цц лиц, выполняющих тяжелую физическую работу. Доклады и научные сообщения вызвали дискуссию в секциях, что, несомненно, повлияет на дальнейшие направления деятельности промышленного здравоохранения и научных исследований в области медицины труда в ПНР.
Состоялось общее собрание делегатов ПОМТ, на котором была оценена деятельность главного правления общества за 5 лет полномочий и деятельности 19 областных отделов. С анализом публикаций выступил главный редактор журнала «Медицина труда», выходящего раз в 2 мес. Ревизионная комиссия главного правления общества высоко оценила деятельность правления и после обсуждения приняла отчет правления.
На общем собранил делегатов проф. А. Каспаров передал привет от членов Общества гц^ гиены труда и профессиональных заболеваний! СССР. В своей речи он выразил пожелание устано-1 вить более тесное сотрудничество между представляемым им обществом и Польским обществом медицины труда. ^ Общее собрание делегатов тайным голосованием ▼председателем главного правления вторично избрало проф. Я. Индульски — директора Института медицины труда в Лодзи. Функции вице-председателей на предстоящий срок полномочий будут исполнять доктор мед. наук Е. Фили-к о вс к и (Гдыня), доктор В. Гошч (Катовице) и проф. К. М а р э к (Сосковец). В состав гЛавного правления избрано 19 лиц (5 самостоятельных научных сотрудников и 14 членов областных отделений ПОМТ), в состав ревизионной
комиссии — 5 человек. Главным редактором журнала «Медицина труда» вторично избран доктор мед. наук 3. Ковальски.
Общее собрание делегатов на основе анализа деятельности ПОМТ и после дискуссии приняло решение, определяющее направления деятельности общества на 1985—1987 гг. Это решение обязывает главное правление промышленного здравоохранения и эффективно противодействовать рассеянию его кадров и материальных ресурсов. Особое внимание обращалось на необходимость обеспечения основ для повышения уровня медицинского обслуживания в промышленности и усиления профилактической деятельности. Следует уделять больше внимания последипломной подготовке врачей в области медицины труда, интенсификации обучения промышленных врачей в области внутренних болезней и лучшему использованию труда медицинских сестер в социологической деятельности на предприятиях. Нужно добиваться увеличения числа членов ПОМТ, активизации деятельности его научных секций. В ближайшее время желательно обсудить и предложить действия, делающие возможным лучшее, чем до сих пор, сотрудничество поликлиник промышленного здравоохранения со службами безопасности и гигиены труда промышленных предприятий и государственной санитарной инспекцией.
В заключении работы съезда 51 члену общества и 4 зарубежным гостям был вручен почетный значок ПОМТ, а 5 лицам присвоено звание почетного члена ПОМТ.
Поступила 0a.02.8S
Дискуссии и отклики читателей
УДК вМ.7|/.73-07-035.7
М. А. Пинигин
ОБ ОШИБКАХ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА1
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
К настоящему времени предложены различные комплексные показатели загрязнения атмосферного воздуха, что обусловливает необходимость их сравнительной оценки. В статье В. Я. Уман-ского и соавт. такой оценке подверглись комплексный показатель Р, разработанный в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР [31, и интегрированный критерий фактического загрязнения Кинт, предложенный болгарским автором [21.
1 Отклик на статью В. Я. Уманского и соавт. — Гигиена и санитария, 1984, № 4, с. 37—38.
При сравнении комплексных показателей загрязнения авторы стремились выяснить возможность их использования «при сравнительной характеристике загрязнения различных воздушных бассейнов» и в какой мере они позволяют установить степень «участия отдельных ингредиентов в опасности загрязнения» на основе расчета их «вклада в общее загрязнение» (в процентах).
Авторы рассматриваемой статьи пришли к выводу, что «при сравнительной характеристике загрязнения различных воздушных бассейнов оба методических подхода приемлемы. Однако более удобной в данном случае является методика бол-
гарских специалистов, требующая значительно меньше трудоемких затрат для определения индекса загрязнения». В то же время «при установлении степени участия отдельных ингредиентов в опасности загрязнения предпочтение следует отдавать методике Института общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, так как она дает возможность более объективно оценивать вклад ингредиентов в атмосферное загрязнение».
Указанные выводы представляются противоречивыми и необоснованными. Противоречивость их в том. что для сравнительной оценки загрязнения воздуха во времени и на различных территориях авторы практически рекомендуют комплексный показатель К„нт, который проще рассчитать, но он не даст объективной характеристики опасности загрязнения. В связи с этим создается впечатление, что комплексная оценка степени загрязнения атмосферного воздуха осуществляется во имя ее самой, а не для решения в конечном счете практических задач планирования, осуществления и оценки эффективности воздухоохранных мероприятий в интересах здоровья населения, когда без установления объективного удельного веса конкретного загрязнителя не обойтись.
Поскольку воздухоохранные мероприятия по своей сути конкретны (снижение выбросов каждого загрязняющего вещества в конкретных условиях имеет свои особенности), постольку необъективная оценка опасности загрязнения воздуха тем или иным веществом может привести к необоснованному выбору воздухоохранных мероприятий. Так, согласно данным авторов, при расчете показателя Р вклад сернистого газа в общее загрязнение воздуха города составил 27%, а при расчете показателя Кинт — 4%. Следовательно, в соответствии с показателем Р меры по снижению выброса сернистого газа заслуживают серьезного внимания, а в соответствии с показателем Кинт— не очень важны.
Противоречивая оценка показателей суммарного загрязнения воздуха является не следствием их различия по существу, а всего лишь результатом невнимательного отношения авторов к временной характеристике фактических и нормативных концентраций. Замечание их о том, что «расхождение в процентном участии отдельных ингредиентов в общем загрязнении воздуха» возникло из-за использования при расчете показателя Р среднесуточной ПДК, а показателя К„нт — максимальной разовой ПДК, осталось неразвитым и даже забытым. В противном случае они не стали бы использовать реальные среднегодовые концентрации для расчета кратности превышения одновременно разовых и среднесуточных ПДК, так как это является весьма серьезным искажением понятия «концентрация», абсолютная величина которой имеет свое значение лишь тогда, когда указывается степень ее осреднения по времени.
Именно в связи с этим при оценке степени загрязнения атмосферного воздуха должны исполь-
зоваться лишь такие ПДК, степень осреднение которых соответствует таковой фактических концентраций. В соответствии с длительностью хронического эксперимента, лежащего в основе среднесуточной ПДК, эту нормативную величину можно считать среднегодовой ПДК 141. Поэтому ее использование для оценки фактических среднегодовых концентраций оправдано. Однако использование в этом случае разовой (20—30-минутной) ПДК нельзя считать обоснованным, поскольку оценка степени загрязнения будет ошибочной вследствие получения меньших кратностей превышения ПДК. Например, среднегодовая концентрация в городе 0,2 мг/м3: кратность превышения разовой ПДК (0,5 мг/м3) составит 0,4 (ситуация вполне благополучная). В то же время кратность превышения среднесуточной ПДК (0,05 мг/м3) будет равна 4, что, конечно, требует проведения оздоровительных мероприятий.
Наряду с неверной оценкой степени загрязнения воздуха может создаваться и неправильное представление об удельном весе конкретного вещества в общем загрязнении, так как у разных вещест^ отношение разовой ПДК к среднесуточной неоди^Г наково и колеблется от 1 до 20. Так, среди веществ, среднегодовые концентрации которых определяли В. Я. Уманский и соавт., отношение указанных регламентов составляет у сернистого газа и пыли 10 (у них ПДКмр=0,5 мг/м3, ПДК,.С=0,05 мг/мя). у двуокиси азота — 2,1 (соответственно 0,085 и 0,04 мг/м3), у фенола — I (0,01 и 0,01 мг/м3). Относительно низкая среднесуточная ПДК сернистого газа и пыли обусловила значительный удельный вес этих веществ при расчете комплексного показателя Р и, наоборот, относительно высокий уровень разовых ПДК определил их небольшой удельный вес при расчете Кинт. Однако если бы при расчете Кинт были использованы не разовые, а среднесуточные ПДК, то удельный вес веществ оказался бы аналогичен получаемому при расчете показателя Р.
Недостаточное внимание к роли фактора времени (или непонимание ее) при гигиенической оценке степени загрязнения атмосферного воздуха, по-видимому, также явилось причиной совершенно^ неожиданного и необоснованного суждения* В. Я- Уманского и соавт. о том, что „приведение'* коэффициентов превышения ПДК к III классу опасности не дает возможности выделения загрязнителей по степени их токсичности, резорбтивного действия, что является существенным, особенно с точки зрения влияния атмосферного загрязнения на здоровье населения». Это суждение одновременно свидетельствует и о недостаточном знакомстве авторов с литературой не только по данному вопросу, но и по основам гигиенического регламентирования, в частности использования при этом лимитирующих признаков вредности.
Существенное заблуждение авторы проявляют и тогда, когда утверждают, что в основе метода расчета интегрированного критерия П. К. Пенче-
дрй «лежит метод, разработанный еще я. Г. Аверьяновым». Однако показатель А. Г. Аверьянова [II по своей сути отражает характер комбинированного действия, который принято называть суммацией, так как кратность превышения ПДК по всем веществам суммируется. Показатель же П. К. Пенчевой, являясь практически (без перевода в проценты) средней кратностью превышения ПДК из кратностен превышения ПДК наблюдаемых веществ, выражает по существу характер их комбинированного действия в виде независимого и даже большей степени выраженности ослабления эффекта этих веществ по сравнению с их изолированным действием. Например, при расчете КИНт П. К. Пенчева [21 получила сумму кратностей превышения ПДК по 5 веществам, равную 2,88, причем кратность превышения ПДК по пыли оказалась 2,13. Средняя кратность превышения ПДК составила 0,576, т.е. значительно меньше кратности превышения ПДК пыли, входящей в число изученных загрязнителей. Поэтому нельзя считать, что Киит построен на принципе суммации, как утверждают В. Я. Уман-£кий и соавт.
В заключение следует отметить, что основная причина ошибочной оценки комплексных показателей загрязнения атмосферного воздуха — неполное понимание временной характеристики фактических концентраций и ПДК вредных веществ, к сожалению, широко распространена, что, по-видимому, обусловлено прежде всего недостаточным учетом фактора времени в существующем нормативном документе «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе».
Литература
1. Аверьянов А. Г. — Гиг. и сан., 1975, №8, с. 64—67.
2. Пенчева П. К. — Там же, 1982, № 9, с. 74 —76.
3. Пинигин М. А., Скворцова Н. П., Корниенко А. П., Григоровская 3. Я. Временные и нстру к тин но-методические указания по оценке состояния загрязнения атмосферного воздуха. М., 1977.
4. Сидоренко Г. И., Пинигин М. А. — В кн.: Сидоренко Г. И., Кореневская Е. И. Научные основы гигиены, населенных мест. М., 1976, с. 55—88.
Поступала 05.11.84
Мз практики
УДК «14.7«:в!5.285.71-07
Р. В. Король
НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГЛИФОСАТА В ПОЧВЕ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев
Глифосат (раундам, 1^-(фосфонометил)глицин| является новым перспективным гербицидом, применяемым на посевах зерновых, виноградниках. Как арборицид он используется для осветления хвойных молодняков. Препарат высокоэффективен для борьбы против злаковых и двудольных сорных растений, а также цветущих растений свеклы.
^ В ряде работ указывается па возможность миграции глифосата из почвы в контактирующие с ней среды: воду, воздух, растения |5—7). В связи с этим возникает необходимость обоснования безопасного содержания глифосата в почве. Для обоснования ПДК проведены лабораторные и натурные исследования в соответствии с положениями, приведенными в Методических рекомендациях по установлению ПДК химических веществ в почве 11, 2|. Определение остаточных количеств глифосата в объектах окружающей среды (в воде, воздухе, растениях) проводилось методом хроматографии в тонком слое 13, 4|.
Изучение стабильности глифосата в почве при концентрации I мг/кг позволило установить, что период практически полного разрушения (Т„) препарата в черноземной почве составляет 47 сут, в песчаной — 66 сут. Следовательно, длительность сохранения глифосата в почве существенно зависит от ее типа.
Результаты исследования миграции глифосата из почвы в грунтовые воды (табл. I) свидетельствуют о том, что при содержании препарата в почве на уровне 10 мг/кг
Таблица 1
Миграция глифосата (в мг/мл) из почвы в грунтовые воды (М±т)
Содержание в пахотном горизонте, мг/кг
* 0.2 1.8 5 10
1 0 0 0 0
2 0 0 0 0,007±0,002
3 0 0 0 0,037^0,002
4 0 0 0 0,07±0,016
5 0 0 0 0.15±0,033
6 0 0 0.046±0.012 0,18±0,021
7 0 0 0.052±0.0!6 0,174=0.024
8 0 0,007± 0,002 0.07±0,012 0,15±0,024
9 0 0,02± 0,001 0.08± 0.008 0.13±0,021
10 0,0018± 0,0001 0,04±0,008 0,07±0.016 0.11±0,016
11 0,0055± 0,0003 0,05± 0,004 0,065±0,004 0.11 ±0,028
12 0,007±0,001 0,039±0.003 0.056±0,004 0,09± 0.008
13 0,009± 0,003 0,02± 0,005 0,05±0.004 0.08±0.02
14 0,0085± 0,007 0,01±0,002 0.04±0,012 0.0Г)±0,012
15 0,006±0,001 0,С08± 0,002 0,04 ±0,024 0,06± 0,024
16 0 0,005± 0,002 0,035± 0,004 0,055±0,004