ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДТКА — МЕТОД
Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса как основа для принятия управленческих решений
В статье описана существующая процедура общественно-профессиональной экспертизы, ее регламент и критерии. Большое внимание уделено управленческим решениям, способным повлиять на общее состояние вуза в зависимости от критерия, чьи показатели эксперт счел нуждающимися в улучшении по результатам проводимой экспертизы.
Ключевые слова: общественно-профессиональная экспертиза, аккредитация, менеджмент в образовании, критерии, образовательный процесс, управленческие решения, качество образования
По статистике более половины выпускников высших учебных заведений работают не по избранной специальности. Понятно, что такое состояние дел с подготовкой и нерациональным использованием специалистов превратилось в острую проблему в стране.
Назрела острая необходимость создать в России такую систему оценки качества выпускаемых вузами специалистов по каждой из образовательных программ, которая позволяла бы выявлять вузы, обеспечивающие высокий уровень подготовки выпускников независимо от общепринятого рейтинга вуза. Такая система призвана стимулировать непрерывное стремление вузов повышать качество подготовки, тем самым создавая конкурентную среду. Признание этого высокого качества подготовки должно исходить не только из государственных структур, а также на основе внешней независимой оценки — со стороны отечественного и мирового профессионального сообщества.
Тогда можно будет создать атмосферу соревновательности, желание вузов постоянно повышать качество подготовки специалистов по данной образовательной программе, т. к. это будет оценено и признано корпоративными сообществами образова-
© Бебенина Е.В., 2011
Е.В. Бебенина
тельных структур и работодателей, в результате чего повысится конкурентоспособность этих вузов на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг.
В настоящий момент системой, занимающейся данной проблемой, является система общественно-профессиональной аккредитации. Ниже будут описаны основные черты, цели и регламент.
Система общественно-профессиональной аккредитации образовательного процесса. Цели и задачи
Отметим, что национальные проекты и планы области образовательной политики предоставляют высшим учебным заведениям уникальную возможность и право независимой общественно-профессиональной оценки качества образовательного процесса. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском образовании» [1] поясняет, что «...Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций» (ст. 10 пункт 8 ).
В проекте закона РФ «Об образовании» предлагается внести две статьи [2]: статья 98 — «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ»; статья 97 — «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Независимая общественно-профессиональная аккредитация проводится неправительственными агентствами с целью повышения качества подготовки специалистов с точки зрения интересов общества, выявления особенностей и сильных сторон образовательной программы (специальности), чтобы продемонстрировать общественности, в чем уникальность и качественные отличия выпускников данной специальности вуза от аналогичных специалистов, окончивших другие вузы.
Главными целями агентств, проводящих оценку качества образования, являются следующие:
во-первых, обеспечение качества высшего образования по данной специальности в различных аспектах: экономическом, социальном и культурном;
во-вторых, поддержание и оказание поддержки вузов в применении мер по улучшению качества преподавания и обучения;
в-третьих, стимулирование обмена информацией по вопросам обеспечения качества образования;
в-четвертых, международное признание образовательных программ, которое основано на сопоставлении и согласовании критериев качества подготовки специалистов и процедур аккредитации и сертификации в различных странах мира.
Общественно-профессиональная аккредитация гарантирует:
государству — объективную достоверную информацию о тенденциях развития высшего профессионального образования, а также анализ, обобщение и распространение передового опыта обучения;
абитуриентам и студентам — обоснованный выбор учебного заведения, содержательную и творческую учебу, всестороннее развитие личности, высокий уровень подготовки по аккредитованной специальности, современные методы обучения, современное оснащение учебного процесса, участие в научных исследованиях в рамках научных школ, конкурентоспособность на российском и международном рынках труда, интересную и высокооплачиваемую работу после окончания вуза;
работодателям — высокий уровень подготовки специалистов по аккредитованной специальности, соответствующий российским и мировым стандартам; участие в подготовке специалистов в процессе обучения в вузе с целью учета специфики работы на конкретном предприятии или фирме; заинтересованность вуза в постоянном совершенствовании образовательных программ высшего профессионального образования; объективную информацию об уровне и качестве образовательных услуг в различных вузах по определенной аккредитованной специальности для принятия решений о целевых инвестициях;
преподавателям и сотрудникам вуза — повышение имиджа вуза, привлечение бюджетных и внебюджетных средств для развития вуза (аккредитованной специальности).
Деятельность общественно-профессиональной аккредитации позволяет оценить миссию вуза по целевой подготовке специалистов в различных регионах России:
• целевая подготовка специалиста по заказу работодателя (подготовка с другими «компетенциями», адаптация к производству, специализация «паспорта специальности»;
• корпоративная подготовка с использованием промышленного оборудования;
• создание филиалов кафедр на производстве;
• совместные учебно-научно-производственные лаборатории.
Таким образом, данная система позволит решить следующие задачи
повышения качества подготовки специалистов в вузах:
• возможность трудоустройства;
• доступность образования;
• совершенствование системы спроса и предложения;
• системное проведение самооценки вузов;
• создание системы индикаторов качества, соответствующей критериям общественно-профессиональной аккредитации;
• валидация образования;
• подтверждение верности целей и условийи их достижения учебным заведением и/или конкретной образовательной программой.
Качество образования базируется на анализе тенденций развития образовательной системы, выявлении основных направлений формирования запросов потребителей кадров, изучении и совершенствовании существующих форм и методов подготовки специалистов.
На государственном уровне качество образования определяется:
• финансовым, научно-методическим, информационным, материально-техническим обеспечением образовательных учреждений;
• определением содержательных норм, необходимых для достижения требуемого качества образования, зафиксированного в стандартах;
• соответствием социальной и государственной потребности в специалистах;
• организацией образовательного процесса;
• подготовкой преподавательского состава.
На уровне конкретного образовательного учреждения качество образования определяется:
• качеством учебно-методической документации, учебных пособий, дидактических и методических материалов;
• соответствием квалификации руководящих и педагогических кадров;
• установленным требованиям к занимаемой должности;
• эффективной системой управления образовательным учреждением с участием социальных партнеров; методами стимулирования совершенствования профессионального мастерства преподавателей;
• показателями условий, в которых протекает учебный процесс.
На уровне студента качество образования определяется:
• уровнем общего образования, степенью подготовленности;
• системой подготовки выпускников к профессиональной деятельности;
• информацией о профессиональных успехах выпускников на рынке труда после окончания образовательного учреждения;
• участием работодателей в профессиональной подготовке студентов в процессе обучения.
Регламент общественно-профессиональной аккредитации
1. Агентство в сотрудничестве с вузами и работодателями устанавливает критерии аккредитации.
2. Самообследование: вуз подготавливает и проводит самообследование для оценки и сравнения своей деятельности при помощи критериальных показателей, установленных агентством.
3. Выездная комиссия: группа экспертов, подобранная агентством, выезжает на место для ознакомления с вузом, образовательной программой,
процессом подготовки специалистов по аккредитуемой специальности и для получения информации из первоисточника с тем, чтобы определить соответствие соискателя установленным критериальным показателям. Основная задача аккредитационных выездных комиссий — оценка качества образования. Качество образования понимается не просто как характеристика вуза, которая поддается количественному определению. Качество оценивается на основе критериальных показателей и субъективных суждений экспертной группы. Аккредитационная выездная комиссия использует сочетание показателей входа, учебного процесса и выхода (выпускников).
Показатели: «входа», «учебного процесса» и «результатов обучения», используемые при экспертной оценке.
Уравнение определения качества образования можно представить в следующем виде:
Качество образования = качество условий + качество процесса + качество результата
Рис 1. Качество образовательного процесса
Показатели входа поддаются количественной оценке, которая свидетельствует о потенциале качества.
При общественно-профессиональной оценке качества образования более важны критериальные показатели собственно учебного процесса и результатов обучения (выпускники), чтобы дать веские доказательства того, что деятельность вуза по аккредитуемой специальности отвечает поставленным целям, миссии аккредитуемой специальности и миссии вуза в целом.
4. Публикация: определив, что соискатель соответствует критериальным показателям, агентство заносит вуз и специальность в регистр аккредитованных специальностей вузов в целях официального уведомления.
5. Перепроверка: агентство периодически проводит перепроверку аккредитованных вузов и специальностей, чтобы убедиться в их соответствии существующим критериальным показателям и продлить срок действия статуса аккредитации.
Аккредитация или экспертиза?
Автор, несмотря на сложившуюся практику употребления термина «общественно-профессиональная аккредитация», предлагает термин «экспертиза».
1. Термин «аккредитация» прочно связан в сознании с государственной аккредитацией, и упоминание термина «общественно-профессиональная экспертиза» создает противостояние. И если изначально создававшая система общественно-профессиональной аккредитации рассматривалась создателями как потенциальная альтернатива, то сейчас речь идет исключительно о дополнительной роли.
2. Основная цель данной процедуры — не только подтвердить соответствие определенным показателям, но и дать экспертное заключение о достоинствах и недостатках исследуемой программы, показать возможные пути ее развития и совершенствования, и термин экспертиза более точно отражает эту цель. Ниже приведены определения терминов «экспертиза» и «аккредитация».
Экспертиза — (от лат. ехрейиш — “опытный, сведущий”) специфический тип работы со знаниями, направленной не на получение новых знаний в той или иной области, а на применение уже имеющихся знаний для подготовки и принятия решений в самых различных сферах практики (курсив мой). В то же время функции эксперта отличаются от функций специалиста тем, что если специалист должен быть в состоянии решить проблему, то от эксперта требуется знание о том, как ее можно решить. Эксперт должен обладать не только определенной совокупностью знаний в своей области, но и специфическими умениями, позволяющими эффективно использовать эти знания в самых различных ситуациях. Экспертные знания, таким образом, это не столько особый вид знаний, сколько особый вид организации и применения знаний. [5]
Аккредитация — (лат. аеегеёо — «доверять») в общем случае это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту (курсив мой). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями. К подобным услугам относят: услуги по образованию, . Как правило, аккредитацию проводят органы по аккредитации, которые осуществляют свою деятельность по определенным правилам и процедурам. [6].
3. К сожалению, долгое время система общественно-профессионального контроля качества не встречала поддержки государства по признанию и поддержке, за исключением ряда законодательных решений, признававших возможность ее существования [1, 2]. В 2010 году на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент России Д.А. Медведев сформировал государственный заказ: «Бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы (курсив мой), обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики».
В связи с вышесказанным далее в статье будет употребляться термин экспертиза.
Критерии общественно-профессиональной экспертизы качества образовательного процесса и примеры корригирующих их управленческих решений
В этом разделе приведены формулировки критериальных показателей, и далее, в таблице — примеры управленческих решений, способных скорректировать недостаточно высокие показатели по данному критерию. Примеры решений выбраны из совокупности управленческих решений, принимаемых вузами РФ 2006—2010 гг. [3, стр. 37—61]
Критериальный показатель 1 задает требования к формулированию целей образовательной программы, ее связи с миссией вуза и соответствия с потребителями программы, включая наличие системы непрерывного определения и периодической переоценки целей программы, исходя из интересов заказчиков программы.
Критериальный показатель 2 задает требования к содержанию образовательной программы, которое должно иметь четко сформулированные ожидаемые результаты обучения, соотношение между объемом блока естественных наук, блока гуманитарных и социально-экономических наук, блока общепрофессиональных и специальных дисциплин в структуре учебного плана, а также обладать необходимыми средствами оценки достижения планируемых результатов обучения.
Критериальный показатель 3 задает требования к учебному процессу и контингенту студентов, который должен обеспечивать возможность достижения результатов обучения всеми выпускниками программы, иметь механизм, обеспечивающий непрерывный контроль выполнения учебного плана и обратную связь для его совершенствования.
Тип решения Решение Пример реализации
Применение различных форм взаимодействия с предпринимательским сообществом Долгосрочные соглашения о сотрудничестве и партнерстве разработка содержания образовательных программ, востребованных рынком труда, включая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий
целевая подготовка для предприятия кадров высшей квалификации
Экспертные советы по научно-обра-зовательным направлениям — коллегиальные органы ученого совета вуза с преобладающим участием предста- экспертиза и анализ действующих и разрабатываемых основных и дополнительных образовательных программ различного уровня
вителен промышленности, отраслевой и академической науки, преимущественно из числа стратегических партнеров вуза выработка рекомендаций по открытию новых образовательных направлений, специальностей и специализаций, включая аспирантуру и докторантуру, а также новых диссертационных советов
Учет требований потребителей образовательных услуг Виды требований учащихся подготовка студентов в соответствии с собственным прогнозом потребностей рынка труда, сделанным с учетом перспектив развития региона, отрасли и предприятий
Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса...
Тип решения Решение Пример реализации
Применение различных вариантов продуктовых стратегий Горизонтальная диверсификация — введение новых услуг, связанных с профилем деятельности, востребованных рынком труда, государством, региональной и местной властью интегрированная система профессиональной подготовки
дополнительное образование для учащихся на платной основе — изучение специальных дисциплин сверх программы, компенсирующее обучение, различные курсы, получение дополнительной квалификации и т. д.
Применение различных форм взаимодействия с предпринимательским сообществом Экспертные советы по научно-образователь-ным направлениям — коллегиальные органы ученого совета вуза с преобладающим участием представителен промышленности, отраслевой и академической науки, преимущественно из числа стратегических партнеров вуза анализ учебных планов, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
оценка качества и выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки дипломированных специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов
Система морального и материального поощрения по важным для вуза направлениям Приоритетные направления: разработка и внедрение педагогических новаций и технологий обучения
Повышение качества образовательных услуг Совершенствование образовательного процесса, в том числе: совершенствование методического обеспечения
использование современных методик обучения
пересмотр программ дисциплин и учебных планов в соответствии с изменяющимися запросами потребителей и студентов
Открытие совместных программ с зарубежными университетами, другими образовательными учреждениями и их объединениями, в том числе: обеспечение совместимости со структурами учебных планов ведущих университетов других стран
создание образовательных программ на английском языке, создание и расширение состава образовательных модулей на английском языке
Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса...
Тип решения Решение I Пример реализации
Применение различных форм взаимодействия с предпринимательским сообществом Предоставление информации о студентах — открытые рейтинги студентов
Учет требований потребителей образовательных услуг Виды требований учащихся сочетание фундаментальности образования с практической нацеленностью; — наличие имиджевых моментов в дипломе
выбор студентами собственных вариантов учебных траекторий через расширение меню элективных курсов
обеспечение поддержки талантливых студентов (скидки за успехи в обучении, вузовские стипендии, стипендии Попечительского Совета)
Подготовка и отбор абитуриентов Увеличение требований к абитуриентам, поступающим на обучение на коммерческой основе снижение численности принимаемых студентов на коммерческой основе для сохранения уровня их качества;
введение конкурса для таких абитуриентов.
Методы стимулирования хорошей учебы Для всех студентов: внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов
именные стипендии
модульная система обучения
использование кумулятивных оценок за экзамен с учетом оценки за работу в течение семестра или модуля
увеличение доли самостоятельной работы студентов
введение более подробной (10-балльной или 100-балльной)системы оценок
переход на письменный прием экзаменов и зачетов
введение зачетных кредитов
индивидуальная работа с одаренными студентами
Увеличение требований к студентам, учащимся на коммерческой основе в том числе: общие группы
единые требования
Меры по увеличению научной деятельности и интеграции науки и образования поиск одаренных абитуриентов
конкурсы грантов для аспирантов и студентов
конкурс дипломных работ
Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса...
Критериальный показатель 4 задает требования к профессорско-преподавательскому составу, обеспечивающему реализацию образовательной программы, уровню его квалификации, участию преподавателей в научно-методической и исследовательской работе вуза.
Табл. 4.
Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №4.
Тип решения Решение Пример реализации
Применение различных форм взаимодействия с предпринимательским сообществом Долгосрочные соглашения о сотрудничестве и партнерстве участие специалистов-практиков в реализации образовательных программ
Совершенствование процесса управления вузом Использование обратной связи для совершенствования процессов управления опросы и анкетирование студентов, выпускников, ППС, сотрудников вуза, отношение ППС к происходящим в университете переменам
удовлетворенность преподавателей, сотрудников вуза и студентов
Система морального и материального поощрения по важным для вуза направлениям Организационные формы ужесточение критериев отбора ППС и прохождения конкурса
Используемые формы морального и материального поощрения ППС: конкурентоспособный (по сравнению с другими вузами) уровень оплаты труда
премирование за достигнутые результаты
персональные надбавки
представление к правительственным наградам и почетным званиям
введение статуса «ординарный профессор»
Повышение качества образовательных услуг Система повышения квалификации ППС и сотрудников, в том числе: обучение (речевые коммуникации, педагогическая психология, информационные технологии, менеджмент качества в образовании, углубленное изучение иностранных языков и т. д.)
стажировки
совмещение преподавательской и научно-исследовательской деятельности
Обновление и омоложение преподавательских кадров, в том числе: «стартовые гранты» молодым преподавателям при четко сформулированных условиях к их профессиональному росту
наставничество
специальное обучение и стажировки
Создание базовых кафедр привлечение известных ученых и практиков, интеграция науки и образования, повышение качества образовательных услуг
Критериальный показатель 5 задает требования к знаниям, умениям, практическим навыкам и компетенциями, которыми студент должен обладать на момент окончания обучения по данной программе, при этом результаты обучения должны быть конкретными и измеримыми.
Табл. 5.
Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №5.
Тип решения Решение Пример реализации
Учет требований потребителей образовательных услуг Виды требований учащихся обеспечение студентам возможности трудоустройства после обучения (обучение основам эффективного трудоустройства на работу, организация ярмарок профессий, создание и поддержка бюро трудоустройства, в том числе студенческих)
Система морального и материального поощрения по важным для вуза направлениям Приоритетные направления: научная работа со студентами
освоение информационных технологий, иностранных языков и т. д.
Повышение качества образовательных услуг Введение стандарта качества, в частности использование портфолио/паспорта профессиональной карьеры — индивидуальный портфель официальных документов, отражающих знания, умения и навыки учащегося, студента, которые могут быть востребованы на рынке труда
Использование при оценке качества различных показателей: конкретные индикаторы — характеристики качества учебного процесса;
социологические оценки процессных составляющих образовательной деятельности
Применение различных форм контроля качества образования текущий контроль;
привлечение внешних экспертов к проверке знаний студентов: тестирование, двойная оценка
Критериальные показатели 6—8 задают требования к ресурсному обеспечению программы (материально-техническая база, информационное обеспечение, финансы и управление): имеющиеся ресурсы должны соответствовать целям программы и обеспечивать достижение результатов обучения всеми выпускниками по данной образовательной программе.
Табл .6.
Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №6.
Тип решения Решение Пример реализации
Применение различных форм взаимодействия с предпринимательским сообществом Долгосрочные соглашения о сотрудничестве и партнерстве создание базы для проведения технологических практик студентов и дипломников
Повышение качества образовательных услуг Совершенствование образовательного процесса, в том числе: улучшение материально-технического обеспечения, включая оснащение современными средствами обучения
создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий
Создание среды для развития научно-исследовательской и других видов профильной деятельности Ресурсная и сервисная поддержка иннвационно-технологической деятельности, в том числе: обеспечение инфраструктурой: предоставление на льготных условиях офисных и лабораторных помещений, приспособленных для разработки наукоемкой продукции;
предоставление комплекса базовых услуг (конференц-зал, переговорные комнаты, охрана, уборка помещений, питание, парковка, телефония, передача данных, Интернет, офисы коллективного пользования);
Табл. 7. Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №7.
Совершенствование процесса управления вузом Упрощение управления использование интегрированной информационной системы управления вузом
Расширение числа внутренних экспертов для управления вузом открытость информации о процессе управления вузом
Продолжение табл.
Тип решения Решение Пример реализации
Создание среды для развития научноисследовательской и других видов профильной деятельности. Организация информационной поддержки научной деятельности, в том числе: современные библиотеки, активно использующие информационные технологии
полнотекстовые и библиографические базы данных (БД) отрытого доступа
электронные версии периодических печатных изданий
Организация защиты интеллектуальной собственности, в том числе: централизованное подключение к базам данных патентных ведомств России и других стран
Организация обмена результатами проводимых исследований подготовка и издание серий учебников и научных монографий
создание открытых порталов с качественными профессиональными электронными ресурсами
Мониторинг научной активности, в том числе: регулярный сбор информации о результатах научных исследований и состоянии научного потенциала
Табл. 8.
Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №8.
Тип решения Децентрализация процесса разработки и принятия управленческих решений — делегирование подразделениям прав, ресурсов и определение их ответственности за принимаемые решения
Решение Пример реализации
Делегирование полномочий на уровень проректоров: курирование отдельных направлений деятельности
передача права распоряжения частью бюджетных средств на определенное направление работы вуза: учебное, научное, международное и другие виды деятельности
Делегирование полномочий на уровень факультетов: создание факультетских фондов для развития этих подразделений
создание «центров прибыли», занимающихся образовательной, исследовательской, консультационной и прочими видами деятельности на факультетах
Продолжение табл.
Решение Пример реализации
Компенсационные меры для сохранения единства учебного заведения выделение зон централизованного принятия управленческих решений
разработка внутреннего законодательства, определяющего нормы взаимодействия подразделений с центральной властью вуза и между собой
наличие общевузовского бюджета
система контроля за развитием факультетов и подразделений
система кроссфинансирования факультетов
создание специализированных подразделений по организации и управлению коммерческой деятельностью подразделений вуза
регулирование конкуренции между факультетами
Тип решения — Совершенствование процесса управления вузом
Решение Пример реализации
Упрощение управления разработка единого комплекса нормативных документов, регламентирующих деятельность как самого вуза, так и структурных подразделений
укрупненная структура управления факультетами (объединение близких по научному направлению подразделений)
повышение эффективности организационной структуры
Привлечение внешних экспертов к процессу управления использование «дуального» управления вузом: президент/ректор и Ученый совет/Совет Университета, состоящий в основном из представителей внешних организаций
создание Попечительского совета
Расширение числа внутренних экспертов для управления вузом: создание комиссий для решения конкретных проблем
привлечение к вопросам управления вузом собственных специалистов
открытое проведение Ученого совета
проведение опроса ППС и сотрудников и учет их мнения
организация широких дискуссий по наиболее важным вопросам развития вуза
участие студентов в управлении
Создание специальных структурных подразделений, в функции которых входит мониторинг внешней среды вуза, состояния различных направлений его деятельности, хода выполнения программ развития и т. д.
Система повышения квалификации руководящего административно-управленческого состава
Продолжение табл.
Решение Пример реализации
Использование обратной связи для совершенствования процессов управления - опросы и анкетирование студентов, выпускников, ППС, сотрудников вуза «Преподаватель глазами студента»
оценка деятельности вспомогательных подразделений
различные конкурсы
Система многоканального финансирования. Источники: выполнение НИР, ОКР и т. д.;
доходы от деятельности технопарка, ИТЦ;
пожертвования выпускников университета;
дары спонсоров
государственные инвестиции (конкурсы, гранты, фонды);
частные инвестиции
различные формы кредитования
Тип решения — Повышение качества образовательных услуг
Решение Пример реализации
Использование системы качества образовательного учреждения
Использование системы менеджмента качества на основе международных стандартов серии 1БО
Применение различных форм контроля качества образования самоанализ
внешний контроль
организация обратной связи от учащихся, выпускников и работодателей
внешняя оценка деятельности университета студентами и работодателями.
Совершенствование образовательного процесса, в том числе: улучшение методов управления процессами обучения
Создание модели документирования учебного процесса
Меры по увеличению научной деятельности и интеграции науки и обра- внутриуниверситетский тендер научных коллективов, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям науки, технологий и техники
зования Научно-исследовательский рейтинг кафедры, ученого, аспиранта и студента
Мониторинг научной активности, в том числе: публичное обсуждение итогов научной деятельности, т. е. морально-психологическое давление на факультеты и НИИ, оказывающиеся по своим научным результатам в конце общего рейтинга
создание типового паспорта научно-образовательного направления
Критериальный показатель 9 задает требования к работе вуза с выпускниками. В вузе должна существовать система изучения трудоустройства, востребованности, сопровождения карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников вуза.
Табл. 9.
Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №9.
Тип решения Решение Пример реализации
Использование решений для увеличения размера целевой аудитории Более полный охват релевантного рынка образовательных и др. профильных услуг целевая подготовка кадров (по заказу предприятий, организаций, местной и региональной администрации, других регионов страны и зарубежья)
Применение различных форм взаимодействия с предпринимательским сообществом Долгосрочные соглашения о сотрудничестве и партнерстве целевая подготовка по заказам предприятий и организаций
регулярная оценка качества выпускников и образовательной среды вуза
стимулирование работы по привлечению крупных заказчиков на специалис-тов-выпускников
Клубы и сайты выпускников
Учет требований потребителей образовательных услуг виды требований учащихся обеспечение раннего трудоустройства выпускников
Совершенствование процесса управления вузом Использование обратной связи для совершенствования процессов управления анкета выпускника
Критериальный показатель 10 задает требования к научно-инновационной деятельности вуза, наличию студенческого НИЦ , технологической оснащенности, наличию в вузе центров коллективного пользования уникальным дорогостоящим оборудованием, формированию научных и научно-педагогических школ.
Табл. 10.
Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №10.
Тип решения Решение Пример реализации
Применение различных форм взаимодействия с предпринимательским сообществом Долгосрочные соглашения о сотрудничестве и партнерстве проведение совместных НИОКР, привлечение вузовских ученых к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению и коммерциализации
создание совместных структур научно-образовательного или инновационного профиля, в том числе базовых кафедр
Экспертные советы по научно-образовательным направлениям — коллегиальные органы ученого совета вуза с преобладающим участием представителей промышленности, отраслевой и академической науки, преимущественно из числа стратегических партнеров вуза экспертиза тематических планов НИОКР факультетов на этапах формирования и ежегодного анализа результатов
анализ состояния и перспектив развития науки, техники и наукоемкого производства по профильным для вуза направлениям на региональном и международном уровнях
выработка рекомендаций по совершенствованию содержания и форм организации научной и научно-технической деятельности, составление аналитических прогнозов по профильным отраслям промышленности
подготовка и экспертиза предложений по созданию в вузе, при вузе или совместно со сторонними организациями учебнонаучных центров, НИИ, КБ, экспериментально-опытных предприятий и иных подразделений научно-образовательной сферы
Система многоканального финансирования Источники: создание и реализация инновационной технологии, продукции, услуг; — выполнение крупных, в том числе международных проектов;
Продолжение табл.
Тип решения Решение Пример реализации
Создание среды для развития научно-исследовательской и других видов профильной деятельности Организация защиты интеллектуальной собственности, в том числе: Патентно-информационное обеспечение изобретательской и патентно-лицензионной работы
Организация защиты интеллектуальной собственности, в том числе: регистрация учебных, методических, информационных и программных разработок
Формирование адекватного бизнес-окружения: подбор и размещение сервисных компаний, ориентированных на специализированную поддержку деятельности малых инновационных компаний (трансферт технологий, юридические консультации и т. д.)
Создание специальных структурных единиц для организации научно-исследовательской, консультационной и инновационной деятельности : центры трансферта технологий (ЦТТ)
технопарки
«бизнес-инкубаторы»
учреждение в вузе специальных исследовательских структур;
создание научных подразделений в составе факультетов для проведения научных исследований силами ППС с привлечением студентов
учреждение в вузе специализированных структур по управлению научной и инновационной деятельностью
Сотрудничество в области науки, образования и подготовки кадров с ведущими исследовательскими организациями и промышленными предприятиями
Меры по увеличению научной деятельности и интеграции науки и образования организация и проведение НИР
Организация обмена результатами проводимых исследований проведение научных и научно-практических конференций, методических и исследовательских семинаров
Мониторинг научной активности, в том числе: публикация результатов научных конкурсов и конкурса академических надбавок
В процессе анализа управленческих решений, принимаемых вузами, был выявлен тип решений, не относящихся к работе по улучшению каких-либо критериальных показателей, но влияющих на показатели качества образовательного процесса настолько, что можно предположить необходимость введения данного критериального показателя, что, в свою очередь, может послужить стимулом для активизации деятельности образовательных учреждений в данном направлении.
Критериальный показатель 11 задает требования к информированности потенциальных потребителей образовательной программы о ее существовании, целях, задачах и преимуществах. Схема данного влияния представлена на рис. 1. В квадратных скобках указан порядковый номер критериального показателя.
Улучшение информированности потенциальных потребителей
Увеличение числа абитуриентов
Возможность в том же объеме часов более углубленного изучения программы, выхода за рамки типовой программы [23 Щ
л
Улучшение уровня выпускников, возможность реализации большего количества программ НИС [9,10]
Повышение конкурса для абитуриентов Увеличение числа студентов по данной программе
\У’
Увеличение доли талантливых студентов [3] Увеличение финансирования и возможность усиления управленческих ресурсов {8]
Улучшение состояния материально-технической базы, информационного обеспечения, возможность дополнительного стимулирования ППС [6,7,4]
Л
Комплексное и взаимосвязанное улучшение всех показателей качества образовательного процесса
Рис. 2. Влияние критерия 11 на критерии 1—10.
Табл. 11.
Примеры управленческих решений для улучшения показателей по критериальному показателю №11.
Тип решения Решение Пример реализации
Использование решений для увеличения размера целевой аудитории Более полный охват релевантного рынка образовательных и др. профильных услуг «переманивание» абитуриентов из других вузов региона за счет активной имиджевой деятельности, диверсификации, в частности в непрофильные для вуза зоны деятельности
Выход на рынки других регионов рекламные кампании в других регионах вплоть до размеров страны, выход на рынки развивающихся стран, стран бывших республик СССР и «дальнего зарубежья
Создание трудно копируемых конкурент- участие в законотворческой деятельности по направлениям, в которых заинтересован вуз
ных преимуществ участие в рейтингах вузов и конкурсах, проводимых различными организациями
сотрудничество с известными структурами, организациями, предприятиями, в том числе международными
привлечение к работе в вузе «знаковых» фигур
проведение различных PR-акций
предоставление широким слоям общественности информации о себе, в том числе в Интернете
Выводы
1. Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса — возможность для вуза беспристрастной оценки сторонними квалифицированными экспертами сильных и слабых сторон вуза, выявления направлений перспективного развития вуза. Деятельность над улучшением качества образовательного процесса во всех аспектах является важнейшим источником для создания устойчивых конкурентных преимуществ. Те вузы, которые начали активно заниматься этим развитием около десяти лет назад, сейчас входят в число лучших организаций системы ВПО. И, наоборот, отсутствие этой деятельности практически неизбежно приводит к относительному ухудшению показателей деятельности вузов. Более того, можно говорить о том, что улучшение показателей качества даже по одному из критериальных показателей качества влечет за собой улучшение других показателей.
2. Процедуры общественно-профессиональной экспертизы должны быть унифицированы в целом по всем направлениям, естественно с учетом специфики каждого направления, и ориентированы на рынок труда и трудоустройство выпускников вузов, должны корректировать профессиональную подготовку, но одновременно должны основываться на фундаментальности и универсальности образования, развитии личности и формировании общественной ответственности. Высшее образование должно быть ориентировано на развитие и поэтому должно опережать систему требований рынка труда и быть на современном уровне развития науки.
3. Лидеров по успешности принятия управленческих решений отличает:
• активность по множеству направлений развития одновременно;
• действие «на опережение»;
• системный анализ принятых и реализуемых решений, учет влияния как положительных, так и негативных последствий, разработка корригирующих действий;
• постоянная работа по выявлению и отказу от малоперспективных и нерезультативных решений и их последствий;
• предпочтение стратегического планирования;
• адаптация под свои нужды российских и зарубежных «лучших практик».
4. Успешность образовательной деятельности все больше зависит от правильных маркетинговых решений. Рекламная деятельность для вузов становится таким же необходимым источником экспансии своей деятельности, естественно, обретя в сфере образования свои особенности проявления.
В целом, в принятии и реализации инновационных управленческих решений более успешны организации, выбравшие стратегию на постоянное стремительное и многоаспектное развитие.
Литература
1. Закон РФ №125-ФЗ от 22.08.96 г. в действующей редакции от 07.07.2003 г. «О высшем и послевузовском образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/135916/
2. Проект федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (от 15.07.2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fz-83.ru/ %D0%BD%D0%BF%D0%B0/995
3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н.Л. Титовой [Текст] — М. : МАКС Пресс, 2008. С. 668.
4. Е.В. Бебенина, Н.П. Калашников. «Независимая общественно-профессиональная аккредитация программ высшего образования: сущность, критерии, опыт». // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). 2008. №10, 11.
5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса..
http://epistemology_of_science.academic.ru/926/%D1%8D%D0%BA%D1%81%
D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0
6. Электронная энциклопедия Wikipedia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%EA%F0%E5%E4%E8%F2% E0%F6%E8%FF
7. Президент РФ Д.А. Медведев. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/8786