Научная статья на тему 'Об основных результатах реализации в 2014 году государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы'

Об основных результатах реализации в 2014 году государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ / STATE PROGRAM / TARGET INDICATORS / PERFORMANCE RESULTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынюк А.А., Рафаилов М.К., Трушина И.Г., Рыкова Т.В.

Рассмотрены основные результаты реализации государственной программы по развитию лесного хозяйства за 2014 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартынюк А.А., Рафаилов М.К., Трушина И.Г., Рыкова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY RESULTS OF THE GOVERNMENT PROGRAM “FORESTRY DEVELOPMENT OVER 2013-2020” FOLLOWUP IN 2014

Under review are key results of the government program for forestry development in 2014.

Текст научной работы на тему «Об основных результатах реализации в 2014 году государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы»

УДК 630*64

ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ В 2014 ГОДУ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА» НА 2013-2020 ГОДЫ

KEY RESULTS OF THE GOVERNMENT PROGRAM "FORESTRY DEVELOPMENT OVER 2013-2020" FOLLOWUP IN 2014.

Мартынюк А.А. (ВНИИЛМ, г.Пушкино Московской обл.)

Рафаилов М.К. (Рослесхоз, г.Москва, РФ) Tpушина И.Г., Рыкова Т.В. (ВНИИЛМ, г.Пушкино Московской обл.)

Martynyuk A.A. (Pushkino, Moscow region) Rafailov M.K. (Rosleshoz, Moscow) Trushina I.G., Rykova T.V. (Pushkino, Moscow region)

Рассмотрены основные результаты реализации государственной программы по развитию лесного хозяйства за 2014 год.

Under review are key results of the government program for forestry development in

2014.

Ключевые слова: государственная программа, целевые показатели, результаты реализации

Keywords: state program ,target indicators, performance results

Система государственного стратегического планирования, создание которой предусматривается Федеральным законом Российской Федерации № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [1], предусматривает разработку комплекса документов, среди которых особая роль, как способу реализации программно-целевого метода, принадлежит государственным программам федерального и регионального уровня. В сфере лесного хозяйства распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р утверждена Государственная программа "Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма). Государственная программа в целом направлена на достижение комплексного результата, включающего такие направления как повышение эффективности лесного хозяйства, производительности труда, сырьевое обеспечение лесоперерабатывающей промышленности, финансовые ориентиры - увеличение доходности лесного хозяйства; социальные аспекты - удовлетворение нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах, обеспечение занятости населения, проживающего на селе, а также в отдаленных и малоосвоенных частях страны, развитие малого и среднего бизнеса.

В апреле 2014 года с учетом Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов [2] была утверждена новая редакция Программы [3], которая содержит 37 целевых показателей (индикаторов), характеризующих выполнение основных мероприятий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Состав целевых показателей (индикаторов) позволяет контролировать, в целом, ход реализации задач Основ лесной политики.

К 2020 г. в результате реализации Программы ожидается сохранение лесистости территории России и доли ценных лесных насаждений на уровне 46,6% и 70,5 % соответственно (базовый уровень 2010 г.), увеличение в 1,28 раза объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, достижение 50% уровня использования расчетной лесосеки по стране.

Согласно предварительным результатам выполнения мероприятий госпрограммы [ 4 ] в отрасли в 2014 г. сохранились наметившиеся позитивные изменения. За 2014 год обеспечено сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процентов. Значение показателя соответствует итогам 2013 года, что можно рассматривать как положительный результат. При этом, сохранена доля площади ценных лесных насаждений на уровне 70,57 процента от площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

Важнейшими показателями эффективности лесного хозяйства является объем заготавливаемой древесины и финансовые поступления от использования лесов. По результатам 2014 года объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, повысился до уровня 22 рублей в расчете на 1 гектар земель лесного фонда. Но при этом отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему ее изъятия составило только 29,2 % (показатель выполнен на 89%), что снижает доходность отрасли. Такую ситуацию следует рассматривать как существенный резерв к повышению эффективности лесного хозяйства, прежде всего, через переход к интенсивному лесопользованию, одним из элементов которого должно стать увеличение заготовки древесины в ходе выборочных рубок. В 2014 г. объем выборочных рубок при заготовке древесины вырос, по сравнению с 2013 г., на 6 %, однако, в общем объеме заготовки он остался на прежнем уровне - 16,6 %. Выборочные рубки, в большинстве случаев, более затратны, а потому и интерес к их проведению, особенно при возможности получения древесины за счет сплошного пользования, у арендаторов лесных участков сравнительно низок.

Защита лесов от пожаров всегда была одним из важнейших направлений Программы. Прошедший год, как всегда, принес немало испытаний огнем: на Дальнем Востоке и в Сибири лесные пожары распространялись на большие площади в труднодоступных и удаленных лесных участках. Основными причинами возникновения крупных лесных пожаров на территории Иркутской и Омской областей явились грозовые разряды в труднодоступных районах, сопровождающиеся в ряде случаев порывами ветра до 30 м/с. В отдельных случаях для ликвидации лесных пожаров регионами проводился встречный отжиг, который увеличивал лесную площадь, пройденную огнем. Немаловажную роль на распространение лесных пожаров оказал сильно пересеченный рельеф Среднесибирского плоскогорья, затрудняющий оперативную доставку средств пожаротушения, особенно тяжелой техники.

На территории Тверской области преобладающую часть площади, пройденной огнем, составляли нелесные земли, торфяные болота и брошенные торфоразработки на землях лесного фонда.

В целом, борьба с лесными пожарами была эффективной - доля лесов, пострадавших от пожаров составила менее 1%, причем более 70% возгораний удалось ликвидировать в первые же сутки. На оперативность тушения лесных пожаров позитивно влияла работа организованной ранее Рослесхозом на базе ФБУ «Авиалесоохрана» Федеральной диспетчерской службы лесного хозяйства (ФДСЛХ), которая функционирует на протяжении всего года в круглосуточном режиме и обеспечивает постоянный прием, обработку и анализ оперативных данных о лесопожарной ситуации фактически в режиме реального времени. В целях слежения за состоянием лесов в течение года обеспечено осуществление наземного (около 90 млн. га), авиационного (486 млн. га) и космического (568 млн. га) мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

Кроме того, получила развитие система межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров. Ежедневно осуществляется обмен данными между Национальным центром управления в кризисных ситуациях, созданный при МЧС России, с Федеральной диспетчерской службой лесного хозяйства Рослесхоза. В режиме видеоконференцсвязи уточняется оперативная обстановка на территории страны, формируется прогноз на предстоящие сутки. ФДСЛХ принимает участие в ежедневных совещаниях по уточнению оперативной обстановки в Минобороны России. При ликвидации последствий ЧС, связанных с лесными пожарами, дополнительно привлекаются силы и средства МЧС России согласно утвержденным сводным планам. Для тушения лесных пожаров может быть привлечено около 46 тысяч человек и более 10 тысяч единиц техники МЧС; еще 113 тысяч человек и более 27 тысяч единиц техники готовы предоставить организации, привлекаемые к тушению лесных пожаров.

Дальнейшее развитие получила система управления защитой лесов. Ле-сопатологический мониторинг проведен на площади 109 млн. га. В 2014 году удалось перевыполнить план по организации и осуществлению лесопатоло-гических обследований лесов на территории субъектов России (объем составил 2,6 тыс.га при запланированных 2,4 тыс. га.). Выполнен запланированный объем работ по радиационному мониторингу лесов (контрольное событие Госпрограммы), расположенных на землях лесного фонда (113,3 тыс. га).

За счет средств субвенций федерального бюджета были проведены работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов на площади 180,5 тыс. га, при этом показатель, характеризующий отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы, повысился и составил 24,1 %.

Санитарно-оздоровительные мероприятия выполнены на площади 61,9 тыс. га (за счет средств субвенций из федерального бюджета), но при этом следует отметить снижение интереса арендаторов лесных участков к реализации данного мероприятия, прежде всего, из-за отсутствия спроса на низко-

сортную дровяную древесину и значительных расходов на разработку лесосек санитарных рубок в труднодоступных для освоения местах.

Наметился положительный сдвиг в борьбе с нелегальными рубками. В 2014 г. количество случаев с установленными нарушителями лесного законодательства выросло до 82,2% в общем количестве зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства. Сказались принимаемые комплексные меры по усилению лесной охраны и активизации межведомственного взаимодействия лесных служб и правоохранительных органов.

Наиболее существенное влияние, в частности, оказала реализация Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2011-2014 годы. В 2010 году устанавливалось только 73 % нарушителей. Сыграла роль реализация поручений Президента России по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов от 1 сентября 2013 г. № Пр-2039 [5]. Свою лепту внесло проведение межведомственного оперативного профилактического мероприятия «Лесовоз» в наиболее проблемных субъектах Российской Федерации. По его результатам, выявляе-мость виновников незаконных рубок достигла 80 %, в то время, как по среднегодовым показателям она была на уровне 57 процентов. Сказалось и увеличение численности должностных лиц лесной охраны - в 2014 г. ее штат увеличился, по сравнению с 2013 г., на 4%. В ближайшей перспективе в полную силу начнут действовать меры реализации Федерального закона №415-ФЗ [6], которые регулируют учет древесины и сделок с ней, что придаст конкретность и прозрачность сфере оборота заготовленной древесины.

В целом, по итогам 2014г. удалось удержать долю лесов, утраченных в результате воздействия вредных факторов, в рамках установленных показателей. Показатель, характеризующий долю площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, достигла уровня 0,122 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда - показатель не превысил своего запланированного значения.

В рамках мероприятий по воспроизводству лесов обеспечено формирование и хранение Федерального фонда семян лесных растений в объеме 2464 кг. В части контрольных событий данного направления выполнен объем работ по искусственному лесовосстановлению. Однако, при этом пока не достигнута планируемая (5,9%) доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, в общем объеме искусственного лесовосстановления на землях лесного фонда (фактическое выполнение показателя - 3,3 %). Такую ситуацию можно объяснить дефицитом посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами, возникшим в результате недостатка семян с улучшенными наследственными свойствами в предыдущий период (2011-2012 гг.).

В целях реализации мер государственного и правового регулирования в течение года был принят один и подготовлены два проекта Федеральных законов, принято одно постановление Правительства Российской Федерации,

утверждено восемь приказов Минприроды России. Разработка правовых актов направлена на совершенствование норм правового регулирования в области лесных отношений.

С учетом экономической ситуации и корректировки бюджета страны на 2015 год изменения затронут и Госпрограмму. Будет проведено соответствующее уточнение плановых показателей. Проект обновленной версии госпрограммы уже подготовлен и проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В целях оптимизации финансовых процессов, связанной с возникающей экономией по направлениям Программы, а также более эффективного и оперативного перераспределения финансовых средств, минуя излишние административные барьеры и процедуры, проект Программы представлен в виде укрупненных подпрограмм ( две подпрограммы - Подпрограмма 1 «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»; Подпрограмма 2 «Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы»), основных мероприятий и скорректированного состава (35 показателей) показателей (индикаторов). Уточнены цели и задачи Программы с учетом объединения и укрупнения ее подпрограмм.

При этом, снижение и без того недостаточного уровня финансирования лесного хозяйства влечет риски невыполнения приоритетных мероприятий и не достижения основных показателей Госпрограммы.

В условиях сокращения финансирования на лесное хозяйство необходима более глубокая проработка возможности реализации в 2015 году ряда приоритетных направлений деятельности. Среди них повышение доходности, в том числе за счет совершенствования системы платы за использование лесов, повышение финансовой устойчивости лесного сектора экономики посредством применения мер государственной поддержки региональных учреждений по охране, защите и воспроизводству лесов, создание комфортных условий для развития лесного бизнеса на основе зонирования лесов и интенсификации лесопользования, проведение лесоустройства, создание лесной инфраструктуры.

В сложившейся ситуации целесообразно также усиление государственного лесного контроля и надзора через реализацию принципа «сквозного контроля» (или учреждение федерального государственного лесного надзора) на основе наделения контрольными функциями федеральных лесных инспекторов. Также требуется переход к концепции управления лесными пожарами на основе зонирования лесной территории по оптимизации способов предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров. Оптимизации управления лесным хозяйством будет способствовать и внедрение единой государственной информационной системы по учету заготовленной древесины и сделок с ней. Такие действия позволят задействовать существующие резервы в отрасли, поддержать ее развитие.

Список использованных источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, № 6418. -04.06. 2014 г.

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы// Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318

3. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1721-р.

4. Годовой отчет и доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 го-ды//http://www.mnr.gov.m/regulatory/

5. Поручения Президента России по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов от 1 сентября 2013 г. № Пр-2039// http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/19153

6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета, № 6271. - 30.12. 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.