорения процессов технологических нововведений, являющихся условием роста конкурентоспособности национального сельского хозяйства на мировом рынке, активизирует процесс внедрения в сельское хозяйство результатов НИОКР. Активизация инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий развитых стран базируется на реализации законодательных и организационных мероприятий, направленных на создание и поддержание в странах «инновационного климата», благоприятного для реализации нововведений на основе улучшения экономических, материально-технических, организационных, правовых и моральных условий.

Результаты исследования. Механизм государственного стимулирования освоения нововведений сельскохозяйственным производством развитых стран многообразен и включает государственную кредитно-финансовую поддержку, которая обеспечивает жизнеспособность сельскохозяйственных товаропроизводи-

телей, стимулируя приток финансового капитала в объекты реализации научно-технических достижений в аграрном секторе. Это позволяет обеспечивать рост эффективности производства и развитию сельского хозяйства в слаборазвитых районах развитых стран. Особенность, позволяющая в странах с развитым агро-производством эффективно стимулировать инновационную активность сельскохозяйственных предприятий, заключается в высокой роли косвенных методов при сокращении прямого государственного «вмешательства» в инновационный процесс. Государство начинает использовать более широкий спектр мер косвенного стимулирования инновационной активности за счет налоговых льгот, льготных кредитов, целенаправленной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, формирования необходимой инновационной инфраструктуры и соответствующих институтов. В то же время в России, как показывает ряд наших исследований [1], основным инструментом поддержки инновационно-инвестиционных процессов остается субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, на который приходится значительная доля государственной поддержки, с вытекающими из этого негативными последствиями. Обобщая опыт развитых стран можно выделить следующие меры прямого и косвенного государственного регулирования (рисунок 1).

Рисунок 1 - Формы государственного регулирования инновационного процесса в сельском хозяйстве развитых стран

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственного и программно-целевого регулирования. Первая форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии с законодательством в сфере инноваций. Программно-целевая форма государственного регулирования инновационной деятельности предполагает прямое финансирование такой деятельности посредством государственных целевых программ поддержки инноваций. В этих условиях, как правило, создается система государственных контрактов, где государство выступает в роли заказчика НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. Например, в США и странах ЕС доля государства в финансировании НИОКР составляет около 30 %. Однако структура затрат на НИОКР в зарубежных странах существенно отличается. В США наблюдается дифференциация инвестиций в сферу НИОКР, здесь ни одна отрасль не вкладывает в НИОКР более 13 % от общих расходов на НИОКР этого сектора экономики. Страны ЕС, напротив, идут по пути ярко выраженной концентрации затрат на исследования и разработки в определенных отраслях и странах, т.е. выделяются особые области и программы, составляющие специализацию той или иной страны [2]. Наряду с вышеперечисленными прямыми методами государственной поддержки инновационной деятельности в аграрном секторе развитых стран существуют и формы прямого экономического воздействия: государственная поддержка предпринимательства, стимулирование интеграции науки и производства, всемерная поддержка конкурентоспособности предприятий, в особенности тех, которые могут стать драйверами инновационного развития и реализации прорывных проектов в регионе [3].

Получая инновационные импульсы развития от государства, сельское хозяйство в постиндустриальной экономике приобретает характер высокоинтеллектуального, индустриализированного производства, что подкрепляется выравниванием уровней производительности в агросекторе и обрабатывающих отраслях промышленно развитых стран. Именно продуманная и научно обоснованная система государственного воздействия на развития сельского хозяйства на инновационной основе является основой успеха развитых, а также новых индустриальных стран. Опыт этих стран может быть полезен и для активизации процессов инновационного развития российского сельского хозяйства. Вместе с тем слепое копирование опыта зарубежных стран не допустимо. В этой связи в направлениях стимулирующих инновационное развитие отечественного сельского хозяйства необходимо учитывать специфические условия организации и ведения сельскохозяйственного производства в России. Меры поддержки инновационного развития должны учитывать и способствовать устранению и преодолению негативного влияния следующих аспектов:

1) значительной дифференциации отдельных регионов страны по условиям производства;

2) высокой степени территориальной разобщенности сельскохозяйственного производства;

3) обособленности сельскохозяйственных товаропроизводителей от организаций, производящих научно-техническую продукцию;

4) отсутствии четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям;

5) специфичности инновационной инфраструктуры аграрного сектора России, в которую помимо самих товаропроизводителей входят такие субъекты как научные и учебные учреждения, внедренческие формирования, органы государственной власти и др.

Также следует принимать во внимание и особенности, связанные с отличием инновационной деятельности в сельском хозяйстве от инновационной деятельности в других отраслях народного хозяйства России. Их учет имеет значение в выборе направлений инновационного развития аграрной экономики и предопределяет невозможность применения только общих мер государственного воздействия на инновационный сектор экономики в целом без выделения отраслевых особенностей. В связи с этим применение инноваций в производстве должно быть направлено на преодоление специфических особенностей отрасли:

1) адаптация технологий производства в сельском хозяйстве с учетом высокой зависимости от природно-климатических условий;

2) совершенствование организационных мероприятий, позволяющих минимизировать экономические потери от большой разницы в периоде производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки;

3) механизмы рационального размещения производства с учетом использования земли как средства производства, качество которой (а также физико-химические свойства и окружающая климатическая среда) существенно отличаются в разных сельскохозяйственных зонах и даже внутри них;

4) территориальная рассредоточенность сельскохозяйственного производства и необходимость проведения полевых работ в сжатые сроки, это требуют наличия мобильных агрегатов и транспортной сети, что приводит к значительным капитальным вложениям в машинно-тракторный парк, дополнительным транспортным расходам на доставку производственно-технических ресурсов;

5) развитие кооперации между сельскими и промышленными производителями, поставляющими необходимые средства производства, что позволит учесть текущие потребности сельскохозяйственного производства в материально-технической базе;

6) отличительной чертой основных фондов сельского хозяйства является и то, что наряду со средствами производства, которые воспроизводятся в других отраслях экономики, в их состав входят такие биологические средства производства, которые воспроизводятся непосредственно в сельском хозяйстве. К ним относятся рабочие и продуктивные животные, культурные растения, многолетние насаждения. Особенность этих средств труда состоит в том, что они являются результатом естественного процесса воспроизводства, протекающего во взаимодействии экономических и естественно-биологических процессов.

Все это требует комплексного и системного подхода к решению проблем инновационного развития аграрной экономики. Большинство управленческих решений принимаются стихийно и определяются решением задач, направленных на преодоление возникающих трудностей или «непредвиденных» ситуаций в данный момент времени. Это приводит к тому, что существующая модель функционирования сельского хозяйства сохраняется, имеющиеся недостатки не исправляются, а, наоборот, становятся системными в определении перспектив развития отрасли. Решения, направленные на инновационное развитие аграрного сектора, отбрасываются на второй план и, таким образом, фактически становятся дополнениями к «управлению функционированием». В данных условиях переход к инновационному развитию или выводу сельского хозяйства на качественно новый уровень становится невозможным.

В связи с этим, с учетом отличительных особенностей специфичных для сельскохозяйственной отрасли нашей страны существует необходимость классификации инноваций в целях повышения эффективности их внедрения и

более быстрого перехода производства на инновационный путь. В этой связи актуально выделить позицию Н.Д. Аварского, М.А. Измайлова, Х.Н Гасановой, М.Я. Веселовского [4], которые выделяют следующие факторы, определяющие инновационную активность предприятий в сельском хозяйстве:

1) человеческий, полноценно реализуемый при приоритетном развитии образования, фундаментальных и прикладных научно-исследовательских организаций, разрабатывающих нововведения, создании банка данных по инновациям, а также информационно-консультационной системы, обслуживающей сельхозтоваропроизводителей;

2) биологический, связан с разработкой и освоением нововведений, обеспечивающих повышение плодородия почвы, рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Именно особая роль инноваций в биологический фактор является отличительной чертой инновационного пути развития сельского хозяйства по сравнению с другими секторами экономики;

3) технологический, обеспечивающие совершенствование технико-технологического потенциала отрасли на основе применения энерго- и ресурсосберегающей техники, наукоемких технологий. При этом особое значение приобретает развитие отраслей экономики, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства.

В свою очередь, И.Г. Ушачев, И.Т. Трубилин, Е.С. Ог-лоблин, И.С. Санду [5] при проведении классификации инноваций также предлагают использовать отраслевой принцип, то есть распределение по отраслям или сферам деятельности в АПК. Наиболее компактным и в то же время достаточно информативным является, по их мнению,

распределение научно-технических разработок по пяти основным сферам АПК:

1) экономика, организация и управление;

2) земледелие и растениеводство;

3) животноводство и ветеринарная медицина;

4) механизация, электрификация и автоматизация;

5) хранение и переработка сельскохозяйственной продукции и сырья.

Приведенная классификация инноваций свидетельствует о том, что к каждой отрасли или сфере агропромышленного производства относится определенный перечень инноваций, связанный в основном с их функциональными особенностями. Например, в сфере экономики, организации и управления классификация инноваций базируется на таких организационно-экономических производственных отношениях, которые соотносятся с эффективностью аграрного экономического процесса. В основных отраслях земледелия, растениеводства и животноводства классификационная схема инноваций, прежде всего, ориентирована на повышение продуктивности растений и животных, а также постоянное сохранение экологического равновесия в отрасли. В сфере механизации и электрификации производства основной целью классификационной группировки инноваций является создание эффективных форм и методов применения машинных технологий в агропромышленном производстве и формирование соответствующей технической инфраструктуры. Инновации в отраслях переработки и хранения сельскохозяйственной продукции объединяются в классификационные типы с целью как технологического совершенствования производственного процесса, так и создания новых видов пищевых продуктов.

Рисунок 2 - Предлагаемая классификация направлений инновационного развития сельского хозяйства

Перечень осваиваемых инноваций в различных от- ет сложившиеся направления инновационного развития раслях и сферах АПК в определенной мере характеризу- в данной отрасли или сфере производства.

Исходя из приведенных классификаций инноваций, направления инновационного развития сельскохозяйственного производства целесообразно определить на четыре группы. Селекционно-генетические и производственно-технологические инновации направлены непосредственно на производственный процесс, а организационно-управленческие и экономико-социальные обеспечивают реализацию других компонентов (рисунок 2).

При этом реализация этих направлений целесообразна при их экономической эффективности. Инновации на современном этапе в силу ограниченности инвестиционных периодов должны быть рентабельными проектами. При этом повысить качество принимаемых управленческих решений через выработку системы показателей эффективности инновационного развития сельского хозяйства или определение интегрального показателя в рамках научно обоснованного методического подхода как на уровне государства, так и отдельного региона и предприятий. Перспективным инструментом управления инновационным развитием является сравнение полученных показателей и индикативных, заданных на основе научно-обоснованной системы параметры функционирования сельскохозяйственной отрасли, что позволит

определять направления изменений в текущем развитии аграрной экономики и предают системный характер вопросам инновационного развития аграрной экономики.

Выводы. Сегодня преодолеть затянувшийся кризис и вывести сельское хозяйство на траекторию успешного функционирования возможно только при переводе его на инновационный путь развития, который является практически безальтернативным вариантом решения проблем отрасли, так как предопределяет уменьшение общественных затрат на единицу продукции за счет более совершенных инновационных технологий и организации труда, роста его производительности и эффективности, а также за счет снижения ресурсоемкости единицы сельхозпродукции, полной и быстрой замены техники и технологий на более экономичную и совершенную. В тоже время переход аграрной экономики к инновационному развитию возможен лишь при условии введения научно обоснованной системы показателей, определяющих эффективность инновационного развития, которая будет способствовать совершенствованию управления инновационным процессом в сельском хозяйстве. В противном случае наш аграрный сектор безнадежно отстанет и окончательно потеряет конкурентоспособность.

Список использованных источников

1. Соловьева Т.Н., Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Государственное регулирование и импортозамещение продовольственной продукции: проблемы и решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 11. - С. 17-20.

2. Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Обоснование приоритетных путей инновационного развития сельскохозяйственного производства: Монография. - Курск: «Деловая полиграфия», - 2014. - 188 с.

3. Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Детерминирование точек инновационного роста как инструмент развития регионального сельскохозяйственного производства // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 26. -С. 44-53.

4. Факторный анализ среды инновационной активности предприятий / Н.Д. Аварский, М.А. Измайлова, Х.Н Гасанова, М.Я. Веселовский // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - № 8. - С. 60-67.

5. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И.Т. Трубили-на, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.

List of sources used

1. Solov'eva T.N., Pozhidaeva N.A., Zyukin D.A. Government regulation and phase-out of import of food products: problems and solutions / // Economics of agricultural and processing enterprises. 2015. № 9. P. 23-27.

2. Pozhidaeva N.A., Zyukin D.A. Justification of the priority ways of innovative development of agricultural production: Monograph. - Kursk: Delovaya poligrafiya, 2014. 188 p.

3. Pozhidaeva N.A., Zyukin D.A. Determination of the point of innovative growth as a tool for the development of regional agricultural production // Regional economy: theory and practice. - 2013. - № 26. - P. 44-53.

4. Factor analysis of environmental innovation activity of enterprises / N.D. Avarskiy, M.A. Ismailova, H.N. Gasanova, M.Y. Veselovskiy // Economics of agriculture of Russia. - 2016. - № 8. P. 60-67.

5. Innovation activity in agrarian sector of the Russian economy / Under the editorship of I.G. Ushacheva, I.T. Trubilin, E.S. Ogloblin, I.S. Sandu. - M.: Koloss, 2007. - 636 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.