Научная статья на тему 'Об основных направлениях деятельности по обеспечению качества образования в условиях профильного университета'

Об основных направлениях деятельности по обеспечению качества образования в условиях профильного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков С. Г.

В статье анализируются нормативные предпосылки обеспечения качества образования в учреждениях высшего профессионального образования; конкретизируются цели и задачи такого рода деятельности в условиях профильного университета; характеризуются основные направления и мероприятия, являющиеся приоритетными для профильного вуза с точки зрения постоянного соответствия общеевропейским стандартам, изменяющимся требованиям социального заказа и конъюнктуре рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях деятельности по обеспечению качества образования в условиях профильного университета»

Управление образованием

УДК 378

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

С.Г. Сериков УралГУФК

В статье анализируются нормативные предпосылки обеспечения качества образования в учреждениях высшего профессионального образования; конкретизируются цели и задачи такого рода деятельности в условиях профильного университета; характеризуются основные направления и мероприятия, являющиеся приоритетными для профильного вуза с точки зрения постоянного соответствия общеевропейским стандартам, изменяющимся требованиям социального заказа и конъюнктуре рынка образовательных услуг.

Повышающиеся требования со стороны государства к системе высшего профессионального образования влекут за собой необходимость дальнейшего совершенствования подготовки специалистов. Основополагающие подходы к решению данной проблемы изложены в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340-р Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Актуальность обеспечения роста качества подготовки по различным отраслям высшего профессионального образования обусловливается и необходимостью соответствия общеевропейским стандартам. Так, одно из важнейших направлений развития Болонского процесса в России связано с признанием документов об образовании, выдаваемых отечественными вузами за рубежом [5]. Все это требует повышения качества высшего профессионального образования, о чем, в частности, говорится в Приказе Минобрнауки РФ от 15.02.2005 № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» и некоторых других нормативных документах.

Выбор путей повышения качества образования в вузе вытекает из приоритетных направлений, устанавливаемых нормативными документами по лицензированию, аттестации и аккредитации учреждений высшего профессионального образования. Это утвержденное Постановлением правительства РФ от 18.10.2000 №796 положение «О лицензирова-

нии образовательной деятельности», утвержденное Постановлением правительства РФ от 02.12.1999 №1232 положение «О государственной аккредитации высшего учебного заведения»; Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»; утвержденная, Председателем Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России 20.03.1997 Программа аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; утвержденные Распоряжением Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования РФ от 25.03.2003 № 42-17 Методические рекомендации по реализации программы аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов и др. Данные документы устанавливают целевые ориентиры качества образования в вузах. Их достижение требует разработки системы конкретных мер, охватывающих различные стороны деятельности вуза. Все это обусловливает целесообразность активизации деятельности по повышению качества образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [1].

Основная цель такого рода деятельности состоит в создании кадрового, методического, содержательного, организационного, правового, ресурсного и информационного обеспече-

ния системы качества образования в вузе, ориентированного на выполнение государственных требований, предъявляемых к университету, а также потребностей потенциальных потребителей выпускников.

Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем реализации ряда задач, приоритетными среди которых для профильного университета, на наш взгляд, являются:

1) создание условий для укрепления материально-технической базы с направленностью на решение задач повышения качества образования;

2) инициирование роста качества образования по основным показателям деятельности вуза;

3) обеспечение постоянного соответствия аккредитационных критериев значениям, установленным для университета.

Решение вышеуказанных задач требует определения основных направлений деятельности по обеспечению качества образования в условиях профильного университета.

В первую очередь представляется целесообразным изыскать возможности материально-технического обеспечения повышения качества образования в вузе. В качестве основных направлений деятельности в рассматриваемом аспекте первоочередными нам представляются следующие:

-обеспечение постоянного соответствия учебных зданий и помещений всем нормативным требованиям;

- повышение качества социально-бытового обеспечения обучающихся, воспитанников, работников;

- постоянное пополнение фондов учебной литературы и иных информационных ресурсов в соответствии с нормативными требованиями;

- обеспечение образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием, способствующим повышению качества подготовки студентов;

- расширение базы производственных практик в соответствии с расширяющейся номенклатурой специальностей и изменяющимися запросами потребителей выпускников по профилю вуза [2].

Не менее важная сторона, которой необходимо уделить существенное внимание, связана с повышением качества образования в профильном университете по основным показателям деятельности вуза. Среди соответст-

вующих показателей мы, прежде всего, выделяем такие, как:

- совершенствование содержания и уровня подготовки выпускников вуза;

-обеспечение качества подготовки специалистов по основным образовательным программам, реализуемым в вузе;

- развитие системы воспитательной работы со студентами университета [4].

И, наконец, еще одним важнейшим аспектом в свете поставленных задач, охарактеризованных выше, выступает обеспечение постоянного соответствия аккредитационных критериев значениям, установленным для университета. В качестве основных направлений деятельности в данном аспекте в первую очередь мы рассматриваем следующие:

- увеличение спектра реализуемых основных образовательных программ;

- расширение возможностей продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- повышение результативности научной и научно-технической деятельности;

-повышение показателей качества методической работы;

- обеспечение соответствующего университетским критериям уровня квалификации педагогических работников [3,4].

Охарактеризованные выше направления деятельности вуза по обеспечению качества образования предполагают реализацию ряда мероприятий, которые являются приоритетными для профильного вуза с точки зрения постоянного соответствия общеевропейским стандартам, изменяющимся требованиям социального заказа и конъюнктуре рынка образовательных услуг.

Так, в целях обеспечения постоянного соответствия учебных зданий и помещений всем нормативным требованиям представляется целесообразным выполнение таких мероприятий, как ввод в эксплуатацию новых зданий, заключение новых и продление действующих договоров безвозмездного пользования в целях обеспечения соответствия учебных площадей существующим нормативам, обеспечение соответствия всех используемых в образовательном процессе зданий и помещений санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности.

Повышение качества социально-бытового обеспечения обучающихся, воспитанников, работников реализуется через повышение ка-

чества медицинского обслуживания, лечебнооздоровительной работы, ввод в эксплуатацию новых общежитий, развитие сети общественного питания в вузе.

Постоянное пополнение фондов учебной литературы и иных информационных ресурсов в соответствии с нормативными требованиями связано с увеличением объема фонда учебно-методической литературы по существующим и вновь открывающимся специальностям, обеспечением соответствия степени новизны учебной и учебно-методической литературы нормативным требованиям, обеспечением качества содержания учебной и учебно-методической литературы в соответствии с изменяющимися требованиями, а также с повышением обеспеченности образовательного процесса электронной учебно-методической литературой, мультимедийным сопровождением.

Обеспечение образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием, способствующим повышению качества подготовки студентов, предполагает создание специализированных аудиторий по всем действующим и вновь открывающимся специальностям; модернизацию существующих лабораторий по всем циклам дисциплин учебных планов; создание лабораторий по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин для вновь открывающихся специальностей.

Расширение базы производственных практик в соответствии с расширяющейся номенклатурой специальностей и изменяющимися запросами потребителей выпускников по профилю вуза требует выявления круга предприятий, организаций и учреждений, заинтересованных в выпускниках по вновь открывающимся специальностям, и заключения договоров с заинтересованными организациями о проведении на их базах производственных практик студентов вуза.

В целях совершенствования содержания и уровня подготовки выпускников профильного университета представляется целесообразным обеспечить соответствие учебных планов по всем реализуемым и вновь открываемым в вузе специальностям и направлениям подготовки требованиям государственных образовательных стандартов; переработать существующие и спроектировать новые образовательные программы учебных дисциплин в соответствии с меняющимися государственными образовательными стандартами.

Обеспечение качества подготовки специалистов по основным образовательным программам, реализуемым в вузе, осуществляется через повышение уровня требований, предъявляемых к абитуриентам при поступлении в вуз, на ныне действующие и вновь открывающиеся специальности; повышение качества профессиональной подготовки студентов и выпускников в процессе всего срока обучения в вузе; создание эффективной внут-ривузовской системы обеспечения качества образования; повышение уровня организации научно-исследовательской работы студентов и создание условий для повышения востребованности выпускников профильного университета.

Развитие системы воспитательной работы со студентами университета связано с совершенствованием условий, создаваемых в вузе для внеучебной работы с обучающейся в нем молодежью, а также с повышением качества организации воспитательной работы со студентами.

Увеличение спектра реализуемых основных образовательных программ предполагает лицензирование образовательной деятельности по новым для вуза направлениям и специальностям высшего профессионального образования и, в конечном итоге, увеличение числа укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам.

Расширение возможностей продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования требует увеличения числа отраслей науки по специальностям научных работников; обеспечения соответствия количества аспирантов критериальным значениям, установленным для университета; выполнения критериальных значений по показателю эффективности аспирантуры; укрепления докторантуры, диссертационных советов, подразделений, реализующих программы повышения квалификации и переподготовки кадров; а также повышения показателя среднегодового контингента обучающихся в данных подразделениях.

В целях повышения результативности научной и научно-технической деятельности представляется необходимым обеспечивать соответствие числа отраслей науки, в рамках которых выполняются исследования, критериальным значениям, установленным для университета; повышать объемы финансиро-

вания научных исследований в вузе; повышать объемы научных исследований на единицу научно-педагогического персонала; обеспечивать соответствие количества монографий, изданных работниками с учеными степенями и званиями, критериальным значениям, установленным для университета.

Повышение показателей качества методической работы осуществляется через разработку учебно-методических комплексов по дисциплинам основных образовательных программ, реализуемых в профильном университете, проектирование и внедрение в нем инновационных методов обучения.

И, наконец, обеспечение соответствующего университетским критериям уровня квалификации педагогических работников связано с обеспечением соответствия количества преподавателей с учеными степенями и званиями критериальным значениям, установленным для университета; обеспечением соответствия количества докторов наук, профессоров данным критериальным значениям; сохранение процента сотрудников профессорско-преподавательского состава, работающих на штатной основе, на нормативном уровне; а также повышение числа защит диссертаций преподавателями профильного университета.

Реализация охарактеризованных выше мероприятий, сформулированных в соответствии с выявленными ранее направлениями деятельности по повышению качества образования в условиях профильного университета, как нам представляется, даст возможность обеспечить постоянное соответствие присвоенному аккредитационному статусу и достичь ощутимых положительных сдвигов в организации образовательного процесса. Среди предполагаемых результатов следует выделить такие, как:

-обеспеченность образовательного процесса площадями в соответствии с нормативными требованиями;

-снижение заболеваемости и улучшение показателей здоровья студентов и сотрудников;

-увеличение количества мест в общежитиях;

- открытие пунктов общественного питания на вновь вводимых объектах;

- обеспеченность студентов учебной и учебно-методической литературой в соответствии с нормативами;

- достижение требуемого нормативами процента изданий, вышедших за последние 10

лет, а на экономических специальностях - за последние 5 лет;

- достижение требуемого нормативами процента изданий с грифами от общего количества экземпляров;

- соответствие требованиям качества методического обеспечения по показателю использования современных информационных технологий;

-создание условий повышения качества образования по всем циклам дисциплин учебных планов;

- соответствие лабораторной базы по существующим и вновь открывающимся специальностям требованиям качества подготовки специалистов;

-сотрудничество с организациями - потенциальными потребителями выпускников по вновь открывающимся специальностям;

-проведение производственных практик на дополнительных базах с перспективой трудоустройства выпускников;

-учебные планы, составленные в соответствии с государственными образовательными стандартами третьего поколения;

-программы учебных дисциплин, соответствующие государственным образовательным стандартам по уровню и содержанию;

- повышение качества набора студентов в вуз;

-соответствие качества подготовки студентов и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;

-система обеспечения качества образования в вузе;

- рост результативности научно-исследовательской работы студентов;

- востребованность выпускников на рынке труда;

-рост качества результатов внеучебной работы со студентами;

- рост уровня культуры студентов вуза;

-доведение числа укрупненных групп

специальностей (направлений подготовки), реализуемых в профильном университете до семи;

-открытие аспирантур по новым специальностям в целях достижения общего количества отраслей науки, - не менее пяти;

-не менее четырех аспирантов на сто студентов контингента, приведенного к очной форме обучения;

- обеспечение процента аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем че-

рез год после окончания аспирантуры, - не менее 25%;

-обеспечение эффективной работы докторантуры и диссертационных советов, реализации образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и научно-педагогических работников;

- обеспечение среднегодового контингента обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации - не менее 50 человек;

- число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования, - не менее пяти;

-среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет - не менее 10 млн. руб.;

- среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет - не менее 18 тыс. руб.;

- среднегодовое количество монографий, изданных за пять лет, на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и званиями - не менее двух;

- стопроцентная обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами;

- использование инновационных методов в образовательном процессе;

- не менее 60 % профессорско-

преподавательского состава с учеными степенями и (или) званиями;

-не менее 10% докторов наук и (или) профессоров;

- не менее 50% профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе;

- среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет - не менее трех [2,3,4].

Общим же результатом реализации представленных направлений деятельности по обеспечению качества образования в условиях профильного университета должна стать

динамично функционирующая система, обеспечивающая соответствие всех направлений деятельности вуза постоянно повышающимся требованиям социального заказа, как на уровне Российской Федерации, так и в едином образовательном пространстве Европы.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы: распоряжение Правительства РФ № 1340-р от 03.09.2005 г. //Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2006. - № 1. - С. 3-36.

2. Лицензирование, аттестация, государственная аккредитация учреждений профессионального образования Российской Федерации. В Зт. Лицензирование: сборник нормативно-правовых актов и организационно-методических материалов. -М.: Центр государственной аккредитации, Высшая школа, 2003. -Т. 2.-165 с.

3. Лицензирование, аттестация, государственная аккредитация учреждений профессионального образования Российской Федерации. В 3 т. Государственная аккредитация, аттестация: сборник нормативно-правовых актов и организационно-методических материалов. - М.: Центр государственной аккредитации, Высшая школа, 2003. - Т. 3.- 199 с.

4. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений: Приказ Рособрнадзора № 1938 от 30.09.2005 г. // Российская газета. - 27 октября 2005, -№ 241 (3910). - С. 6.

5. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: приказ Минобрнауки РФ № 40 от 15.02.2005 г. // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2005. -№4.-С. 21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.