УДК 631
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ О.В.Парфентьева1
НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»,
664025, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.
Рассмотрены методики оценки качества образования в вузе.
Библиогр.З назв.
Ключевые слова: качество; вуз; образование; методики.
MANAGEMENT OF EDUCATION QUALITY IN A HIGHER SCHOOL O.V.Parfentjeva
Non commercial educational institution of Higher Professional Training "Siberian Academy of Law, Economics and Management" 21 Surikov St., Irkutsk, 664025
The author considers the procedures to assess the quality of education in a higher educational institution. 3 sources.
Key words: quality; higher educational institution; procedures,
Реформирование системы высшего профессионального образования активно осуществляется в высших учебных заведениях Иркутской области, Система высшего профессионального образования рассматривается как локомотив, способный вывести экономику региона на современные рубежи на базе внедрения достижений науки и техники в процесс производства и реформирования структуры экономики. Многие высшие учебные заведения развивают наиболее важные специальности с точки зрения перспектив развития региона, Среди них Иркутский государственный технический университет, Иркутский государ-
стооыыым университет путей сообщения, Сибирская
академия права, экономики и управления и другие учебные заведения. В свете решений Болонского процесса на первое место среди приоритетов в сфере высшего образования выдвинуто обеспечение качества образования и системы управления им. Как конкретную форму реализации этой цели, можно рассматривать идею перехода к многоступенчатой системе образования (бакалавр, магистр, аспирант). Каждая из этих ступеней готовит специалистов для рынка труда и открывает возможность для дальнейшего обучения.
В нашей стране не полностью сформировались объективные тенденции роста спроса на специалистов разного уровня квалификации. Они появляются по мере развития производства, основанного на внедрении новых технологий. По сути, внедрение новых технологий - единственный путь выхода из кризиса, поскольку позвопяет повысить уровень производительности труда и обновить производство, Вместе с тем, психологически далеко не все работодатели готовы воспринимать бакалавра как специалиста с высшим образованием. По мере развития рыночных отношений, покупатель в качестве основной фигуры на
рынке заставил считаться со своими потребностями всех; производителя, учёных, общество в целом. Реальным механизмом удовлетворения желаний потребителя стала система менеджмента качества продукции и международных стандартов серии ISO эооо.
Интеграционные процессы в мире проникли не только в экономику, но и в систему образования как неразрывно связанные стороны человеческой деятельности. Россия подписала Болонское заявление о формировании единого пространства высшего образования в Европе, которое должно быть достигнуто к 2010 году, для чего принято решение начать всесторонний переход к двухступенчатой системе образования в России, Уже сегодня многие образовательные учре>кдения высшей школы работают в рамках такой системы, обучают студентов по программам бакалавриата и магистратуры, Высшее профессиональное образование в России основано на получении определенного количества общечеловеческих и профессиональных знаний, которые качественно меняют личность выпускника.
Россия, помимо этого, ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, являющуюся юридическим документом, обязательным для исполнения, по признанию конвертируемости документов о высшем образовании в европейском пространстве. Приложения к диплому могут выдаваться на одном из наиболее распространенных европейских языков. Но из этого не следует, что дипломы будут признаваться автоматически, а только на основе анализа выполнения государственных образовательных стандартов выпускающей стороной,
В то же время, это внешняя сторона вопроса, ку= да более важную роль играет качественный аспект изменения высшего образования, когда на первый план выходит не продолжительность обучения, а ком-
1 Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, тел,: (3952)20-19-52. Parfentjeva Olga Vasiljevna, a candidate of economical sciences, an associate professor, tel.: (3952)20-19-52.
петенции выпускников как первого, так и второго уровня. Поскольку высшее образование понимается в Европе прежде всего как общее развитие личности, то возможно введение дополнительного экзамена в рамках итоговой государственной аттестации. На экзамене выпускник должен показать общий уровень эрудиции, умение работать с научным текстом, далеким от его специальности. Такого специалиста должны гото= вить совместными усилиями все кафедры образовательного учреждения высшей школы, а не только выпускающие, Именно подобный экзамен позволит сопоставить выпускников различных высших учебных заведений и квалификации по важнейшему показателю - качеству подготовки. Качество подготовки целесообразно оценивать на всех этапах обучения в форме текущей успеваемости, межсессионной аттестации, сессии. Важно создать единую систему оценки качества образования на европейском уровне, включающую сопоставимые методики, программы, стандарты, международное сотрудничество.
Одним из эффективных методов управления качеством образования является проведения интернет -экзамена в сфере высшего профессионального образования. Основная задача проведения экзамена заключается в выявлении степени освоения основной образовательной программы и соответствие полученных знаний требованиям государственных образовательных стандартов. При этом определяющую роль играют знания, полученные не отдельным студентом, а всей группой, которая представлена в выборке, При проведении экзамена используется методика проведения тестирования на основе аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ). Критерием оценки тестирования является процент сту= дентов, освоивших все дидактические единицы,
Второй метод оценки качества образования - это тестирование в процессе самоообследования образовательного учреждения, Самообследование проводится сотрудниками и профессорско-преподавательским составом организации, которые осуществляют проверку того, как происходит подготовка специалистов в образовательном учреждении, Прежде всего, следует провести подготовку к процессу самообследования и обучить команду, Самообследование в рамках комплексной деятельности образовательного учреждения предполагает оценку качества образования через определение уровня остаточных знаний студентов. Для этого всеми кафедрами и преподавателями составляются аттестационные педагогические измерительные материалы, Существует установленная методика формирования аттестационных педагогических измерительных материалов. Дисциплина подразделяется на дидактические единицы со гласно содержанию государственного образовательного стандарта, которые представляют собой завершенные темы или блок тем. По каждой дидактической единице составляются тесты и ключ к ним. Как правило, формируется 7-10 комплектов тестов, которые охватывают содержание всех дидактических единиц, Опрашиваются студенты, которые завершили изуче-ние данной дисциплины полностью, как правило, в
предыдущем учебном году, Опрос студентов различных курсов одной специальности ведется по всем четырем циклам дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин.
Основную часть аттестационных педагогических измерительных материалов составляют тестовые за-дания, соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов к выпускникам по конкретным специальностям. Предварительно тестовые задания, входящие в аттестационные педагогические измерительные материалы, были утверждены в учебно-методических объединениях по соответствующим специальностям. В процессе самообследования вуза проводился контроль знаний студентов по тестовым заданиям, входящим в аттестационные педагогические измерительные материалы, с использованием системы «Камертон» в качестве инструмента компьютерного тестирования и обработки информации. Результаты тестирования были представлены в графической форме в рамках программы «Камертон» и в цифровом значении в документах по самообследованию образовательного учреждения. Полученные данные позволяют оценить уровень и качество подготовки студентов и выпускников, Результаты опроса студентов заносятся в специальные формы. Во вторую часть формы заносятся результаты тестирования студентов, проводимого государственной аттестационной комиссией в ходе комплексной оценки деятельности вуза. Такая методика позволяет наглядно сопоставить полученные результаты по уровню сложности, объективности и качеству подготовки специалистов. В системе «Камертон» наглядно видны фамилии всех студентов и преподавателей, повышается точность расчетов, наглядно представляется степень освоения дидактических единиц. При проведении опросов студентов должно быть обеспечено присутствие не менее 90% студентов группы обследования.
Программа аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования является нормативным документом. Проверка качества подготовки специалистов согласно этой программе осуществляется на основе анализа результатов итоговых аттестаций выпускников за последние три года, контроля знаний студентов по дисциплинам всех блоков учебного плана, а также потенциала образовательного учреждения по отдельным направлениям подготовки специалистов. Качество знаний может быть определено как достаточное; в основном достаточное; недостаточное. Определяю-щими при оценке качества подготовки являются результаты итоговой аттестации выпускников, а также отсутствие или наличие рекламаций на качество их подготовки со стороны потребителей специалистов.
Оценка качества освоения программ подготовки в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по всем направлениям осуществляется по блокам дисциплин. При установлении невыполнения требований государственных образовательных стандартов может быть принято
решение об отказе в аттестации или аттестации соответствующего направления на неполный срок. При определении качества подготовки как «недостаточного» данное направление считается неаттесгованным.
Качество знаний также оценивается по десятибалльной шкале и следующим критериям: по уровню требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов на основе данных последних трех лет. По десятибалльной шкале оценивается и довузовская подготовка и отбор абитуриентов. Возможные виды довузовской подготовки: профильные классы, подготовительные курсы, лицей, колледж, В Сибирской академии права, экономики и управления существуют и активно развиваются все возможные виды довузовской подготовки. Оценка соответствует десяти баллам. Ее можно оценить как очень высокую, полностью соответствующую предъявляемым требованиям. Следующий критерий десятибалльной системы: процент поступивших на 1-5 курсы из довузовских структур подготовки. Еще один показатель: профори-ентационная работа со школьниками, Он также оценивается по десятибалльной шкале, Следующий важный показатель: условия конкурсного отбора при поступлении, Обращается внимание на конкурс при поступлении, форму (тестирование, собеседование) и содержание экзаменов, Отслеживается динамика и изменения за текущий период. Оценка динамики осуществляется также по десятибалльной системе. Анализ этих показателей позволяет осуществлять контроль выполнения требований при приеме.
На следующем этапе анализируется степень подготовленности выпускников к выполнению требований государственных образовательных стандартов. Оценка осуществляется на двух уровнях: в процессе обучения и востребованности выпускников на рынке труда. С этой целью анализируются такие показатели, как востребованность выпускников, их профессиональное продвижение, отзывы работодателей, наличие рекламаций на подготовку выпускников, наличие выпускников, состоящих на учете в службе занятости.
В процессе обучения оценка подготовки студентов осуществляется по нескольким направлениям, 1. Анализируются экзаменационные билеты и результаты экзаменов, то есть те требования, которые предъявляются в процессе промежуточных аттестаций студентов и полученные результаты. 2. Анализируются результаты итоговых аттестаций выпускников. 3. Анализируются отчеты председателей итоговых аттестационных комиссий, 4, Анализируются результаты контрольных опросов студентов, Опрос студентов осуществляется по фондам контрольных заданий учебно-методических объединений либо по утвержденным ими фондам заданий, подготовленным самим вузом. Контрольные задания составляются по каждой дисциплине, либо по циклам дисциплин. Учебно-методические объединения оценивают задания, как правило, по трем уровням: средней сложности, выше средней сложности, ниже средней сложности. Утвер-
жденные фонды прилагаются к отчету по самообследованию.
В государственных образовательных стандартах указывается количество экзаменов, название дисциплин, по которым проводятся экзамены, указывается расширенный круг дисциплин, знание которых должны показать выпускники на государственных экзаменах. В процессе экспертизы анализируется содержание билетов, постановка вопросов, степень отражения программного материала, Содержание выпускных квалификационных работ должно соответствовать специальности и специализации выпускников, если таковая имеется, Как правило, дипломная работа пишется на основе фактического материала той организации, где выпускник проходил преддипломную практику. Место прохоищения преддипломной практики может соответствовать месту работы студента, как правило, заочной формы обучения. Тематика дипломной работы должна быть оригинальной и отражать проблемы и варианты их решения в той организации, на базе которой написана дипломная работа (проект).
Задачей внешней экспертизы является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов на основе выборочного контроля представленных материалов самообследования. Критериальные значения тестирования при проведении внешней экспертизы используются не для оценки отдельной образовательной программы, а для оценки уровня знаний в целом по образовательному учреждению. Следовательно, не могут быть аттестованы отдельные образовательные программы, а какие-то не аттестованы. Либо образовательное учреждение в целом проходит аккредитацию, либо не проходит, Таким образом, найден весьма эффективный и жесткий критерий уровня преподавания и усвоения знаний студентами в целом по образовательному учреждению. Объективность оценки обеспечивается независимыми экспертами, составляющими тесты, компьютерной программой, обрабатывающей результаты. Дополнительными критериями независимости является обработка данных в центре тестирования, а также делегирование данной функции независимому текстологу, который даже не входит в состав комиссии по комплексной оценке деятельности образовательного учреждения. Рассмотрим один из вариантов критериальных значений результатов дидактического тестирования студентов при оценке деятельности образовательного учреждения, установленных в 2005 году.
Прежде всего, они дифференцированы по направлениям подготовки и специальностям. Обязательно должны быть представлены все блоки дисциплин, а также отдельные дисциплины из каждого блока. Дисциплины по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин в обязательном порядке входят в государственный образовательный стандарт по всем направлениям, поэтому
выбраны общие дисциплины по всем образовательным программам в рамках указанных блоков. Речь идет об образовательных программах в области экономики, менеджмента и права. Устанавливается пороговое значение освоения дисциплины в процентах от общего количества заданий.
Из цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выбраны наиболее значимые дисциплины: философия и отечественная история. Если по философии средний процент выполненных заданий составил 32, то по отечественной истории - 60. Мы видим, что критериальное значение по двум дисциплинам отличается практически в два раза. Это можно объяснить сложностью восприятия, более высоким уровнем абстракции вопросов дисциплины «Философия», что особенно сложно для студентов первых курсов. Отечественная история проще для восприятия в силу того, что содержит более конкретную информацию, тем более что учащиеся изучали историю в школе в достаточно большом объеме. Вместе с тем, внешнее ощущение простоты вопросов может привести к тому, что студенты не затратят необходимого времени на обдумывание ответов, что может привести к более низким результатам.
Из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин выбраны: математика, информатика, концепции современного естествознания, которые представлены в государственных образовательных стандартах всех направлений подготовки. Трудно переоценить не только практическую значимость этих предметов, но и их роль в формировании взглядов будущих специалистов. Наиболее общее представление о современном мире дает дисциплина «Концепции современного естествознания », изучение которой основывается на знании физики, химии, биологии, астрономии, Сложность понимания эволюции научного метода и естественнонаучной карты мира, таких понятий, как пространство и время, структурные уровни и системная организация материи, эволюционное естествознание, биосфера и человек, порядок в природе, определили интегрированный характер знаний. Критериальное значение по дисциплине «Концепции современного естествознания» установлено на уровне 25%,Хотя для столь сложной дисциплины это весьма высокая планка, тем более что она устанавливается не для отдельных студентов, а для всей опрашиваемой группы в целом.
Математика является не менее сложной дисциплиной, теоретическое и практическое значение которой трудно переоценить, Средний процент выполненных заданий по математике установлен на уровне 36. Знание математики позволяет систематизировать всю получаемую информацию. Более высокий процент можно объяснить тем, что основные разделы математики изучались в школе, в высшей школе отведено большое количество часов на изучение дисциплины, учащиеся заинтересованы в изучении математики в силу практической необходимости осуществления расчетов, с которыми сталкивается каждый человек во
всеусложняющемся мире. Практической значимости применения математики придается большое значение как в процессе изучения, так и в процессе тестирования.
Критериальное значение показателя по информатике составляет 45%.В практической деятельности без знания информатики невозможно обойтись. Современная молодежь проявляет большой интерес к изучению данной дисциплины. Школьная подготовка, солидный объем часов по данной дисциплине, хорошая материальная база, индивидуальный подход со стороны преподавателей позволяют выполнить установленные требования,
Критериальные значения тестов по циклу обще-профессиональных дисциплин и специальных дисциплин зависят от специфики основной образовательной программы. Рассмотрим основную образовательную программу 080105 «Финансы и кредит», По циклу общепрофессиональных дисциплин были предложены тесты по статистике - пороговое значение 27%.Теоретический характер и высокая сложность данной дисциплины, значительное количество дидактических единиц позволили установить значение на таком уровне. Но практика тестирования показала, что это слишком высокий показатель тестирования, и он был снижен до 18%,
По специальным дисциплинам процент варьируется от более низкого по теоретическим дисциплинам: «Финансы» - 22, «Деньги, кредит, банки» - 29, «Бюджетная система РФ» - 29 - к практическим дисциплинам с повышением показателя, Приведем конкретные данные: «Финансовый менеджмент» - 37, «Рынок ценных бумаг» - 38, «Страхование» - 31, «Инвестиции» -34, «Налоги и налогообложение» - 50. Практическая значимость дисциплин и более конкретные данные по ним, включая законодательные акты, конкретизируют верные варианты и позволяют поднять планку правильных ответов,
По специальности 080109 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» наблюдается другая тенденция. Показатели критериального значения находятся примерно на одном уровне: «Теория экономического анализа», «Бухгалтерский управленческий учет», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» - 41, «Теория бухгалтерского учета» - 43, «Бухгалтерский финансовый учет» - 44. Сложность этих дисциплин достаточно высока и находится примерно на одном уровне. Важность этих дисциплин определяется государственным образовательным стандартом, их значением для практической деятельности специалистов, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава, который имеет большой практический и научный опыт.
По специальности 080102 - «Мировая экономика» наблюдается аналогичная тенденция, По профилирующим и сложным дисциплинам: «Мировая экономика» - 41, «Бухгалтерский учет» - 49, устанавливаются близкие критериальные значения, По наиболее сложной дисциплине, «Статистика» балл значительно
ниже - 27, аналогично с другими экономическими специальностями.
Похожую тенденцию наблюдаем по специальности 030301 «Психология»: «Философия»-32, «Отечественная история» - 60, «Концепции современного естествознания» - 25. Процент правильных ответов устанавливается на таком же уровне, как по другим специальностям. По циклу общепрофессиональных дисциплин, которым отведено большее количество часов как аудиторных, так и самостоятельной подготовки: «Психология развития и возрастная психология» - 37, «Клиническая психология» - 47 - наблюдаем достаточно высокий уровень показателя. Высокопрофессиональный уровень преподавания по важнейшим дисциплинам позволяет обеспечить возможность ответов по столь высоким критериям.
По специальностям: 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080100 «Экономика» следующие характеристики: «Экономическая теория» -22, «Экономика предприятия» - 34, «Экономическая оценка инвестиций» - 49, «Микроэкономика» -32, «Макроэкономика» - 29, «Статистика» - 21, «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» - 30. Здесь мы наблюдаем общую тенденцию тестирования по экономическим специальностям. Самый низкий порог устанавливается по наиболее сложным дисциплинам: экономической теории и статистике. По остальным дисциплинам он значительно выше. Вместе с тем, макроэкономику и микроэкономику можно рассматривать как прямое продолжение экономической теории. Вместе с тем, пороговые значения имеют более высокие показатели, что означает и более высокие требования. На наш взгляд, это можно объяснить более конкретизированным материалом, как следствие, большим пониманием студентами тем этих дисциплин.
По специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» установлены следующие критерии оценки: «Экономическая теория» - 33, «Теория управления» - 36, «Управление персоналом» -33, «Система государственного и муниципального управления» - 28, Близкие значения показателей наблюдаем по родственной специальности 080507 «Менеджмент организации», а именно: «Экономическая теория» - 32, «Основы менеджмента» - 43, «Управление персоналом» - 25, «Маркетинг» - 22, «Инновационный менеджмент» - 33, «Теория организации» -12. Из всех близких значений выбивается наиболее низкий показатель по теории организаций, всего 12 %.На наш взгляд, это можно объяснить некоторой абстрактностью дисциплины и обманчивым впечатлением меньшей сложности на фоне прочих изучаемых дисциплин. Поэтому сложнее ответить на конкретно сформулированные вопросы тестов, когда профессиональный составитель за общими моментами выделяет суть вопроса.
По специальностям 080300 «Коммерция» и 080301 «Коммерция (торговое дело)» установлены следующие критерии: по дисциплине «Основы коммерческой деятельности» - 38, критерий одинаковый,
что объясняется едиными требованиями к одному предмету по родственным специальностям.
По специальности 080111 «Маркетинг» установлены следующие пороговые значения: по дисциплинам «Основы маркетинга» = 30, «Управление маркетингом» -35, «Экономическая теория» - 17, Дифференциация критериев тестирования, на наш взгляд, объясняется практическим настроем студентов на профессиональные дисциплины. Знания, приобретенные по ним, могут быть использованы в практической деятельности, Этим же можно объяснить меньшую заинтересованность в изучении такой сложной теоретической дисциплины, как «Экономическая теория»,
По специальности 030501 «Юриспруденция» были установлены следующие пороговые значения по общепрофессиональным дисциплинам: «Теория государства и права» - 33, «Конституционное (государственное) право России» -28, «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» - 52, «Трудовое право» - 35, «Уголовное право» - 41, «Административное право» - 16. Наиболее высокие критерии установлены по наиболее значимым дисциплинам, Немаловажную роль играет и тот факт, что «Уголовное право» читается в течение двух лет, поэтому этой дисциплине уделяется серьезное внимание со стороны студентов, «Гражданский процесс» в определенной степени является продолжением второй важнейшей дисциплины «Гражданское право», которая также читается два года, на втором и третьем курсах при очной форме обучения, Учащиеся могут преодолеть планку в 52 процента, Теоретические дисциплины сложнее для освоения, поэтому по дисциплинам «Теория государства и права » и «Конституционное (государственное) право России» процент правильного выполнения заданий несколько ниже.
Средний процент выполненных заданий не остается стабильным. Критериальное значение постоянно изменяется в результате обработки статистических данных по тестированию студентов различных вузов, повышения требований к качеству образования. Например, были изменены тесты по ряду дисциплин. Так, по отечественной истории процент выполненных заданий увеличился с 60 до 75; по статистике снижен с 27 до 18; по экономической теории снижен с 32 до 19 процентов, Это можно объяснить тем, что тесты по таким дисциплинам, как «Статистика» и «Экономическая теория», достаточно сложные, По «Истории отечества» задания значительно проще. Сказывается и тот факт, что учащиеся подробно изучали историю в школе, поэтому более основательно владеют материалом,
В период комплексной оценки деятельности вуза в программу тестирования включаются дисциплины, от показателей которых не зависят результаты данного образовательного учреждения. Цель такого тестирования: сбор и анализ информации по остаточным знаниям студентов нескольких образовательных уч-режденй в различных регионах, На основе анализа этих данных устанавливаются пороговые значения для различных дисциплин по всем образовательным
учре>кдениям. В процессе аккредитации происходит сопоставление данных результатов тестирования, полученных в процессе самообследования образовательного учреждения и результатов тестирования по всем блокам дисциплин. Табличная форма представления результатов двух вариантов тестирования позволяет оценить степень совпадения или расхождения полученных результатов. Расхождение (совпадение) результатов тестирования может быть вызвано, прежде всего, различным уровнем сложности тестовых материалов, ясности использования понятийного аппарата. Чем меньше уровень расхождения полученных результатов, тем выше степень соответствия подготовки специалистов предъявленным требованиям,
В настоящее время в число аккредитационных показателей включен показатель внедрения в образовательном учреждении системы управления качеством, Эта система универсальна и применима к любой сфере человеческой деятельности, хотя и имеет свою специфику в сфере высшего профессионального образования.
Качество обучения находит свое отражение в реализации требований государственного образовательного стандарта в процессе обучения. Важную роль в процессе подготовки специалистов играет организация учебного процесса, Возможны различные методики оценки качества образования: 1) в процессе Интернет - экзамена, проводимого два раза в течение учебного года; 2) на основе аттестационных педагогических измерительных материалов, используемых в процессе самообследования образовательного учреждения с применением системы «Камертон»; 3) на основе аттестационных тестов, которые применяются в процессе комплексной оценки деятельности образовательного учреждения,
Все три методики объединяет общий подход, который заключается в сопоставлении полученных знаний с требованиями государственных образовательных стандартов по выборочным дисциплинам, разбитым на дидактические единицы как единицы измерения необходимого объема знаний. Единство подхода к выявлению уровня качества образования во всех трех методиках может служить подтверждением правильности сделанного выбора, Вместе с тем, единство подхода может стать основой для дальнейшей работы над методиками оценки качества образования.
Повышению качества образования может способствовать переход высшей школы в России к накопительной системе обучения, взамен переводной. Студент будет «накапливать» за весь период обучения выбранные им дисциплины: в год в пределах 12 предметов, Такой подход перекликается с существующим сейчас перечнем дисциплин по выбору студентов в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Расчет часов будет осуществляться в зачетных единицах (кредитах), каждая из которых соответствует 36 академическим часам, включающим все виды работы со студентами (аудиторную, самостоятельную, практики и т.д.).
Зачетная единица установлена в нашей стране в 2002 году и внедрена в нескольких высших учебных заведениях России. Такая система позволит расширить адаптационные возможности студентов, имеющих разные способности, отказаться от отчисления Студентов, не выполнивших учебный план. Введение государственных образовательных стандартов третьего поколения облегчит переход высших учебных заведений к двухуровневой системе высшего профессионального образования.
Оценка качества образования проводится на основе системы показателей, влияющих на конечный результат, Помимо этого, процесс оценки осуществляется на нескольких этапах и на различных уровнях: образовательного учреждения и вышестоящих организаций, что позволяет объективно оценить реализацию интересов всех заинтересованных сторон. Множество методик оценки качества образования позволяет получить результаты, дающие представление о различных сторонах качества образования. Значения тестирования при проведении внешней экспертизы используются для оценки уровня знаний в целом по образовательному учреждению. Найден весьма эффективный метод оценки уровня качества образования, который не исключает возможность его дальнейшего совершенствования.
Библиографический список
1..ISO 9000:2000. Система менеджмента качества, Основные принципы и словарь.
2. Комплексная оценка высших учебных заведений; Учебное пособие. / В.Г.Наводнов [и др.] М.: Центр государственной аккредитации, 2003.176 с.