ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
А.И. Котов
кандидат экономических наук, советник вице-губернатора Санкт-Петербурга — руководителя Администрации Губернатора
Санкт-Петербурга
Экономико-правовые основы
развития инновационной деятельности в России
В настоящей статье сделана попытка систематизировать совокупность действующих на сегодня нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность в России, классифицировать их по характеру регулируемых отношений и оценить степень их влияния на развитие инновационной деятельности.
Ключевые слова:
правовая система,
подсистема нормативно-правовых актов, развитие инновационной деятельности.
Успех перехода отечественной экономики на инновационный путь развития в значительной степени определяется нормативной базой, устанавливающей правовую основу развития инновационной деятельности. В свою очередь, при отсутствии необходимого нормативного обеспечения, инновационный процесс будет носить непоследовательный и противоречивый характер, что негативно отразится на темпах и сроках создания в России инновационной экономики. Тем не менее, приходится с сожалением констатировать, что нынешний этап инновационного развития в стране осуществляется без должного правового обеспечения. Попытки обобщить имеющиеся знания и опыт в этой области и создать целостную правовую систему, способствующую динамичному развитию инновационной деятельности в России до настоящего времени успеха не принесли. Такой неутешительный вывод делают большинство отечественных и зарубежных экспертов в своих заключениях [3].
Как известно, в процессе инновационной деятельности ее участники в рамках действующей инновационной системы вступают в самые разнообразные отношения, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами, соответствующими нормам Конституции РФ и гражданского права. Совокупность таких актов, регулирующих отношения участников инновационной деятельности и способствующих ее поступательному развитию должна составлять правовую систему обеспечения развития инновационной деятельности. И очевидно, что от того насколь-
ко эта система полно и всесторонне регламентирует характер отношений, складывающихся в процессе инновационной деятельности между всеми участниками, настолько она и обеспечивает достижение результатов этой деятельности. В общем случае указанная правовая система на всех этапах инновационного процесса (цикла) от создания новых знаний и идей до внедрения инноваций на рынке товаров, работ и услуг должна обеспечивать решение следующих задач:
1) определять базовые понятия и устанавливать общие требования к инновационной деятельности;
2) устанавливать права и ответственность участников в ходе осуществления ими инновационной деятельности и взаимодействия;
3) стимулировать развитие инновационной деятельности посредством установления соответствующих условий и норм;
4) создавать специальные условия для развития (поддержки) инновационной деятельности. Очевидно, что, как и любая система, правовая система обеспечения развития инновационной деятельности должна соответствовать базовым принципам. К основным из этих принципов относятся:
• научность, предполагающая использование при формировании правовых норм, регулирующих инновационную деятельность, объективных данных и факторов;
• системность, обеспечивающая необходимость регулирования всей совокупности правоотношений участников инновационной деятельности, возникающих на всех этапах инновационного процесса;
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
• признание приоритетности достижения социальных целей экономического развития на основе использования результатов инновационной деятельности;
• консолидация усилий органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательских структур и общественных организаций для обеспечения активизации инновационной деятельности;
• недопустимость ограничения конкуренции в процессе регулирования правоотношений в области инновационной деятельности;
• применение правовых норм, предусматривающих необходимость оценки регулирующего влияния правовой системы на инновационную деятельность;
• эволюционность развития правовой системы, предполагающая исключение огульного отрицания накопленного опыта при непременном развитии механизмов обновления и освобождения от старого;
• взаимосвязь правовой системы обеспечения развития инновационной деятельности с другими правовыми системами, регулирующими правоотношения в области экономики;
• открытость системы правового обеспечения развития инновационной деятельности, предполагающая ее постоянное совершенствование на основе новых знаний и практики;
• приоритетность правоотношений, регулирующих вопросы развития человеческого капитала и формирования инновационного человека.
Условно правовая система обеспечения развития
инновационной деятельности может быть разделена на следующие подсистемы:
1) подсистема нормативно-правовых актов, определяющих общие (методологические) условия организации и ведения инновационной деятельности;
2) подсистема нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование инновационной деятельности;
3) подсистема нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность институтов развития (инфраструктуры) инновационной деятельности;
4) подсистема нормативно-правовых актов, устанавливающих особые условия для развития инновационной деятельности;
5) подсистема нормативно-правовых актов, принимаемых региональными и местными органами государственной власти РФ.
Рассмотрим основные нормативные документы, формирующие вышеперечисленные подсистемы.
1. Подсистема нормативно-правовых актов, определяющих общие (методологические) основы организации и ведения инновационной деятельности
Вполне очевидно, что одним из важнейших нормативно-правовых актов данной подсистемы должен был быть документ, который устанавливал бы базовые понятия, цели, задачи и принципы государственной
политики в отношении инновационной деятельности, права и обязанности участников инновационного процесса. Подобные законодательные акты приняты в настоящее время во многих зарубежных странах, в т. ч. в США, являющихся общепризнанным лидером технологического развития. При этом и ведущие отечественные специалисты в области инновационного права поддерживают позицию о целесообразности принятия в РФ такого документа [5]. Однако до настоящего времени в силу разных причин такой законодательный акт в России отсутствует. Справедливости ради, следует отметить, что попытки создания такого документа предпринимались давно и неоднократно. В результате, совсем недавно, в РФ принят Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», который устанавливает ряд правовых норм, касающихся предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, а также определяет на законодательном уровне терминологию понятий, связанных с инновационной деятельностью. Сможет ли предложенный законопроект оправдать ожидания субъектов инновационной деятельности и выступить в качестве законодательной основы для формирования в стране законченной системы инновационного правосознания покажет время.
В целом же нормативно-правовые акты указанной подсистемы должны устанавливать правоотношения участников инновационного процесса на всех этапах жизненного цикла инноваций. В этой связи приведем краткую характеристику основных нормативноправовых актов, регулирующих деятельность экономических субъектов в процессе получения новых знаний (идей), их коммерциализации и внедрения готовых продуктов на рынке. Очевидно, что основным источником знаний является научная (научно-техническая) деятельность. Отношения, складывающиеся в этой сфере, регулируются, в частности, нормами Федерального закона от 23.08.1996 № 127 «О науке и государственной научно-технической политике». В законе даются определения субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, устанавливаются принципы регулирования научной и (или) научно-технической деятельностью, регламентируется порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики.
С целью перехода к инновационному развитию, определения места и роли научно-технической деятельности в реализации этой цели Президентом РФ 30.03.2002 Пр. 576 были утверждены «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Основные положения этого документа были подтверждены в «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденных Председателем Правитель -ства РФ 05.08.2005 № 2473п-П7. В развитие Основ политики РФ в области развития науки и технологий... Президентом РФ утверждаются приоритетные
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
направления развития науки, технологии и техники в РФ и перечень критических технологии РФ. В настоящее время указанные документы утверждены Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 889.
Важным нормативным документом в системе обеспечения генерации знаний является указ Президента РФ от 27.04.1992 № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации». Согласно указанному документу был создан Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), занимающий весьма значимое место в системе организации отечественной науки и охватывающий многие стороны жизни научного сообщества. Основная задача РФФИ — проведение конкурсного отбора лучших научных проектов из числа тех, что представлены фонду учеными в инициативном порядке, и последующее организационно-финансовое обеспечение поддержанных проектов. Средства РФФИ формируются за счет государственных ассигнований и добровольных взносов предприятий и организаций и используются на финансирование научных проектов и иных мероприятий, отобранных на конкурсах, проводимых фондом, приобретение и распространение информации. Кроме того, в соответствии с этим документом для развития и поддержки прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям науки и техники, перечню критических направлений и ориентированным на внедрение и реализацию конкретных конечных результатов, был создан Российский фонд технологического развития (РФТР).
Следует отметить, что нормы указанного законодательного акта распространяются также и на деятельность научных организаций, созданных в структуре ВУЗов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С целью усиления интеграции образовательного процесса с научными исследованиями приняты Указ Президента РФ от 07.10.2008 № «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» и Постановление Правительства РФ от 13.07.2009 № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». При отборе в расчет принимаются такие факторы, как современное состояние и динамика развития университета, его кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и результативность представленной программы. Важно также отметить в этой связи и исключительную важность уровня подготовленности научно-педагогических кадров образовательных учреждений. Меры по развитию этого направления установлены Постановлением Правительства РФ от
09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».
Оценка результатов научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2009 № 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».
В свою очередь, отношения, связанные с установлением прав на результаты научно-технической деятельности, регулируются нормами части 4-ой Гражданского Кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-Ф3. Положения этой части определяют результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана и на которые признаются интеллектуальные права. При этом эти права определяются нормами авторского права (глава 70), патентного права (глава 72), права на селекционные достижения (глава 73), права на типологии интегральных микросхем (глава 74), права на секрет производства (глава 75), права на средства индивидуализации (глава 76), права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (глава 77). При этом следует отметить, что большинство экспертов сходятся во мнении о необходимости уточнения ряда положений действующих норм.
Важным нормативно-правовым документом, способствующим коммерциализации знаний является Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон принят в целях обеспечения реального внедрения в производство, создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования. В соответствии с данным законом бюджетные научные учреждения и вузы, научные учреждения государственных академий наук без согласования собственника имущества наделяются правом коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, исключительное право, на которое принадлежит данным учреждениям.
С целью обеспечения более тесного взаимодействия учреждений образования с промышленными предприятиями принято Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий». Данный нормативно-правовой акт утверждает порядок и условия предоставления организациям финансовой поддержки (субсидии) на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Регулирование отношений по распоряжению правами на единые технологии, которые принадлежат государству, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 284 «О передаче прав на единые технологии».
2. Подсистема нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование инновационной деятельности
Наиболее существенное место в правовом обеспечении развития инновационной деятельности принадлежит налоговому стимулированию. При этом некоторые эксперты считают сегодня важнейшей задачей инновационного законодательства — стимулирование процесса внедрения научных разработок в производство [4].
Как известно, основные нормы, оказывающие стимулирующее влияние на производство знаний посредством снижения налоговой нагрузки заложены в Налоговом кодексе РФ.
По налогу на добавленную стоимость (НДС). Согласно пункту 2 статьи 149 не облагается НДС реализация на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных соглашений (договоров). Освобождается от уплаты НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 149 и выполнение НИОКР за счет средств бюджета и специализированных фондов, а также выполнение НИОКР учреждениями образованиями и научными организациями на основе хозяйственных договоров. Кроме того, от НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимых видов продукции и технологий, если в состав НИОКР включаются определенные виды деятельности.
По налогу на прибыль. В соответствии с пунктом 1 статьи 251 не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией — источником целевого финансирования.
Кроме того, Федеральным законом от 07.07.2011 № 132-Ф3 вводится ряд норм, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности товаропроизводителей, осуществляющих научные изыскания или ведущих НИОКР. В частности, важнейшим решением стала возможность резервирования средств из прибыли до налогообложения для проведения НИОКР на срок не более 2-х лет на основании сметы работ. Также важным решением стало то, что принятие затрат в рамках НИОКР для целей налогообложения осуществляется по факту их признания в рам-
ках законодательства о науке, а не как разновидность производственных расходов товаропроизводителя.
Важная роль в стимулировании процесса инновационной деятельности принадлежит амортизационной политике, правовая основа которой формируется в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 21.11.1996 № 129 «О бухгалтерском учете» и Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы». В частности согласно пункту 7 статьи 259 Налогового кодекса организации, ведущие инновационную деятельность, вправе осуществлять ускоренную амортизацию основных средств, которые используются в научно-технической деятельности, с установлением значения повышающего коэффициента до 3 единиц. Также организация может признавать как расходы на НИОКР отчисления на формирование РФТР, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов в соответствии с нормой, закрепленной в пункте 3 статьи 262 с установлением лимита до 1,5 % дохода (валовой выручки) налогоплательщика.
Стимулирующим фактором для развития инновационной деятельности является и непосредственная финансовая поддержка, оказываемая органами государственной власти организациям-субъектам инновационной деятельности в виде субсидий. Отношения, возникающие в сфере предоставления субсидий, регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ.
К нормативно-правовым актам, направленным на стимулирование развития инновационной деятельности, следует отнести и Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании», согласно которому осуществляется правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, выполнению работ или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Установление новых требований к выпускаемой продукции понуждает (мотивирует) производителя переходить к выпуску продукции с новыми потребительскими свойствами, используя при этом, как правило, усовершенствованные или новые технологии, что способствует в конечном итоге развитию инновационной деятельности.
3. Подсистема нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность инфраструктуры развития инновационной деятельности (институты развития)
Как известно, важными элементами инфраструктуры инновационной деятельности являются особые экономические зоны (ОЭЗ) — территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, которые предназначены для обеспечения развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
видов продукции. Правовые основы функционирования таких зон устанавливает Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Опыт создания ОЭЗ в регионах выявил ряд существенных проблем, связанных с несовершенством функционирования государственных институтов. В этой связи было принято решение о создании под Москвой специального комплекса с особым порядком административного регулирования. Отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориальнообособленного комплекса, регулируются Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
В целях развития муниципальных образований, имеющих высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом, им в соответствии с Федеральным законом от 04.07.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда в Российской Федерации» может быть присвоен статус наукограда.
Развитие в Российской Федерации сети специализированных объектов инфраструктуры инновационной деятельности — технопарков, предназначенных для поддержки субъектов предпринимательства, предусматривается в соответствии с распоряжением ПравительстваРФот 10.03.2006№ 328-р«Государст-венная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
Важная роль в развитии инновационной деятельности принадлежит, как известно, образовательным учреждениям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в российских высших учебных заведениях» определены меры по формированию и развитию элементов для поддержки малых инновационных предприятий, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
Принимая во внимание особое значение для развития инновационной деятельности нанотехнологий, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 № 498 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» (ФЦП). Основная цель ФЦП — создание в России современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.
Особое место в инфраструктуре инновационной деятельности принадлежит Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданному в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 65. Основные задачи фонда — формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (стимули-
рование в приоритетном порядке создания и развития малых наукоемких предприятий, малых форм в научно-технической сфере); развитие науки и формирование национальной инновационной системы (в т.ч. на основе создания условий, обеспечивающих активное вовлечение в гражданский оборот объектов инновационной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, развития системы государственной поддержки на этапе стартапа, в первую очередь малого бизнеса); вовлечение молодежи в инновационную деятельность.
Развитие инновационной деятельности невозможно без развития венчурного финансирования. В этой связи в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.06.2006 № 838-р создано ОАО «Российская венчурная компания» — государственный фонд фондов и важнейший институт инновационного развития РФ. Основными целями ОАО «РВК» являются стимулирование создания в России индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов.
4. Подсистема нормативно-правовых актов, устанавливающих особые условия (порядок) для развития инновационной деятельности
В подсистему нормативно-правовых актов, устанавливающих особые условия (порядок) для развития инновационной деятельности, включены нормативно-правовые акты, утверждающие целевые программы развития по направлениям или видам деятельности. Основные из них перечислены ниже.
Указ Президента РФ от 17.01.1997 №11, Постановление правительства РФ от 22.02.1997№192 «Мировой океан». Основная цель: комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ.
Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2001 № 281-р Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система». Основная цель программы: дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, внедрение передовых технологий спутниковой связи в интересах решения социально-экономических и оборонных задач.
Постановление правительства РФ от 15.10.2001 № 728 «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Основная цель: принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевания к 2015 году не менее 5% мирового рынка продаж гражданской авиационной техники.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2005 N° 635 «Федеральная космическая программа России на 2005-2015 годы». Основная цель программы: удовлетворение растущих потребностей государст-
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
венных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах.
Постановление Правительства РФ от 17.10.2006 № 613 «Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Основная цель: развитие научно-технологического потенциала России в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ.
Постановление Правительства РФ от 29.012007 № 54 «Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы». Основная цель: обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Постановление правительства РФ от 26.11.2007 № 809 «Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы». Основная цель: развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социальноэкономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ.
Постановление Правительства РФ от 21.02.2008 № 103 «Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Основная цель: развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники, обеспечивающих принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России и завоевание к 2016 году значительной доли мирового рынка продаж.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 568 «Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013годы». Основная цель: создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.
5. Подсистема нормативно-правовых актов,
принимаемых региональными и местными органами государственной власти РФ
В условиях правовой неопределенности о разграничении полномочий по формированию инновационной политики между РФ и регионами более 35 региональных органов государственной власти активно включились в процесс создания нормативно-правовых актов в сфере инновационной деятельности. Очевидно, что появление таких актов при отсутствии соответствующего федерального законодательства вряд ли разрешит все вопросы, связанные с регули-
рованием правоотношений участников инновационного процесса. Вместе с тем существующая сегодня подсистема нормативно-правовых актов, принятых в регионах, это реальная возможность оценить разнообразные модели правового регулирования инноваций и правоприменительной практики. Подробно этот анализ проведен в [1] и [2].
Рассмотренные выше подсистемы нормативноправовых актов в совокупности образуют, таким образом, правовую систему обеспечения развития инновационной деятельности. Обеспечивая правовое регулирование отношений, складывающихся в процессе этой деятельности, указанная система оказывает решающее влияние на формирование экономических основ для развития инновационного процесса, использование инноваций в решении социально-экономических задач. В свою очередь, отсутствие или несовершенство правового регулирования инновационной сферы отрицательным образом сказывается на результатах инновационной деятельности, сдерживая ее развитие. И не удивительно в этой связи то, что сегодня, по мнению большинства экспертов, инновации не оказывают сколь-нибудь заметного влияния на экономику России, решение социально-экономических вопросов. Это позволяет сделать в отношении действующей в настоящее время правовой системы обеспечения развития инновационной деятельности следующие основные выводы:
1. Рассматриваемая система не отвечает требованиям ряда основополагающих принципов. Она изобилует существенными правовыми лакунами и не является цельной из-за отсутствия в ней ряда важных нормативно-правовых актов. Это связано с особенностями создания указанной системы. С самого начала она развивалась не по единому плану, а, по сути, складывалась стихийно. В связи с этим она не может обеспечить эффективное развитие инновационной деятельности и нуждается в модернизации и совершенствовании.
2. Основные направления совершенствования правовой системы обеспечения развития инновационной деятельности.
1. Подсистема нормативно-правовых актов, определяющих общие условия организации и ведения инновационной деятельности:
1) создание базового документа, определяющего правовые основы инновационной деятельности, который должен регулировать отношения участников на всех этапах инновационного процесса: генерация знаний, коммерциализация и внедрение инноваций;
2) создание нормативно-правового документа, позволяющего в рамках системы планирования социально-экономического развития страны устанавливать конкретные целевые показатели развития инновационной деятельности;
3) создание правовых основ развития рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности;
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
4) усовершенствование 7 главы Гражданского кодекса РФ в части уточнения правоотношений, возникающих при распределении прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности, и в частности научно-технической деятельности, достигнутые за счет госбюджета.
2. Подсистема нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование инновационной деятельности:
1) предоставление налоговых льгот организациям и инвесторам, внедряющим новую продукцию, прежде всего по налогу на имущество;
2) совершенствование амортизационной политики в части создания наиболее благоприятных условий для замены устаревшего оборудования на новое;
3) предоставление льготных кредитов и государственных гарантий на закупку (приобретение) новой техники, создаваемой отечественными производителями;
4) предоставление прямых субсидий на освоение новой техники, в частности на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.
5) предоставление научным учреждениям и организациям налоговых льгот по налогам, в т. ч. на прибыль, имущество и землю;
6) предоставление льготных кредитов молодежи на обучение в высших учебных заведениях по приоритетным направлениям обучения (специальностям);
7) обеспечение социальных гарантий специалистам, удовлетворяющих современным международным стандартам;
8) оставление бюджетным научным учреждениям роялти по лицензионным договорам, заключаемым ими, с потребителями научнотехнической продукции;
9) включение в состав затрат, исключаемых из налогооблагаемой базы организаций, расходов, направляемых на обучение специалистов, связанных с разработкой и внедрением новой техники и технологий.
10) предоставление льгот и преференций организациям, участвующим в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности на ранних (посевных) стадиях инновационного цикла.
Следует обязательно отметить, что рассматриваемая нами правовая система обеспечения развития инновационной деятельности не может эффективно функционировать отдельно от других правовых систем, регулирующих отношения субъектов инновационной деятельности в рамках существующей в РФ экономической модели (системы). Антимонопольное, налоговое, инвестиционное и трудовое законодательство, законодательство в сфере государственного управления, правоохранительной деятельности, таможенного регулирования и тарифной политики выступают, в частности, в качестве смежных правовых систем и формируют необходимые условия для развития предпринимательства вообще и инновационного предпринимательства в частности. При этом совершенно очевидно, что эти правовые системы оказывают существенное влияние на развитие инновационной деятельности и функционирование национальной инновационной системы. Однако оценка влияния уровня развития предпринимательства на инновационную деятельность не является предметом настоящего исследования и в настоящей статье не рассматривается.
Литература
1. Волынкина М.В. Инновационное законодательство России. М., Аспект Пресс, 2005.
2. Лисина Е.Б. Регулирование инновационной политики и инновационной деятельности законодательством России и ряда других стран СНГ. Инновации, № 8, 2007. С. 41-49.
3. Черешнев ВА. Институциональные и организационно-правовые условия формирования инновационной среды для модернизации экономики. Инновации, № 5, 2010. С. 37-42.
4. Попова Е.В. Главная цель инновационного законодательства — стимулирование внедрения научных разработок в производство. Инновации. № 5, 2010. С. 45-50.
5. Волынкина М.В. Правовая модель регулирования инновационных отношений. Инновации, № 6, 2010. С. 43-48.
Economic — the legal basis development of innovation in Russia
A.I. Kotov, PhD, Adviser to the Vice-Governor St. Petersburg — the head of the Governor’s Administration St. Petersburg
In this article we attempt to systematize the collection of existing today regulations governing innovation activities, classify them according to the nature of regulated relationships and assess their impact on the development of innovation.
Keywords; legal system, the engine regulations, the development of innovation.