СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Макар Светлана Владимировна, к.г.н., доцент кафедры «Региональная экономика» ФГОУ ВПО
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы устойчивого лесопользования на региональном уровне. В большинстве районов, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощён в результате концентрированных рубок в середине ХХв. и еще не полностью восстановился. Положение осложняется и такими факторами, которые невозможно исключать из условий рационального подхода к использованию лесного фонда: лесопатологической ситуацией, обусловленной вредителями и болезнями, а также го-римостью лесов. Поэтому развитие лесопользования в отдаленных районах требует больших капитальных затрат и экономически не всегда оправдано, что, в свою очередь вызывает необходимость принятия ряда организационных мер со стороны региональных властей и лесопользователей.
Ключевые слова: устойчивое региональное лесопользование, эколого-правовая система лесопользования, устойчивое управление лесами, лесной кодекс, незаконная вырубка лесов, противодействие незаконной заготовке и транспортировке леса, лесные пожары
Контакты автора: svetwn@mail.ru
CONTEMPORARY PROBLEMS OF REGIONAL FORESTRY
Makar S.V., Ph.D, Candidate of Geography Associate professor of Subdepartment “Regional Economics”, Federal Public Educational Institution The highest professional education
Financial Academy under Russian Federation rule
Annotation. In this article problem questions of stable forestry on the regional level are examined. In majority of the areas, that are accessible for operation, there forest stock is exhausted because of the concentrated cutting in the middle of the 20th century and now it hasn’t rehabilitated itself fully. The condition becomes more and more complicated because of the factors, which are impossible to eliminate from the conditions of the rational approach to usage of forest stock: forest-pathological situation, provided of plant pests and diseases, and more than this the burning of forests. That’s why the development of forestry in remote districts demands of great fundamental costs and economically it isn’t always justified, that by-turn provokes necessity for accepting a number of organizational measures from the direction of regional authorities and forest users.
Key words: stable regional forestry, ecologically-legal forestry mode, stable management of forests, forest code, illegal forest cutting, resistance to illegal logging, forest fires
Экономический рост, основывающийся на традиционных принципах, становится опасным. Формируемая в настоящий момент ситуация такова, что теперь общество вынуждено приспосабливаться к природе полностью за счет кардинального изменения своего отношения к ней. К сожалению, в мире пока нет политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны. Многие эколого-экономические проблемы сейчас перешагнули рамки региональных (национальных) границ и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества. Необходимо выработать согласованные позиции в вопросах эффективной эксплуатации природных объектов.
Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. По данным ООН, всего четыре страны мира владеют половиной площади мировых лесов1. В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г. составляла 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны), запасы древесины в лесах - 82 млрд. куб. метров (свыше четверти мировых запасов), потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 млн. куб. метров [3]. Однако, несмотря на огромные площади лесов, Российскую Федерацию нельзя считать неисчерпаемой лесной кладовой. Большая часть лесов расположена в бореальной зоне, что обуславливает низкую производительность насаждений. В районах, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощён в результате концентрированных рубок в середине хХ в. и еще не полностью восстановился. Развитие лесопользования в отдаленных районах требует больших капитальных затрат и экономически не всегда оправдано.
Принятая Правительством Российской Федерации «Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы» чётко определила главную цель развития лесного хозяйства - создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неис-тощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообра-
1 Россия (22%), Бразилия (16%), Канада (7%), США (6%). В от-
ношении лесов бореальной и умеренной зон Россия является абсолютным монополистом, обладая почти половиной мировых
ресурсов. На одного жителя Российской Федерации приходится около 600 м3 древесины на корню, что значительно больше, чем в любой другой стране мира.
зия. Принятие Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ) обусловило необходимость изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы в части корректировки задач, направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации на 2007 - 2010 годы.
Основным для нового лесного законодательства становится понятие "лес". В ст. 5 ЛК РФ определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Такое понимание леса сложилось не сразу и имеет длительную историю развития. До XVII века лес рассматривался, в том числе в Соборном уложении Алексея Михайловича, прежде всего как способ бортничества, охоты, заграждения от набегов врагов. В XVIII веке при Петре I и Екатерине II лесу придавалось значение корабельного материала, условию строительства российского флота. В XIX и XX веках учреждаются и функционируют государственные органы управления лесом, который становится средством извлечения прибыли и получает государственную лесную охрану.
Предлагаемое в ЛК РФ понятие "лес" не противоречит давнему научному и правовому представлению о нем как о единстве земли, лесной и другой растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 1) содержит определение терминов, имеющих значение для ЛК РФ:
- естественная экологическая система;
- объективно существующая часть природной
среды, которая имеет пространственно-
территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
- природные ресурсы;
- компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; природная среда, природа — совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов.
В ст. 1 даны также определения окружающей среды, природного объекта, природноантропогенного объекта, природного комплекса, благоприятной окружающей среды и др. При всей
неоднозначности формулировок определения указанных терминов, будучи закрепленными в федеральном законе, приобретают нормативное, обязательное для применения толкование. Понимание леса как природного объекта подчеркивает его не только биологическую, но и правовую неразрывную связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством. С этим связаны изменения, внесенные Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в ст. 130 и другие статьи ГК РФ: леса и многолетние насаждения исключены из перечня недвижимости и иного имущества, прочно связанного с землей. В ст. 6 ЛК РФ "Земли, на которых располагаются леса" установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Подразделение земель на категории по целевому назначению земель, отнесение их к категориям, перевод их из одной категории в другую и определение земель лесного фонда предусмотрены в ст. 7, 8 и 101 ЗК РФ, в ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Правовой режим и назначение категорий земель установлены в главах XIV- XVIII Земельного кодекса РФ соответственно земли:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- особо охраняемых территорий и объектов;
- лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса"[2].
Новый ЛК РФ "привязывает" леса к землям, на которых они расположены, и в отличие от лесного законодательства предыдущих лет регулирование использования и охраны лесов осуществляется в зависимости от целевого назначения, использования и охраны этих земель, которые согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ рассматриваются как часть природы, природный ресурс и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.
Значение леса в жизнедеятельности человечества огромно:
-он является основным поставщиком кислорода на планете;
- регулирует водный режим рек и других водоемов;
- смягчает влияние засух и суховеев;
- защищает почвы от водной и ветровой эрозий и т. д .
Лесной фонд Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом РФ образуют земли лесного фонда, покрытые и не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), а также леса, расположенные на землях других категорий и землях населенных пунктов (поселений). Лесной фонд РФ относится к федеральной государственной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Древеснокустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным путем на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Лес выполняет экологическую, экономическую и культурнооздоровительную функции.
Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства. Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном кодексе предусмотрено платное пользование лесным фондом. Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.
Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда Российской Федерации. Его составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям земель. Различают лесные земли, покрытые лесом, а также непокрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и др.), и нелесные земли (болота, пески, дороги и др.). Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса, а именно: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог, а также каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (горо-
дов, поселков, сельских поселений); деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках. На данную растительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляется в интересах как населения, проживающего на соответствующих территориях, так и всех граждан России. Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных надобностей. Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей лесной древесной растительностью, с одной стороны, и землей - с другой.
Государственное регулирование экологоправового режима лесопользования - это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов. Различается регулирование экологоправового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей. Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными органами. Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Министерство природных ресурсов РФ (Департамент лесного хозяйства) и его территориальные органы. К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов. Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. В системе органов лесного хозяйства имеет-
ся аппарат государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждённым для него Положением. Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства.
В Лесном кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и её субъектов в сфере регулирования лесных отношений. Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере. Лесной кодекс РФ не содержит определения лесных правоотношений. В нем отсутствует также обычная для основных федеральных законов норма о недопустимости противоречия других нормативных правовых актов в части регулирования лесных отношений Лесному кодексу РФ. Можно предположить, что это разумеется само собой. Исходя из смысла Кодекса, под объектами лесных правоотношений можно понимать леса, земли лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, лесные участки, а также права пользования ими. Включение их в гражданский экономический оборот направлено на привлечение инвестиций в лесной сектор экономики, расширение налогооблагаемой базы, демонополизацию прав пользования и собственности, создание конкуренции и преодоление коррупции.
Согласно ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Разумеется, дальнейшая административная и судебная практика покажет, в какой мере законодателю удалось разделить и совместить регулирование пользования, владения и распоряжения лесами в зависимости от предмета и метода регулирования. В ч. 2 ст. 3 ЛК РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Участниками лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ, как и ранее, названы Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Зарубежный опыт свидетельствует, что процесс предоставления лесов в аренду должен определяться преимущественно государственными органами, которые публикуют информацию о предоставляемой территории, конкретных условиях догов ров, правах и обязанностях сторон, последствиях их неисполнения. Во избежание спекуляций и коррупции зарубежные авторы рекомендуют устанавливать публичные открытые критерии отбора претендентов, к которым можно отнести компетентность и профессионализм, наличие производственных мощностей для лесозаготовок и переработки древесины, которые не должны исключать
состязательность и участников малого предпринимательства. Хотя указанные договоры заключаются обычно для производства древесины, в них можно включать экологические и социальные требования и стимулы, учитывать выгоды местного населения, являющегося и потребителем, и производителем лесных ресурсов и продуктов.
Основными функциями регулирования экологоправового режима лесопользования являются: государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании.
Серьезной проблемой лесного хозяйства остаются нелегальные рубки. Они сосредоточены в основном на территориях, имеющих особо ценные древесные породы, находящихся вблизи транспортных путей и рынков сбыта и носят фрагментарно-дисперсный характер. Основной объем незаконных рубок леса приходится на приграничные регионы - Дальневосточный, СевероЗападный и Сибирский. В 2004 г. объем незаконных рубок в этих регионах составил 459,1 тыс. м3, или 62,8 % общего объёма незаконных рубок по России. Общая сумма ущерба лесному хозяйству составила 3,5 млрд руб. или 60 % общей суммы ущерба от незаконных рубок по России. По другим данным объём незаконных порубок леса в 2005 г. в целом по России составил 742 тыс. м3, увеличившись за десятилетие в 2 раза [5].
Лес заготавливается без выписки лесорубочного билета или лесорубочный билет выписывается на одну делянку, а заготовки производятся на совершенно другой с более ценными породами деревьев. Затем лес транспортируется на перевалочный пункт, а зачастую прямо в порт, откуда без уплаты таможенных пошлин идёт за границу. Незаконную заготовку древесины осуществляют бригады, оснащённые самой современной техникой и средствами связи. Это позволяет им производить рубку и вывозить лес в кратчайшие сроки. Часто дело доходит и до нападения на лесников. Основной причиной увеличения числа случаев незаконных лесозаготовок является безнаказанность нарушителей. Когда лес вырубается или экспортируется нелегально, то государство теряет определенную часть платежей за пользование лесным фондом и экспортных пошлин. Обычно нелегальная рубка и экспорт связаны между собой, поскольку таможенная служба должна выяснять происхождение экспортируемого леса. Нелегально срубленный лес очень трудно будет легально экспортировать.
В настоящее время страны «восьмерки», совокупно с Китаем, ежегодно потребляют, перерабатывают и реэкспортируют около 2/3 мирового торгового оборота древесины, целлюлозы, бумаги,
мебели и т.п., что, по оценкам экспертов, эквивалентно 609 млн м3 круглого леса. При этом только 1% (около 9 млн м3) поступает из лесов, в отношении которых выдаются экологические сертификаты, согласно которым можно быть уверенным, что в этих лесах ведение лесного хозяйства соответствует современным представлениям об экосистем-ном управлении лесами [7]. Проблема незаконных лесозаготовок была особо обозначена на уровне правительств - в связи с подготовленным «Планом действий по лесам стран «большой восьмерки». Эксперты по лесам стран «восьмерки» подробно и откровенно обсуждали эту проблему. Было установлено, что практически во всех странах - членах «восьмерки» имеют место факты незаконных лесозаготовок в небольших размерах в государственных лесах, когда срубленная древесина используется не для продажи, а для местного использования на уровне дружеских или общинных услуг. Поэтому эксперты сошлись во мнении, что незаконные лесозаготовки внутри страны - это внутреннее дело страны. Но международная торговля незаконно заготовленной древесиной - это уже международный криминал, для борьбы с которым было предложено использовать «Конвенцию по борьбе со взятками международных чиновников в международных деловых операциях», принятую странами OECD (Организации экономической кооперации и развития) в декабре 1997г.
Эксперты Российского представительства Всемирного фонда дикой природы оценивают долю нелегальных рубок на Дальнем Востоке в 30% от общего объема рубок. Всемирный фонд дикой природы также считает, что в целом по России доля нелегальных рубок составляет 12% [4]. Экологическая организация Гринпис оценивает годовой объем нелегальных рубок в 21 млн. кубометров, т.е. в 15-20% от общего объема заготовок, причем около половины нелегальных рубок происходит на Дальнем Востоке [8]. Значительная часть нелегальных рубок - это фактически санитарные рубки2, производимые лесхозами, как мы объясняли выше. Вот недвусмысленное свидетельство В.Козачко -директора Мельничного лесхоза Красноармейского района Приморского Края: «Не секрет, что мы сами, т.е. местные лесные службы Дальневосточного региона, чаще всего нарушаем Лесной кодекс. Хотя для нас нелегальные рубки - это единственный способ выжить, так как мы не получаем бюджетного финансирования от местной администрации и правительства, все же это не может служить оправданием коммерческих рубок леса под видом «санитарных рубок» [6].
2 Санитарные рубки нельзя называть нелегальными, поскольку древесина, получаемая от этих рубок, образует собственные средства лесхозов, учитываемые в доходах органов управления лесным хозяйством. Нелегальной деятельностью вероятно мож-
но признавать лишь ту, продукцию которой не учитывается государственной статистикой и уходит от налогообложения.
В отношении экспорта леса возможен целый ряд злоупотреблений, в том числе уклонение от таможенного оформления, подкуп таможенных чиновников, неправильное указание количества и качества лесоматериалов и т.д. Самая верхняя оценка масштабов нелегального экспорта показывает, что реальные объемы экспорта леса вдвое превышают официальные данные [1].
Большую пользу в противодействии нелегальным лесозаготовкам начала приносить созданная в 2005 г. система оперативного мониторинга незаконных рубок с помощью космической и аэрофотосъемки. Система дистанционного контроля, разработанная специалистами Федерального агентства лесного хозяйства, позволяет отслеживать незаконную заготовку древесины на главном этапе контроля над вырубками - лесосеке. Космическая съемка территории со спутников определяет приоритетные районы для детальной аэрофотосъемки. Снимки, сделанные с самолетов, после сверки с выданными лесорубочными билетами являются официальным документом для предъявления нарушителям претензий в суде.
На сегодняшний день в России уже созданы 5 центров дистанционного контроля, которые способны в любой момент провести аэрофотосъемку и дешифрирование снимков. Такие центры базируются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и Владивостоке. Если в 2005 г. мониторинг охватывал половину, то в 2006 г. -всю территорию интенсивного лесопользования России - 101 млн га, на которых работают более 30 тыс. лесозаготовителей.
Система космического контроля, в которой полностью исключен человеческий фактор, уже приносит заметный экономический эффект. В частности, по итогам первого этапа мониторинга в марте 2005 г. неустойки на общую сумму 189,2 млн руб. были вменены арендаторам леса в Красноярском крае и Иркутской обл. за многочисленные нарушения в организации лесопользования. Таким образом, новый способ по эффективности превышает наземный метод контроля в 6 раз, а сумма неустоек и штрафов возросла в 9 раз.
Накопленные данные позволяют констатировать, что традиционные самовольные рубки леса в России незаметно превратились в коммерческие незаконные лесозаготовки, ставшие новым фактором лесного рынка и лесной политики. Торговля незаконно заготовленной древесиной расширяется, включая экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Содержанием незаконного оборота древесины и всей системы нелегальных лесозаготовок в России стало не примитивное воровство, а более масштабный и, по сути своей, криминальный бизнес, в основе которого лежат вполне законные коммерческие рубки, проводимые лесозаготовительными компаниями на базе полного комплекта разрешительной документа-
ции. Но, при отсутствии эффективного государственного контроля, объём и качество вырубаемой древесины могут существенно отличаться от указанных в лесорубочных билетах (включая рубки леса за пределами установленных лесосек и рубки в пределах особо охраняемых природных территорий).
Лесные пожары представляют собой один из главных факторов повреждения и гибели дре-востоев в лесах России. Среднестатистическая площадь лесов, пройденных лесными пожарами, составляет более 1 млн га в год и значительно варьирует год от года в зависимости от погодных условий. Ежегодно в лесах, находящихся в ведении Рослесхоза, возникает от 16 до 37 тыс. лесных пожаров (рис. 1). Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы.
Число лесных пожаров, тыс.
1 1 Сгорело н
поЕр ежд єно лес а на корню, млн. м3
Лесная площадь, пройденная пожарами, тыс.га
Рис. 1. Динамика горимости лесов, находящихся в ведении Рослесхоза
Для обеспечения системы пожарной безопасности в лесах Российской Федерации Правительством РФ утвержден план первоочередных мероприятий по предупреждению возникновения и снижению ущерба от лесных и торфяных пожаров. С 2005 г. Рослесхозом осуществлен переход к приоритетному финансированию профилактических противопожарных мероприятий. Это позволило снизить по сравнению с 2004 г. количество лесных пожаров в 1,4 раза, а площадь, пройденную огнем, - в 1,2 раза. Ущерб, нанесенный экономике страны, в 2005 г. сократился более чем на 2.0 млрд. руб. по сравнению с 2004 г. [7].
В субъектах Российской Федерации разработаны и согласованы с администрациями региональные программы охраны лесов от пожаров. В связи с
передачей полномочий по организации тушения лесных пожаров субъектам Российской Федерации со всеми администрациями субъектов РФ заключены соглашения о взаимодействии по тушению лесных пожаров. Рослесхоз разработал проект ВЦП «Охрана и защита лесов». Для обнаружения очагов возгораний в пожароопасный период, помимо наземных и авиационных средств, используются данные космического мониторинга. В 2003, г. введена в опытную эксплуатацию информационная система дистанционного мониторинга (ИСДМ), разработан временный регламент функционирования ИСДМ, утвержденный приказом Рослесхоза в 2005 г. С 2005 г. площадь авиационной охраны лесов сократилась до 491,4 млн га, зона космического мониторинга возросла до
587.4 млн га. Ведение космического мониторинга лесных пожаров позволит принимать оперативные решения по их ликвидации и увеличит эффективность использования средств при тушении. В ходе реализации Концепции выросли капитальные вложения на приобретение лесопожарной техники с 21,3 млн руб. в 2002 г. до 140 млн руб. в 2004 г. В 2006 г. предполагалось выделить на эти цели 400 млн руб. Практика показала, что этих средств недостаточно, поскольку необходимый объем ежегодных инвестиций на формирование машинно-тракторного парка составляет 4,56 млрд руб. Парк воздушных судов собственной авиации составляет 106 единиц при реальной потребности - 225 единиц. В 2003-2005 гг. было приобретено и переоборудовано 2 самолета Ан-2 в Ан-3, приобретено 4 самолета Ан-2. На приобретение летательных аппаратов в 2006 г. было выделено 300 млн руб. Существующая техника позволила проводить 2-кратное авиапатрулирование. Для обеспечения своевременного выявления и оперативного тушения лесных пожаров кратность патрулирования необходимо довести до 3. В последние годы наблюдалось повышение доли ликвидированных в день обнаружения пожаров в общем количестве лесных пожаров от 32 % в 2002 г. до 58 % в 2003 г. и 65 % в 2004 г.
Объемы работ по противопожарному устройству территории остаются относительно стабильными на протяжении последних 6 лет. Протяженность ежегодно создаваемых противопожарных барьеров увеличивается: 2000 г. - 158,3 тыс. км; 2001 г. -160,5; 2002 г. - 168,7; 2003 г. - 175,7; 2004 г. -185,9; 2005 г. - 165,1 тыс. км. Объем работ по уходу за противопожарными барьерами варьирует от
562.5 тыс. км в 2000 г. до 588 тыс. км в 2004 г. Объем строительства дорог противопожарного назначения сохраняется постоянным на протяжении 2000-2005 гг., составляя 3,4-3,5 тыс. км ежегодно.
В последние годы Рослесхозом разработаны нормативные документы, утвержденные МПР
России: «Перечень противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями», «Требования к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями». Необходимо утвердить «Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации» и другие документы, регламентирующие работы по охране лесов от пожаров в соответствии с новой редакцией Лесного кодекса.
Рослесхоз активно сотрудничает с Центром глобального мониторинга природных пожаров при ООН, Лесной службой США, правительствами Китая и Монголии в области профилактики и тушения лесных пожаров. Осуществляется сотрудничество между ФГУ «Авиа-лесоохрана» и государственным учреждением авиационной охраны лесов Республики Беларусь «Беллесавиа» в области авиационной охраны лесов от пожаров. Необходимо дальнейшее расширение сотрудничества в области охраны лесов от пожаров с зарубежными странами, имеющими общую границу с Россией.
Для ликвидации лесных и торфяных пожаров привлекаются все силы и технические средства авиационной и наземной служб пожаротушения, а также ресурсы МЧС России и Минобороны России. Принимаемые в настоящее время меры, направленные на профилактические мероприятия и укрепление технической базы Авиалесоохраны, позволят совершенствовать систему пожарной безопасности в лесах России и обеспечить сохранность лесных ресурсов.
В настоящее время ведется постоянный мониторинг Земли со спутниками различных серий. Спутниковый мониторинг осуществляется по данным станций «СканЭКС» (спутники серии «ИОДА»), «ЕОСкан» (спутник серии «ЕОС-КА Тегга»). Результаты мониторинга дают возможность:
- получать в реальном времени оценку и прогноз степени пожарной опасности в лесах по условиям погоды на огромных территориях страны, выделять районы высокой пожарной опасности и чрезвычайной горимости лесов;
- детектировать и картографировать действующие лесные пожары, прослеживать их динамику, осуществлять учет гарей;
- производить оценку последствий лесных пожаров и вносить изменения в данные учета лесного фонда.
После Чернобыльской катастрофы 1986 г. научно-исследовательские институты лесного хозяйства в содружестве со специализированными институтами осуществляли постоянное научное сопровождение проблемы лесных пожаров на загрязненных радионуклидами территориях. Леса приняли на себя основную массу радионуклидов и проблема лесных пожаров в этих условиях приобрела особую остроту.
Специалистами лесного хозяйства впервые были получены принципиально важные количест-
венные характеристики лесных горючих материалов и продуктов их сгорания при лесных пожарах на загрязненных радионуклидами территориях, установлены новые поражающие факторы лесных пожаров. В результате исследований были разработаны критерии и дано определение нового физического процесса - радиоактивного лесного пожара. Были сформулированы принципиальные положения научных основ противопожарного устройства лесов, загрязненных радионуклидами, и разработаны практические рекомендации по обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях радиоактивного загрязнения и специальные правила по технике безопасности.
В 2005 г. функции по охране лесов от пожаров были перераспределены между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Начато создание региональных центров по предупреждению и ликвидации лесных пожаров в федеральных округах. Одновременно ведется научное сопровождение по вопросам: лесопожарной характеристики различных лесных регионов, обоснования уровня охраны лесов в зависимости от лесопирологических и экономических характеристик отдельных лесных районов, введение в практику элементов управления лесными пожарами, включая допущение лесных пожаров в определенных условиях.
В последние годы в лесах сохранялась сложная лесопатологическая ситуация. Средняя площадь погибших насаждений от вредителей и болезней с 1998 по 2002 г. составила 19,1 тыс. га, при этом с 2000 г. отмечалось значительно увеличение погибших по этой причине площадей: в 1998-1999 г. средняя площадь составила 8,9 тыс. га, в 2000-2002 гг. - 25,8 тыс. га. Максимальная гибель насаждений за этот период наблюдалась в 2003 г. - 28,8 тыс. га. В 2003 г. площадь насаждений, усохших под воздействием вредителей и болезней, незначительно увеличилась и составила 29,1 тыс. га. В 2004 г. наблюдалось увеличение площади гибели лесов, за счет гибели еловых лесов в Архангельской обл. - 221,2 тыс. га, что является максимальным значением за весь период регулярных наблюдений с 1977 г.
Площадь очагов вредителей и болезней в 19981999 гг. не превышала среднемноголетних значений (около 2,6 млн га). В 2000 г. наблюдалось их резкое увеличение (до 8,4 млн га), в основном за счёт очагов сибирского шелкопряда в насаждениях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В 2001 г. площади очагов достигли абсолютного максимума (10,4 млн га) по сравнению с уровнем 1977 г. В 2002 г. наметилась тенденция к сокращению площади очагов -8,0 млн га. В 2003 г. общая площадь действующих очагов вредителей и болезней не изменилась, а в 2004 г. отмечалось её резкое уменьшение до 2,7
млн га. По предварительным прогнозам, площадь очагов вредителей и болезней в 2005 г. составил около 2,5 млн га. [7].
Таким образом, при разработке мероприятий по организации лесопользования, воспроизводства, охране и защите лесов необходима детальная проработка проектов привлечения инвестиций, ежегодный объем которых будет необходимым и достаточным для обеспечения потребностей регионов и, как следствие - населения.
Литература:
1 Боске Б. Экологизация налоговой системы России. / Всемирный фонд дикой природы (WWF - World Wide Fund for Nature), М.: Российское Представительство WWF, 2000. - С.79.
2 Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С. А. Боголюбова, М.И.Васильева, Ю.Г.Жариков [ и др.]. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
3 Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 69-р) (в ред. распоряжения Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. № 1305-р).
4 Незаконные рубки и торговля лесом на Дальнем Востоке. Всемирный фонд дикой природы (WWF - World Wide Fund for Nature). Российское Представительство WWF, Москва, 2000.
5 Нелегальный оборот древесины и методы борьбы с ним в РФ. Спец. выпуск брошюры МПР РФ, 2005.
6 Bureau for Regional Oriental Campaigns), Friends of the Earth-Japan, Pacific Environment and Resources Center. Plundering Russia's Far Eastern Taiga. Oakland, Pacific Environment and Resources Center, CA, USA, 2000.
7 Forest.ru - все о российских лесах http: //www.forest.ru/sustainable_ forestry//what_is.
8 Medetsky A., 2000. Russia: Illegal Logging. Associated Press (May 7).