Научная статья на тему 'Правовое обеспечение инновационного развития малого предпринимательства: Российский и зарубежный опыт, пути совершенствования'

Правовое обеспечение инновационного развития малого предпринимательства: Российский и зарубежный опыт, пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / SMALL BUSINESS / LEGAL SUPPORT OF INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Людмила Юрьевна

Система правового регулирования деятельности хозяйственных систем выступает составным элементом управляющего механизма и нуждается в адаптации к императивным требованиям инновационного характера развития, как условия обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации. Наиболее чувствительной к инновациям является подсистема малого предпринимательства, система нормативно-правого регулирования развития которой нуждается в совершенствовании, в том числе с учетом зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESS INNOVATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE, WAYS OF IMPROVING

The system of legal regulation of activity of economic systems acts integral element of a governing structure and to be adapted to the imperative requirements of the innovative nature of the development, as the conditions of maintenance of competitiveness in the conditions of globalization. The most sensitive to innovations is the subsystem of small entrepreneurship, the system of regulatory development which needs to be improved, including with regard to foreign experience.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение инновационного развития малого предпринимательства: Российский и зарубежный опыт, пути совершенствования»

УДК 3 4 6.2 Б Б К 6 5.05

Л.Ю.Филобокова

^лссо&ссии юсуф/Яфс&&еииый &ехНигессий yHu&efecu&e& им. . Э. ^аума^а

ПРАВОБОС ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Система правового регулирования деятельности хозяйственных систем выступает составным элементом управляющего механизма и нуждается в адаптации к императивным требованиям инновационного характера развития, как условия обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации. Наиболее чувствительной к инновациям является подсистема малого предпринимательства, система нормативноправого регулирования развития которой нуждается в совершенствовании, в том числе с учетом зарубежного опыта.

Ключевые слова', малое предпринимательство, правовое обеспечение инновационного развития.

L.Iu.Filobokova

Bauman ^.oScow State Technical University (B^,STU, Bauman MSTU)

LEGAL SUPPORT TOR SMALL BUSINESS INNOVATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE, WAYS OT IMPROVING

The system of legal regulation of activity of economic systems acts integral element of a governing structure and to be adapted to the imperative requirements of the innovative nature of the development, as the conditions of maintenance of competitiveness in the conditions of globalization. The most sensitive to innovations is the subsystem of small entrepreneurship, the system of regulatory development which needs to be improved, including with regard to foreign experience.

Key words, small business, legal support of innovation development.

1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определивший правовое поле признания субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки их развития в интересах решения глобальной стратегической задачи - повышение конкурентоспособности национальной экономики России [1]. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства, закрепленный законом, соответствуют европейской юридической практике. В соответствии с Рекомендациями

Комиссии Европейского Союза от 1996 г., к субъектам малого и среднего предпринимательства следует относить организации, число работников которых составляет до 250 человек, или имеющие годовой оборот менее 40 миллионов экю, или сумма годового баланса которых составляет менее 27 миллионов экю, а также удовлетворяющие критерию независимости (доля одного или нескольких участников, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%). В соответствии с принятым федеральным законом (№207-ФЗ) правовое регулирование развития малого предпринимательства основывается на Конституции Российской Федерации, иных федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними, включая нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Законом реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на свободное использование своих способностей и имущества в осуществлении предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности. Среди других законодательных актов в сфере правового регулирования деятельности малого предпринимательства необходимо отметить Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Среди нормативных правовых актов, принятых после вступления в силу Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», целесообразно отметить постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которым закреплены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без учета налога на добавленную стоимость) для различных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей;

- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства закреплены в таких правовых актах, как:

- постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта»;

- постановление Правительства РФ «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году»;

- постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году».

Достижение заявленной цели и решение поставленных задач в области развития малого предпринимательства обеспечивается и региональными подзаконными нормативно-правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения в области развития и поддержки малого предпринимательства на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в городе Москве в рамках реализации норм вышеупомянутого Закона приняты закон «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 4 августа 2009 года № 724 «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010- 2012 гг», постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года № 629 «О порядке предоставления льгот по аренде земельных участков», постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года № 1153 «О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009-2011 годы».

С принятием вышеуказанных федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов предпринята попытка установления единых начал в правовом регулировании развития малого и среднего предпринимательства в России. Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в современных социально-экономических условиях развития России, является актуальной задачей, от решения которой будут зависеть пути дальнейшего развития предпринимательства в целом и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

Для стран с развитой рыночной экономикой характерен более высокий

уровень развития малого предпринимательства и степени его участия в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Так в малом предпринимательстве США занято более 62 млн. человек (или 50% всех работающих в частном секторе), создающих свыше 50% ВВП страны. За последние 15 лет в сегменте национальной экономики СЩА - малое предпринимательство было создано 64% от общего количества созданных новых рабочих мест. Основным законодательным актом в области развития и регулирования малого бизнеса США является Закон о малом бизнесе («Small Business Act» PL 85-536 с дополнениями PL 108-217, of 4/5/2004). В 1977 году в США был разработан Закон о национальной политике для малого бизнеса, который впоследствии трансформировался в один из разделов другого комплексного законопроекта о национальной инвестиционной политике для малого бизнеса. К концу 1980 года в США одобрен и подписан ряд законов, регулирующих развитие малого предпринимательства:

- о гибком регулировании;

- о сокращении отчетности;

- о равном доступе к органам правосудия;

- о реформе патентного права;

- о расширенном участии малого бизнеса в экспортной торговле;

- о стимулирующем инвестирования в малый бизнес.

В 1982 году в США принят Закон о развитии научно-технической деятельности малого бизнеса, а в 1986 году - о передаче технологий.

Таким образом, в США существует свыше десяти законодательных актов, регламентирующих государственную политику в области поддержки и регулирования развития субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с действующим в стране порядком,

предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех

государственных ведомств, разработан очередной пятилетний план развития малого предпринимательства на 2008 — 2013 финансовые годы.

В области государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в США реализуется три важнейшие программы:

-«Инновационные исследования в малом предпринимательстве»;

-«Распространение технологий малого предпринимательства»;

-«Исследования результативности НИОКР в секторе малого

пр едпринимательства».

В соответствии с данными статистических исследований, Япония входит в первую тройку стран, с самой мощной экономикой, при этом основная часть населения страны (около 73% занятого населения) занята в секторе малого и среднего предпринимательства. Японский опыт регулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. Основной закон о малых и средних предприятиях в Японии был принят в 1963 году, а после экономического кризиса 1998 года в него были внесены существенные изменения, продиктованные необходимостью помощи сектору малого и среднего предпринимательства в а его адаптации к изменениям в экономике, продиктованных обострением конкуренции на глобальных рынках, стремительным развитием информационных и высоких технологий, потребностью в наращивании масштабов инновационной деятельности. Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего Для ускорения реструктуризации промышленности в Японии предусматривается разукрупнение сверхмощных предприятий и корпораций путем принудительной продажи крупных блоков акций другим компаниям на открытых торгах с выделением дочерних производственных и венчурных субъектов малого и среднего предпринимательства. Для регулирования процесса ускоренной реструктуризации используется механизм налогового стимулирования и меры финансового воздействия.

Специалисты отмечают, что значимым инструментарием стимулирования инновационной деятельности является налоговый, реализуемый посредством предоставления налоговых льгот и преференций, льготирование ставок арендной платы, бюджетное финансирование инновационной деятельности, что подтверждается зарубежной практикой. Так, например, наиболее часто применяемой в мировой практике формой особого налогообложения затрат на НИОКР является налоговый кредит, позволяющий затраты на НИОКР направить на уменьшение налоговых обязательств.

В Японии, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Корее налоговое законодательство предусматривает возможность стопроцентного вычета из облагаемого налогом дохода сумм, используемых на финансирование текущих расходов на НИОКР и инвестиции в оборудование для НИОКР.

Во Франции в 1999 г. был принят закон об инновациях,

предполагающий привлечение на конкурсной основе исследователей для создания предприятий. В целях продвижения проектов в стране существует программа развития инкубаторов, в которой малые фирмы, по сути, безвозмездно получают на два- три года в пользование помещения, оборудование и другие объекты. Значительные средства выделяются государством на трансферты технологий. Для оплаты специалистов предусмотрены кредиты, до 50 % которых - безвозвратные.

В Бельгии инновационный процесс стимулируется так называемой кластерной политикой. Малым предприятиям, участвующим в инновационном процессе, по федеральному закону налоговые обязательства могут быть снижены до 100 %. Во Фландрии существует закон об инвестициях, согласно которому бюджетные средства для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ.

Заслуживает внимания поддержка Министерства Фландрии инвестиций в науку. Следствием такой политики является высокий процент работников в наукоемкой сфере: 9 % против 4,4 % в среднем по Европе.

Инновационная система в Германии во многом сходна с другими странами. Специфической для Германии формой является так называемый КЕ1М-процесс, в рамках которого создан орган, управляющий группой университетов и институтов для трансферта технологий, предусмотрена специальная программа обучения профессорского состава и студентов трансферту технологий, т.е. подготовке ученого к предпринимательской деятельности. Инновационное законодательство позволяет профессорам университетов создавать компании по трансферту технологий.

Важнейшим стимулом для трансферта технологий является возможность участия университетов в создании, совместно с частным капиталом, инновационных компаний за счет государственного бюджета.

По результатам мониторинга правового регулирования инновационной деятельности и развития малого предпринимательства в зарубежных странах представляется возможным отметить, что основные законодательные акты о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства дополнены рядом правительственных актов, содержащих положения о различных формах и видах поддержки, действуют специальные законодательные акты, регулирующие инновационную деятельность (например, Закон Японии «О мерах поддержки активной созидательной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства»).

Многие эксперты отмечают, что России сложно преодолеть отставание

в инновационном развитии, а преодолению сложившейся ситуации должен способствовать благоприятный правовой климат регулирования инновационной деятельности российским предпринимательством, и в первую очередь, малым, которые обладает способностью оперативно и гибко реагировать на тенденции развития науки, промышленного производства, потребности рынка, вызовы и императивы дальнейшего развития в условиях глобализации экономических процессов.

Несмотря на то, что Й. Шумпетер признавал все возрастающую роль крупных компаний в инновационном развитии экономики, основная роль транснациональных корпораций - это улучшающие инновации, а риск вывода на рынок абсолютно нового продукта - прерогатива малого предпринимательства, которое, по сути, является основным источником инновационного роста экономики в силу готовности малого бизнеса к жесткой борьбе за потребителя [6].

Стратегией инновационного развития России на период до 2020 года в качестве условий по ее реализации закреплено:

- расширение масштабов программ обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системе высшего и дополнительного образования;

- расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности, в том числе в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства;

- предоставление поддержки создания отраслевых центров повышения квалификации в тех секторах экономики, в которых инновационная продукция создается преимущественно в рамках деятельности малых предприятий;

- формирование постоянно действующего механизма финансовой поддержки кооперации научных и образовательных учреждений с бизнес-структурой;

- формирование системы мер по ужесточению экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, а также определение и применение стимулов для их внедрения;

- введение процедуры определения регионов-инновационных лидеров и формирование механизмов их поддержки;

- создание полноценных инновационных высокотехнологичных кластеров в регионах-инновационных лидерах;

- доведение созданных инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научной сфере к 2013 году до 500 единиц, к 2016 году до 600 единиц, к 2020 году до 700 единиц [2].

Автор придерживается таких установок и направлений и полагает, что главной функцией инновационной деятельности и управленческих инноваций в малом предпринимательстве должна стать функция качественных изменений. Как представляется, развитие

институциональной среды развития малого предпринимательства в условиях формирования благоприятной базы для использования управленческих инноваций в данном сегменте национальной экономики необходимо направить на:

- разработку и последующую реализацию федерального закона «Об инновациях и инвестициях в малом предпринимательстве», который сформирует основу единой нормативно-правовой базы регулирования инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, уточнит терминологию в сфере наукоемкого предпринимательства, сформирует совокупность мер государственной поддержки инновационноактивных хозяйствующих субъектов, определит способы защиты объектов интеллектуальной собственности;

- создание системы мотивации к открытию и последующему развитию инновационно-активных фирм посредством использования современных рыночных технологий, правового, научного, налогового, финансовокредитного и других механизмов;

- развитие партнерства государства и инновационных субъектов малого предпринимательства с использованием различных форм кооперации, применением специальных программ прямого финансирования и стимулированием перспективных направлений роста малых инновационных структур, взаимодействием с системой высшего, среднего и дополнительного образования;

- развитие инфраструктуры рынка деловых и консалтинговых услуг для малого предпринимательства;

- участие государства в совершенствовании системы рыночных институтов по аутсорсингу, консалтингу, системам профессионального инновационного менеджмента;

- разработка стандартов независимой научной экспертизы инновационных проектов;

- развитие научно-производственной базы кадрового обеспечения на основе совершенствования системы непрерывного профессионального образования, новых форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для малого предпринимательства, в том числе в области стратегического менеджмента, управленческих инноваций, финансового менеджмента, учета, анализа и аудита.

Институциональная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить комплексный и системный характер, опираться на использование всех рыночных инструментов и механизмов государственного регулирования в интересах поставленных установок.

Представляется, что адаптация механизма управления малым предпринимательством должна сопровождаться внесением соответствующих дополнений в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (209 ФЗ от 24.07.2007г.) правовой идентификацией «малое инновационное предприятие», под которым предлагается понимать хозяйствующий субъект, соответствующий критериальным признакам признания малого предприятия, занятый разработкой и коммерциализацией инновационных продуктов, входящих в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, при этом доля операционной сегментации инновационным продуктом выручки от продаж за последние три года составляет не менее 35%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон 209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации»

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ до 2020г.»

3. Постановление Правительства Москвы № 724 от 04.08.2009г. «О городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москва на 2010-2012гг»

4. Постановление Правительства Москвы № 629 от 30.06.2009г. «О порядке предоставления льгот по аренде земельных участков»

5. Постановление Правительства Москвы № 1153 от 16.12.2008г. «О городской целевой программе по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009-2011гг.»

6. Шумпетер Й. «Теория экономического развития» - М., 1982

REFERENCES

1. Federal law no 209-FZ of 24.07.2007r. «On development of small and medium businesses in the Russian Federation»

2. Decree of the RF Government from 08.12.2011r. no 2227-R «On the strategy of

innovative development of Russia till 2020.»

3. Resolution of the Government of Moscow № 724 of 04.08.2009r. «On the city target program of development and support of small and average business in Moscow for 20102012»

4. Resolution of the Government of Moscow № 629 of 30.06.2009r. «About the order of granting of privileges on lease of land»

5. The Moscow Government's decree no. 1153 of 16.12.2008r. «On the city target program on support of small and medium enterprises non-residential premises for 2009-2011».

6. Schumpeter J. «Theory of economic development». - M, 1982.

Информация об авторе

Филобокова Людмила Юрьевна (Российская Федерация, Московская область, г. Мытищи) - Доктор экономических наук, профессор. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. E-mail: filobokova@list.ru

Information about the author

Filobokova Liudmila Iur'evna (Russian Federation, Moscow region, Mytishchi) - Doctor of economical sciences, professor. Bauman Moscow State Technical University. E-mail: filobokova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.