М.С. Нетесова*
ОБ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЯХ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Несмотря на активное обсуждение в программных документах и научной литературе приоритетов инновационного развития в государственной политике юридической наукой до сих пор не выработана полноценная концепция инновационной системы страны, системно не рассмотрены ключевые понятия категориального аппарата в сфере инновационной деятельности. Предлагаемые определения имеют очевидный экономический оттенок, поскольку изначально данная тематика сформировалась в «лоне» экономической науки.
Вопрос о категориальных понятиях представляется очень важным для формирования соответствующей сферы законодательства. Это особенно очевидно на примере законодательства об инновационной деятельности, которое более 10 лет практически не развивалось, что в значительной степени было связано с неопределенностью понятийного аппарата; при отсутствии понимания содержания терминов невозможно конкретизировать их в законодательстве.
В настоящее время имеется около 2000 нормативных правовых актов, в которых речь идет о различного рода институтах, называющихся «инновационными»: «инновации», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «национальная инновационная система» и т.д. Большая часть этих актов содержит не обремененные особой нагрузкой словосочетания «инновационная политика», «инновационное развитие», «инновационная перспектива» и др. Подобное количество различных понятий, не имеющих единого правового терминологического определения, размывает категориальное содержание понятия «инновационный», не позволяет создать эффективный механизм правового регулирования инновационной деятельности.
* Младший научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права РАН.
Труды Института государства и права 75
Российской академии наук № 1/2014
Инновация
Одним из ключевых базовых понятий является понятие «инновация», ставшее камнем преткновения в процессе разработки инновационного законодательства, начиная с федерального закона об инновационной деятельности, вотированного в 1999 г. исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Путиным.
В экономической науке существуют различные классификации инноваций: инновации-продукты и инновации-процессы; технологические и организационные инновации; радикальные и эволюционные; непрерывные и прерывистые. М. Портер и Г. Бонд предлагают подразделять инновации на восходящие и нисходящие. Первые тесно связаны с научными исследованиями, вторые - с процессом коммерциализации.
До недавнего времени в законодательстве существовал двойной подход к пониманию данного явления: инновация как процесс и инновация как продукт (результат) деятельности.
Длительное время в действующем законодательстве и правовой доктрине отсутствовало единое толкование понятия «инновация». Лишь в конце 1990-х гг., когда данная тематика вновь привлекла внимание законодателя, в постановлении Правительства РФ от 24 июля
1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998- 2000 годы» появилось первое нормативно закрепленное понятие, трактовавшее инновацию как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Таким образом, были закреплены два базовых критерия «иннова-ционности» продукта - новизна продукта и его реализация на рынке.
Неопределенность формулировки «новая или усовершенствованная продукция» стала одной из причин наложения вето на принятый в
1999 г. Федеральный закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», так как она не устанавливала признаки, по которым продукцию или технологический процесс можно отнести к новым или усовершенствованным до такой степени, чтобы деятельность по созданию и освоению этой продукции или технологического процесса можно отнести к инновационной.
1 СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3886. 76
В отдельных правовых актах и законопроектах встречаются попытки определить данные критерии. Так, чтобы уточнить степень новизны продукта, в некоторых законопроектах предлагалось закрепить, что с момента первоначального выпуска таких товаров, производства работ и оказания услуг не истекло трех лет.
Новизна в понятии уникальности предполагает, что продукция не должна повторять ранее выполненные работы по данной теме. Возможны исключения, например проект позволяет существенно изменить свойства либо продукта (который уже производится), либо технологического процесса.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственной корпорацией «Роснано» к финансируемым ею инновационным
2
проектам, к критериям можно отнести следующие :
создание новых классов продукции, оборудования и технологий, новых сегментов рынка и новых услуг;
проведение эффективного импортозамещения на внутренних рынках;
получение устойчивых конкурентных преимуществ за счет превосходства технико-экономических параметров создаваемой продукции и технологий в сравнении с лучшими аналогами.
В соответствии с постановлением Госкомстата России от 22 июля 2002 г. № 156 под технологически усовершенствованным продуктом подразумевается существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).
В данном постановлении более четко указано, какие усовершенствования не относятся к инновационным:
эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.); незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, сто-
2 Требования к составу и содержанию проектов в области нанотехноло-гий, предлагаемых к финансированию за счет средств ГК «Роснано». Утв. приказом генерального директора Российской корпорации «Роснано» от 23 апреля 2009 г. № 144.
имость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство продукции, не выпускавшейся ранее в данной организации, но уже достаточно известной на рынке сбыта видов продукции (возможно непрофильной), в целях обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации.
В соответствии с терминологией, рекомендуемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), технологически усовершенствованный продукт - существующий продукт, рабочие характеристики которого были значительно дополнены или обновлены. Простой продукт может быть усовершенствован (в сторону улучшения характеристик или снижения стоимости) за счет использования более эффективных компонентов или материалов; сложный продукт, состоящий из ряда интегрированных технических подсистем, может быть усовершенствован внесением частичных изменений в одну из подсистем. В целом же ни законодательство РФ, ни правовая доктрина существенно не проработали данный вопрос.
Неоднозначен также вопрос о соотношении понятий «инновация» и «инновационная продукция».
Так, Закон Украины от 4 июля 2002 г. № 40-1У «Об инновацион-
„3
ной дечтельности» разводит «инновацию», «инновационный продукт» и «инновационную продукцию». Под последней в данном случае подразумеваются новые конкурентоспособные товары или услуги, соответствующие требованиям, установленным указанным Законом.
Данный подход следует признать правильным в отличие от встречающейся в действующем российском законодательстве практики использования терминов «инновация» и «инновационная продукция» в качестве синонимов. Так, в соответствии с абз. 6 п. 2 Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7, инновационной продукцией является результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации4.
3 иКЬ:Шр://Ьа8е.8р1п1'огт.ги/8Ьотс'_^с.1жх?г^=9542 (дата обращения: 15.10.2013).
4 СПС «Гарант». 78
Разграничиваются данные понятия и на уровне регионального законодательства. Согласно нормам Закона Томской области от 28 августа 2008 г. № 1601 «Об инновационной деятельности в Томской области» даются следующие определения данных категорий.
Инновации - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, новой или усовершенствованной услуги, реализуемой на рынке; либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Инновационная продукция - инновация, реализуемая на рынке и (или) используемая в практической деятельности не более трех лет с момента ее вывода на рынок.
В ряде зарубежных законодательных актов содержатся как широкая, так и узкая трактовки понятия «инновация». Так, Руководство Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» определяет инновацию как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
В соответствии с требованиями данного акта минимальным признаком инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной фирмы. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые фирмы создали первыми, и (или) продукты, процессы и методы, заимствованные от других фирм или организаций. Общим признаком инновации является то, что она должна быть внедрена. Новый или усовершенствованный продукт является внедренным, когда он вынесен на рынок. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются внедренными, когда они стали реально использоваться в деятельности фирмы6.
По такому пути пошла, в частности, Украина. Согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности» в категорию инноваций включены вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствован-
5 СПС «Гарант».
6 Гл. 3 Руководства Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» // СПС «Гарант».
ные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы.
Этот же путь выбрала и Россия. В 2011 г. законодательно были закреплены некоторые понятия в сфере инновационной деятельности. В Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» был внесен раздел, посвященный инновационной деятельности, в котором инновация определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях7. Видим, что при разработке определения использовался подход Рекомендаций Осло.
Инновационная деятельность
В экономической науке под инновационной деятельностью подразумевается вид деятельности по обновлению и развитию факторов, процессов и результатов функционирования общества и его социально-экономических структур путем внедрения прогрессивных и эффективных новшеств. Как видим, определение недостаточно четкое, чтобы его можно было использовать в законодательстве. В праве же долгое время не был сформирован единый подход к данному явлению. Более распространены были два подхода к определению инновационной деятельности:
через понятие «инновация» (по принципу «подобное через подобное»);
путем перечисления конкретных видов деятельности.
Под инновационной деятельностью также подразумевают и сам процесс, причем формулируют это положение либо посредством закрепления признаков данного вида деятельности, либо путем перечисления конкретных видов инновационной деятельности.
Наиболее эффективным представляется закрепление понятия «инновация» в качестве результата деятельности, а понятия «инновационная деятельность» - через определение существенных признаков данного вида деятельности.
7 См.: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4602. 80
В законодательстве термин «инновационная деятельность» впервые был определен как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки8.
В соответствии с положениями Руководства Осло под инновационной деятельностью подразумеваются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью.
Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации.
Закон Томской области от 28 августа 2008 г. № 1601 «Об инновационной деятельности в Томской области» определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на производство новых или недостающих товаров (услуг).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» инновационная деятельность - это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Инновационный проект - это комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
8 См.: постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3886.
Инновационный процесс В праве данное понятие до сих пор не нашло своего закрепления. В юридической литературе оно часто используется как синоним инновационной деятельности, однако по сути это не верно. Понятие «инновационный процесс» более широкое, чем инновационная деятельность. Оно аккумулирует в себе различные этапы инновационной деятельности, от первого этапа (разработка новой идеи) до последнего (коммерциализация инновации).
Так, экономическая наука отделяет данную категорию от «инновационной деятельности». Под инновационным процессом в экономике понимается преобразование научного знания или идеи в продукт, техническое решение, последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до реализации на рынке конкретного продукта, технологии, интеллектуальной собственности или услуги.
Национальная инновационная система Аккумулирующим понятием в сфере инновационной деятельности является «национальная инновационная система».
Впервые определение национальной инновационной системе было дано К. Фримэном (Институт исследования научной политики Сас-секского университета, Великобритания) в 1987 г. в работе «Инновации в Японии» как сложной системы экономических субъектов и общественных институтов (таких, например, как ценности, нормы, право), участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, превращении в новые технологии, продукции (сеть институтов в государственном и частном секторах, осуществляющих взаимодействие по инициации, импорту, модификации и распространению новых технологий).
На практике национальные инновационные системы сформировались в середине XX в. в развитых странах мира по принципу объединения различных организаций, производителей новых знаний, технологических и аналитических центров, которые соединены множеством взаимосвязей, создавая таким образом инновационную систему.
В соответствии с одним из наиболее общих и емких определений национальная инновационная система представляет собой элементы и связи, которые функционируют в процессе производства продукции, диффузии и использования экономически полезных знаний9. Однако
9 Nelson R (ed.). National Innovation Systems. A Comparative Analysis. N.Y., 1992.
это определение не учитывает, во-первых, что данные элементы не просто функционируют сами по себе, но обязательно взаимодействуют между собой; во-вторых, в инновационном процессе задействованы не только «экономически полезные знания» (т.е. продукты прикладной науки), но и результаты фундаментальных исследований.
Наиболее охватывающее понятие национальной инновационной системы включает в себя совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению, распространению и эффективному использованию знаний и технологий .
Однако и данное определение недостаточно проработано. В частности, субъектами инновационной системы могут быть не только организации, но и физические лица (научные сотрудники, индивидуальные предприниматели, должностные лица). Кроме того, понятие «совокупность» подразумевает однородность элементов, согласно Толковому словарю Ушакова11 совокупность есть «сочетание, соединение, представляющее общую сумму чего-нибудь. Например, совокупность условий, совокупность данных, предан суду по совокупности улик». Следовательно, субъекты и взаимосвязи не могут составить единую совокупность. Этим от понятия «совокупность» отличается понятие «система», которое является более сложной структурой. То есть «система» и «совокупность» суть не одно и то же. Данное замечание, конечно, не является принципиальным для практики правоприменения, и все же его желательно учитывать при осуществлении законодательной деятельности.
М.В. Волынкина определяет идеальную модель национальной инновационной системы как совокупность отношений хозяйствующих
субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распростра-
12
нения и использования нового экономически выгодного знания .
10 См.: Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: эффективность, факторы, узкие места // Инновационное развитие: международный опыт и стратегия России. М., 2009. С. 145.
11 См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
12 ВолынкинаМ.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал российского права. 2005. № 1.
Данное определение демонстрирует одноаспектное восприятие национальной инновационной системы, исключающее участие в ней государства и иных публичных субъектов. Ошибочность этого утверждения можно легко обосновать тем, что система должна быть самодостаточной, обеспечивающей свое существование и развитие. Однако следует понимать и учитывать, что функционирование национальной инновационной системы и инновационное развитие в целом непосредственно зависят от государственной политики и государственной поддержки, от достижений фундаментальной науки.
Для того чтобы сформулировать понятие национальной инновационной системы и обозначить составляющие ее элементы, необходимо четко определить, что система не является набором случайных элементов, строится и функционирует по определенным законам. Теоретически данный вопрос рассматривается в работах по системному анализу. Так, Р. Акофф и Ф. Эмери подчеркивают связь и взаимозависимость элементов системы, являющиеся ее характерным свойством. В.Г. Афанасьев писал, что под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интеграционные, системные) качества, не присущие ее составляющим.
В публичных выступлениях представителей государственной власти и в нормативных актах часто используется понятие «национальная инновационная система». Как отмечалось выше, под инновационной системой подразумевается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области инновационной деятельности. Однако в праве не закреплено, что подразумевается под субъектами инновационной деятельности, а также не разработаны механизмы взаимодействия данных субъектов в единой системе. Вместе с тем в правительственных стратегиях и программах национальная инновационная система рассматривается лишь через ее функции, которые не дают ясности в отношении ее институционального состава. Представляется необходимым закрепить в федеральном законодательстве структуру, механизмы взаимодействия элементов и принципы построения национальной инновационной системы.
В связи с развитием в России нанотехнологий была поставлена задача построения национальной нанотехнологической сети. Предпо-
лагаемая нанотехнологическая сеть, по сути, должна представлять подсистему национальной инновационной системы.
В приказе Минобрнауки России от 7 февраля 2011 г. № 173 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологиче-
13
ской сети» национальная нанотехнологическая сеть определяется как совокупность организаций различных форм собственности, обеспечивающих и осуществляющих скоординированную деятельность по разработке и коммерциализации нанотехнологий, разработке и выпуску продукции наноиндустрии, ее метрологическому обеспечению, стандартизации, оценке и подтверждению соответствия, обеспечению безопасности создания и применения, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для наноиндустрии, а также по финансированию проектов развития наноиндустрии.
Нанотехнологическая сеть должна включать в себя: национальный исследовательский центр нанотехнологий, нано-систем и наноматериалов на базе федерального государственного учреждения «Российский научный центр «Курчатовский институт», осуществляющий научную координацию деятельности по реализации Президентской инициативы - головная научная организация;
научные, проектные и промышленные центры и лаборатории, созданные на базе Российской академии наук и других научных организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности, осуществляющие исследования, разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции - головные организации отраслей;
научно-образовательные центры (НОЦ), созданные на базе ведущих вузов страны, осуществляющие подготовку специалистов в области нанотехнологий;
государственную корпорацию «Российская корпорация нанотех-нологий», решающую задачи организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий;
организации, осуществляющие финансирование проектов развития нанотехнологий, включая венчурные фонды.
Анализ модели национальной нанотехнологической сети представляет для нас лишь теоретический интерес, так как если учесть, что планы по формированию нанотехнологической сети должны были быть реализованы еще в 2010 г., то данное мероприятие, вероятнее
13 Российская газета. 2011. 25 мая.
всего, так и останется очередным проектом, реализованным лишь на бумаге.
Инновационная инфраструктура
Одной из основных задач инновационного развития законодательство определяет построение инновационной инфраструктуры.
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» определяет инновационную инфраструктуру как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг (ч. 11 ст. 2).
Подобные организации, составляющие инновационную инфраструктуру, создаются в самых различных формах, многие из них не урегулированы законодательством.
Нет определенного представления и о структуре инновационной инфраструктуры. В настоящее время в законодательстве фигурирует около 50 видов субъектов инновационной инфраструктуры, начиная от наукоградов и особых экономических зон, заканчивая бизнес-ангелами, венчурными ярмарками и биржами интеллектуальной собственности. Если первые в большей или меньшей степени урегулированы законом, то статус последних так и не был определен. В результате складывающаяся практика создания субъектов инновационной инфраструктуры неоднородна, а сами они не играют пока активной роли в инновационном процессе. Многие из них по существу (задачам, организационно-правовой форме, ресурсам) не имеют принципиальных отличий. Полагаем необходимым структурировать весь этот массив субъектов, ввести его в правовое поле.
Особой разновидностью субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры являются инновационные территории России. Однако официально их статус в законодательстве РФ не закреплен. В имеющихся публикациях под инновационными территориями подразумевают территории, находящиеся в границах одного или нескольких муниципальных образований, основу экономического развития которых составляют создание и реализация конкурентоспособной продукции15. В российской и зарубежной практике к ним отно-
14 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
15 См.: Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой кон-86
сят научно-исследовательские парки и технопарки, технополисы, академгородки и т.д. Однако наибольшее распространение в России получили такие инновационные территории, как наукограды и особые экономические зоны. Эти и другие образования в той или иной степени урегулированы специальными нормативными правовыми актами, хотя единая классификация инновационных территорий до сих пор не выработана. Полагаем, что в законодательстве, регулирующем отношения в инновационной сфере, следует разработать единый подход, единую концепцию независимо от того, какой статус получат данные территории: «инновационных территорий», «субъектов инновационной деятельности», «инновационной инфраструктуры» и т.д.
Инновационный центр «Сколково»
Правовая база для создания инновационного центра федерального значения была заложена еще в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). В ней была поставлена задача создания новых территориальных центров роста в традиционных регионах концентрации инновационного и промышленного потенциала России.
В связи с этим в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Президент России впервые заявил о необходимости создания в России мощного центра исследований и разработок, который будет сфокусирован на поддержке всех приоритетных направлений, российского аналога Кремниевой долины16.
Менее чем через год Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее - Федеральный закон) был создан инновационный центр «Сколково», целями которого номинированы развитие исследований, разработок и коммерциализация их результатов по следующим направлениям:
1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;
2) ядерные технологии;
3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);
центрации научно-технического потенциала в странах ЕС. М., 2001. С. 29.
16 Российская газета. 2010. 1 дек.
4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (п. 8 ст. 10 Федерального закона).
Безусловно, сама цель создания «Сколково» не может не вызвать одобрения, так как стимулирование и поддержка исследований в перспективных отраслях является сейчас единственным способом сохранения конкурентоспособности данных отраслей. Однако возникает обоснованный вопрос, как возможно на одной территории охватить весь спектр исследований по всем указанным направлениям и есть ли такая необходимость с учетом того, что в указанных сферах уже созданы специализированные наукограды.
В частности, наукоград Обнинск занимается исследованиями в области ядерной физики, атомной энергетики и др., ядерные исследования проводятся в наукоградах Дубне и Троицке; авиастроением, а также исследованиями в ракетно-космической отрасли известны города-наукограды Жуковский, Королев и Реутов; исследованиями в сфере фармакологии, эпидемиологии, вирусологии и бактериологии занимаются Бийск и Кольцово; разработкой информационных технологий, а также проектами в области связи занимается Петергоф.
Данный Федеральный закон можно назвать беспрецедентным, в первую очередь, в отношении понятийного аппарата: дефиниции недостаточно четкие, а в ряде случаев противоречат нормам законодательства РФ.
В первую очередь это касается определения центра «Сколково». Как уже было сказано, «Сколково» является совокупностью инфраструктуры территории Сколково и механизмов взаимодействия участников проекта. При этом согласно абз. 5 ст. 2 Федерального закона под инфраструктурой территории Сколково понимается совокупность территории Сколково, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся на территории Сколково. Таким образом, сопоставляя два рассмотренных определения, приходим к выводу, что «Сколково» является совокупностью совокупности территории Сколково, а также объектов, находящихся на территории Сколково. Определение не корректное как со стилистической, так и с содержательной точек зрения, не конкретизирующее и не раскрывающее специфику данной территории, сформулированное с нарушением требований юридической техники.
Еще одним ярким примером является определение понятия «исследовательская деятельность». Согласно абз. 10 ст. 2 Федерального закона к исследовательской деятельности относится осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, определенным в соответствии с указанным Федеральным законом, а также иных видов деятельности, необходимых для осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов. Вызывает удивление, что в исследовательскую деятельность, которая, по сути, должна подразумевать научно-исследовательскую деятельность (а во всем тексте Федерального закона нет ни одного упоминания о науке), включена коммерциализация и, тем более, «иные виды деятельности, необходимые для их осуществления». Во-первых, это противоречит нормам Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», в частности, положениям ст. 2 указанного Федерального закона, в которых говорится о существе научно-исследовательской деятельности, подразумевая под этим, в первую очередь, получение и применение новых знаний. Но никак не коммерциализацию и, тем более, не все сопутствующие виды деятельности. Во-вторых, процитированная выше формулировка содержит массу «подводных камней». Так, финансовые средства, выделяемые на исследовательскую деятельность, в соответствии с данным определением могут, по существу, направляться на любую осуществляемую на территории Сколково деятельность. Подобные замечания касаются и ряда других дефиниций.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что требуется серьезная научно-правовая проработка используемых в сфере инновационной деятельности понятий, чтобы способствовать повышению эффективности законодательства.