УДК 347.73:34.03
А. З. Арсланбекова
Об особенностях финансово-правовых санкций
На основе анализа нормативно-правовых актов и научных трудов выделяются основные признаки финансово-правовых санкций.
In the article the author on the basis of the analysis of normative legal acts and scientific works allocates the main signs of financial and legal sanctions.
Ключевые слова: финансово-правовая ответственность, финансово-
правовые санкции, штраф, пеня.
Key words: financial and legal responsibility, financial and legal sanctions, fine, penalty.
Вопрос о финансово-правовых санкциях в теории финансового права, к сожалению, недостаточно исследован. Данная проблема рассматривалась в работах Н.И. Химичевой, давшей общую
характеристику и выявившей особенности финансово-правовых санкций1, а впоследствии - М.В. Карасевой2.
В советской юридической науке изучением мер финансово-правовой ответственности занимались Е.А. Ровинский3, Ю.А. Венедиктов,
А.М. Черепахин4. Специальными исследованиями в этой области можно назвать монографии А.В. Андреева «Финансово-правовые санкции», И.И. Розанова «Финансово-правовые средства обеспечения государственной финансовой дисциплины» и др.
Однако необходимо отметить, что большинство теоретических положений, сформулированных в вышеназванных работах, вышедших до
© Арсланбекова А. З., 2013
1 См.: Химичева Н.И. Финансово-правовые санкции в системе правовых средств обеспечения качества продукции // Сов. гос-во и право. 1984. № 8. С. 38; Советское финансовое право / отв. ред. Л.К. Воронова, Н.И. Химичева. М.: Юрид. лит., 1987. С. 71-72; Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 1995. С. 32-33; 1999. С. 58-60.
2 См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: учеб. М.: Юристъ, 1999. Гл. 8.
3 См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Госюриздат, 1960.
4 См.: Венедиктов Ю.А., Черепахин А.М. Финансовые санкции в системе управления. М.: Финансы и статистика, 1985.
1990-х годов, в значительной степени утратили свою актуальность в связи с изменениями в экономической сфере государства, затронувшими соответственно и финансово-правовые санкции.
Следует также сказать, что с введением в правовую науку понятия «финансово-правовая ответственность» произошло ее отождествление с предусмотренными законом финансовыми санкциями. По мнению Е.С. Белинского «санкция - мера наказания за нарушение правовой нормы. В отличие от санкции, которая в этом смысле пребывает в статистическом состоянии, без движения, ответственность - более широкое понятие, чем входящая в нее санкция, находится в динамике и представляет собой реализацию, фактическое применение правовой нормы»5.
Таким образом, санкция не как элемент правовой нормы, а как государственно-правовые последствия несоблюдения норм права является мерой ответственности. Соответственно финансово-правовая санкция -мера финансово-правовой ответственности, которая наступает в случае несоблюдения субъектами финансовых правоотношений установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений.
Применительно к каждому основанию финансово-правовой ответственности действует строго определенная система санкций. Санкции каждого блока подсистемы финансово-правовой ответственности призваны устранять неблагоприятные экономические последствия, вызванные нарушением финансовой дисциплины6.
Исходя из общетеоретического подхода к основанию применения юридической ответственности, можно отметить, что основанием применения меры ответственности, в том числе финансовых санкций, является совершение финансового правонарушения.
Содержание финансово-правовых санкций состоит в ограничении, лишении прав или других благ лица, к которому они применяются, т. е. посредством финансовых санкций государство заставляет нарушителя претерпевать определенные ограничения его прав, независимо от того, желает он этого или нет.
Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных
5 Белинский Е.С. К вопросу о правовой природе ответственности по налоговому законодательству // Хоз-во и право. 1995. № 8. С. 111.
6 См.: ВенедиктовЮ.А., Черепахин А.М. Указ. соч. С. 9.
18
правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы: организации, куда входят две первые из названных выше групп, и граждане в качестве индивидуальных субъектов7.
Характерной особенностью субъектов финансово-правовой ответственности является то, что, в отличие от субъектов административной и дисциплинарной ответственности, они могут как находиться, так и не находиться в организационных отношениях с органом, налагающим наказание.
Для финансово-правовых санкций характерен судебный и бесспорный порядок их применения. В юридической литературе предпринимались попытки отнести ряд финансовых санкций к административным на том основании, что они применяются в административном порядке8. Но, как отмечает И.И. Розанов, «сущность финансовой санкции вовсе не меняется от того, в каком порядке -административном или судебном - она реализуется. Более того, содержание финансовых санкций существенно влияет на способ или форму ее применения. Поэтому отнесение санкций к той или иной отрасли права зависит не от их названия и порядка (способа) применения, а от того, использование нормы какой отрасли права (уголовного, административного, гражданского, финансового) они непосредственно обеспечивают»9.
Финансово-правовые санкции налагаются специально уполномоченными на то органами: Федеральным казначейством,
Федеральной налоговой службой, Центральным банком РФ и др.
Денежные средства, изъятые у нарушителей финансового законодательства в качестве санкций, преимущественно зачисляются в соответствующие государственные денежные фонды как налоговые доходы (например, налоговые санкции), что свидетельствует о фискальном характере исследуемых мер ответственности.
7 См.: Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Норма Инфра-М, 2012. С. 77.
8 См.: Бахрах Д.Н., Кролис Л.Ю. Административная ответственность и финансовые санкции // Журн. рос. права. 1997. № 8. С. 87.
9 Розанов И.И. Финансово-правовые средства обеспечения государственной финансовой дисциплины: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1971. С. 8.
19
Некоторые авторы подразделяют финансовые санкции по способу воздействия на правовосстановительные, штрафные и санкции, которые сочетают в себе эти элементы10. Но, думается, особенность именно финансово-правовых санкций - сочетание в них правовосстановительной и штрафной (карательной) функций. В связи с этим следует согласиться с Н.И. Химичевой, отмечавшей, что «пожалуй, трудно найти финансовоправовую санкцию, в которой эти элементы существовали бы отдельно, хотя степень их проявления в каждом конкретном случае неодинакова»11.
Совпадение правовосстановительной и штрафной функций объясняется имущественным характером финансовых правоотношений, с одной стороны, и обеспечением доходной части бюджета, если говорить о налоговой и бюджетной сфере, с другой. При применении правовосстановительных санкций существенным является определение уже существующих обязанностей нарушителя и их, в случае необходимости, принудительное осуществление, при применении штрафных санкций - правильная квалификация правонарушения, индивидуализация примененных к правонарушителю мер финансового принуждения.
Финансово-правовая санкция в основном имеет имущественный характер. Она либо устанавливается в каком-то количественном отношении к сумме доходов, выручки и т. п., подлежащих изъятию у нарушителей финансовой дисциплины, либо выражается в принудительных действиях, реализация которых ограничивает финансовую базу определенных субъектов или ужесточает режим ее использования12.
Чаще всего в качестве финансово-правовых санкций применяются пеня и штраф. Пеня, рассматриваемая в гражданских правоотношениях как один из видов неустойки, в финансовых правоотношениях служит способом принуждения к исполнению в срок финансовой обязанности. В отличие от пени штраф преследует цель гарантировать осуществление обязанными лицами установленного порядка и действующих правил в области государственных финансов13.
10 См., например: ВенедиктовЮ.А., Черепахин А.М. Указ. соч. С. 63.
11 Химичева Н.И. Финансово-правовые санкции в системе правовых средств обеспечения качества продукции // Сов. гос-во и право. 1984. № 8. С. 41.
12 См.: Химичева Н.И. Там же. С.38.
13 См.: РовинскийЕ.А. Указ. соч. С.126.
20
Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф14. Штраф, как денежная санкция, устанавливается в твердой денежной сумме или в процентах от суммы невыполненного обязательства.
Поскольку финансовые санкции могут носить как карательный, так и восстановительный характер, то действующее законодательство допускает в ряде случаев их применение без учета вины правонарушителя.
Характерным признаком финансово-правовых санкций является то, что они не находят своего применения (кроме штрафа и пени) в какой-либо другой отрасли права. К специфическим видам финансово-правовых санкций можно отнести, например, отзыв лицензий на осуществление отдельных видов деятельности (страховой, банковской), предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и др.
Применение финансово-правовых санкций в первую очередь
преследует цель возмещения причиненного ущерба финансовым интересам государства, а потом уже - наказание лица, совершившего правонарушение и предупреждение совершения им новых
правонарушений.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что финансово-правовые санкции - это меры финансово-правовой ответственности, применяемые уполномоченными на то государственными органами к физическим лицам и организациям за нарушение финансового законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя
дополнительных обременений личного, имущественного или
организационного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемыми законом требованиями.
14 Следует заметить, что Налоговый кодекс РФ относит пеню не к мерам ответственности за совершение налогового правонарушения, а к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ).
21