Научная статья на тему 'Об основных аспектах государственного регулирования агропромышленного производства'

Об основных аспектах государственного регулирования агропромышленного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таймасханов Х.

Рассматриваются вопросы восстановления и развития АПК ЧР, анализируются базисные понятия экономического роста, его факторы и проблемы. В качестве основных направлений государственного регулирующего воздействия на развитие агропромышленного комплекса выделены следующие: регулирование спроса и предложения; стимулирование научно-технических разработок и индустриализации агропромышленного хозяйства; создание территориальной социальной инфраструктуры; формирование системы информационного обеспечения субъектов хозяйствования; сертификация сельскохозяйственной продукции и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных аспектах государственного регулирования агропромышленного производства»

ОБ ОСНОВНЫХ АСПЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Х. ТАЙМАСХАНОВ

Грозненский государственный нефтяной институт, кандидат экономических наук, доцент e-mail: ggni@mail.ru

Рассматриваются вопросы восстановления и развития АПК ЧР, анализируются базисные понятия экономического роста, его факторы и проблемы. В качестве основных направлений государственного регулирующего воздействия на развитие агропромышленного комплекса выделены следующие:

— регулирование спроса и предложения;

— стимулирование научно-технических разработок и индустриализации агропромышленного хозяйства;

— создание территориальной социальной инфраструктуры;

— формирование системы информационного обеспечения субъектов хозяйствования;

— сертификация сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: государственное регулирование агропромышленного производства; индустриализация аграрного сектора; Чеченская Республика.

Коды классификатора ^ЕЬ: 011, Q18

В середине 1990-х гг. в агропромышленном комплексе стали проявляться первые результаты проведения в стране экономических и политических реформ. Все чаще можно было констатировать факты того, что органы государственного, а зачастую и территориального управления являются отстраненными от реальных рыночных процессов в агропромьшленной сфере, тогда как государство, без сомнения, является субъектом этих процессов, причем непосредственным и регулирующим. Однако этому положению есть и свои объяснения.

Состояние, в котором находятся различные хозяйствующие субъекты в аграрном секторе страны, накладывает негативный отпечаток на всю систему отношений. В самом деле, хозяйствующие субъекты при всеохватывающем ранее регулировании лишились элементарных экономических прав в производстве и обмене сельскохозяйственной продукции и поэтому пытаются избавиться от какого-либо участия во взаимоотношениях с вертикальными структурами управления. Ведь еще относительно недавно через государственную сеть реализовывалось около 70% конечной продукции всего сельского хозяйства. Государство выступало в роли основного покупателя и продавца сельскохозяйственных товаров, основного фондодержателя и инвестора.

Основные направления развития животноводства определены в программе социально-экономического развития ЧР на 2008-2011 гг. реализация которой предусматривает восстановление, реконструкцию, модернизацию 28 животноводческих комплексов, 3 птицефабрик и 2 инкубаторно-птицеводческих станций, а также рыбоводческого предприятия со строительством форелевого хозяйства и приобретение более 5,4 тыс. голов племенного скота. Статистические данные по наличию поголовья, производству мяса, молока, яиц и основные экономические показатели в сравнении даны в табл. 1, 2 и 3.

В связи с этим Министерство сельского хозяйства ЧР увеличило посевы кормовых культур в 2008 г., и планирует произвести посев люцерны на площади более 5 000 га. Это позволит заложить прочную кормовую базу на перспективу и увеличить производство животноводческой продукции в общественном секторе республики. Приоритетами восстановления и развития животноводческой отрасли на данном этапе являются птицеводство, овцеводство, мясное скотоводство и развитие коневодства. Для частичного использования альпийского пояса высокогорных пастбищ планируется завоз яков — 46 голов, до конца текущего месяца начнется завоз 10 тыс. гол. овец, приобретенных по лизингу. Принятые меры позволят к 2012 г. производить до 11,5 тыс. т. молока, до 12,8 тыс. т. мяса всех видов скота, до 2 765 т. рыбы. По госпрограмме для ГУП «Чеченское» по племенной работе (восстановление, в том числе проектно-изыскательские работы) пос. Гикало предусмотрены средства в сумме 75,32 млн руб.

Согласно параметрам государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. рост поголовья мелко рогатого скота до 2010 г. планируется довести до 69-70 тыс. голов, а поголовье КРС в общественном секторе до 12 тыс. голов.

Увеличение производства молока на 1 января 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого г. на 241 ц, произошло в связи с увеличением продуктивности коров в текущем г. на 850 кг и улучшением контроля над производством продукции животноводства как со стороны МСХ ЧР, так и руководителей государственных унитарных предприятий.

Снижение производства яиц за 2008 г. на 68 490 шт. к уровню 2007 г. в птицеводческих хозяйствах произошло в связи с тем, что на птицефабриках кормление птицы производилось, в основном, однотипным кормлением из-за отсутствия белковых зерновых кормов.

Увеличение производства мяса в животноводстве с начала 2008 г. на 1415 ц по сравнению соответствующим периодом прошлого г. связано с посадкой на откорм в птицеводстве молодняка кур и бройлеров для производства привесов и увеличения среднесуточных привесов.

© Таймасханов Х., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

76

Х. ТАЙМАСХАНОВ

Таблица 1

Наличие поголовья сельскохозяйственных животных, гол.

№ п/п Районы Всего КРС В т.ч. коров Овцы Лошади Птица

На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 1.01.2008 На 01.01.2009

1 Наурский 277 1б1 90 31 1032 1203 15 13

2 Шелковской 277 207 155 115 1709 1б77 7 10

3 Гудермесский 148 177 44 45 2 1

4 Ачхой-Мартановский 57 191 35 57 420 39б 1 2

5 Грозненский 9 1 б1771 70410

б Надтеречный 49 28 381 88

7 Шалинский 30 32 8 8 1

8 Урус-Мартановский 35494 50994

9 Госконюшня 23 29

Итого 847 7б8 3б0 25б 3542 33б4 49 5б 972б5 121734

Таблица 2

Производство мяса, молока, яиц

№ п/п Районы Молоко, цн. Мясо, цн. Яйца, тыс.шт.

2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.

1 Наурский 1422 б52 147,3 192

2 Шелковской 835 1203 335 17б

3 Гудермесский 120 75

4 Ачхой-Мартановский 559 12б5 75 50б

5 Грозненский 1075,4 123б 13334 11390

б Надтеречный 57 51

7 Сунженский 4

8 Шалинский 191 128 8,5 53

9 Урус-Мартановский 310 1240 4б53 б528

Итого 3007 3248 2132,2 3553 17987 17918

Таблица 3

Основные экономические показатели в сравнении

№ п/п Показатели На 01.01.2008 На 01.01.2009

I Наличие птицы — всего: 972б5 121734

1 В том числе: кур-несушек 80371 7б103

2 в том числе реммолодняка кур 1б894 45б31

II Валовое производство

1 яиц, шт. 1798бб85 17918000

2 привес, кг 13723б 282400

3 суточный молодняк, гол. 121054 118370

III Реализация

1 яиц, шт. 17828310 1802777б

2 мяса, кг 128б7б 187900

3 суточного молодняка, гол. 1400 20485

ОБ ОСНОВНЫХ АСПЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

77

Увеличение также ожидается и в 2009 г. производства мяса до 3000ц. путем выращивания молодняка кур и бройлеров. Птицеводческие хозяйства МСХ планируют довести производство яиц до 19-20 млн шт. путем увеличения поголовья кур-несушек и повышения продуктивности птицы.

На результаты по животноводству за 2008 г. повлияло, в значительной степени, отсутствие средств механизации (кормление, поение, навозоудаление, механическая дойка) на животноводческих фермах, а также отсутствие кормоуборочной техники, из-за чего хозяйства испытывают трудности в заготовке кормов. А сами хозяйства из-за отсутствия денежных средств не в состоянии приобрести вышеперечисленную технику и оборудование.

Важное значение в повышении продуктивных качеств животных имеет племенная работа. Для улучшения селекционно-племенных качеств животных необходимо, чтобы функционировало племенное предприятие «Чеченское». На сегодняшний день данное предприятие не способно вести селекционную работу, так как не имеет возможности обеспечить заработной платой специалистов.

В условиях рыночных отношений, преобладания рыночных принципов ведения хозяйства в агропромышленном комплексе можно говорить о повышении коммерческого риска, о неопределенности ситуации сбыта сельскохозяйственной продукции в потребительской сфере, иногда удаленной за тысячи километров от места ее производства.

В качестве основных направлений регулирующего воздействия на развитие агропромышленного комплекса можно обозначить следующее:

— регулирование спроса и предложения;

— стимулирование научно-технических разработок и индустриализации агропромышленного хозяйства;

— создание территориальной социальной инфраструктуры;

— формирование системы информационного обеспечения субъектов хозяйствования;

— сертификация сельскохозяйственной продукции и т. п.

В теории аграрных отношений передовых стран государственное регулирование понимается как логическая и историческая ступень развития сельского хозяйства и отношений между различными собственниками и владельцами земли. И с таким суждением нельзя не согласиться. Расширение этих отношений ведет к образованию ассоциаций и индивидуальных крестьянских хозяйств, эволюции управления, способствует усилению тенденций к росту государственного регулирования.

Это положение, пожалуй, более всего представлено в развитых странах Запада, с индустриально развитой сельскохозяйственной сферой. Там между государственными органами управления и производителями сельскохозяйственной продукции сложились устойчивые отношения, которые проявляются следующим образом. За органами государственного управления закреплены такие регулирующие функции, как обслуживание, техническая помощь, инвестиции и кредитование, аудиторский контроль, льготное налогообложение, а все непосредственные функции выполняются субъектами хозяйствования АПК.

Наиболее активно государственное регулирование осуществляется в странах с отсталым агропромышленным комплексом. О степени отставания можно судить не только по темпам производства той или иной продукции, но и по представительству этой продукции на внешнем или внутреннем рынках. Для агропромышленного комплекса России и отдельных регионов характерна утрата этого представительства с 80-90% в начале 1980-х гг. до 20% в середине 1990-х.

В России в 90-х гг. наметились контуры преобразования колхозов и совхозов в арендные, коллективные и индивидуальные фермерские хозяйства, которые также подвергаются государственному регулированию, в частности, посредством обеспечения сельскохозяйственных производителей материальными, финансовыми и технологическими ресурсами, посадочными материалами, пунктами хранения и переработки продукции.

На каких же принципах строится система государственного регулирования агропромышленного комплекса?

Если принять во внимание то обстоятельство, что рыночные отношения предполагают прямые и косвенные принципы регулирования, то их можно объединить в общие, обусловленные природой возникновения экономических отношений, и частные, отражающие ситуативный подход к управлению. Общие принципы, с нашей точки зрения, можно подразделить на формационные, цивилизованные, научно обоснованные и частные.

Формационные принципы регулирования агропромышленной сферы предполагают наличие организационно-правовых форм хозяйствования с различными целями и задачами, положением на товарном рынке, отношением к собственности на землю и т. п., что обусловливает в известной мере границы правовой и экономической самостоятельности субъектов хозяйствования. В некоторых случаях регулирующее воздействие со стороны государства, например, на агропромышленную структуру, построенную в виде сельхозконцерна с замкнутым производственным циклом, в достаточной степени ограничено и может осуществляться в виде мер поддержки (инвестиции, кредиты) и организации закупки в госрезерв произведенных товаров.

Цивилизованные принципы государственного регулирования агропромышленной сферы связываются нами с наличием устоявшихся процедур управленческого воздействия, основанных на опыте передовых или развитых агропромышленных стран. Этот опыт позволяет идти не по пути «проб и ошибок», а цивилизованным способом, сокращающим возможности риска, неопределенности ситуации, экономических локальных кризисов.

Научно обоснованные принципы регулирования агропромышленной сферы как бы вбирают в себя два предыдущих принципа либо основываются на них. По сути, речь идет об установлении специальных соотношений между промышленной и сельскохозяйственной сферой, транспортными коммуникациями, системой информационного и стратегического обеспечения.

Частные принципы регулирования АПК связываются нами с оперативным управленческим воздействием на процедуры взаимоотношений между органами государственного и территориального управления, с одной стороны, и субъектами хозяйствования — с другой. Это касается, прежде всего, ответственности производителей за качество произведенной продукции, своевременности платежей за аренду земли, уплату налогов за использование земель, выполнение нормативных требований землевладения и землепользования. Сюда же целесообразно

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

78

Х. ТАЙМАСХАНОВ

отнести и принцип социальной защищенности крестьянских хозяйств рыночного типа. Необходимость в этом возникает при политической и экономической нестабильности государства, падении рыночных цен, обусловленной внешней конкуренцией, угрозе разорения хозяйств и т. д.

Мировой опыт хозяйствования хотя и не обозначил выявленные принципы регулирования агропромышленной сферы, но подтверждает их наличие. При этом стоит отметить, что в условиях реформирования принципы и организация государственного регулирования претерпели значительные изменения.

Во-первых отсутствует опыт стран с развитой рыночной экономикой с преимущественно государственным регулированием агропромышленного производства, приемлемый для переходной экономики России, а понятие «агропромышленный комплекс» стало ближе традиционному в западной экономической литературе понятию «агробизнес».

Во-вторых изменились цели и приоритеты государственного регулирования. А самое главное — изменились формы осуществления государственного регулирования АПК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асхабов Р.Ю. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона (теория, методология и практика). Махачкала, 2007.

2. Богатырев А.И., Заверюха А.Х., Тужилин В.И. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК: (наука, технология, экономика). М.: Изд. комплекс МГУПТ, 1998.

3. Гражданинова М., Лерман Ц. Оценка аллокативной и технической эффективности сельскохозяйственного производства // Вопросы экономики. 2005, № б. С. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.