Научная статья на тему 'Об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права'

Об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9176
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Павел Иванович

В статье проанализированы структура административно-правового статуса индивидуального субъекта административного права, а также составные элементы административной правосубъектности применительно к индивидуальным субъектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права»

П. И. Кононов

ОБ ОСНОВАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

В статье проанализированы структура административно-правового статуса индивидуального субъекта административного права, а также составные элементы административной правосубъектности применительно к индивидуальным субъектам.

В науке административного права выделяются два вида субъектов административных правоотношений: индивидуальные, то есть физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), и коллективные, то есть организации различных организационно-правовых форм [1].

Все субъекты административного права, в том числе индивидуальные, вступая в административные правоотношения и участвуя в них, обладают административно-правовым статусом.

В литературе по административному праву сформировались следующие основные подходы к пониманию административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

В частности, Д. Н. Бахрах определяет административно-правовой статус индивидуального субъекта как правовое положение личности в ее отношениях с субъектами публичной административной власти, урегулированное нормами административного права, и включает в структуру этого статуса административную правосубъектность (правоспособность и дееспособность), а также реальные административные права и обязанности [2].

Ю. А. Дмитриев, А. А. Евтеева, С. М. Петров под административно-правовым статусом понимают совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, установленных нормами административного права, и включают в его структуру также административную правосубъектность [3].

Н. Ю. Хаманева характеризует административно-правовой статус гражданина как комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления) [4].

Аналогичную позицию занимает и Б. В. Рос-синский [5].

КОНОНОВ Павел Иванович - доктор юридических наук, профессор по кафедре государственно-правовых дисциплин ВятГГУ, судья Арбитражного суда Кировской области © Кононов П. И., 2007

Приведенные выше суждения о понятии и структуре административно-правового статуса индивидуальных субъектов, по нашему мнению, требуют уточнения и дополнения.

Обозначим собственный подход к пониманию административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

Индивидуальными субъектами административных правоотношений являются физические лица, то есть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.=

Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта по своему содержанию представляет собой правовую характеристику этого субъекта как потенциального участника административных правоотношений.

В структуру административно-правового статуса индивидуального субъекта можно включить следующие элементы:

а) место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;

б) общие и специальные административные права, имеющиеся у индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;

в) общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;

г) ограничения общих и специальных административных прав, принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений;

д) юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере.

Рассмотрим каждый из названных элементов административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

1. Место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений.

В зависимости от места и роли индивидуальных субъектов в системе административных правоотношений можно выделить два вида таких субъектов:

а) властвующие индивидуальные субъекты, то есть физические лица, а именно граждане Российской Федерации, действующие в административных правоотношениях от имени государства или муниципальных образований и реализующие в этих отношениях их административно-публичные полномочия либо административно-публичные полномочия соответствующих государственных органов или органов местного самоуправле-

П. И. Кононов. Об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

ния - государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр, губернатор, начальник органа внутренних дел, государственный налоговый инспектор и т. п.);

б) невластвующие индивидуальные субъекты, то есть все виды физических лиц, действующие в административных правоотношениях от собственного имени либо от имени представляемых ими организаций, реализующие в этих отношениях принадлежащие им административные права и возложенные на них административные обязанности и не наделенные административно-властными полномочиями в отношении других субъектов названных отношений (государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, рабочие, индивидуальные предприниматели, студенты, пенсионеры и т. п.).

Место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений влияет на характер и объем возникающих у него административных прав, обязанностей и юридической ответственности в этих отношениях.

2. Общие и специальные административные права индивидуального субъекта.

Общие административные права индивидуального субъекта - это права, которыми он обладает в административных правоотношениях как обычное физическое лицо наравне с другими физическими лицами, вступающими в эти отношения. К числу общих административных прав индивидуальных субъектов можно, в частности, отнести право на обращение в административные органы с заявлениями и жалобами, право на получение от административных органов необходимой для них информации, право на получение в компетентных административных органах заграничного паспорта, право поступления в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе и т. п.

Специальные административные права индивидуального субъекта - это права, которыми он наделяется в определенных административных правоотношениях в связи с особенностями его правового положения в этих отношениях и которые отсутствуют у иных обычных физических лиц, вступающих в данные отношения. Специальными административными правами, в частности, обладают властвующие индивидуальные субъекты -государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления, которые вправе совершать в отношении иных субъектов административных правоотношений административно-властные юридически значимые действия, издавать в отношении них нормативные и (или) индивидуальные правовые акты. Кроме того, специальными административными правами наделяют-

ся и некоторые другие категории физических лиц, в частности иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие, лица, совершившие административные правонарушения.

3. Общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений.

Общие административные обязанности индивидуального субъекта - это обязанности, которые возлагаются на него в административных правоотношениях как на обычное физическое лицо наравне с другими физическими лицами, вступающими в эти отношения. К числу таких общих административных обязанностей можно, в частности, отнести обязанность соблюдать правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения в общественных местах.

Специальные административные обязанности индивидуального субъекта - это обязанности, которые возлагаются на него в определенных административных правоотношениях в связи с особенностями его правового положения в этих отношениях и которые отсутствуют у иных обычных физических лиц, вступающих в данные отношения. Специальные административные обязанности возлагаются, в частности, на властвующих субъектов административных правоотношений -государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления в процессе их административно-властной деятельности. Специальные административные обязанности возложены также на государственных гражданских служащих, военнослужащих, владельцев транспортных средств, иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Ограничения общих и специальных административных прав, принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений.

Ограничения общих и специальных административных прав индивидуального субъекта - это установленные нормами административного права условия, при наличии которых временно приостанавливается реализация общих или специальных прав данного субъекта в административных правоотношениях. Ограничения общих и специальных административных прав индивидуальных субъектов могут быть введены, в частности, в случае совершения ими административных правонарушений и применения к ним мер административного принуждения, а также при необходимости обеспечения государственной и общественной безопасности. Примерами ограничения общих и специальных административных прав являются лишение физического лица права на управление транспортным средством, аннулирова-

ние разрешения на право ношения и хранения огнестрельного оружия, аннулирование лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, ограничение движения транспортных средств и пешеходов на отдельных участках дорог или улиц.

5. Юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере.

Индивидуальные субъекты могут совершать в административно-публичной сфере два вида правонарушений: административные и дисциплинарные - и соответственно могут привлекаться за их совершение к административной и дисциплинарной ответственности. При этом к административной ответственности могут быть привлечены любые категории индивидуальных субъектов, в то время как к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами административного права подлежат привлечению лишь отдельные категории индивидуальных субъектов, в частности государственные служащие, лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, а также лица, принудительно содержащиеся в специальных государственных правоохранительных учреждениях.

В зависимости от особенностей правового положения индивидуальных субъектов в системе административных правоотношений можно выделить два вида их административно-правового статуса: общий административно-правовой статус, характеризующийся наличием общих административных прав и общих административных обязанностей, и специальный административно-правовой статус, характеризующийся наличием специальных административных прав и специальных административных обязанностей.

Входящие в структуру административно-правового статуса индивидуальных субъектов административные права, обязанности и юридическая ответственность могут быть реализованы этими лицами только при наличии у них административной правосубъектности.

Рассмотрим далее составные элементы административной правосубъектности (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности) применительно к индивидуальным субъектам.

Общая административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь общие административные права и нести общие административные обязанности, возникает с момента рождения этого субъекта и прекращается его смертью. Так, с момента рождения у гражданина РФ возникают такие права в административно-публичной сфере, как право на бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, на со-

циальную защиту со стороны государства. По мере взросления гражданина объем его общей административной правоспособности возрастает. Так, при поступлении в образовательное учреждение основного общего образования у гражданина возникают не только права, но и обязанности, связанные с соблюдением установленного в этом учреждении распорядка, учебной дисциплины, правил дорожного движения.

Общая административная правоспособность прекращается только смертью физического лица.

Специальная административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь специальные административные права и нести специальные административные обязанности, возникает не с момента рождения субъекта, а с момента возникновения у него специального административно-правового статуса, например с момента назначения лица на должность государственной службы, с момента поступления его в высшее учебное заведение и т. п.

Прекращается специальная административная правоспособность с момента утраты индивидуальным субъектом специального административно-правового статуса, например с момента увольнения с государственной службы, с момента окончания высшего учебного заведения и т. п.

Общая административная дееспособность индивидуального субъекта, то есть его способность самостоятельно, собственными действиями осуществлять общие административные права и исполнять общие административные обязанности, возникает в полном объеме с момента достижения этим субъектом 18 лет. До достижения совершеннолетия индивидуальный субъект обладает частичной общей административной дееспособностью, то есть может самостоятельно, от своего имени осуществлять не все, а лишь некоторые общие административные права и исполнять некоторые общие административные обязанности. Например, несовершеннолетние граждане вправе самостоятельно осуществлять в административно-публичной сфере такие права, как право на образование, на медицинское обслуживание, на государственную регистрацию брака (с 16 лет), на управление мотоциклом (с 16 лет), а также самостоятельно исполнять такие обязанности, как обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка в образовательных учреждениях, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические правила.

В то же время некоторые права и обязанности в административно-публичной сфере могут быть реализованы гражданами только с момента достижения ими совершеннолетия. К числу таких прав и обязанностей относятся, например, право на приобретение и использование огне-

О. А. Голубцова. Система органов государственного надзора МЧС РФ.

стрельного оружия, право на управление автомобилем, право поступления на государственную службу, обязанность нести военную службу.

Специальная административная дееспособность индивидуального субъекта, то есть его способность самостоятельно, собственными действиями осуществлять специальные административные права и исполнять специальные административные обязанности, возникает у субъекта с момента наделения его в установленном законодательством порядке специальным административно-правовым статусом, то есть с момента возникновения у него специальной административной правоспособности. Например, специальная административная дееспособность, которой обладает сотрудник милиции, возникает у гражданина с момента назначения его на соответствующую должность в органе внутренних дел.

Общая административная деликтоспособность, то есть способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения, возникает у индивидуального субъекта с момента достижения им 16 лет. При этом к дисциплинарной ответственности индивидуальный субъект может быть привлечен и до достижения им 16 лет. В частности, учащиеся образовательных учреждений как общего, так и профессионального образования за нарушение учебной дисциплины могут быть привлечены администрацией этих учреждений к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания, выговора или отчисления из соответствующего образовательного учреждения.

Специальная административная деликтоспо-собность, то есть способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения с соблюдением специального порядка привлечения к этим видам ответственности, возникает у индивидуального субъекта с момента приобретения им специального административно-правового статуса определенного вида, в частности с момента назначения на отдельные государственные должности. Специальной административной деликто-спобностью обладают, например, граждане Российской Федерации, замещающие должности государственной гражданской службы, воинские должности, должности в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, должности судей и прокуроров, а также иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Перечисленные лица привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности за совершенные ими дисципли-

нарные и административные правонарушения в особом порядке, с соблюдением специальных процедур.

Таковы наиболее общие основы административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права, которые конкретизируются в специальных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды административных правоотношений.

Примечания

1. См., например: Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права [Текст] : в 3 т. / Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2006. Т. 1. С. 426-427.

2. См.: Бахрах, Д. Н. Административное право России [Текст] : учебник / Д. Н. Бахрах. М.: Эксмо, 2006. С. 61-66.

3. См.: Дмитриев, Ю. А. Административное право [Текст] : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, А. А. Евтеева, С. М. Петров. М.: Эксмо, 2005. С. 92.

4. См: Административное право России [Текст] : курс лекций / под ред. Н. Ю. Хаманевой. М.: Проспект, 2008. С. 117.

5. См: Бахрах, Д. Н. Административное право [Текст] : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Рос-синский, Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2006. С. 128.

О. А. Голубцова

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА МЧС РФ И ФОРМЫ РАБОТЫ ИХ С СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров является одной из основных целей технического регулирования, а пожарная безопасность выделена в самостоятельное направление обеспечения безопасности [1].

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), сегодня в стране ежедневно происходит 586 пожаров, в результате которых погибают 43 человека и получают травмы 36 человек. С начала 2006 г. в России зарегистрировано 177 тысяч 494 пожара, следствием которых стала гибель 12 тысяч

ГОЛУБЦОВА Ольга Анатольевна - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ

© Голубцова О. А., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.