Научная статья на тему 'Об особенностях регламентирования и организации местного самоуправления в районах городского округа – города Барнаула Алтайского края'

Об особенностях регламентирования и организации местного самоуправления в районах городского округа – города Барнаула Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / районы городского округа / районная в городе администрация / Барнаул

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Капустян Лариса Анатольевна, Вершинина Ирина Андреевна

Авторами рассмотрены правовые и организационные основы деятельности районной в городе администрации. Отмечена необходимость выбора оптимальной структуры органов управления муниципальным образованием, кадрового обеспечения местного самоуправления. Сделан акцент на необходимости эффективного взаимодействия органов власти и местного сообщества в решении вопросов местного значения с учетом исторических традиций и особенностей места проживания в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Капустян Лариса Анатольевна, Вершинина Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях регламентирования и организации местного самоуправления в районах городского округа – города Барнаула Алтайского края»

ций в решении данного вопроса незначительна. Хотя, как показывает опыт медико-социологического анализа, проведенного И.В. Богданом, именно медицинские учреждения должны являться основным источником знаний о здоровом образе жизни, поскольку в сознании человека врач - наиболее компетентный представитель в вопросах сохранения здоровья [1, С. 191]. Люди желают получать информацию о здоровом образе жизни не только из рекламных роликов, а в большей степени от своего врача.

Библиографический список

1. Богдан И.В., Гурылина М.В., Чистякова Д.П. Методы распространения здорового образа жизни медицинскими работниками: опыт медико-социологического анализа // Вестник НГУЭУ - 2018. - № 4. - С. 188-198.

2. Плещев А.М. Главные составляющие здорового образа жизни // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 39-43.

3. Хоркина Н.А. Опыт российских регионов по формированию здорового образа жизни // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 50-56.

4. Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт. - URL: http://www.who/int.ru.

5. Портал о здоровом образе жизни: официальный ресурс Министерства здравоохранения Российской Федерации. - URL: www.takzdorovo.ru.

УДК 332.1 (571.150)

Об особенностях регламентирования и организации местного самоуправления в районах городского округа - города Барнаула Алтайского края

Лякишева Валентина Григорьевна, Капустян Лариса Анатольевна, Вершинина Ирина Андреевна

Авторами рассмотрены правовые и организационные основы деятельности районной в городе администрации. Отмечена необходимость выбора оптимальной структуры органов управления муниципальным образованием, кадрового обеспечения местного самоуправления. Сделан акцент на необходимости эффективного взаимодействия органов власти и местного сообщества в решении вопросов местного значения с учетом исторических традиций и особенностей места проживания в современных условиях.

Ключевые слова: местное самоуправление, районы городского округа, районная в городе администрация, Барнаул.

В Конституции Российской Федерации, в главе УШ, посвященной местному самоуправлению, а также в главе I Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) определено, что местное самоуправление (далее - МСУ) в России осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций [1, 2]. На данный момент законодательством определено восемь видов муниципальных образований, одним из них является городской округ. Тема особенностей муниципального управления данными конкретными территориями довольно актуальна и представляет интерес для исследования.

В нашей стране по состоянию на 01.01.2022 по данным Росстата, функционирует 19 675 муниципальных образований, в том числе 608 городских округов. В Алтайском крае функционирует 10 городских округов, при общем числе муниципальных образований - 708 [3]. Организация МСУ в них может отличаться как историческими, территориальными, финансовыми основами, так и структурой органов муниципального управления. Значительное влияние на развитие территории могут оказывать и особенности взаимодействия органов власти и местного сообщества каждого конкретного муниципального образования.

В сферу наших научных интересов входит исследование хода муниципальных реформ в России и влияние этого процесса на развитие территории, поэтому данную тему мы уже отмечали в ряде публикаций [4, 5]. Новеллы законодательства 2014 г. по созданию городских округов с внутригородскими районами, являющимися муниципальными образованиями, реализовали лишь четыре

городских округа (Челябинск, Махачкала, Самара и Киров) [3]. Эффективность этих трансформаций еще не проанализирована достаточно глубоко, а в МСУ страны грядут уже новые изменения. Мы ранее исследовали этот процесс, связанный с переходом на одноуровневую систему МСУ, созданием муниципальных округов и сокращением видов муниципальных образований с восьми до трех по законопроекту № 40361-8 [6]. Вместе с тем, большой интерес для изучения представляют организационные основы МСУ и их влияние на эффективность муниципального управления. Нам импонирует экспертный взгляд на эту тему с точки зрения взаимосвязи таких понятий как система и структура муниципальных органов и проблема отсутствия их четкого определения в правовой базе МСУ [7]. А довольно частое внесение поправок в основы МСУ и связанные с этим процессом корректировки организационной структуры муниципальных органов могут нарушить устойчивость сложившейся системы управления и быть не всегда эффективными [8]. Далее рассмотрим ряд аспектов заявленной темы на примере городского округа - г. Барнаула Алтайского края.

Административный центр нашего региона был наделен статусом городского округа в связи с принятием Закона Алтайского края от 27.12.2008 № 144-ЗС «О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края» [9]. По данным за 2022 г., площадь городского округа - г. Барнаула составляет 940 кв. км, численность населения составляет 692,1 тыс. челеловек [10]. Краевая столица - единственный город в регионе, территория которого разделена на пять районов. В главном муниципальном правовом акте - Уставе городского округа -города Барнаула Алтайского края (далее - Устав г. Барнаула) районам города посвящена ст. 7 [11].

В феврале 2023 г. три старейших городских района - Железнодорожный, Октябрьский и Центральный - отметили свое 85-летие, а в апреле свой 45-летний день рождения справил самый молодой район города - Индустриальный. Ленинский район г. Барнаула достиг своего «золотого» 50-летнего юбилея в марте 2022 г.

Отмечая значимость организационной структуры МСУ, мы акцентировали внимание на ее правовом регулировании и зависимости от этого эффективности решения вопросов местного значения, как во всем муниципальном образовании, так и на его микротерриториях [12]. Статья 34 ФЗ № 131 в структуру органов МСУ, наряду с представительным органом, главой муниципального образования, местной администрацией, контрольно-счетным органом, относит иные органы МСУ, предусмотренные уставом [2]. Поэтому в ст. 10 Устава г. Барнаула прописано, что МСУ в Барнауле, наряду с формами непосредственного участия населения, осуществляется через Барнаульскую городскую Думу (далее - БГД), главу и администрацию города, ее отраслевые (функциональные) органы и иные органы МСУ. Район в Барнауле отнесен ст. 62 к иным органам МСУ города, в ст. 76 дается определение территориальных органов МСУ города и прописаны полномочия районных в городе администраций [11]. Границы районов определяются решениями БГД. В развитие Устава г. Барнаула деятельность администраций районов регламентируется Положениями о районах города Барнаула и администрациях районов города Барнаула, принимаемыми решениями БГД [13]. В администрации каждого городского района разрабатываются структура и регламент ее работы в соответствии с особенностями территории и вытекающими из этого полномочиями и функциями. Так, на территории трех из пяти районов - Индустриального, Ленинского и Центрального - расположены села и поселки, не являющиеся муниципальными образованиями, где исполнительно-распорядительные функции осуществляются сельскими (поселковыми) администрациями или территориальными управлениями администрации соответствующего района. Их полномочия определяются соответствующими муниципальными правовыми актами. Регламент работы этих органов утверждается постановлением администрации района. В структуре администрации района могут создаваться различные подразделения (комитеты, управления, отделы), их компетенция определяется положениями об этих органах.

Глава администрации района назначается главой города по согласованию с депутатами (в соответствии с решениями БГД). Так, в 2023 г. такие решения были приняты депутатами при назначении глав администраций Ленинского, Индустриального и Железнодорожного районов Барнаула [14, 15]. Полагаем, что управление на местах зависит не только от структуры органов МСУ и принимаемых решений, но и от наших представителей - депутатов, а также от чиновников, реализующих властные полномочия и призванных «служить людям» не на словах, а на деле. Поэтому считаем необходимым акцентировать внимание на повышении профессионализма и улучшении имиджа муниципальных служащих. Это возможно с помощью повышения квалификации и переподготовки кадров и подготовки резерва из студентов специальности «государственное и муниципальное управление». Так же на имидж органов МСУ значительное влияние оказывает муниципальная информационная политика,

в том числе повышение качества официальных сайтов органов власти, их своевременная актуализация и наполняемость, пересмотр структуры сайтов с позиции удобства для потребителя [16].

Рассматривая проблему обеспеченности кадрами в органах МСУ, мы уже не один раз приводили мнение «мэтра» в сфере МСУ, профессора В.Б. Зотова о том, что «никакие суперсовременные информационные технологии не заменят организатора и управленца в системах территориального государственного управления и местного самоуправления» [17], что еще раз подчеркивает значимость названной выше процедуры подбора кадров. А решение кадровой проблемы при формировании эффективной команды управленцев - профессионалов в системе МСУ должно, в свою очередь, способствовать повышению уровня социально-экономического развития и комфортности муниципального образования. Эти моменты также будут оказывать влияние на совершенствование имиджа места проживания и формирование его позитивного бренда [18, 19]. Кстати, в марте 2023 г. в СМИ в очередной раз заговорили о необходимости создания собственного бренда Барнаула, отражающего уникальный образ города [20]. В планах у власти Алтайского края - исследование деятельности органов МСУ региона не по отчетам чиновников, а по результатам непосредственного мнения населения, выявляемого в ходе проведения социологического опроса не менее 15 тыс. респондентов. В ходе исследования должна быть определена степень информированности жителей, источники получения сведений о деятельности местных органов и основные факторы, определяющие удовлетворенность населения работой муниципалов [21].

В 2023 г. руководство страны акцентирует особое внимание на развитие МСУ. Эта тема была затронута в феврале в ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию РФ, а в апреле прошло заседание Совета по развитию местного самоуправления [22, 23]. «Красной нитью» в обсуждаемой теме МСУ стал вопрос совместной деятельности власти и населения, развитие гражданских инициатив и лучших муниципальных практик, таких как инициативное бюджетирование, голосование по выбору объектов благоустройства городской среды и других форм общественного самоуправления. Ряд этих вопросов постоянно рассматривается алтайскими экспертами в контексте темы социально-экономического развития территорий [24, 25, 26, 27]. Эксперты постоянно отмечают, что деятельность районной в городе администрации должна быть направлена: на создание благоприятной экономической среды, стимулирующей деловую активность населения; повышение инвестиционной привлекательности территории; продолжение реализации федеральных, региональных и городских программ и приоритетных проектов; улучшение ситуации в социальной сфере; повышение заинтересованности населения в объектах культуры и многие другие цели [28].

Подводя итог, отметим, что в Барнауле от развития районов зависит уровень развития всего городского округа, а положение дел в муниципальных образованиях влияет на социально-экономические показатели и имидж регионов и всей страны. Так как администрация района в городском округе является самым близким к жителям органом МСУ, то от ее деятельности зависит очень многое: от своевременного и качественного решения вопросов жизнеобеспечения территории до повышения гражданской активности и доверия населения как к органам МСУ района и города, так и к власти в целом, что особенно важно в такое сложное для всей страны время.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание аконодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

3. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Munst.html.

4. Лякишева В.Г. Особенности реализации муниципальной реформы в городском округе // Муниципалитет: экономика и управление. - 2015. - № 2. - С. 5-13.

5. Краснов С.В., Лякишева В.Г. Барнаульское городское самоуправление: некоторые историографические аспекты 140-летнего пути // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2017. - № 2. - С. 183-187.

6. Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Юдина В.В. О внедрении опыта регионов России при создании муниципальных округов в контексте совершенствования административно-территориального устройства Алтайского края // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - № 4. - С. 81-89.

7. Ломова Н.Г., Фадеев С.Н. К вопросу законодательного регулирования понятия организационных основ местного самоуправления // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2020. - № 17. - С. 7-11.

8. Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Бочкарева Е.А. О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2016. - № 3. - С. 126-132.

9. О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края: Закон Алтайского края от 27.12.2008 № 144-ЗС (ред. от 02.03.2018 № 13-3C). - URL: https://docs. cntd.ru/document/819083133.

10. Основные итоги работы администрации города Барнаула 2022. - Барнаул, 2023. - 70 с.

11. Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края: решение Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 № 71. - URL: https://barnaul.org/pravoportal/ustav.php.

12. Гесс Т.В., Лякишева В.Г. О практике решения вопросов местного значения и социально-экономического развития территории Индустриального района городского округа г. Барнаула // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. - 2021. - № 13. - С. 77-88.

13. Об утверждении Положений о районах города Барнаула и администрациях районов города Барнаула: решение Барнаульской городской Думы от 29.10.2021 № 775. - URL: https://docs.cntd.ru/document/577939537.

14. Официальный сайт города Барнаула. - URL: https://barnaul.org.

15. Официальный сайт Барнаульской городской Думы. - URL: https://www.duma-barnaul.ru.

16. Сабына Е.Н., Сабына М.Н. Имидж муниципального служащего в современной России // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2017. - № 15. - С. 5-7.

17. Зотов В.Б. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении (сб. научных статей). - М., 2021. - С. 71.

18. Краснов С.В., Лякишева В.Г., Добрынина И.Ю. Формирование имиджа городского округа - г. Барнаула Алтайского края: теория и практика, история и современность // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2018. - № 16. - С. 9-20.

19. Ретивых И.В. Имидж города в его социально-экономическом развитии // Государственная служба. - 2014. -№ 2. - С. 20-25.

20. Власти Барнаула бросили очередной клич о формировании городского бренда. - URL: https://www.bankfax. ru/news/153378.

21. Вся правда о местном самоуправлении в Алтайском крае скоро выйдет наружу. - URL: https://altapress.ru/ zhizn/story/vsya-pravda-o-mestnom-samoupravlenii-323845.

22. Послание Президента Федеральному Собранию. - URL:http://kremlin.ru/events/president/news/70565.

23. Заседание Совета по развитию местного самоуправления. - URL:http://kremlin.ru/events/president/news/70959.

24. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. - Барнаул, 2000. - 309 с.

25. Стрижкина В.Н., Стрижкина И.В. Финансовая необеспеченность - главная проблема муниципальных образований // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2012. - № 2-1. - С. 326-328.

26. Капустян Л.А., Сабына Е.Н., Деркач Н.О. К вопросу о роли стратегического планирования в социально-экономическом развитии муниципального образования // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - №4. - С.54-60.

27. Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Кириллов А.А. Инициативные проекты как одна из перспективных форм гражданского участия в решении вопросов социально-экономического развития территории (на материалах Алтайского края) // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2022. - № 3. - С. 74-83.

28. Химочка В.С. Проблемы формирования программы комплексного социально-экономического развития Центрального района Барнаула // Городское самоуправление в России: вчера, сегодня, завтра. - Барнаул, 2007. - С. 310-313.

УДК 352/354

Применение электронного документооборота в кадровом делопроизводстве государственных органов и органов местного самоуправления

Самсонова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются преимущества использования электронного документооборота в кадровом делопроизводстве государственных органов и органов местного самоуправления как фактор повышения эффективности организации внутренней деятельности и экономии ресурсов.

Ключевые слова: кадровое делопроизводство, электронные документы, информационные технологии, документы по личному составу.

Важнейшим направлением повышения эффективности управления является активное использование информационных технологий при организации внутренней деятельности государственных ор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.