Научная статья на тему 'Об особенностях политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде'

Об особенностях политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная политика / образование / скулшутинг / профилактика преступности / образовательная среда / образовательные отношения / public policy / education / schoolshooting / crime prevention / educational environment / educational relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна

В статье анализируются вопросы, связанные с современной политикой в области профилактики преступности в образовательной среде. Автор подчеркивает, что в настоящее время сфера образовательных отношений, как никогда прежде, нуждается в охране и защите от различного рода угроз. Наибольшую опасность при этом составляют угрозы криминального характера: экстремизм среди обучающихся, скулшутинг, коррупция в образовательной среде и многое другое. Для того чтобы эффективно отражать названные угрозы, необходимы анализ качественно-количественных показателей преступности в образовательной среде и обеспечение основных направлений реализации политики в сфере предупреждения преступности в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Specifics of Policy in the Field of Crime Prevention in the Educational Environment

The article analyzes issues related to modern policy in the field of crime prevention in the educational environment. The author emphasizes that at present, the sphere of educational relations, more than ever before, needs protection and protection from various kinds of threats. The greatest danger in this case are threats of a criminal nature: extremism among students, schoolshooting, corruption in the educational environment and much more. In order to effectively reflect these threats, it is necessary to analyze qualitative and quantitative indicators of crime in the educational environment and ensure the main directions of implementation of the policy in the field of crime prevention in education.

Текст научной работы на тему «Об особенностях политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде»

Об особенностях политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде

СИДОРОВА ЕКАТЕРИНА ЗАКАРИЕВНА,

заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии,

кандидат юридических наук Восточно-Сибирский институт МВД России Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110 E-mail: [email protected]

On the Specifics of Policy in the Field of Crime Prevention in the Educational Environment

SIDOROVA EKATERINA ZAKARIEVNA,

Deputy Head of the Department of Criminal Law and Criminology,

Candidate of Law

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russian Federation, 664074, Irkutsk, Lermontov St., 110 E-mail: [email protected]

УДК 343.9

Аннотация. В статье анализируются вопросы, связанные с современной политикой в области профилактики преступности в образовательной среде. Автор подчеркивает, что в настоящее время сфера образовательных отношений, как никогда прежде, нуждается в охране и защите от различного рода угроз. Наибольшую опасность при этом составляют угрозы криминального характера: экстремизм среди обучающихся, скулшутинг, коррупция в образовательной среде и многое другое. Для того чтобы эффективно отражать названные угрозы, необходимы анализ качественно-количественных показателей преступности в образовательной среде и обеспечение основных направлений реализации политики в сфере предупреждения преступности в образовании.

Ключевые слова и словосочетания: государственная политика; образование; скулшутинг; профилактика преступности; образовательная среда; образовательные отношения.

Annotation. The article analyzes issues related to modern policy in the field of crime prevention in the educational environment. The author emphasizes that at present, the sphere of educational relations, more than ever before, needs protection and protection from various kinds of threats. The greatest danger in this case are threats of a criminal nature: extremism among students, schoolshooting, corruption in the educational environment and much more. In order to effectively reflect these threats, it is necessary to analyze qualitative and quantitative indicators of crime in the educational environment and ensure the main directions of implementation of the policy in the field of crime prevention in education.

Keywords and phrases: public policy; education; schoolshooting; crime prevention; educational environment; educational relations.

В современной научной литературе уделяется большое внимание изучению проблем в образовательной сфере общественных отношений [4, с. 187]. Исследователи занимаются изучением исторического и современного состояния такого важнейшего социального института, как институт

российского образования [1, с. 6]. Это объясняется его значимостью для общества.

Нельзя не согласиться с мнением исследователей о том, что сейчас сфера образовательных отношений, как никогда прежде, нуждается в охране и защите от различного рода угроз [3, с. 29]. Наибольшую опас-

ностью при этом представляют угрозы криминального характера: экстремизм среди обучающихся, скулшутинг, коррупция в образовательной среде и многое другое. Для того чтобы эффективно отражать названные криминальные угрозы, необходимо проводить анализ качественно-количественных показателей преступности в образовательной среде и обеспечивать основные направления реализации политики в сфере предупреждения преступности в образовании.

В настоящей работе мы обратимся к рассмотрению некоторых особенностей современной политики в области предупреждения преступности в образовательной среде.

В целом политика в области предупреждения преступности в образовательной среде — это, по сути, деятельность государства, которая основывается на различных нормативно-правовых актах и направлена на то, чтобы нивелировать негативное воздействие преступности на образовательную среду.

Можно выделить международную, федеральную, региональную и муниципальную политику в сфере предупреждения преступности в образовательной среде, то есть на каждом уровне власти соответствующие субъекты занимаются профилактикой преступности в сфере образования. Говоря о субъектах такой профилактики обозначим следующих:

1) Президент Российской Федерации. В соответствии с конституционными полномочиями Президент России своими указами утверждает директивно-политические концептуальные документы, касающиеся противодействия преступности и ее отдельным видам. Кроме того, он назначает и освобождает от должности руководителей правоохранительных органов федерального уровня, осуществляет помилование осужденных. Другими словами, Президент России в общей мере задействован в вопросах предупреждения преступности, в том числе преступности, проявляющейся в образовательной среде;

2) Совет Безопасности Российской Федерации. Определенную роль в разработке уголовной политики выполняет Совет Безопасности РФ, имеющий совещательно-консультативные функции при Президенте России. По нашему мнению, его роль в настоящее время в сфере борьбы с преступностью недостаточна, в связи с чем структура и деятельность Совета Безопасности РФ нуждаются в совершенствовании. В данном случае нужно опираться на Федеральный закон «О безопасности», который характеризуется особенностями в своем юридико-техническом выражении1;

1 О безопасности : Федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.

3) Правительство Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет высшую исполнительную власть в государстве, а сфера образования регулируется во многом именно документами данного уровня власти. Важно то обстоятельство, что именно через Правительство РФ, обладающее правом законодательной инициативы, правоохранительные органы вносят в Государственную Думу Федерального Собрания РФ подготовленные ими как отдельные законопроекты, так и предложения о дополнениях и изменениях действующего законодательства в сфере борьбы с преступностью;

4) законодательные органы субъектов Российской Федерации. Здесь следует отметить, что законодательные органы субъектов РФ в пределах своих полномочий вправе принимать законодательные акты регионального уровня по вопросам ответственности за правонарушения, не предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях2, профилактики правонарушений на территории соответствующего субъекта РФ.

5) правоохранительные органы. Следует подробнее рассмотреть группу специализированных субъектов — правоохранительных органов, преимущественно реализующих уголовную политику. Например:

— Следственный комитет Российской Федерации. Процессуальные полномочия должностных лиц Следственного комитета РФ при расследовании уголовных дел и осуществлении процессуального контроля определены уголовно-процессуальным законодательством, организационно-управленческие — ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами;

— Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Наиболее опасными для современной сферы образования являются угрозы экстремистского и террористического характера. Именно на органы ФСБ России возложены функции по противодействию терроризму. Их полномочия по расследованию уголовных дел о названных преступлениях определены уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, для сферы образования характерны угрозы коррупционного характера. В настоящее время важным направлением деятельности органов ФСБ России является противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, в том числе задействованных в управлении сферой образования.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. зако-

нодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Таким образом, мы можем констатировать, что на федеральном уровне в вопросах предупреждения преступности в образовательной среде задействовано большое количество субъектов. При этом существуют определенные особенности реализации такой политики на региональном уровне. Поэтому далее обратимся к региональной политике в сфере предупреждения преступности в образовательной среде.

Следует пояснить, почему мы обращаем внимание именно на региональный уровень реализации профилактики в сфере образования. Это объясняется тем, что именно в регионах функционируют образовательные организации. Именно такие организации нуждаются в защите и охране от криминальных угроз (скулшутинга, экстремизма, бул-линга и т. п.).

Если говорить о защите от насилия в школах, техникумах и вузах, то в данном случае на региональном и местном уровнях защищаются права участников образовательных отношений. Одним из важнейших прав указанных лиц является право на здоровье. Здоровье, как физическое, так и психическое, играет ключевую роль в жизни человека. Хорошее состояние здоровья дает человеку возможность заниматься тем, что ему интересно: получать образование, работать, заниматься спортом и т. д. Именно поэтому хорошее состояние здоровья обучающегося, несомненно, способствует получению выбранного им уровня и вида образования, а хорошее состояние здоровья педагогических работников, обеспечивающих реализацию образовательного процесса, дает возможность желающим получить необходимое образование. В то же время важно отметить, что наличие безупречного здоровья у школьников и студентов не является обязательным условием получения ими общего и среднего образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательные организации разрабатывают и внедряют адаптированные образовательные программы. В данном случае реализация политики в области регулирования общественных отношений в образовательной среде выражается в следующем:

— в организации оказания психолого-медико-педагогической помощи обучающимся, которые нуждаются в этом3;

— организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми

3 Об утверждении Порядка работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Иркутской области : приказ Министерства образования Иркутской области от 1 июня 2015 г. № 50-мпр // Областная : общественно-политическая газета. 2015. № 69.

дошкольного образования в форме семейного об-разования4;

— установлении норм обеспечения обучающихся питанием в образовательных организациях. Так, в целях обеспечения санитарно-гигиенической безопасности в образовательной среде Министерством образования Иркутской области утверждены нормы обеспечения питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот5;

— создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе организации предоставления им специальных учебников и услуг сурдопереводчиков и тифлосур-допереводчиков бесплатно6;

— установке правил автопарковки и автостоянки на территории образовательной организации. Так, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам парковка автомашин разрешается на расстоянии не менее 25 метров от территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта7;

— создании условий для обеспечения безопасности от угроз (рисков) техногенно-экологиче-ского характера, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и гражданской обороны8.

В завершение отметим, что в настоящее время сфера образовательных отношений, как никогда раньше, нуждается в охране и защите от различного рода угроз: экстремизма среди обучающихся, скулшутинга, коррупции и др. [2, с. 46]. В настоящей работе мы обратили внимание на особенности политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде. На наш взгляд, подобные исследования будут способствовать проработке превентивных мер защиты от угроз криминального характера в образовательных отношениях на современном этапе.

4 О Министерстве образования Иркутской области : постановление Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 г. № 391/170-пп // Областная : общественно-политическая газета. 2010. № 19.

5 Об обеспечении отдельных категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Иркутской области бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем : приказ Министерства образования Иркутской области от 23 августа 2023 г. № 55-59-мпр // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 28.03.2024).

6 Об отдельных вопросах образования в Иркутской области : закон Иркутской области от 10 июля 2014 г № 91-ОЗ // Областная : общественно-политическая газета. 2014. № 78.

7 О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-за-щитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» : постановление Главного государственного санитарного врача Рос. Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 // Российская газета. 2008. № 28.

8 Об утверждении положений и функциональных обязанностей должностных лиц Министерства образования Иркутской области : приказ Министерства образования Иркутской области от 5 апреля 2016 г. № 35-мпр // Областная. 2016. № 46.

Список литературы:

1. Босхолов С. С., Сидорова Е. З. Социальные последствия вестернизации отечественного образования и первоочередные задачи по его суверенизации // Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи : сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. С. 5-9.

2. Быкова Е. Г., Сидорова Е. З. Некоторые проблемы правовой оценки и предупреждения неосторожных преступлений в сфере образования, совершенных при ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей // Российский следователь. 2023. № 10. С. 46-50.

3. Гиниятуллина Е. З. Угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6. № 3. С. 29-31.

4. Safety issues of the Russian educational system / E. Z. Sidorova, V. V. Tarubarov, V. Y. Okruzhko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2020. Т. 11. № 1. P. 187-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.