Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна

Настоящее исследование содержит в себе актуальную информацию о современных проблемах, препятствующих обеспечению высокого уровня криминологической безопасности образовательной среды. Автор обращается к анализу данных официальной статистики, анализу действующих нормативно-правовых актов и другим материалам, позволяющим выделить четыре ключевых проблемы безопасности участников образовательных отношений. По мнению автора, можно говорить о различных видах безопасности, которые необходимо обеспечивать в образовательной среде. Выделяется антикриминальная безопасность, в рамках которой исследователь уделяет первоочередное внимание проблеме скулшутинга (вооруженное нападение в стенах учебных заведений на участников образовательных отношений). Исследуется антиэкстремистская безопасность, в связи с которой автор раскрывает проблему существования большого количества молодежных экстремистских группировок. Говорится о безопасности в сети Интернет, освещая которую, автор констатирует, что в настоящее время присутствует реальная угроза для участников образовательных отношений стать жертвами интернет-преступников. Анализируется антисуицидальная безопасность, в рамках которой освещается проблема вовлечения подростков в суицидально ориентированные социальные группы. Автор заключает, что проведение подобных исследований будет способствовать разработке научно обоснованных предложений по преодолению указанных трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF CRIMINOLOGICAL SECURITY OF PARTICIPANTS IN EDUCATIONAL RELATIONS

The present study contains up-to-date information about modern problems that hinder the provision of a high level of criminological security of the educational environment. The author turns to the analysis of official statistics data, the analysis of current regulatory legal acts and other materials that allow us to identify four key security problems of participants in educational relations. According to the author, we can talk about various types of security that need to be provided in an educational environment. In particular, we are talking about anti-criminal security, and in this case the researcher pays priority attention to the problem of school shooting (an armed attack on participants in educational relations within the walls of educational institutions); about anti-extremist security, and in this case the author reveals the problem of the existence of a large number of youth extremist groups; about security on the Internet, covering which, the author says that currently there is a real threat for participants in educational relations to become victims of Internet criminals; about anti-suicidal safety, and in this case, the problem of involving adolescents in suicidal-oriented social groups is highlighted. The author concludes that conducting such studies will contribute to the development of scientifically sound proposals to overcome these difficulties.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (35). Декабрь 2022 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 343.97

DOI 10.51955/2312-1327_2022_4_195

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Екатерина Закариевна Сидорова, orcid. org/0000-0002-3477-3816, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России,

ул. Лермонтова, 110 Иркутск, 664074, Россия ketrik6@mail. ru

Аннотация. Настоящее исследование содержит в себе актуальную информацию о современных проблемах, препятствующих обеспечению высокого уровня криминологической безопасности образовательной среды. Автор обращается к анализу данных официальной статистики, анализу действующих нормативно-правовых актов и другим материалам, позволяющим выделить четыре ключевых проблемы безопасности участников образовательных отношений. По мнению автора, можно говорить о различных видах безопасности, которые необходимо обеспечивать в образовательной среде. Выделяется антикриминальная безопасность, в рамках которой исследователь уделяет первоочередное внимание проблеме скулшутинга (вооруженное нападение в стенах учебных заведений на участников образовательных отношений). Исследуется антиэкстремистская безопасность, в связи с которой автор раскрывает проблему существования большого количества молодежных экстремистских группировок. Говорится о безопасности в сети Интернет, освещая которую, автор констатирует, что в настоящее время присутствует реальная угроза для участников образовательных отношений стать жертвами интернет-преступников. Анализируется антисуицидальная безопасность, в рамках которой освещается проблема вовлечения подростков в суицидально ориентированные социальные группы. Автор заключает, что проведение подобных исследований будет способствовать разработке научно обоснованных предложений по преодолению указанных трудностей.

Ключевые слова: скулшутинг, вооруженное нападение, преступность в образовании, образовательная среда, национальная безопасность, система образования, суицидальное воздействие.

THE CURRENT STATE OF CRIMINOLOGICAL SECURITY OF PARTICIPANTS IN EDUCATIONAL RELATIONS

Ekaterina Z. Sidorova, orcid.org/0000-0002-3477-3816, PhD in law,

Associate Professor of the Department of criminal law and criminology East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

110, Lermontov street Irkutsk, 664074, Russia ketrik6@mail. ru

© Е.З.Сидорова, 2022

Abstract. The present study contains up-to-date information about modern problems that hinder the provision of a high level of criminological security of the educational environment. The author turns to the analysis of official statistics data, the analysis of current regulatory legal acts and other materials that allow us to identify four key security problems of participants in educational relations. According to the author, we can talk about various types of security that need to be provided in an educational environment. In particular, we are talking about anti-criminal security, and in this case the researcher pays priority attention to the problem of school shooting (an armed attack on participants in educational relations within the walls of educational institutions); about anti-extremist security, and in this case the author reveals the problem of the existence of a large number of youth extremist groups; about security on the Internet, covering which, the author says that currently there is a real threat for participants in educational relations to become victims of Internet criminals; about anti-suicidal safety, and in this case, the problem of involving adolescents in suicidal-oriented social groups is highlighted. The author concludes that conducting such studies will contribute to the development of scientifically sound proposals to overcome these difficulties.

Keywords: school shooting, armed assault, crime in education, educational environment, national security, education system, suicidal influence.

Введение

Начиная исследование, посвященное актуальным проблемам криминологической безопасности участников образовательных отношений, обратим внимание на Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом России в 2021 году [О Стратегии..., 2021].

Согласно названному документу, одной из задач деятельности государства является нейтрализация внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития. Таких целей у государства немало, и в их число входит устойчивое развитие и стабильное совершенствование института образования, что невозможно осуществить без обеспечения данному институту высокого уровня защиты от различных криминальных угроз и опасностей. Практика показывает, что существует достаточно большое количество проблем и трудностей, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений. Ряд данных проблем мешает обеспечивать криминологическую безопасность образовательной среды и поддерживать его на высоком уровне.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе актуальных проблем, которые существуют в современной образовательной системе и препятствуют обеспечению высокого уровня криминологической безопасности образовательного пространства.

Ключевая задача работы заключается в том, чтобы найти ответы на следующие научно-исследовательские вопросы:

1. Каков уровень криминологической безопасности современной образовательной среды?

2. Каков характер современных проблем в области обеспечения криминологической безопасности образовательной среды?

3. Каковы основные способы решения данных проблем?

Материалы и методы

Объектом исследования выступили современные явления объективной действительности, препятствующие обеспечению криминологической безопасности образовательной среды.

Методологическую основу настоящего научного исследования составил метод анализа официальных статистических данных и документов. Кроме того, автором использован диалектический метод познания, а также методы индукции, дедукции и др. Названные методы обоснованно применяются для проведения научных исследований в области образования, что подтверждается соответствующими научными изысканиями как российских, так и зарубежных авторов [Рау1оууеИе1а1, 2020, р. 12].

Дискуссия

В настоящее время особенно часто интерес ученых привлекает сфера экономики и попытки государства урегулировать те или иные экономические отношения. Однако не реже специалисты обращаются к проблемам, возникающим при реализации государственной уголовной политики [Рарог, 2016, с. 470]. По нашему мнению, настоящее исследование характеризует современную уголовную политику нашего государства в области противодействия криминальным факторам, присутствующим в образовательной среде. Проведенное нами исследование позволило выделить несколько ключевых современных проблем, которые существуют в современной образовательной системе и препятствуют обеспечению высокого уровня криминологической безопасности образовательного пространства. Для наглядности мы разделили данные проблемы на четыре категории и связали их с различными видами безопасности образовательной среды. Мы выделили:

1) антикриминальную безопасность, раскрыв проблему преступности обучающихся и уделив особое внимание скулшутингу (т.е. вооруженное нападение в стенах учебных заведений на участников образовательных отношений);

2) антиэкстремистскую безопасность, и в этом случае раскрыли проблему существования большого количества молодежных экстремистских группировок, в первую очередь А.У.Е., а также сказали о тех проблемных факторах, которые способствуют существованию и развитию на территории нашего государства молодежных экстремистских организаций;

3) безопасность в сети Интернет, освещая которую мы говорим о том, что сегодня остро стоит проблема «перемещения» современной преступности в виртуальную сферу. Учитывая, как много времени современные люди проводят в Интернет пространстве, назрела реальная угроза для участников образовательных отношений стать жертвами интернет-преступников;

4) антисуицидальную безопасность, и данном случае мы осветили проблему вовлечения несовершеннолетних школьников и студентов в суицидально ориентированные социальные группы.

Результаты

Говоря о современных проблемах, связанных с обеспечением криминологической безопасности образовательной среды, необходимо классифицировать данные проблемы. Используя различные критерии, можно выделить целую совокупность трудностей, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений. Опираясь на такой критерий, как характер проблемы, представим и проанализируем современные «безопасно ориентированные» проблемы.

1. Антикриминальная безопасность.

В данном случае речь идет об угрозах преступного характера: преступность участников образовательных отношений, коррупция в системе образования, насильственные взаимоотношения между обучающимися и другое.

В рамках настоящего исследования мы хотели бы обратить особое внимание на такую актуальную криминальную проблему, как скулшутинг (вооруженное нападение в стенах учебного заведения на участников образовательных отношений).

К сожалению, данная проблема все чаще возникает в нашей современной жизни. Недавние случаи в Керчи, Казани, Перми и других городах заставляют всерьез задуматься над существующей криминальной угрозой (скулшутингом), представляющей опасность для жизни и здоровья участников образовательных отношений. Повышенная общественная опасность данного преступного явления кроется в том, что при скулшутинге возникает большой риск причинения вреда случайным лицам. В научной литературе уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости изменения политики контроля над оружием [Михайлова, 2021, с. 20]. Но на сегодняшний день участники образовательных отношений находятся в страхе и неведении, присутствует ощущение неуверенности и боязни предстоящего дня. В этом схожесть скулшутинга с терроризмом - в обществе поселяется страх. Немалое количество ученых и специалистов обращаются к исследованию данной проблемы и предлагают свои решения [Борисова, 2021, с. 125].

Следует согласиться с мнением ученых, обосновывающих важность профилактических мероприятий в отношении тех или иных криминальных проявлений, в том числе среди участников образовательных отношений. Особое внимание специалисты уделяют семейному фактору, который, по их мнению, в большей степени способен повлиять на профилактику скулшутинга [VanderPoletal., 2021, p. 597]. И особенно важно на современном этапе развития нашего государства и общества заниматься предупреждением скулшутинга. Мы считаем, что большим профилактическим потенциалом обладают информационно-образовательные и культурно-просветительские мероприятия, проводимые как среди обучающихся, так и среди работников образования (в первую очередь педагогов) и направленные на повышение осведомленности о таком явлении, как скулшутинг, о признаках, по которым можно предположить, что учащийся готовится к нападению, а также о действиях, которые необходимо предпринять в случае вооруженного нападения в стенах

образовательной организации. Это могут быть тематические классные часы, дискуссии, лекции-беседы, тренинги безопасного поведения, круглые столы, организованные встречи-беседы с психологом или сотрудниками правоохранительных органов, практические занятия и другое.

2. Антиэкстремистская безопасность.

В образовательной среде, среди школьников и студентов регулярно проводятся культурно-просветительские занятия, так или иначе связанные с проблемой экстремизма и терроризма. И, к сожалению, данная проблематика не утрачивает своей актуальности.

В настоящее время существует большое количество молодежных экстремистских группировок. При этом, как отмечается в научной литературе, зачастую они носят организованно преступный характер [Рорр1е1а1., 2021, р. 1]. Согласно официальным данным МВД России, в нашей стране ежегодно выявляется около 10 тысяч молодежных групп антиобщественной направленности [Министерство внутренних дел..., 2022]. Данные официальной статистики отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Сведения о группах антиобщественной направленности в Российской Федерации в 2014-2020 гг.

2014 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г.

Количество групп антиобщественной направленности, состоящих на учете 14 144 11 344 10 452 9 110

темп прироста, % - -19,8 -7,9 -12,8

Число несовершеннолетних, входящих в состав данных групп 35 617 29 694 28 257 24 467

темп прироста, % - -16,6 -4,8 -13,4

При этом наибольшее распространение получила группировка А.У.Е. Основная задача данного криминального молодежного движения заключается в вовлечении в свои ряды подростков (зачастую именно школьников и студентов) и в приобщении их к преступному миру. Члены А.У.Е. пропагандируют противоправный, зачастую аморальный образ жизни и оправдывают «преступную романтику». Ради взрослых, совершеннолетних членов данного движения молодые люди собирают с участников деньги, ценности, иное имущество для финансового поддержания и обеспечения лиц, отбывающих наказание.

В 2020 году молодежное движение А.У.Е. на основании постановления Верховного Суда России официально признано экстремистским. Однако в настоящее время опасность А.У.Е. кроется в том, что борьбе с данным явлением уделяется очень мало сил и средств. Молодые люди (школьники и студенты) по-прежнему вовлекаются в ряды данного криминального движения, по-прежнему его члены собирают деньги и имущество для осужденных

преступников. Пропагандистская работа со стороны членов А.У.Е. всё также ведётся, а превентивная работа со стороны субъектов профилактики осуществляется слабо и порой недостаточно.

Несомненным является то, что развитию молодежных экстремистских групп способствует высокий уровень криминализации общества. Кроме того, молодежному экстремизму способствует определенная бесконтрольность несовершеннолетних и незанятость их в общественной, спортивной, культурной и иной социально значимой жизни. Это свидетельствует о необходимости развития со стороны государственных органов именно данных направлений профилактической деятельности.

3. Безопасность в сети Интернет.

Несмотря на то, что данная проблема безопасности в сети Интернет неоднократно освещалась и продолжает освещаться на страницах различных изысканий, она по-прежнему присутствует и является актуальной для современных школьников и студентов.

В настоящее время сеть Интернет максимально заполнила нашу жизнь. Это факт, который необходимо учитывать и принимать в расчет. Интернет, несомненно, преобразил и видоизменил нашу жизнь, при этом данные изменения связаны как с положительными, так и отрицательными сторонами. В настоящей работе мы не будем освещать «плюсы», подаренные нам Интернетом. Самая главная опасность Интернета кроется в его анонимности. Именно это качество позволило преступникам, например, создавать и развивать различные суицидальные Интернет-контенты и социальные группы, цель которых заключалась в том, чтобы довести подростков до самоубийства («Синий кит», «Тихий дом» и т.п.).

В этой связи прекращать борьбу с подобными Интернет-явлениями и профилактику негативного информационного воздействия на несовершеннолетних школьников и студентов нельзя. На наш взгляд, подобные действия были бы преждевременными. При этом опасность представляют не только суицидально ориентированные Интернет-ресурсы, но и иные сайты и домены преступного характера. В частности, речь идет о различных мошеннических сайтах, которые подвергают молодых людей риску стать жертвой преступного обмана. В научных исследованиях специалисты не раз обращали внимание на криминальную опасность, которая кроется в использовании Интернета через мобильные телефоны. Ежегодно несколько тысяч сайтов блокируется по тем или иным причинам, в том числе за публикацию незаконного контента [Федеральная служба по надзору..., 2019]. И в этой связи, на наш взгляд, со школьниками и студентами должна вестись постоянная профилактическая работа, направленная на формирование стойких навыков безопасного использования Интернет-ресурсов.

4. Антисуицидальная безопасность.

Данному аспекту защищенности образовательной среды, ее участников уделим особое внимание.

Важно отметить, что угрозе суицидального воздействия подвержены не только несовершеннолетние обучающиеся, но и работники образования.

Научные исследования показывают, что несмотря на устоявшееся представление о том, что к самоубийству больше всего склонны именно подростки, в действительности суициды гораздо чаще совершают люди именно зрелого возраста [Сидорова, 2020, с. 215]. Согласно данным официальной статистики, наиболее часто в России совершают самоубийства люди, достигшие возраста 80-85 лет [Единая межведомственная., 2022]. На втором месте подверженности суицидальному риску находятся лица в возрасте от 25 до 39 лет. Общий стереотип, что к самоубийствам склонны только подростки, является крайне неверным. Большая социальная опасность суицида кроется в том, что в большинстве случаев к нему прибегают люди именно зрелого возраста, часто трудоспособные, способные работать, рожать и воспитывать детей и выполнять социально полезные функции для общества.

Говоря о самоубийствах молодых людей, следует отметить, что нередко подростки решаются на самоубийство в силу юношеского максимализма, отсутствия жизненного опыта, а также в силу возрастных психологических особенностей. И в данном контексте очень важно отметить, что именно подростки (в большинстве своем относящиеся к категории обучающихся), с неустоявшейся психикой, с несформированной личностью подвергаются негативному влиянию со стороны и попадают под воздействие различных «групп смерти», цель которых заключается именно в доведении лиц до самоубийства.

Обращаясь к данным официальной статистики (на примере Иркутской области), можно выявить тенденцию к снижению абсолютных показателей смертности от самоубийств [Федеральная служба государственной., 2022]. Соответствующие статистические данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Смертность от самоубийств в Иркутской области в 2014-2020 гг.

2014 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г.

Количество умерших от всех причин 33 127 32 332 31 369 35 690

темп прироста, % - -2,4 -3,0 + 13,8

от самоубийств 567 580 471 345

темп прироста, % - +2,3 -18,8 -26,8

доля в общем числе умерших, % 1,7 1,8 1,5 1,0

В настоящее время особое внимание государство уделяет профилактике суицидального поведения среди такой категории населения, как несовершеннолетние, основной массив среди которых занимает именно категория школьников и студентов (обучающихся). В научной литературе отмечается, что низкий уровень самоконтроля человека способствует его столкновению с криминальной действительностью [МсСшБЬе1а1., 2021, р. 891]. И это очень характерно именно для молодых людей, личность которых зачастую еще не сформирована.

В целом следует констатировать, что на современном этапе развития нашего общества помощь суицидентам и их близким оказывается только после

того, как лицо уже предприняло реальную попытку совершить суицид. Ранняя профилактика развита слабо, что не позволяет представителям общества, в особенности педагогам и другим работникам образования, которые большое количество времени проводят с детьми и подростками как во время образовательного процесса, так и после него, отрабатывать и совершенствовать навыки по своевременному выявлению лиц, склонных к суицидальному поведению.

Заключение

В завершение проведенного исследования отметим, что актуальность работы, посвященной анализу проблем в области криминологической безопасности образовательной среды, обусловлена тем, что в настоящее время все чаще можно услышать от средств массовой информации о тех или иных инцидентах, связанных с образовательной средой. Например, крайне актуальной является проблема скулшутинга в российских образовательных организациях (вооруженное нападение в стенах учебных заведений на участников образовательных отношений). Несмотря на то, что данное негативное социальное явление зародилось давно в зарубежных странах, сейчас оно получило максимальное распространение именно в российских образовательных организациях. Эта и иные проблемы, которые существуют в современной образовательной системе и препятствуют обеспечению высокого уровня безопасности образовательного пространства, заставили нас обратиться к освещению данной тематики исследования.

В связи с этим данная статья направлена на выявление и раскрытие основных проблем, усугубляющих ситуацию с безопасностью в образовательной среде.

Ведущим методом исследования выступил анализ статистических данных и официальных материалов и документов, характеризующих антикриминальную, антиэкстремистскую, антисуицидальную, а также Интернет-безопасность в системе образования, позволивший комплексно рассмотреть озвученную проблематику.

В статье раскрыты ключевые современные проблемы, которые существуют в образовательной системе и препятствуют обеспечению высокого уровня безопасности образовательного пространства. Для наглядности мы разделили данные проблемы на четыре категории и связали их с различными видами безопасности образовательной среды. Мы раскрыли проблему преступности обучающихся и, уделив особое внимание скулшутингу, проблему существования большого количества молодежных экстремистских группировок, в первую очередь А.У.Е., а также сказали о тех проблемных факторах, которые способствуют существованию и развитию на территории нашего государства молодежных экстремистских организаций. Осветили также проблемы безопасности в сети Интернет и раскрыли проблемы вовлечения несовершеннолетних школьников и студентов в суицидально ориентированные социальные группы.

По нашему мнению, материалы статьи представляют практическую ценность как для научного сообщества, так и для непосредственных субъектов профилактики, занимающихся обеспечением безопасности образовательной среды. По справедливому замечанию профессора С. С. Босхолова, государственные органы заинтересованы в обеспечении безопасности образовательной среды [Босхолов и др., 2020, с. 66]. Теоретическая и практическая значимость исследований, посвященных подобной проблематике, определяется тем, что полученные научно обоснованные выводы расширят и дополнят систему знаний о мерах обеспечения безопасности системы образования от различного рода негативных социальных явлений [Sidorovaetal., 2020, p. 188]. Мы убеждены в том, что на решение именно обозначенных в статье проблем в области обеспечения криминологической безопасности образовательной среды должно быть направлено первоочередное внимание органов власти.

Библиографический список

Борисова Н. Ф. Скулшутинг - новая криминальная угроза обществу // Российский правовой журнал. 2021. № 1 (6). С. 125-129.

Босхолов С. С. Понятие системы обеспечения криминологической безопасности образования / С.С. Босхолов, Е.З. Сидорова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2020. № 3 (94). С. 66-73.DOI: 10.24411/2312-31842020-10056.

Единая межведомственная информационно-статистическая система: сайт государственной статистики. Информационный портал // [Электронный ресурс]. - 2022. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58547 (дата обращения: 29.06.2022).

Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт // [Электронный ресурс]. - 2022. URL: https://мвд.рф/ (дата обращения: 29.06.2022).

Михайлова Е.В. Криминологическая характеристика вооруженных нападений в образовательных учреждениях российской федерации (schoolshooting) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2021. Т. 27. № 1 (80). С. 20-25.D0I: 10.24411/1999-625X-2021-11004.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

Рарог А. И. Уголовная политика и уголовно-правовые амбиции // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 3. С. 470-479.D0I: 10.17150/2500-4255.2016.10(3).470-479.

Сидорова Е. З. Современные антисуицидальные меры и уровни предупреждения суицида // Век качества. 2020. № 2. С. 215-224.

Федеральная служба государственной статистики по Иркутской области. Смертность населения Иркутской области по основным классам причин смерти: сайт государственной статистики // [Электронный ресурс]. - 2022. URL:

https://irkutskstat.gks.ru/storage/mediabank/Iw0oGEIQ/death_rate2020.html (дата обращения: 29.06.2022).

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Роскомнадзор назвал число заблокированных по требованию суда сайтов: официальный сайт РИА Новости// [Электронный ресурс]. - 2019. URL: https://ria.ru/20191203/1561905785.html (дата обращения: 29.06.2022).

McCuish Evan C. Describing Changes in Features of Psychopathy Via an Individual-Level Measure of P(A) / Evan C. McCuish, Patrick Lussier // Journal of Quantitative Criminology. 2021. Vol. 37. Issue 4.Pp. 891-913.

Pavlovych L. Professional readyness of the scientific and pedagogical worker for pedagogical

activity / L. Pavlovych, I. Bilous // Sciences of Europe. 2020. № 51-3 (51). Pp. 12-16.

Poppi F. I. M. In nomine Diaboli: The ideologies of organized crime / F.I.M. Poppi, A.Ardila//

European journal of criminology. 2021. Pp. 1-21.DOI: 10.1177/14773708211006642.

Sidorova E. Z. Safety issues of the Russian educational system / E.Z. Sidorova, V.V.Tarubarov,

V.Y. Okruzhko, A.M. Vasiliev, S.I. Pelevin // Journal of Advanced Research in Law and

Economics. 2020. Vol. 11. № 1.Pp. 187-195.DOI: 10.14505/jarle.v11.1(47).22

Van der Pol Thimo M. Assessing the effect of multidimensional family therapy in adolescents on

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

police arrests against a background of falling crime rates. A randomised controlled trial with 7-year

follow-up / Thimo M. Van der Pol, Moran D. Cohn, Lieke Van Domburgh, HenkRigter, Robert R.

J. M. Vermeiren // Journal of Experimental Criminology. 2021. Vol. 17.Issue 4. Pp. 597-609.

References

Borisova N. F. (2021). School shooting is a new criminal threat to society. Russian Legal Journal. 1 (6): 125-129. (in Russian)

Bosholov S. S., Sidorova E. Z. (2020). The concept of a system for ensuring criminological security of education. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.3 (94): 66-73. doi: 10.24411/2312-3184-2020-10056. (in Russian)

Edinaya mezhvedomstvennaya informacionno - statisticheskaya sistema: sajt gosudarstvennoj statistiki. Informacionnyj portal (Unified Interdepartmental Information and Statistical System: State statistics website. Information portal) Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/58547 (accessed 29 June 2022).(in Russian)

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki poIrkutskojoblasti. Smertnost' naseleniya Irkutskoj oblasti po osnovnym klassam prichin smerti: sajt gosudarstvennoj statistiki (Federal State Statistics Service for the Irkutsk Region. Mortality of the population of the Irkutsk region by the main classes of causes of death: state statistics website) Available

at:https://irkutskstat.gks.ru/storage/mediabank/Iw0oGEIQ/death_rate2020.html (accessed 29 June 2022). (in Russian)

Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere svyazi, informacionnyh tekhnologij i massovyh kommunikacij. Roskomnadzor nazval chislo zablokirovannyh po trebovaniyu suda sajtov: oficial'nyj sajt RIA Novosti (Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications. Roskomnadzor named the number of sites blocked at the request of the court: official website of RIA News) Available at: https://ria.ru/20191203/1561905785.html (accessed 29 June 2022). (in Russian) McCuish Evan C., Lussier Patrick (2021). Describing Changes in Features of Psychopathy Via an Individual-Level Measure of P(A). Journal of Quantitative Criminology. 37 (4): 891-913. Mikhailova E. V. (2021). Criminological characteristics of armed attacks in educational institutions of the Russian Federation (school shooting). Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.27-1 (80): 20-25. doi: 10.24411/1999-625X-2021-11004. (in Russian)

Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt (Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: official website) Available at: https://MBg.p$/ (accessed 29 June 2022). (in Russian)

On the National Security Strategy of the Russian Federation (2021). Decree of the President of the Russian Federation. 400. Collection of Legislation of the Russian Federation. 27 (II): 5351. (in Russian)

Pavlovych L., Bilous I. (2020). Professional readyness of the scientific and pedagogical worker for pedagogical activity.Sciences of Europe. 51-3 (51): 12-16.

Poppi F. I. M., Ardila A. (2021). In nomine Diaboli: The ideologies of organized crime. European journal of criminology: 1-21. doi: 10.1177/14773708211006642.

Rarog A. I. (2016). Criminal policy and criminal-legal ambitions. All-Russian Criminological Journal. 10 (3): 470-479. doi: 10.17150/2500-4255.2016.10(3).470-479. (in Russian) Sidorova E. Z. (2020). Modern antisuicidal measures and suicide prevention levels. The age of quality.2: 215-224.(in Russian)

Sidorova E. Z., Tarubarov V. V., Okruzhko V. Y., Vasiliev A. M., Pelevin S. I.(2020). Safety issues of the Russian educational system. Journal of Advanced Research in Law and Economics.11 (1): 187-195. doi: 10.14505/jarle. v11.1(47).22.

Van der Pol Thimo M., Cohn Moran D., Van Domburgh Lieke, Rigter Henk, Vermeiren Robert R. J. M. (2021). Assessing the effect of multidimensional family therapy in adolescents on police arrests against a background of falling crime rates. A randomised controlled trial with 7-year follow-up. Journal of Experimental Criminology .17 (4): 597-609.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.