Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА'

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬЯНС / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / THE EURASIAN ECONOMIC UNION / GLOBALIZATION / INTEGRATION / MOBILITY / EDUCATIONAL ALLIANCE / LABOR MARKET / LABOR MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова М.Л.

В рамках данного исследования были проанализированы основные тенденции и варианты участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах: нормативно-правовые источники, финансирование, законодательные решения и основные подходы к разработке сценариев участия России в образовательных альянсах до 2030 года. Отмечается, что с развитием образовательного альянса в рамках БРИКС сохраняются тенденции высоких потоков академической мобильности из Китая в страны БРИКС и крайне незначительные из России. При этом большие перспективы для академической мобильности в российские вузы имеет участие России в странах Евразийского экономического союза. Равный доступ к образованию и рынку труда, а также абсолютная свобода передвижения в рамках ЕАЭС граждан стран, входящих в альянс, являются ключевыми факторами увеличения численности иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MAIN TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN INTERREGIONAL EDUCATIONAL MIGRATION IN THE LABOR MARKET

This study analyzed the main trends and options for the Russian Federation's participation in interstate educational alliances: regulatory sources, funding, legislative decisions, and main approaches to developing scenarios for Russia's participation in educational alliances until 2030. It is noted that with the development of the educational Alliance within the BRICS, the trends of high flows of academic mobility from China to the BRICS countries and extremely insignificant ones from Russia remain. At the same time, Russia's participation in the countries of the Eurasian economic Union has great prospects for academic mobility to Russian universities. Equal access to education and the labor market, as well as absolute freedom of movement within the EAEU for citizens of the countries that are members of the Alliance, are key factors in increasing the number of foreign students

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10761

М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,

M.L. Vartanova - œndidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ON THE MAIN TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERREGIONAL EDUCATIONAL MIGRATION IN THE LABOR MARKET

Аннотация. В рамках данного исследования были проанализированы основные тенденции и варианты участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах: нормативно-правовые источники, финансирование, законодательные решения и основные подходы к разработке сценариев участия России в образовательных альянсах до 2030 года. Отмечается, что с развитием образовательного альянса в рамках БРИКС сохраняются тенденции высоких потоков академической мобильности из Китая в страны БРИКС и крайне незначительные из России. При этом большие перспективы для академической мобильности в российские вузы имеет участие России в странах Евразийского экономического союза. Равный доступ к образованию и рынку труда, а также абсолютная свобода передвижения в рамках ЕАЭС граждан стран, входящих в альянс, являются ключевыми факторами увеличения численности иностранных студентов.

Abstract. This study analyzed the main trends and options for the Russian Federation's participation in interstate educational alliances: regulatory sources, funding, legislative decisions, and main approaches to developing scenarios for Russia's participation in educational alliances until 2030. It is noted that with the development of the educational Alliance within the BRICS, the trends of high flows of academic mobility from China to the BRICS countries and extremely insignificant ones from Russia remain. At the same time, Russia's participation in the countries of the Eurasian economic Union has great prospects for academic mobility to Russian universities. Equal access to education and the labor market, as well as absolute freedom of movement within the EAEU for citizens of the countries that are members of the Alliance, are key factors in increasing the number of foreign students

Ключевые слова: высококвалифицированные кадры, Евразийский экономический союз, глобализация, интеграция, мобильность, образовательный альянс, рынок труда, трудовая миграция.

Keywords: highly qualified personnel, the Eurasian economic Union, globalization, integration, mobility, educational Alliance, labor market, labor migration.

Введение

Предметом мониторинга участия России в межгосударственных образовательных альянсах являются непосредственно рынки образовательных услуг и рынки труда стран, входящих в межгосударственные альянсы. В рамках мониторинга участия России в межгосударственных образовательных альянсах должно проводиться систематическое наблюдение за участниками образовательных рынков и рынков труда: за потребителями в лице учащихся (их семей) и работодателей и за производителями - образовательными организациями, а также за потоками финансовых и материальных средств, которые циркулируют в сфере образования.

Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем [4], в том числе и в области образовательного рынка. В последние годы интеграционные процессы в области образования активно развиваются и становятся важнейшим инструментом реализации национальных стратегий привлечения квалифицированных иностранных специалистов на национальные рынки труда и талантливой молодежи для обучения в национальных университетах разных странах мира. В настоящее время Россия является участницей нескольких межгосударственных образовательных альянсов, а именно, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Евразийского Экономического Союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС.

Формирование вышеперечисленных межгосударственных образовательных альянсов завершено и в настоящее время они функционируют, развиваются. И, что особенно важно, оказывают все возрастающее влияние на российскую систему образования, поскольку образовательное сотрудничество в многостороннем формате предполагает преференции для граждан стран, входящих в тот или иной альянс, и Россия как страна-участница межгосударственных соглашений берет на себя обязательства по их выполнению. Сегодня научно-технологический уровень, развитие системы образования того или иного государства определяют его положение на мировой арене не в меньшей степени, чем традиционные экономические показатели, такие, как богатство природных ресурсов и недр, размер территории, численность населения.

В настоящее время, происходит глобализация научной и образовательной политики как отражение более крупного мирового процесса интернационализации науки в целом. Несомненно, в этих условиях трудно переоценить роль образования как носителя и проводника новых социальных тенденций. Именно образованию, в частности - высшей его ступени принадлежит ведущая роль в поддержании и распространении моральных и культурных ценностей нового, глобального типа, которые, не отвергая национальных приоритетов, смогли бы стать объединяющим началом, основой и стимулом интеграционных тенденций в современном мире.

Стремление образовательных систем отдельных стран и регионов к сближению и сотрудничеству стало объективной реальностью сегодняшнего дня и, несомненно, нуждается в научном осмыслении и анализе. Вопрос о предпосылках, закономерностях и перспективах интеграционных тенденций в современной высшей школе далеко выходит за рамки педагогической науки, превращаясь в крупную философскую, социально-экономическую и психологическую проблему» [1].

Анализ основных тенденций участия России в межгосударственных образовательных альянсах

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации признаются иностранное образование и/или иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и/или квалификации образованию и/или квалификации, полученным в России, устанавливается Правительством Российской между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией заключены следующие двухсторонние соглашения:

- Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования от 9.11. 2016 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации от 3.11. 2015 г.;

- Договор от 19.06. 1992 г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам в соответствии, с которым документы об образовании, выданные образовательными организациями Китая, имеют законную силу на территории РФ без какого-либо дополнительного удостоверения, другими словами - не требуют ни консульской легализации, ни апостилирования, за исключением документов, выданных в образовательных организациях Аомыня (Макао) и Гонконга, чьи документы об образовании признаются действительными на территории Российской Федерации при наличии штампа «Апостиль»;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 26.06.1995 г.

В «Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС» в сфере сотрудничества в области образования определены следующие основные направления сотрудничества:

- содействие на взаимной основе расширению научных, преподавательских и студенческих обменов между высшими учебными заведениями государств-участников БРИКС, в том числе с применением современных информационных технологий дистанционного обучения и распределенных баз данных;

- использование многостороннего диалога в рамках БРИКС для решения вопроса о заключении межправительственных соглашений с государствами-участниками БРИКС о взаимном признании и эквивалентности документов образовании [6].

Двухсторонние соглашения России со странами БРИКС отражают все вышеперечисленные направления сотрудничества, при этом эти соглашения могут носить как общий характер, так и конкретные направления сотрудничества. В целом, можно отметить, что двухсторонняя база сотрудничества в области образования развита только с КНР. Соглашения о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях подписаны только с КНР и ЮАР.

Совершенно очевидно, что визовый режим тормозит развитие академических и научных обменов между странами БРИКС в настоящее время и снятие визовых ограничений может их активизировать. Еще одной из серьезных проблем для участников является высокая стоимость транспортных расходов. С учетом того, что страны БРИКС не имеют общих границ и фактически находятся на разных континентах, высокая стоимость транспортных расходов является самым серьезным тормозом развития такой мобильности для студентов, преподавателей и исследователей.

В Декларации министров труда и занятости стран БРИКС, принятой в г. Уфе Российской Федерации 25 - 26 января 2016 г. отмечается о необходимости сфокусировать совместные политические меры «на повышении качества и инклюзии занятости путем содействия:

- модернизация предприятий и отраслей экономики, внедрению новых технологий, направленных на создание возможностей для трудоустройства;

- разработка профессиональных стандартов и квалификаций;

- повышение качества профессионального образования и обучения работников в соответствии с профессиональными стандартами и квалификациями, которые учитывают текущие и будущие требования бизнеса;

- трудовая мобильность;

- поиск работы, сбору и распространению информации о возможностях трудоустройства, особенно на модернизированных производствах» [3].

В долгосрочной перспективе участие Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах будет определяться следующими основными тенденциями:

- начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров в ведущих странах мира, что заставляет эти страны смягчать визовую, миграционную политику для иностранных студентов и исследователей, создавать более привлекательные условия для обучения и проживания, и последующем вхождении их на национальные рынки труда;

- усилением конкуренции среди стран экспортеров образования в связи с появлением новых стран, активно привлекающих иностранных студентов;

- появлением региональных центров образования, привлекающих наибольшее число иностранных студентов стран региона благодаря повышению уровня образования, низких транспортных расходов и языка обучения, исторических и культурных связей между странами;

- обесценивание национальных валют в связи с экономическим кризисом в развивающихся странах мира, которые являются основными поставщиками иностранных студентов в ведущие страны мира;

- осложнение политической ситуации вокруг России, ведущей к ограничению сотрудничества с рядом зарубежных стран.

С учетом этого основные варианты участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

- степенью развития и реализации отдельных инициатив в двухстороннем и многостороннем формате с зарубежными странами по академическим обменам, включая сетевые формы взаимодействия, степенью общей интеграции в рамках межгосударственных объединений в рамках ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС;

- смягчением миграционной и визовой политики, трудового законодательства в отношении иностранных студентов, исследователей, иностранных выпускников российских вузов;

- вхождением российских вузов в ТОП-100 мировых рейтингов;

- степенью развития и реализации процесса интернационализации российского образования, включая увеличение числа англоязычных образовательных программ в российских университетах; а также увеличение показателя по доле иностранных студентов в общей численности студентов в ежегодном мониторинге российских вузов, проводимом Министерством образования и науки России;

- увеличением числа квот в рамках Постановления Правительства России «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 891 от 8.10. 2013 г.) с 15 тыс. квот и ежегодный пересмотр этого показателя в сторону увеличения;

- увеличением числа соглашений по признанию документов об образовании с зарубежными странами и соглашений по сотрудничеству в образовательной сфере;

- выработкой практических рекомендаций по обеспечению потребительской лояльности к образовательным услугам (на примере дополнительного профессионального образования) в условиях глобализации и интеграции образовательных систем [8].

- удовлетворением спроса на проживание иностранных студентов путем строительства общежитий и кампусов российских университетов.

Анализ нормативно-правовых источников показал, что образовательная интеграция в БРИКС развита недостаточно. На уровень образовательной интеграции оказывают влияние, прежде всего, неравномерность развития национальных систем образования стран БРИКС, исторически незначительные связи между отдельными странами БРИКС в области образования, языковые барьеры.

На заключительном этапе сформулированы предложения по мониторингу участия России в межгосударственных образовательных альянсах СНГ, ЕАЭС, ЕС, ШОС, БРИКС. Мониторинг участия России в межгосударственных образовательных альянсах представляет собой систематическое наблюдение за состоянием и условиями реализации межгосударственного образовательного сотрудничества в рамках обязательств, накладываемых на Россию как страну-участницу межгосударственного альянса с целью информационной поддержки российской государственной образовательной политики, обеспечения органов управления образованием России актуальной информацией о состоянии межгосударственного сотрудничества, формирования информационной базы, необходимой для анализа и прогноза по последствиям для национальной системы образования и национального рынка труда, в результате участия России в межгосударственных образовательных альянсах.

Перспективы развития межрегиональной образовательной миграции на рынке труда

В долгосрочной перспективе участие Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах будет определяться следующими основными тенденциями:

- начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров в ведущих странах мира, что заставляет эти страны смягчать визовую, миграционную политику для иностранных студентов и исследователей, создавать более привлекательные условия для обучения и проживания, и последующем вхождении их на национальные рынки труда;

- усилением конкуренции среди стран экспортеров образования в связи с появлением новых стран, активно привлекающих иностранных студентов;

- появлением региональных центров образования, привлекающих наибольшее число иностранных студентов стран региона благодаря повышению уровня образования, низких транспортных расходов и языка обучения, исторических и культурных связей между странами;

- обесцениванием национальных валют в связи с экономическим кризисом в развивающихся странах мира, которые являются основными поставщиками иностранных студентов в ведущие страны мира;

- осложнением политической ситуации вокруг России, ведущей к ограничению сотрудничества с рядом зарубежных стран.

С учетом этого основные сценарии участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

- степенью развития и реализации отдельных инициатив в двухстороннем и многостороннем формате с зарубежными странами по академическим обменам, включая сетевые формы взаимодействия, степенью общей интеграции в рамках межгосударственных объединений в рамках ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС;

- смягчением миграционной и визовой политики, трудового законодательства в отношении иностранных студентов, исследователей, иностранных выпускников российских вузов;

Что касается натурализации иностранных студентов, то согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 62 от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», то «прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке имеют те граждане, которые получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации» [13]. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства - вхождением российских вузов в Т0П-100 мировых рейтингов;

- степенью развития и реализации процесса интернационализации российского образования, включая увеличение числа англоязычных образовательных программ в российских университетах; а также увеличение

- показателя по доле иностранных студентов в общем студенческом контингента в ежегодном мониторинге российских вузов, проводимом Министерством образования и науки России;

- увеличением числа квот в рамках Постановления Правительства России «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 891 от 8.10. 2013 г.) с ежегодный пересмотр показателя по количеству квот в сторону увеличения;

- увеличением числа подписанных соглашений по признанию документов об образовании с зарубежными странами и соглашений по сотрудничеству в образовательной сфере;

- удовлетворением спроса на проживание иностранных студентов путем строительства общежитий и кампусов российских университетов и созданием комфортной среды для обучения и проживания иностранных граждан.

Особое внимание специалистов в сфере конкурентоспособности компаний в современных условиях привлекает становление обучающейся организации. Современные реалии глобализирующегося мира, требуют их учета в процессе увеличения полезности образовательной услуги на рынке труда [9]. Реализация вышеперечисленных ключевых факторов в большинстве случаев требует дополнительных источников финансирования, но есть и те, которые это не требуют и могут быть реализованы в краткосрочной перспективе.

Заключение

Проведенный анализ социально-экономических последствий для рынка труда высококвалифицированных кадров и трудовой мобильности в результате участия России в межгосударственных образовательных пространствах, а также вызовы глобализирующегося мира к образовательной системе и их конкретные формы проявления показал, что профессиональная иммиграция в Россию остается незначительной, а иностранные квалифицированные специалисты не оказывают никакого влияния на миграционные потоки в Россию. Осуществленная в исследовании систематизация глобальных сфер, генерирующих новые вызовы, с которыми приходится сталкиваться образованию всех уровней, позволила выявить универсальные международные тенденции, которые будут определять политику и будущее образования, в частности бизнес-образование [8].

К сожалению, в большинстве своем, образовательный уровень трудовых мигрантов в целом остается низким, за исключением мигрантов из стран ЕС. Несмотря на то, что в Концепции государственной миграционной политики России утверждается, что «Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе» [5], реально условий и механизмов не создано, а стратегия миграции квалифицированной и высококвалифицированной силы фактически отсутствует.

Можно предположить, что с восстановлением российской экономики и необходимостью в трудовых ресурсах для обеспечения экономического роста потребность России в привлечении трудовых мигрантов будет возрастать, что связано, в первую очередь, демографической ситуацией и старением трудоспособного населения

России, а также уже сложившимся на рынке разделением труда между российскими работниками и мигрантами [7]. В зависимости от степени реализации вышеперечисленных факторов на наш взгляд можно выделить три сценария участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах до 2030 года: положительный, средний и отрицательный. Перспективным направлением также представляется участие России в межгосударственном альянсе Евразийского экономического союза и СНГ. Студенты из стран Содружества составляют 53% в общей численности контингента иностранных студентов в России, ежегодный прирост в среднем составляет 18%, более половины студентов из стран СНГ обучается на платной основе (54,6%).

Большие перспективы для академической мобильности в российские вузы имеет участие Российской Федерации в ЕАЭС. Равный доступ к образованию и рынку труда, а также абсолютная свобода передвижения в рамках ЕАЭС граждан стран, входящих в альянс, являются ключевыми факторами увеличения численности иностранных студентов.

Источники:

1. Абракова Л.В. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Рязань. 2003. Электронный доступ: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/integratsionnye

2. Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России/ Доклад на заседании Научного Совета ФМС России. [Электронный ресурс]. http://demoscope.ru/weekly/2009/0387/analit01.php), свободный.

3. Декларация министров труда и занятости стран БРИКС от 25-26.01.2016 г., г. Уфа (Российская Федерация)]. Электронный доступ: http://brics2015.ru/documents

4. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Анализ тенденций изменения потоков международной трудовой миграции в контексте мировых глобальных процессов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1 (35). С.47-58.

5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012 г. Электронный доступ: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

6. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС от 21.03.2013г. Электронный доступ: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

8. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Изучение проблем потребительской лояльности к образовательным услугам в условиях глобализирующегося образовательного пространства // ЦИТИСЭ. - № 2 (19), 2019.

9. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Выявление ключевых факторов конкурентоспособности на рынке труда в условиях формирования устойчивого конкурентного преимущества // Экономика труда. - Том 6. - № 2, 2019.

10. Совместное заявление руководителей миграционных ведомств Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской Республики от 8.10. 2015 г. в г. Сочи (Российская Федерация). Электронный доступ: http://brics2015.ru/documents

11. Совместный сайт Министерств иностранных дел государств-участников БРИКС. Электронный доступ: http://360tv.ru/news/rossiyaustanovit-bezvizovyj-rezhim-so-vsemi-stranami-latinskoj-ameriki-46736

12. Флоринская Ю. Ф., Мкртчян Н. В., Малева Т. М., Кириллова М. К. Миграция и рынок труда. Институт социального анализа и прогнозирования. М., 2015. С. 66.

13. Федеральный закон № 62 от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», ст.14. часть 1. References:

1. Abramova L.V. Аbstract of the thesis of candidate of pedagogical Sciences. Ryazan. 2003. Electronic access: Scientific library of dissertations and abstracts disserCat http://www.dissercat.com/content/integratsionnye

2. Educational migration as part of the migration policy of Russia/ Report at the meeting of the Scientific Council of the FMS of Russia. [Electronic resource.] http://demoscope.ru/weekly/2009/0387/analit01.php), free.

3. Declaration of BRICs Ministers of labour and employment of 25-26.01.2016, Ufa (Russian Federation)]. Electronic access: http://brics2015.ru/documents

4. Zenchenko S. V., Vartanova M. L. Analysis of trends in international labor migration flows in the context of global processes / / Regional problems of economic transformation. 2013. No. 1 (35). pp. 47-58.

5. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the President of the Russian Federation on 13.06.2012. Electronic access: the Concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025.

6. The concept of participation of the Russian Federation in BRICs Association from 21.03.2013. Electronic access: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of 08.10.2013 № 891 "On the establishment of quotas for the education of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation". [Electronic resource.] - Access mode: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online ahhh!

8. Rostovskaya T.K., Vartanova M.L. Study of problems of consumer loyalty to educational services in the conditions of globalizing educational space. - № 2 (19), 2019.

9. Rostovskaya T.K., Vartanova M.L. Identification of key factors of competitiveness in the labor market in the conditions of formation of sustainable competitive advantage // labor Economics. - Volume 6. - № 2, 2019.

10. Joint statement of the heads of migration agencies of the Russian Federation, the Republic of India, the people's Republic of China, South Africa dated 8.10. 2015 in Sochi (Russian Federation). Electronic access: http://brics2015.ru/documents

11. The joint website of the Ministry of foreign Affairs of the States-participants of the BRICS. Electronic access: http://360tv.ru/news/rossiyaustanovit-bezvizovyj-rezhim-so-vsemi-stranami-latinskoj-ameriki-46736

12. Florinskaya Y.F., Mkrtchyan N.V., Maleva T.M., Kirillova M.K. Migration and the labour market. Institute of social analysis and forecasting. M., 2015. P. 66.

13. Federal law № 62 of 31 may 2002 on «Citizenships of the Russian Federation», article 14, part 1.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10762

Н.К. Васильева - профессор кафедры экономического анализа, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

N.K. Vasilieva - Professor of the Department of Economic Analysis, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.В. Сидорчукова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, sev_2111@mail.ru,

E.V. Sidorchukova - Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Candidate of Economic Sciences, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

Ю.А. Усачева - студент, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, julia-301299@mail.ru,

Y. A. Usacheva - student, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin; К.К. Токарев - студент, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Труби-лина, kirashik21@yandex.ru,

K.K. Tokarev - student, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin.

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Аннотация. Статья посвящена изучению социально-экономического развития территорий как процесса повышения уровня благосостояния граждан и качества благ, предоставляемых им. Представлены подходы к определению социально-экономического развития на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Изучены основные методические подходы к оценке социально-экономического развития в разрезе трех основных блоков: рейтинговая оценка, комплексная оценка, вычисление интегрального показателя. Произведено сравнение методических подходов к оценке с указанием применяемых в анализе показателей социально-экономического развития территорий. Выявлены достоинства и недостатки каждого подхода к оценке. На основании материалов государственной статистики проведена комплексная оценка и построена SWOT-матрица социально-экономического развития Краснодарского края, которая позволила выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития региона. По результатам проведенной работы определены приоритетные направления социально-экономического развития Краснодарского края.

Abstract. The article is devoted to the study of the socio-economic development of territories as a process of increasing the welfare of citizens and the quality of the benefits provided to them. The approaches to the definition of socio-economic development at the macroeconomic and microeconomic levels are presented. The main methodological approaches to the assessment of socio-economic development in the context of three main blocks have been studied: rating assessment, complex assessment, and calculation of the integral indicator. Comparison of methodological approaches to assessment is made, indicating the indicators of socio-economic development of territories used in the analysis. The advantages and disadvantages of each approach to assessment are revealed. Based on the data of the state statistics bodies, a comprehensive assessment was carried out and a SWOT matrix of social and economic development of the Krasnodar Territory was built. A discussion of the results obtained is presented. Based on the results of the work carried out, priority areas of the social and economic development of the Krasnodar Territory were identified.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, методика оценки, дифференциация, рейтинговая оценка, комплексная оценка, интегральный показатель.

Keywords: socio-economic development, region, assessment methodology, differentiation, rating assessment, comprehensive assessment, integral indicator.

Качество жизни населения территорий представляет собой не только научную, но и серьезную социально-экономическую проблему. В связи с этим возникает необходимость изучения благосостояния населения для принятия управленческих решений по обеспечению устойчивого социально-экономического развития территории и создания благоприятных условий жизни граждан. Качество жизни населения определяется множеством различных показателей, характеризующих социально-экономический уровень развития территории.

Изучением вопросов социально-экономического развития территорий на макроэкономическом уровне занимались Палаш С.В., Липсиц И.В., Тухватуллин Р.Ф., Коломиец Т.И., Пинская Е.В. и др., а на микроэкономическом уровне - Калинеску Т.В., Недобега Е.А., Виноградов А.Г. и др. (рисунок 1). Разработкой подходов к оценке социального-экономического развития территорий занимались Баранов С.В., Самарина В.П., Скуфьина Т.П., Суспицына С.А., В.С. Смирнова и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.