Научная статья на тему 'Программно-целевой метод как инструмент реализации государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов'

Программно-целевой метод как инструмент реализации государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА / ЛЕСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / FOREST POLICY / FOREST PLANNING / STATE PROGRAMM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынюк А.А., Рафаилов М.К., Трушина И.Г., Рыкова Т.В.

Рассмотрены вопросы реализации задач государственной лесной политики через механизм государственной программы по развитию лесного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-TARGET METHOD AS AN INSTRUMENT OF STATE POLICY IN USE, PROTECTION AND REPRODUCTION OF FORESTS

The article discusses the implementation of the tasks of national forest policy through the mechanism of the state program for the development of forestry.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой метод как инструмент реализации государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА

ЛЕСОВ

PROGRAM-TARGET METHOD AS AN INSTRUMENT OF STATE POLICY IN USE, PROTECTION AND REPRODUCTION OF FORESTS

Мартынюк А.А. (ВНИИЛМ, г.Пушкино Московской обл., РФ) Рафаилов М.К.(Рослесхоз, г.Москва, РФ) Tpушина И.Г., Рыкова Т.В. (ВНИИЛМ, г.Пушкино Московской обл.)

Martynyuk A.A. (Pushkino, Moscow region) Rafailov M.K. (Rosleshoz, Moscow) Trushina I.G.. (Pushkino, Moscow region) Rykova T.V. (Pushkino, Moscow region)

Рассмотрены вопросы реализации задач государственной лесной политики через механизм государственной программы по развитию лесного хозяйства.

The article discusses the implementation of the tasks of national forest policy through the mechanism of the state program for the development offorestry.

Ключевые слова: лесная политика, лесное планирование, государственная программа

Key words: forest policy, forest planning, state programm

Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, утвержденные Правительством Российской Федерации, определяют основные направления развития лесной отрасли на период до 2030 г. [2]. В качестве целей предусматривается повышение эффективности управление лесным сектором экономики и увеличение его валового внутреннего продукта, обеспечение благоприятной окружающей среды для населения и сохранение биосферной роли лесов России, а также формирование условий для роста уровня жизни граждан, связанных с лесом, устойчивого социально-экономического развития лесных территорий. Основы предусматривают решение обширного перечня задач будущего развития лесного хозяйства (повышение эффективности лесоуправления, интенсификация использования и воспроизводства лесов, повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранение их экологического потенциала, повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала, развитие международного сотрудничества по лесам, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений) и лесной промышленности (развитие внутреннего рынка лесобумажной продукции, повышение конкурентоспособности отечественной лесной промышленности, увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью) страны.

Основным инструментом реализации Основ лесной политики являются государственные программы Российской Федерации «Развитие лесного хо-

зяйства» на 2013-2020 годы и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года».

В частности, государственная программа "Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы (далее - Программа) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р. В основу ее разработки положен анализ основных проблем лесного хозяйства и прогноз его развития на период до 2020 года. Цели и задачи Программы увязаны с Основами государственной лесной политики. Программа включает четыре подпрограммы: 1) Охрана и защита лесов; 2) Обеспечение использования лесов; 3) Воспроизводство лесов; 4) Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 -2020 годы. В составе подпрограмм выделено 17 основных мероприятий, объединяющих различные мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов [1].

Программа содержит 37 целевых показателей (индикаторов), характеризующих выполнение основных мероприятий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Состав целевых показателей (индикаторов) позволяет контролировать, в целом, ход реализации задач Основ лесной политики.

К 2020 г. в результате реализации Программы ожидается сохранение лесистости территории России и доли ценных лесных насаждений на уровне 46,6% и 70,5 % соответственно (базовый уровень 2010 г.), увеличение в 1.28 раза объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, достижение 50% уровня использования расчетной лесосеки по стране.

Программа реализовывалась в течение 2013 г., что позволяет сделать определенные положительные выводы в пользу эффективности использования и применения программно-целевого метода в системе лесоуправления, а также подвести определенные итоги по достигнутым результатам.

В рамках Программы за счет реализации основных мероприятий в 2013 году было обеспечено сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента; сохранение доли площади ценных лесных насаждений на уровне 70,63 процента от площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда. Достигнуто повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда до уровня 20,3 руб. в расчете на 1 га земель лесного фонда. Отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины составило 27,7%.

По подпрограмме 1 "Охрана и защита лесов" за 2013 год создано и обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы, а также региональных и местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров, организована система межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием. Обеспечено выполнение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в за-

планированных объемах, мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Выполнены объемы ежегодных плановых лесозащитных мероприятий, проведен лесопатологический мониторинг на площади 109 млн. га.

В рамках подпрограммы 2 "Обеспечение использования лесов" достигнуто увеличение до 20,2 % доли площади лесов, переданных в аренду. Объем заготовки древесины выборочными рубками составил 16,4% от общего объема ее заготовки. Обеспечено увеличение до 82,2% количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства.

В результате реализации мероприятий подпрограммы 3 "Воспроизводство лесов" уровень выхода семян на объектах Единого генетико-селекционного комплекса с улучшенными свойствами доведен до 3% общей потребности; доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления составила 21,2 процента.

В рамках подпрограммы 4 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 -2020 годы" за отчетный год дистанционный мониторинг использования лесов осуществлен на 17,7% площади земель лесного фонда, переданных в аренду; средняя численность лесной охраны составила 1,5 чел. на 50 тыс. га земель лесного фонда, создано 2 инновационно-внедренческих центра на базе подведомственных Рослесхозу учреждений (ФБУ «ВНИИЛМ» и ФБУ «СПБНИИЛХ».

Фактические расходы по Программе в 2013 г. составили 50096508,9 тыс. руб. (при плане 58960545,8 тыс. руб.), из них: за счет федерального бюджета 29631217,8 тыс. руб. (план - 29610895,1 тыс. руб.), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 6052686,6 тыс. руб. (план - 7561526,2 тыс. руб.), за счет средств арендаторов лесных участков - 10387574,0 тыс. руб. (план - 14526641,9 тыс. руб.), за счет иных источников 4025030,5 тыс. руб. (план - 7261482,6 тыс. руб.). То есть, по всем источникам финансирования, за исключением федерального бюджета, наблюдалось сокращение запланированных объемов финансирования.

Оценка эффективности выполнения Программы проведена по значению интегрального показателя (ИП), выраженного формулой:

ИП = 0,5К + 0,1К2 + 0,4К3,

где К - степень достижения запланированных результатов Программы в отчетном году (устанавливаемая путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) реализации Программы с их плановыми значениями).

N

к=2Зхд ,

1=1

где 1 - номер показателя (индикатора);

N - количество показателей (индикаторов);

З - коэффициент значимости мероприятия;

Д - степень достижения значения целевого показателя (индикатора) (вес критерия К = 0,5).

К2 - степень достижения запланированного уровня затрат, определяемая

путем сопоставления фактически произведенных затрат на реализацию Программы в отчетном году с их плановыми значениями (оцениваются в долях единицы от планового уровня; вес критерия к2 = 0,1);

К3 - степень исполнения плана по реализации Программы, определяемая экспертным путем на основе сравнения фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными сроками и сравнения фактически полученных результатов с ожидаемыми (оценивается в долях единицы на основе первичных данных, полученных от исполнителей мероприятий Программы; вес критерия К3 = 0,4).

Результаты расчетов указанных коэффициентов показали следующее: К1=0,994;

К2= Фз/Пз = 29625967,84 тыс. руб. / 29610895,12 тыс. руб. = 1;

где Пз - плановые значения затрат на реализацию Программы за счет средств из федерального бюджета (согласно Паспорту Программы и сводной бюджетной росписи на 1 января 2013 года составили - 29610895,12 тыс. руб.);

Фз - фактические расходы на реализацию Программы за счет средств из федерального бюджета согласно сводной бюджетной росписи на 31 декабря 2013 года составили - 29625967,84 тыс. руб.

Кз=1.

Таким образом, значение интегрального показателя (ИП) составило:

ИП = 0,5*0,994 + 0,1*1 + 0,4*1 = 0,997, что свидетельствует о высоком уровне выполнения мероприятий Программы.

Анализ реализации Программы показал необходимость корректировки, в целях повышения эффективности реализации программно-целевого метода в лесном секторе экономики, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (увеличить горизонт планирования до 2030 года) с учетом Основ лесной госполитики. Кроме того, для построения эффективной системы государственного стратегического лесного планирования необходимо предусмотреть включение в проекте ФЗ № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» в состав документов регионального стратегического планирования Лесной план субъекта Российской Федерации, разработка которого предусмотрена Лесным кодексом Российской Федерации. Лесной план должен стать стратегией развития лесного сектора экономики региона, основывающейся на приоритетах и целях государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р.

2. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1721-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.