Научная статья на тему 'Значение государственного регулирования в развитии зернового хозяйства'

Значение государственного регулирования в развитии зернового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНО / ПРОИЗВОДСТВО / ЗЕРНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюкин Д. А., Степкина И. И.

В статье рассмотрена проблема обоснованности государственного вмешательства в механизм функционирования зернового хозяйства. Выявлено, что проблемы зернового хозяйства усугубляются по причине структурного кризиса в отечественной экономике и финансовых санкций, в результате чего произошел значительный рост процентных ставок по кредитам и сократился приток капитала как непосредственно в производство, так и в развитие инфраструктуры зерновой отрасли. Формирование развитого зернового рынка и обеспечение устойчивого и высокоэффективного функционирования зернового хозяйства в целях более полного гарантированного удовлетворения по-требности страны в зерне и продуктах его переработки требуют эффективной государственной стратегии. В рамках этой стратегии должны использоваться наиболее эффективные формы и методы государственного регулирования зернового рынка в отношении взаимодействия органов власти, сельских товаропроизводителей и потребителей произведенной ими продукции, а также производства преимущественно дефицитных и высококачественных видов зерна. К приоритетным направлениям государственного регулирования отнесены следующие: поддержка доходов произво-дителей зерна, обеспечение доступных финансовых ресурсов для производителей, стимулирование рационального использования земельных ресурсов, расширение совокупного спроса на зерно и развитие аграрной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зюкин Д. А., Степкина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение государственного регулирования в развитии зернового хозяйства»

УДК 338.43:633.1

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА

ЗЮКИН Д. А.,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России.

СТЕПКИНА И.И.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики имени профессора А.И. Барбашина ФГБОУ ВО Курская ГСХА.

Реферат. В статье рассмотрена проблема обоснованности государственного вмешательства в механизм функционирования зернового хозяйства. Выявлено, что проблемы зернового хозяйства усугубляются по причине структурного кризиса в отечественной экономике и финансовых санкций, в результате чего произошел значительный рост процентных ставок по кредитам и сократился приток капитала как непосредственно в производство, так и в развитие инфраструктуры зерновой отрасли. Формирование развитого зернового рынка и обеспечение устойчивого и высокоэффективного функционирования зернового хозяйства в целях более полного гарантированного удовлетворения потребности страны в зерне и продуктах его переработки требуют эффективной государственной стратегии. В рамках этой стратегии должны использоваться наиболее эффективные формы и методы государственного регулирования зернового рынка в отношении взаимодействия органов власти, сельских товаропроизводителей и потребителей произведенной ими продукции, а также производства преимущественно дефицитных и высококачественных видов зерна. К приоритетным направлениям государственного регулирования отнесены следующие: поддержка доходов производителей зерна, обеспечение доступных финансовых ресурсов для производителей, стимулирование рационального использования земельных ресурсов, расширение совокупного спроса на зерно и развитие аграрной науки.

Ключевые слова: зерно, производство, зерновое хозяйство, государственная поддержка, государственное регулирование, конкурентоспособность, эффективность.

IMPORTANCE THE GOVERNMENT REGULATION IN THE DEVELOPMENT OF GRAIN FARMING

ZYUKIN D. A.,

the candidate of science of economy, senior lecturer of the department «Economy and management», «Kursk state medical university», Kursk, Russian Federation.

STEPKINA I.I.,

the candidate of science of economy, associate professor of the department «Economics named after Professor A.I. Barbashin», Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov, Kursk, Russian Federation.

Essay. There has been considered the problem of the validity of the state intervention in the functioning of the grain farming in the article. The grain farming challenges are aggravated due to the structural crisis in the national economy and financial sanctions, resulting in a significant rise in interest rates on loans and further reduce capital inflows into the production and the development of infrastructure of the grain industry. Formation of the development of the grain market and providing a sustainable and highly efficient operation of grain farming in order to better satisfy the needs of the country in grain production and products of its processing requires the effective government strategies. As part of this strategy should be use the most effective forms and methods of government regulation of the grain market in relation to the interaction of governments, rural producers and consumers of products produced by them, as well as the production of mainly scarce and high quality grains. The priority directions of government regulation ought to include the following: income support grain producers, providing the available financial resources for producers, promotion of rational use of land resources, the expansion of aggregate demand for grain and the development of agricultural science.

Keywords: grain, grain production, state support, government regulation, competitiveness, efficiency.

Международный опыт свидетельствует, что для эффективного функционирования зернового хозяйства в сфере экономических взаимоотношений между субъектами рынка требуется применение мер государственного регулирования наряду с рыночными механизмами. Высокие показатели, характеризующие развитие зерновой отрасли во многих развитых странах объясняются тем, что производство зерна и продуктов его переработки происходит под контролем государства, большое внимание уделяется проблеме самообеспечения страны этим продуктом. Так, правительство США и стран-членов ЕС отказались от идеи саморегулируемости сельского хозяйства в условиях свободного рынка. Кроме того, эти страны успешно осуществ-

ляют экспортную политику, что обеспечивается жесткой защитой местных производителей своего рынка зерна.

Активное вмешательство государства в эту сферу АПК объясняется и тем, что агропродовольственный рынок считается одним из приоритетных, поскольку его состояние значительно влияет обеспечение социальной защищенности населения и продовольственной безопасности страны - важнейших государственных задач. В связи с этим сельское хозяйство, решая проблемы обеспечения населения продовольствием, является, по мнению К. Маркса [4], и важным условием выживаемости непосредственно сельских товаропроизводителей. При этом важное значение в структуре сельского хозяйства и его продукции

занимает зерновая отрасль. Зерновая отрасль представляет собой сложную производственно-экономическую систему, функционирующую в рыночных условиях и состоящую из значительного количества взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, которые обеспечивают производство зерна, его транспортировку и реализацию с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения и отраслей пищевой и промышленной переработки в нем, а также экспортных запросов, при минимальных затратах [3].

В последние годы трудности в зерновом производстве усугубляются по причине структурного кризиса в отечественной экономике и финансовых санкций, в результате чего произошел значительный рост процентных ставок по кредитам и еще более уменьшились притоки капитала как непосредственно в производство, так и в развитие инфраструктуры зерновой отрасли. При этом теоретически ни сельское хозяйство в целом, ни зерновая отрасль в частности не являются саморегулирующими системами вследствие низкой эластичности спроса и крайне высокой эластичности цен при общей консервативности и инерционности аграрного сектора. Без эффективного применения мер государственного и экономического регулирования под действием рыночных сил происходит разбалансировка зернового рынка по причине ряда особенностей зернового хозяйства на равных условиях принимать участие в межотраслевой конкуренции. Сельхозтоваропроизводители функционируют в значительном монопольном окружении: при приобретении средств производства, продаже продукции, ее хранении и транспортировке происходит их столкновение с монополиями. В результате стимулируется инфляция издержек, которая в условиях слабой развитости отечественного агропродовольственного рынка, является важной причиной инфляционного роста цен на продукцию предприятий-монополистов. Параллельно с углублением межотраслевого диспаритета цен ухудшаются экономические условия внутриотраслевого обмена агропродук-цией. Распределение доходов между участниками технологической цепочки носит стихийный нерегулируемый характер, не отражающий экономического вклада каждого участника в производственный процесс [2, 3].

В итоге имеем нестабильный уровень рентабельность производства зерна, низкую инвестиционную привлекательность отрасли, кризисное финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей, не использование значительной части пашни. Выкачка финансовых ресурсов из села сказалась на сокращении и снижении квалификации трудовых ресурсов, обусловила фактически прекращение финансирования науки, что привело к ослаблению ее связи с производством. Кроме того, в период проведения рыночных реформ произошло значительное ухудшение материально-технической базы производства (число тракторов сократилось в три раза, а зерноуборочных комбайнов - почти в четыре), оказалась практически разрушенной семеноводческая инфраструктура области. Низкий объем внесения питательных веществ в почву при ее безжалостном эксплуатировании резко снижает ее качественные характеристики, что уже в ближайшей

перспективе может нанести сельскохозяйственному производству непоправимый ущерб.

Привлечение на современном этапе значительных объемов кредитов на простое воспроизводство при отсутствии средств на их погашение обуславливает неплатежеспособность сельских товаропроизводителей и их большую кредиторскую задолженность. В результате стимулирование государством привлечения кредитов на решение текущих задач не может быть обоснованным, по причине неспособности сельского хозяйства осуществлять их возврат. При этом в силу наличия огромной кредиторской задолженности даже рентабельные сельхозтоваропроизводители не всегда являются платежеспособными. При этом той прибыли, которую они получают, не хватает даже на текущие нужды. Поэтому существует высокая вероятность того, что средства государственной поддержки не будут до конца востребованы и полностью использованы, а значительная их часть пойдет в финансово-кредитную сферу [6].

Только одновременная реализация совокупности программ и действий по разным направлениям повышения эффективности функционирования зернового хозяйства в рамках мер системы государственного регулирования способна вывести это важное направление сельскохозяйственного производства на высокоэффективный уровень развития. К этим направлениям мы предлагаем относить в первую очередь следующие: поддержку доходов производителей зерна, улучшение финансирования производства, стимулирование рационального использования земельных ресурсов, расширение совокупного спроса на зерно и развитие аграрной науки (рисунок 1).

В связи с этим, по нашему мнению, необходимость государственного регулирования зернового хозяйства страны на данный момент даже выше, чем в развитых странах. Государство целесообразно являться гарантом позитивных социальных последствий экономической политики, обеспечения благоприятной конъюнктуры и устойчивости экономического развития. Оно призвано добиваться повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия в условиях продуктового эмбарго. В особенности существующая система государственного регулирования зернового хозяйства требуется ее совершенствование на региональном уровне. На данном этапе экономических реформ уровень государственных субсидий и дотаций не может в полной мере нейтрализовать отрицательного воздействия рыночной конъюнктуры. Те финансово-материальные средства, которые направляются на поддержание доходности сельских товаропроизводителей, не способствуют кардинальному финансовому оздоровлению аграрного сектора экономики.

Зерновое хозяйство обладает высоким природно-экономическим потенциалом, поэтому способно эластично реагировать на меры государственной поддержки и экономического регулирования, динамично развиваясь, повышая конкурентоспособность всего зерно-продуктового подкомплекса. В то же время существующая система господдержки до сих пор не сформировала благоприятные условия для сельхозпроизводителей, а меры экономического регулирования не стабилизируют ситуацию на зерновом рынке.

Рисунок 1 - Проблемы зернового хозяйства и предлагаемые пути их решения

Учитывая ту стратегическую роль, которую выполняет зерно, целесообразность и необходимость государственного регулирования как сферы его производства, так и переработки и обращения на настоящем этапе не вызывает сомнения. В то же время система мер регулирования должна быть адаптирована происходящим социально-экономическим и политическим изменениям. Следует учитывать, что в развитых странах вне зависимости от происходящих изменений четко прослеживается государственная поддержка сельских товаропроизводителей, интересы которых являются одним из главных приоритетов в экономике.

Чтобы зерновое хозяйство, считает А.И. Алтухов [1], имело возможность для расширенного воспроизводства, а зерновой рынок развивался устойчиво, обеспечивалось надежное хлебофуражное снабжение, увеличивались экспортные ресурсы качественного зерна, укреплялись национальные интересы в страны в мире, необходимо разработать государственную зерновую стратегию, в которой отражались бы экономические интересы всех субъектов зернового рынка. Она должна включать формирование развитого зернового рынка и обеспечивать устойчивое и высокоэффективное функционирование зернового хозяйства в целях более полного гарантированного удовлетворения потребности страны в зерне и продуктах его переработки. При этом в рамках этой стратегии должны использоваться наиболее эффективные формы и методы государственного регулирования зернового рынка в от-

ношении взаимодействия органов власти, сельских товаропроизводителей и потребителей произведенной ими продукции, а также производства преимущественно дефицитных и высококачественных видов зерна.

Поскольку проблему развития зернового хозяйства и рынка зерна следует решать комплексно, то необходимо иметь стабильную законодательную базу, завершив подготовку базового Закона РФ «О зерне». В его содержании важно четко и грамотно выявить и описать основные направления развития зернового хозяйства и рынка зерна, определить принципы, механизмы, конкретные меры, которые способны обеспечивать экономические интересы государства и отдельных субъектов рынка зерна, включая непосредственных производителей.

Другими словами, действующий механизм государственного влияния на развитие зернопроизводства требует совершенствований, которые также должны учитывать и то, что функционирование отечественных сельских товаропроизводителей теперь осуществляется, с одной стороны, в условиях открытой экономики, а, с другой, в условиях эмбарго продовольствия. В связи с важнейшей ролью зерна и продуктов его переработки в обеспечении продовольственной безопасности страны, а также с растущим стратегическим значением продовольствия в мире развитие отечественного зернового хозяйства должно поддерживаться соответствующими ее статусу одной из приоритетных отраслей АПК России государственными мерами.

Список использованных источников

1. Алтухов А.И. Зерновое хозяйство России: рост без развития // Экономист. - 2009. - № 4. - С. 20-28.

2. Алтухов А.И. Зерноперерабатывающая промышленность России: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 5. - С. 2-10.

3. Зюкин Д.А. Государственное регулирование зернового хозяйства в условиях открытой экономики: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук. - Курск, 2012. - 214 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25. С. 715.

5. Сафронов В.В., Пожидаева Н.А., Переверзева Н.В. К вопросу адаптации российского агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 1. - С. 2-4.

6. Статистические методы в оценке эффективности использования затрат на производство зерна / Т.Н. Соловьева, Д.А. Зюкин, Н.А. Пожидаева, В.В. Жилин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-4. - С. 707-710.

List of sources used

1. Altukhov A.I. Russian Grain economy: growth without development // The Economist. - 2009. - № 4. - P. 20-28.

2. Altukhov A.I. Grain processing industry of Russia: problems and ways of their solution // Vestnik of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - № 5. - P. 2-10.

3. Zyukin D.A. Government regulation grain farming in an open economy / dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Kursk State Agricultural Academy. II Ivanova. Kursk, 2012, - 214 p.

4. Marx, K., Engels, F. Vol. 2nd ed. - T.25. - 715 p.

5. Safronov V.V. On the question of adaptation of the Russian agro-industrial complex of Russia in the conditions of membership of the WTO / V.V. Safronov, N.A. Pozhidaeva, N.V. Pereverzeva // Vestnik of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 1. - P. 2-4.

6. Statistical methods in evaluating the effectiveness of the use of the cost of grain production / T.N. Solovyov^ D.A. Zyukin, N.A. Pozhidaeva, V.V. Zhilin // International Journal of Applied and Basic Research. - 2015. - № 10-4. - P. 707710.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.