Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА'

ОБ ОСНОВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ / АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПРОИСХОДЯЩИХ В ЭКСТРЕМИСТСКОЙ СРЕДЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисеева Оксана Анатольевна

В статье рассматриваются некоторые проблемы и особенности религиозного экстремизма, как угрозы национальной безопасности России на современном этапе в связи с новыми геополитическими реалиями. Отмечается необходимость создания новых правовых механизмов и повышения эффективности существующих, направленных на выявление и устранение причин и условий религиозного экстремизма. Рассмотрен потенциал правоохранительных органов, государственных и общественных институтов в вопросах противодействия религиозному экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BASICS OF COUNTERACTION MANIFESTATIONS OF RELIGIOUS EXTREMISM

The article discusses some of the problems and features of religious extremism as a threat to Russia's national security at the present stage in connection with new geopolitical realities. The need to create new legal mechanisms and improve the efficiency of existing ones aimed at identifying and eliminating the causes and conditions of religious extremism is noted. The potential of law enforcement agencies, state and public institutions in matters of countering religious extremism is considered.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_111 УДК 343.3

ОБ ОСНОВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

ON THE BASIS OF COUNTERACTION TO MANIFESTATIONS OF RELIGIOUS EXTREMISM

ЕЛИСЕЕВА Оксана Анатольевна,

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин

Владивостокского филиала, Дальневосточный юридический институт МВД России. 692500, Россия, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Охотничья, 1а. E-mail: mao79us@mail.ru;

Eliseeva Oksana,

Senior lecturer in general legal disciplines Vladivostok branch

FGKOU VPO "Far Eastern Institute of Law Ministry of Internal Affairs of Russia".

692500, Russia, Primorsky Krai, Ussuriysk, Okhotnaya str., 1a.

E-mail: mao79us@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы и особенности религиозного экстремизма, как угрозы национальной безопасности России на современном этапе в связи с новыми геополитическими реалиями. Отмечается необходимость создания новых правовых механизмов и повышения эффективности существующих, направленных на выявление и устранение причин и условий религиозного экстремизма. Рассмотрен потенциал правоохранительных органов, государственных и общественных институтов в вопросах противодействия религиозному экстремизму.

Аbstract: The article discusses some of the problems and features of religious extremism as a threat to Russia's national security at the present stage in connection with new geopolitical realities. The need to create new legal mechanisms and improve the efficiency of existing ones aimed at identifying and eliminating the causes and conditions of religious extremism is noted. The potential of law enforcement agencies, state and public institutions in matters of countering religious extremism is considered.

Ключевые слова: Религиозный экстремизм, преступления экстремистской направленности, механизм создания религиозно-экстремистской идеологии, анализ процессов происходящих в экстремистской среде, противодействие экстремистской деятельности.

Keywords: Religious extremism, crimes of an extremist orientation, the mechanism for creating a religious extremist ideology, analysis of processes occurring in an extremist environment, counteraction to extremist activities.

Для цитирования: Елисеева О.А. Об основах противодействия проявлениям религиозного экстремизма // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 111-113. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_111.

For citation: Eliseeva O.A. On the basis of counteraction to manifestations of religious extremism // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 111-113. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_111.

Статья поступила в редакцию: 29.07.2022

Для современной России экстремизм, в какой бы форме он не представлялся, является одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения.

Характерным, в нынешних условиях, можно считать относительно большее развитие национального и религиозного экстремизма. В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращенных духовно-этнических канонах.

Рассматривая религиозный экстремизм, как оборотную сторону любой религии, существующий под видом влечения к религии, можно выделить критерии религиозного экстремизма. Он зарождает и развивает безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключается в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствует становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Проявлениями религиозного экстремизма является агрессивная пропаганда «идей», действующая под видом влечения к религии, религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражающие неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения, выражение неприязни к представителям других религий [1].

Угрозу личной и экономической безопасности граждан представляют деструктивные объединения, секты. Анализ правоприменительной практики показывает активную деятельность на территории России деструктивных религиозных объединений и организаций, представители которых культивируют асоциальность, отрицание конституционных обязанностей, подвергают риску нравственное, психическое и физическое здоровье граждан.

Статистика преступлений с признаками экстремистской направленности представляет собой следующие показатели согласно отчету МВД:

- всего за 2021 год было зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности, что на 27% больше, чем годом ранее;

- с января по апрель 2022 года зарегистрировано 461 преступление экстремистской направленности;

- за преступления экстремистской направленности количество осужденных за период 2020 - 2021 годов выросло с 325 до 606 человек [2].

Исходя из представленных данных выявление потенциально опасных, с точки зрения возможных проявлений религиозного экстре-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 8(212)

мизма, действий и деятельности, разработка и своевременная реализация предупредительно-профилактических мер должны занимать центральное место в работе государственных, правоохранительных, общественных организаций и СМИ при противодействии пропаганде идеологии и экстремисткой деятельности.

В современном мире против России идет идеологическая и информационная атака, в том числе в отношении разжигания межнациональной и межрелигиозной розни. В этом ключе, в качестве примера экстремистских проявлений можно отметить деятельность некоторых религиозных организаций, которая идет вразрез с законами, сопровождается злоупотреблениями при реализации свободы совести.

Рассмотрим организацию под названием «пятидесятники». Она возникла в США в 1907 году. Свое название она получила, потому, что ее последователи придают особое значение христианскому празднику троице (пятидесятый день после пасхи).

В России пятидесятничество начало распространяться в 20-х годах ХХ в. В 1945 г. секта формально объединилась с баптистами, но фактически большинство пятидесятников исполняет свои мистические обряды, от которых они отказались при вступлении в союз с баптистами.

Организация неоднородна и состоит из ряда направлений. Каждое из направлений пятидесятников имеет свои догматы веры, которые состоят из толкуемых в особом мистическом духе отрывков из евангелий и посланий апостолов распространяемых в виде «тайных списков».

«Говорением» от имени «святого духа», как правило, занимаются лишь «активные» члены религиозной организации. Религиозные лидеры хорошо понимают, что, только доведя верующих до потери рассудка, до умопомрачения, временного или постоянного, только изо дня в день, поддерживая их нервное возбуждение, всячески травмируя их психику.

Для благословления члена общины пятидесятников должна предшествовать большая духовная ломка. Эта духовная ломка достигается специальными обрядами.

Моление начинается с проповеди, или чтения евангелия, в результате чего верующие и входят постепенно в экстаз. В основе религиозного экстаза лежат естественные законы психического возбуждения. Нужно только заинтересовать человека молитвой, а затем он сам втягивается в коллективное беснование. Вот почему проповедники стараются вербуемого ими человека, прежде всего, затащить на собрание членов организации.

Возбуждение верующих доходит до «забывания себя», «выхода из тела». Самозабвение доходит до раздвоения личности, когда сознанием человека овладевают иллюзии, галлюцинации. Так у пятидесятников начинаются «разговоры с богом».

Внушаемые в таких условиях проповедниками мысли о близости страшного суда, явления Христа, второго его пришествия и т. п. могут породить коллективные видения. Такие видения, верующие приписывают действию таинственных сил бога, «святых» и т. п.

На самом деле здесь нет ничего сверхъестественного. Большое психическое напряжение, усиленная умственная работа могут вызвать галлюцинации и у совершенно здорового человека. Уверения в непосредственном, общении, с богом кажутся бессмысленными в таких случаях лишь людям, свободным от религиозных предрассудков. Верующие же, для которых весь мир населен вездесущими, всесильными духами, воспитанные на библии без всяких раздумий соглашаются видеть в иллюзиях, галлюцинациях и других болезненных явлениях человеческой психики божественные откровения, а психически больных причисляют к «святым» и «пророкам», создавая вокруг них новые религиозные течения.

В сектах пятидесятников не занимаются, простым заучиванием, вдалбливанием библейских мифов. Там стараются держать верующих в особом психическом состоянии, создаваемом с помощью мистической обстановки, внушения, самовнушения, пророчеств, откровении, физического и психического изнурения. Проповедники стремятся вызвать у поступающего в секту и затем поддерживать в нем на протяжении всего пребывания в секте чувство страха, благоговение перед «служителями бога», «пророками» и «пророчицами», чувство собственного бессилия [5].

Собранные материалы демонстрируют возможность вызывать серьезное влияние на психику и физическое здоровье человека, при котором возникает полная подчиняемое адепта, формируется патологическая зависимость, полностью нарушающая или ограничивающая способность индивида к осознанию и пониманию окружающей обстановки, смысла своих действий и произвольной регуляции своей деятельности. Это создает реальные предпосылки для распространения религиозно-экстремистской идеологии или религиозного экстремизма.

Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности организации в случае нарушения ими законодательства, влечет за собой ликвидацию религиозной организации, а также прекращение деятельности ранее созданных ее структурных подразделений.

Например, учение о Новом Мировом Порядке, где постулируется активное участие церкви и священнослужителей в политической деятельности государства, утрата государственного суверенитета в результате процессов глобализации, что противоречит основному закону РФ. Еще одной причиной для признания организации нежелательной, стало отношение к событиям на Украине, когда религиозная организация поддержала антиконституционный переворот.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» под экстремистской деятельностью подразумевает деяния, сопряженные с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а именно воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав [4]. В рамках действующего правового регулирования уголовная ответственность наступает, если они совершены созданной некоммерческой организацией. Немаловажную роль для квалификации деяния как преступления сыграли обращения к адептам с целью побудить их отказаться от посещения их детьми общеобразовательных школ.

Из вышесказанного можно увидеть, что деятельность религиозной организации представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации. За осуществление такой деятельности на территории Российской Федерации законодательством предусмотрена уголовная ответственность.

В новых политических реалиях экстремистские организации широко используют средства психологической войны. Значительным идеологическим ресурсом экстремистов является религиозные верования, в том числе дезинформация, запугивание, манипуляция общественным сознанием, подмена понятий и фактов.

Для противодействия этим негативным тенденциям органы внутренних дел РФ должны усилить контроль за деятельностью религиозных организаций, в связи с выявлением в их деятельности нарушений законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц [3].

Органами внутренних дел РФ созданы центры по противодействию экстремизму, задачами которых являются:

- изучение и анализ процессов, происходящих в экстремистской среде, факторов, причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений экстремистской направленности, прогнозирование криминальной ситуации в сфере экстремизма на территории;

- организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений экстремистской направленности, установление лиц, в отношении которых имеется достаточная информация о причастности их к экстремистской деятельности, в т.ч. осуществляющих финансовую, материальную и иную помощь экстремистским организациям;

- координация деятельности подразделений органов внутренних дел по линии противодействия экстремизму.

Комплексная государственная политика противодействия религиозному экстремизму должна повлиять на правосознание подрастающего поколения. Государственным, муниципальным, общественным организациям и гражданам необходимо выработать совместные меры по противодействию распространению радикальных идеологий, особенно среди молодёжи, а также использовать современные информационные технологии для обеспечения гармоничного и стабильного развития общества, защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в противовес западному влиянию, в особенности в интернете.

Библиогра фия:

1. Оразалиева Б.С. Экстремизм в молодежной среде и пути эффективности борьбы с ним на современном этапе // Известия вузов Кыргызстана. 2017. №. 12. С. 38-41.

2. Официальный сайт МВД РФ // https://xn--b1aew.xn--p1 ai/dejatelnost/statistics (дата обращения: 30.05.2022).

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. ст. 3031. (дата обращения: 30.05.2022).

4. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. ст. 4465. (дата обращения: 30.05.2022).

5. Федоренко, Ф. И. Секты, их вера и дела. М., 1965. 351 с.

References:

1. Orazalieva B.S. Extremism in the youth environment and ways to combat it effectively at the present stage // Izvestiya vuzov Kyrgyzstan. 2017. No. 12. pp. 38-41.

2. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics (date of appeal: 30.05.2022).

3. Federal Law No. 114-FZ of 25.07.2002 (as amended on 01.07.2021) "On countering extremist activity" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 29.07.2002. No. 30. Article 3031. (date of reference: 30.05.2022).

4. Federal Law No. 125-FZ of 26.09.1997 (ed. of 11.06.2021) "On freedom of conscience and on religious associations" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 29.09.1997. No. 39. Article 4465. (date of address: 30.05.2022).

5. Fedorenko, F. I. Sects, their faith and deeds. M., 1965. 351 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.