УДК 343.01
РЕГИОНАЛЬНАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
(ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Е.З. Сидорова
Автор обращается к анализу региональной уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде. Осуществлен анализ ряда законов субъектов федерации, отражающих современную уголовную политику, на основании чего автор заключает, что на уровне регионов России разработано достаточно большое количество нормативно-правовых актов, в той или иной мере затрагивающих вопрос профилактики криминальных проявлений в системе образования. Вместе с тем, единая государственная идея о том, какой должна быть превенция преступности в системе образования, к сожалению, отсутствует. На региональном уровне приняты только отдельные разрозненные правовые акты, регулирующие данную сферу общественных отношений. В этой связи предполагается целесообразным развивать данное направление уголовной политики, что будет способствовать созданию эффективного защитного криминологического поля для системы образования в целом.
Ключевые слова: уголовная политика, региональные нормативно-правовые акты, профилактика преступности, преступность в образовательной среде, борьба с преступностью в системе образования, правовые предписания субъектов федерации.
Проблема преступности в сфере образования вынуждает государство реагировать на нее, создавать механизмы противодействия ей, в том числе формировать соответствующую уголовную политику [1, с. 71].
Под уголовной политикой в сфере предупреждения преступности в образовательной среде следует понимать целенаправленную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, ориентированную на борьбу с преступностью, проявляющуюся в сфере образования, а также на борьбу с иными негативными социальными явлениями криминального и криминогенного характера в данной области общественных отношений (коррупция, экстремизм, скулшутинг, склонение обучающихся к суицидальному поведению и т.д.).
Можно выделить четыре уровня уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде:
1) уголовная политика, реализуемая на международном уровне посредством международного сотрудничества;
2) уголовная политика, реализуемая на федеральном уровне;
3) уголовная политика, реализуемая на региональном уровне;
4) уголовная политика, реализуемая органами местного самоуправления.
Уголовная политика находит свое отражение прежде всего в
действующих нормативно-правовых актах. В настоящей статье обратимся к анализу региональной уголовной политики, приведя примеры некоторых законодательных актов субъектов Российской Федерации.
В настоящий момент на региональном уровне, так же как на уровне федерации, приняты только отдельные, разрозненные нормативно-правовые акты, отражающие современную уголовную политику в рассматриваемой области общественных отношений. Единый нормативно-правовой акт, отражающий общие положения современной уголовной политики, до сих пор не принят ни на федеральном, ни на региональном уровне. Вместе с тем, весь массив региональных правовых предписаний целесообразно разделить на две категории, учитывая их юридическую силу: законодательный уровень и уровень исполнительной власти.
В данном исследовании проанализируем региональную уголовную политику в области предупреждения преступности в образовательной среде на примере законодательного уровня регионов.
1) Уставы (Конституции) субъектов федерации.
Например, статьей 56 Конституции Республики Татарстан предусмотрено, что каждый в данном регионе имеет право на образование. В Республике гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования, а также обучение на государственных языках Республики Татарстан [2]. В свою очередь, в статье 102 основного закона региона закреплено, что меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина и борьбе с преступностью осуществляет в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан. Иными словами, за криминологическую безопасность образовательной среды отвечает в первую очередь главный исполнительный орган субъекта федерации, а значит, именно данный орган должен создавать ориентиры в области борьбы с криминальными явлениями и их профилактики, в том числе в системе образования. Как справедливо отмечается правоведами, о безопасности должны думать как сами граждане, так и государство в лице его органов [3, с. 130].
Устав Свердловской области закрепляет положение о том, что Правительство данного региона участвует в проведении единой государственной политики в сфере образования и осуществляет в пределах своих полномочий меры по борьбе с преступностью [4].
В свою очередь, органы государственной власти Самарской области гарантируют создание, сохранение и поддержку систем образования и науки. При этом в данном регионе гарантируется соблюдение федеральных стандартов образования и культуры [5].
Схожие правовые нормы присутствуют в большинстве Уставов (Конституций) субъектов Российской Федерации, в том числе в Конституции Республики Крым [6], Конституции Республики Башкортостан [7], Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) [8], Уставе Иркутской области [9], Уставе (Основном Законе) Орловской области [10], Уставе Пензенской области [11], Уставе Сахалинской области [12] и др.
2) Законодательные акты субъектов федерации об образовании (об отдельных вопросах образования).
Многими регионами нашей страны приняты законы об образовании или об отдельных вопросах образования в конкретном субъекте [13, с. 3.]. Большинство регионов решили пойти по пути регулирования данной сферы общественных отношений [14, с. 17]. И некоторые аспекты подобных нормативно-правовых актов затрагивают вопрос профилактики криминальных проявлений в образовательной среде.
Статьей 5 Закона Республики Марий Эл от 1.08. 2013 № 29-З «Об образовании в Республике Марий Эл» (с изменениями и дополнениями) установлено, что к полномочиям Правительства Республики Марий Эл в сфере образования относится, в частности, создание в регионе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в целях оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, в том числе обучающимся, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления [15].
В статье 13 закона Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (с изменениями и дополнениями) закреплены требования к одежде обучающихся государственных образовательных организаций [16]. Согласно одному из таких требований обучающимся не рекомендуется ношение одежды, обуви и аксессуаров с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение. Учитывая современные стремления представителей молодежи выделяться внешне и использовать провоцирующий стиль одежды, региональный законодатель предусмотрел описанную профилактическую меру, что, несомненно, является положительным примером превентивного законодательства.
3) Иные законодательные акты субъектов федерации в области предупреждения криминальных проявлений в образовательной среде.
Учитывая наличие разнообразных межличностных связей участников образовательных отношений с различными субъектами, региональные законодатели предусмотрели некоторые положения о превентивной уголовной политике в системе образования в иных законодательных документах.
Например, законом Иркутской области от 23.10. 2006 № 63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями) предусмотрены меры социальной поддержки малоимущих семей с обучающимися. В частности, регион берет на себя обязательство по обеспечению бесплатного питания для учащихся, предоставлению пособия на приобретение для детей комплекта одежды и спортивной формы для посещения школьных занятий, выплате студентам социальных стипендий и др. [17] Подобные меры относятся к категории общесоциального предупреждения преступности в образовательной среде и являются проявлением действующей в данной сфере региональной уголовной политики.
В свою очередь, в г. Москве принят и действует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21.11.2007 (с изменениями и дополнениями), предусматривающий административную ответственность для некоторых участников образовательных отношений [18]. Например, лицу, на которое возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, будет назначен административный штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей за вовлечение подростков в процесс использования устройств, имитирующих курение табака. Подобные меры административного характера являются своевременной превенцией совершения взрослыми и несовершеннолетними участниками образовательных отношений противоправных, уголовно наказуемых деяний в дальнейшем. Поэтому с уверенностью можно сказать, что такая позиция законодателя является проявлением превентивной уголовной политики.
На территории данного региона действует также закон от 19.03.2008 № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве» (с изменениями и дополнениями), регулирующий отношения в сфере профилактики правонарушений в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в городе Москве [19]. Настоящий нормативно-правовой акт предусматривает некоторые особенности осуществления профилактики правонарушений, совершаемых, в том числе, представителями молодежи.
В завершение отметим, что в настоящем исследовании мы обратились к анализу региональной уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде. Нами проанализирован ряд законов субъектов федерации, отражающих современную уголовную политику, на основании чего можно заключить, что на уровне регионов России разработано достаточно большое количество нормативно-правовых актов, в той или иной мере затрагивающих вопрос профилактики криминальных проявлений в системе образования. Вместе с тем, единая государственная идея о том, какой должна быть превенция преступности в системе образования, к сожалению, отсутствует. На региональном уровне приняты только отдельные разрозненные правовые акты, регулирующие данную сферу общественных отношений. В этой связи считаем целесообразным развивать данное направление уголовной политики, что будет способствовать созданию эффективного защитного криминологического поля для системы образования в целом [20, с. 68].
Список литературы
1. Пархоменко Д.А. Дифференциация ответственности лиц, впервые совершивших преступление, как направление уголовно-правовой политики // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 4 (91). С. 6977.
2. Конституция Республики Татарстан: принята 6.11.1992 (в ред. закона Республики Татарстан от 22.06.2012 № 40-ЗРТ) // Советская Татария. 1992. № 246-247.
3. Грибунов О.П. Использование специальных знаний в раскрытии краж автотранспортных средств// Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 3 (90). С. 125-132.
4. Устав Свердловской области: закон Свердловской области от 23.12. 2010 № 105-ОЗ ( в ред. закона Свердловской области от 28.02.2019 № 1-ОЗ) // Обл. газ. 2010. № 466-467. Ст. 7.
5. Устав Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД: принят Самарской Губернской Думой 5.12.2006 (в ред. закона Самарской области от 7.12.2020 № 130-ГД) // Волжская коммуна. 2006. № 237 (25790).
6. Конституция Республики Крым: принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014 // Крымские известия. 2014. № 68 (5479).
7. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (в ред. закона Республики Башкортостан от 4.03.2014 № 57-з) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 4 (22). Ст. 146.
8. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия): принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 4.04.1992 № 908-XII (в ред. конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 1.06.2016 1651-З № 859-У) // Сборник законов Республики Саха (Якутия). 1992 год. Ст. 90.
9. Устав Иркутской области от 17.04.2009 № 1: принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15.04. 2009 № 9/5-ЗС (в ред. закона Иркутской области от 12.07.2018 № 2-У) // Областная. 2009. № 45.
10. Устав (Основной Закон) Орловской области от 26.02. 1996 № 7-ОЗ: принят Орловской областной Думой от 26.02.1996 (в ред. закона Орловской области от 30.09.2020 № 2516-ОЗ) // Орловская правда. 1996. № 43.
11. Устав Пензенской области: принят Законодательным Собранием Пензенской области от 10.09.1996 (в ред. закона Пензенской области от 5.11.2020 № 3564-ЗПО) // Пензенские вести. 1996. № 133-134.
12. Устав Сахалинской области от 9.07.2001 № 270: принят Сахалинской областной Думой 28.06. 200 (в ред. закона Сахалинской области от 29.11.2019 № 113-ЗО) // Губернские ведомости. 2001. № 126 (1279).
13. Бердашкевич А.П., Воронина Н.А. О региональной компоненте национального законодательства в области образования // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 3-9.
14. Лысикова Е.Ю. Роль и место регионального компонента в законодательстве об образовании // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2006. № 6. С. 17-22.
15. Об образовании в Республике Марий Эл: закон Республики Марий Эл от 1.08.2013 № 29-З (в ред. закона Республики Марий Эл от 3.08. 2020 № 24-З)
// Офиц. интернет-портал Республики Марий Эл. URL: http://www.portal.mari.ru. (дата обращении 10.01.2021)
16. Об образовании в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 (в ред. закона Санкт-Петербурга от 22.04.2020 № 217-51) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2013. № 7.
17. О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей: закон Иркутской области от 23.10.2006 № 63-оз (в ред. закона Иркутской области от 17.07.2020 № 70-0З) // Областная. 2006. № 94.
18. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях: закон города Москвы от 21.11.2007 № 45 (в ред. закона города Москвы от 22.07.2020 № 14) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69.
19. О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве: закон города Москвы от 19.03.2008 № 14 (в ред. закона города Москвы от 1.03.2017 № 7) // Тверская, 13. 2008. № 43.
20. Босхолов С.С., Сидорова Е.З. Понятие системы обеспечения криминологической безопасности образования // Вестник ВосточноСибирского института Министерства внутренних дел России. 2020. № 3 (94). С. 66-73.
Сидорова Екатерина Закариевна, канд. юрид.наук, преподаватель кафедры, ketrik6amail. ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России
REGIONAL CRIMINAL POLICYIN THE FIELD OF CRIME PREVENTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT (LEGISLATIVE LEVEL)
E.Z. Sidorova
In this article, the author addresses the analysis of regional criminal policy in the field of crime prevention in the educational environment. The analysis of a number of laws of the Federation, reflecting the modern criminal policy, on what basis the author concludes that at the level of regions of Russia developed a fairly large number of legal acts, in one way or another regarding the prevention of criminal manifestations in the education system. At the same time, unfortunately, there is no unified state idea of what crime prevention should be in the education system. At the regional level, only separate legal acts regulating this sphere of public relations have been adopted. In this regard, it is considered appropriate to develop this area of criminal policy, which will contribute to the creation of an effective protective criminological fieldfor the education system as a whole.
Key words: criminal policy, regional normative legal acts, crime prevention, crime in the educational environment, fighting crime in the education system, legal regulations of the subjects of the Federation.
Sidorova Ekaterina Zakarievna, Cand. legal sciences, lecturer of the department, [email protected], Russia, Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia