УДК 342.9:334.7
Е. В. Урванцева
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
На основе федерального законодательства, регулирующего вопросы административно-правовых отношений, в статье рассматриваются проблемы административных прав, обязанностей и административной ответственности индивидуального предпринимателя, особенности применения юридических норм различных отраслей права к административно-правовым отношениям с участием индивидуального предпринимателя.
On the basis of analysis of current legislation, regulative questions administratively legal relations, in the article examined problem of administrative laws, duties and administrative responsibility of individual businessman, features of application of legal norms of the different fields of law to the administratively legal relations with participation an individual businessman.
Ключевые слова: физическое лицо, должностное лицо, административные права и обязанности физического лица, индивидуальный предприниматель, административные права и обязанности индивидуального предпринимателя, ограничения административно-правового статуса индивидуального предпринимателя, административная ответственность индивидуального предпринимателя.
Keyword: physical person, public servant, administrative laws and duties of physical person, individual businessman, administrative laws and duties of individual businessman, limitations of status of individual businessman, administrative responsibility of individual businessman.
Конституционное закрепление основ предпринимательской деятельности в Российской Федерации «непосредственно связано с наделением граждан Российской Федерации неотчуждаемыми, признаваемыми от рождения правами, связанными со свободой, равенством и независимостью [1].
Данные права закреплены в различных статьях Конституции Российской Федерации (8, 17, 34, 55, 71, 72 и других).
Государство, выступая в качестве суверена политической власти, «обязано обеспечивать определенный режим партнерских отношения для всех участников предпринимательской деятельности» [2].
В то же время взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой регламентации: упорядоченности и урегулированности.
Административно-правовой статус личности составляет в современном обществе важнейшую
© Урванцева Е. В., 2012
часть общего правового статуса, поэтому следует рассмотреть вопрос о сущности правового статуса индивида.
Ученые по-разному походят к данному вопросу. Например, по мнению О. Р. Халфиной, основой правового статуса личности являются общие (конституционные) права и обязанности [3]. В. И. Новоселов полагает, что правовой статус граждан помимо общих конституционных прав включает еще и отраслевые права и обязанности [4].
Другой исследователь вопроса правового статуса личности Л. Д. Воеводин считает, что правовой статус личности составляет совокупность разнообразных связей и отношений между обществом, государством и гражданином, урегулированных норами права [5].
Другие ученые, в частности Н. И. Матузов, В. А. Кучинский, в структуру правового статуса помимо прав и обязанностей включают еще и ответственность [6], а В. Н. Витрук - и законные интересы субъекта [7].
Наиболее полное определение правового статуса дает Ю. И. Козлов, который под правовым статусом понимает отраслевую право- и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами конкретных отраслей права [8].
В науке административного права отсутствует единое мнение по вопросу о том, что представляет из себя административно-правовой статус гражданина Российской Федерации.
Например, Д. Н. Бахрах определяет административно-правовой статус индивидуального субъекта как правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права [9].
Другой исследователь данного вопроса Н. Ю. Хаманева рассматривает административно-правовой статус индивидуального субъекта как комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, также гарантий реализации прав и обязанностей [10].
О таком структурном элементе административно-правового статуса гражданина, как юридические гарантии, говорит С. Д. Князев. Он выделяет следующие принципы гарантирования административно-правовых возможностей граждан: определение в законодательстве конкретных должностных лиц органов государственной и муниципальной власти, ответственных за обеспечение условий для реализации прав и свобод граждан; закрепление обязанностей органов и должностных лиц публичной администрации, установление четко разработанных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствую-
щими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами; усиление ответственности органов государственной и муниципальной власти и их должностных лиц за неисполнение обязанностей в сфере государственного управления [11].
Наиболее полно вопросы административно-правового статуса раскрыты у Н. М. Конина, который выделил несколько административно-правовых статусов физических лиц-индивидов: общий, особенный и специальный.
Именно этот ученый определил различие между статусами физических лиц в административном праве. Он указал, что предприниматели имеют специальный административно-правовой статус, исходя из реализации прав и обязанностей в конкретной сфере деятельности, а именно, в предпринимательской.
С этим утверждением ученого следует согласиться, так как индивидуальные предприниматели обладают отличной от физических лиц-не предпринимателей административной правосубъектностью.
Следует отметить, что в современном административном праве вопрос об административно-правовом статусе индивидуального предпринимателя практически не изучен. Ученые обращают внимание на отдельные положения административно-правового статуса физического лица, такие, как право и дееспособность, деликтоспо-собность, но не учитывая при этом особенности правового положения индивидуального предпринимателя в административных отношениях.
Например, Ю. А. Бунеева указывает на тот факт, что правоспособность в юридическом (правовом) смысле выравнивает людей между собой, делает их по отношению к государству (его законам и механизмам их защиты) равноправными [12].
Данная позиция представляется оспоримой, так как правоспособность физического лица без статуса индивидуального предпринимателя и со статусом такового различны: административная правоспособность как правовая категория нужна прежде всего там, где субъективные права возникают на основе юридических фактов.
Следует особо отметить, что в административном праве многие субъективные публичные права и обязанности субъект не только не может реализовать с момента рождения, но и не способен обладать этим правом, поскольку закон не закрепляет и не гарантирует ему такую возможность за каждым в силу специфики самого субъективного права, т. е. существует еще целая группа прав, в которой стадия обладания и пользования неразделимы. Следовательно, для того чтобы индивид мог стать обладателем и пользователем этих прав, он должен быть при-
знан не только правоспособным, но и дееспособным [13].
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в отличие от частно-правовых отраслей права, например, гражданского (ст. 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации), в административном праве отсутствует легальное определение дееспособности.
Так же как и в вопросе административной правоспособности индивидуального субъекта, отсутствует единое мнение ученых и в вопросе административной дееспособности физического лица.
Например, Д. Н. Бахрах, Б. В. Росинский, Ю. В. Старилов дают следующее определение административной дееспособности: «Административная дееспособность - это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами» [14].
Другой исследователь данного вопроса Д. М. Овсянко по-иному подходит к термину «административная дееспособность». По его мнению, административная дееспособность - «способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти» [15].
Исходя из аутентичного толкования термина «административная дееспособность», можно прийти к выводу, что вышеуказанные исследователи вопроса административной дееспособности индивидуального субъекта расходятся в определении понятия «административная дееспособность».
Д. Н. Бахрах, Б. В. Росинский, Ю. Н. Стари-лов дают более четкое определение административной дееспособности физического лица, которое, в отличие от определения, данного Д. М. Ов-сянко, включает конкретную отсылку в правовом регулировании на административно-правовые нормы.
Следует также отметить, что без понимания вопроса гражданской дееспособности невозможно в полном объеме проанализировать вопросы административной дееспособности, в том числе и индивидуального предпринимателя.
Как точно отмечает Г. Д. Отнюкова - исследователь вопроса дееспособности физического лица в предпринимательском праве, - «закон не определяет возраст таких лиц - лиц, которые хотят зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя» [16].
Этот же автор справедливо указывает на взаимосвязь возраста, с которого физическое лицо может стать индивидуальным предпринимателем, и возраста, с которого наступает административная ответственного этого субъекта, - 16 лет,
то есть административная дееспособность гражданина-предпринимателя (возможность занятия предпринимательской деятельностью) связывается у Г. Д. Отнюковой с возможной ответственностью гражданина-предпринимателя.
Данный подход следует считать объективным, если учесть, что в 16 лет физическое лицо достаточно четко может выбрать тот вид экономической деятельности, которым оно хочет заниматься, при наличии паспорта имеет возможность самостоятельно осуществить процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя соглавно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [17], также имеет возможность согласно ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации обрести статус полностью дееспособного лица до достижения 18 лет [18].
Исходя из вышеизложенного, следует перейти к вопросу об особенностях административно-правового статуса индивидуального предпринимателя с учетом взаимосвязи административно-правовых норм с норами гражданского, предпринимательского права.
Наиболее полно вопрос административно-правового статуса индивидуального предпринимателя раскрыт у таких ученых-административистов, как В. Я. Кикоть, И. Ш. Килясханов, П. И. Кононов
[19].
Именно эти авторы выделили отдельные положения, отличающие правовое положение индивидуальных предпринимателей от иных субъектов хозяйственной деятельности, а также физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя.
С мнением данных ученых относительно содержания административно-правового статуса индивидуального предпринимателя следует согласиться.
Административно-правовой статус индивидуального предпринимателя включает в себя права и обязанности, в том числе и ограниченные законом, а также административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ за правонарушения, совершенные в сфере предпринимательской деятельности.
При рассмотрении всех вышеуказанных положений следует остановиться на проблемах, которые не разрешены законодательно и ранее не являлись предметом научных дискуссий.
К таким проблемам следует отнести:
1. Правовую регламентацию прав индивидуального предпринимателя в административно-правовой сфере
Административно-правовые отношения индивидуального связаны с различными видами хозяйственной деятельности, поэтому данные от-
ношения регулируются нормативными правовыми актами, различными по юридической силе и являющиеся источниками не только административного права, но и других отраслей, например гражданского права, предпринимательского права.
Например, Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на субъекта, который имеет быть право быть арбитражным управляющим [20]; ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» раскрывает вопрос об индивидуальном предпринимателе в статусе аудитора [21]. Оба этих нормативно-правовых акта являются источниками Предпринимательского права и закрепляют положения о правах индивидуального хозяйствующего субъекта в абсолютно различных по своему содержанию отношениях.
Например, Федеральный закон № 61 «Об обращении лекарственных средств» и Положение о лицензировании фармацевтической деятельности регулируют вопросы в области фармацевтической деятельности и правил занятия этой деятельностью индивидуальным предпринимателем [22]. Данные нормативные акты являются источниками Предпринимательского права и регулируют вопросы лицензирования фармацевтической деятельности всех хозяйствующих субъектов, а не только индивидуальных предпринимателей.
Помимо вышеуказанных видов деятельности индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность в других сферах экономики, обладая при этом определенными административными правами после прохождения указанных в соответствующих нормативных актах процедур: например, процедуры аккредитации [23], процедуры лицензирования [24] и иных процедур, установленных законом для субъектов коммерческой деятельности.
2. Правовую регламентацию обязанностей индивидуальных предпринимателей в административно-правовой сфере
Обязанности индивидуального предпринимателя в административно-правовой сфере:
1) не имеют четкой регламентации в едином нормативном акте, за исключением Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором регулируются вопросы обретения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;
2) относятся к разным видам экономической деятельности индивидуального предпринимателя и регулируются различными по юридической силе нормативно-правовыми актами.
Например, Федеральный закон № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на-
селения», в пп. 2 п. 2 ст. 2 которого говорится о соблюдении санитарных норм в том числе и индивидуальными предпринимателями как составной части предпринимательской деятельности последних. В то же время некоторые санитарные нормы и правила регулируют вопросы конкретного вида предпринимательской деятельности, а именно, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги [25].
3. Правовое ограничение общих и специальных административных прав индивидуального предпринимателя
Различные основания ограничения, связанные с видом деятельности индивидуального предпринимателя:
А. Законодательные ограничения на основе лицензирования.
Б. Ограничения, устанавливаемые законодательно в областях деятельности индивидуального предпринимателя, не требующие лицензирования.
В первом случае применяются правила ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года (пункт «а»), а во втором случае (пункт «б») это виды деятельности, которые не подпадают под действие вышеупомянутого федерального закона и, следовательно, правовое регулирование осуществляется отдельными нормативными актами по каждому виду деятельности отдельно. Например, к таким видам деятельности относится деятельность частнопрактикующего нотариуса, индивидуального аудитора, частная детективная деятельность, уплата налогов и сборов предпринимателями [27]. Данный перечень не исчерпывающий.
Анализируя приведенные федеральные законы, можно увидеть, что ограничения будут связаны в первом случае с теми видами деятельности, которым нельзя заниматься индивидуальному предпринимателю не в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а в силу положений, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации для конкретного вида предпринимательской деятельности, в которых указывается субъектный состав и вид деятельности, которым может заниматься юридическое лицо, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель или только индивидуальный предприниматель.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, занимающийся конкретным видом хозяйственной деятельности, обязан знать все ограничения, которые содержатся в нескольких нормативно-правовых актах и могут затрагивать не
только его интересы, но и интересы юридических лиц как субъектов хозяйственной деятельности.
4. Административная ответственность индивидуального предпринимателя
В гл. 14 КоАП РФ отсутствуют разграничения по видам ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за совершение ими правонарушений, влекущих наступление административной ответственности для хозяйствующих субъектов. Отсутствие такого разграничения объяснимо, так как ответственность указанных в этой главе КоАП РФ субъектов связана с их коммерческой деятельностью.
В то же время административная ответственность предпринимателей как субъектов административных правоотношений базируется на нормах КоАП РФ, в которой предприниматели приравниваются по своему статусу к должностным лицам, а не к юридическим.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:
1. Административно-правовой статус индивидуального предпринимателя связан с административно-правовым статусом физического лица, но имеет специфическое содержание, основанное на взаимосвязи с другими отраслями права: предпринимательским и гражданским.
2. В действующем административном законодательстве отсутствует легальное определение «административно-правовой статус индивидуального предпринимателя», то есть не раскрывается понятие правосубъектности и ответственности индивидуального предпринимателя в административных правоотношениях, что создает сложности при квалификации законности действий индивидуального субъекта хозяйственной деятельности со специальным статусом.
5. Отсутствует четкий перечень ограничений прав только индивидуального предпринимателя, закрепленный в едином нормативно-правовом акте.
Данные пробелы можно устранить, приняв федеральный закон об административно-правовом статусе индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.
Примечания
1. См.: Отнюкова Г. Д. Предпринимательское право. М.: Проспект, 2010. С. 75.
2. См.: Там же. С. 78.
3. См. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношениях. М., 1974. С. 123-124.
4. См.: Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. М., 1977. С. 23.
5. См.: Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 6.
6. См.: Матузов Н. И. Юридические обязанности и ответственность как элементы правового статуса
личности // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 81-89; Кучинский А. В. Личность, свобода, право. М., 1979. С. 115.
7. См.: Витрук В. Н. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 29.
8. См.: Государственное управление в административном праве. М., 1979. С. 30.
9. См.: Бахрах Д. Н. Административное право. М., 2001. С. 9.
10. См.: Хаманева Н. Ю. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004. С. 10.
11. См.: Князев С. Д. Некоторые вопросы законодательного обеспечения административно-правового статуса российских граждан // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004. С. 17.
12. См.: Бунеева Ю. А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. С. 13.
13. См.: Бахрах Д. Н. Административное право. М.: БЕК, 1999. С. 45.
14. См.: Бахрах Д. Н., Росинский Б. В., Стари-лов Ю. Н. Административное право. М.: Норма, 2008. С. 133.
15. См.: Овсянко Д. М. Административное право. М.: Юристъ, 2001. С. 13.
16. См.: Алексий П. В., Коршунов Н. М., Эриаш-вили Э. Д. Предпринимательское право. М.: Юнита, 2008. С. 46.
17. См.: ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (ред. 01.07.2011 № 169 ФЗ).
18. См.: Гражданский Кодекс РФ с комментариями. М.: БЕК, 2010.
19. См.: Кикоть В. Я., Килясханов К. Ш., Кононов П. И. Административное право. М., 2008. С. 105.
20. См.: ФЗ № 127 «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 (ред. 07.02.2011).
21. См.: ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 (ред. 01.07.2011 № 169 ФЗ).
22. См.: ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (ред. 01.07.2011 № 169 ФЗ).
23. См.: ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002 (ред. от 28.09.2010 № 243 ФЗ).
24. См.: ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 (ред. 18.07.2011 № 242 ФЗ).
25. См.: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1994 (ред. 18.07.2011).
26. См. ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 (ред. 18.07.2011 № 242 ФЗ).
27. См.: ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 (ред. 01.07.2008 № 169 ФЗ); ФЗ № 4462-1 от 11.02.1993 Основы законодательства о нотариате (ред. 05.07.2011 ФЗ № 154); Налоговый кодекс Российской Федерации с комментариями. М.: Юрайт, 2011.