Научная статья на тему 'Об организованной преступности в сфере экономики в Российской Федерации'

Об организованной преступности в сфере экономики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / федеральный закон РФ / Уголовный кодекс РФ / уголовная политика / криминализация / декриминализация / преступность / организованная преступность / противодействие преступности / преступность в сфере экономики / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / federal law of the Russian Federation / Criminal Code of the Russian Federation / criminal policy / criminalization / decriminalization / crime / organized crime / combating crime / crime in the economy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лидия Ирековна Ларионова

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об организованной преступности в сфере экономики обосновано несколько суждений: наличие организованной преступности в сфере экономики предполагает принятие управомоченным государственным органом концепции о комплексе мер по противодействию этому негативному социальному явлению; основой организованной преступности в сфере экономики может рассматриваться несовершенство законодательства, в особенности кодифицированного налогового законодательства; противодействие организованной преступности в сфере экономики предполагает комплекс мер специальной превенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About organized crime in the sphere of economy in the Russian Federation

Based on the analysis of the legal literature and the legislation of the Russian Federation on organized crime in the economic sphere, several judgments are substantiated in the article: the presence of organized crime in the economic sphere presupposes the adoption by the authorized state body of the concept of a set of measures to counteract this negative social phenomenon; the basis of organized crime in the economic sphere can be considered the imperfection of legislation, especially codified tax legislation; countering organized crime in the economic sphere presupposes a set of special prevention measures.

Текст научной работы на тему «Об организованной преступности в сфере экономики в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-166-170 NIION: 2003-0059-6/21-095 MOSURED: 77/27-003-2021-06-294

Об организованной преступности в сфере экономики в Российской Федерации

Лидия Ирековна Ларионова

Казанский юридический институт МВД РФ, Казань, Россия

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об организованной преступности в сфере экономики обосновано несколько суждений: наличие организованной преступности в сфере экономики предполагает принятие управомоченным государственным органом концепции о комплексе мер по противодействию этому негативному социальному явлению; основой организованной преступности в сфере экономики может рассматриваться несовершенство законодательства, в особенности кодифицированного налогового законодательства; противодействие организованной преступности в сфере экономики предполагает комплекс мер специальной превенции.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Уголовный кодекс РФ, уголовная политика, криминализация, декриминализация, преступность, организованная преступность, противодействие преступности, преступность в сфере экономики

Для цитирования: Ларионова Л. И. Об организованной преступности в сфере экономики в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 166-170. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-166-170.

Original article

About organized crime in the sphere of economy in the Russian Federation

Lydia I. Larionova

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Kazan, Russia

Abstract. Based on the analysis of the legal literature and the legislation of the Russian Federation on organized crime in the economic sphere, several judgments are substantiated in the article: the presence of organized crime in the economic sphere presupposes the adoption by the authorized state body of the concept of a set of measures to counteract this negative social phenomenon; the basis of organized crime in the economic sphere can be considered the imperfection of legislation, especially codified tax legislation; countering organized crime in the economic sphere presupposes a set of special prevention measures.

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, federal law of the Russian Federation, Criminal Code of the Russian Federation, criminal policy, criminalization, decriminalization, crime, organized crime, combating crime, crime in the economy

For citation: Larionova L. I. About organized crime in the sphere of economy in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):166-170. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2021-6-166-170.

Предметом данной статьи является организованная преступность в сфере экономики и меры по противодействию ей в Российской Федерации.

Организованная преступность и ее разновидности избираются в качестве предмета научных исследова-

© Ларионова Л. И., 2021

ний [см. об этом, например: 12; 13; 6; 7; 8].

Так, С. И. Курдюков рассматривает «проблемы нормативного регулирования противодействия организованным формам криминального соучастия как одной из ключевых угроз национальной безопасности

JURISPRUDENCE

государства» («Безусловно, в рамках отдельной статьи невозможно в полной мере раскрыть проблематику обеспечения экономической безопасности государства посредством противодействия организованным формам преступности. Изложенное позволяет утверждать о необходимости детального изучения заявленных вопросов в рамках исследований фундаментального характера. ... подобного рода работы должны характеризоваться межотраслевым содержанием, что позволит обеспечить наступательный характер уголовной политики по противодействию организованной преступности и добиться должного уровня защищенности не только экономики страны, но и других сфер общественных отношений, подверженных негативному влиянию организованных преступных формирований») [11].

А. Гармаш обосновал следующее суждение: «Таким образом, степень криминализации российской экономики и репрессивность экономических статей уголовного закона предопределяют сложность целенаправленного воздействия на организованную экономическую преступность и формы ее проявлений как в силу сопротивления этим процессам коррумпированных властных структур, так и по причине отсутствия должных гарантий безопасности предпринимателей со стороны государства. И чтобы добиться успехов в борьбе с этим явлением, необходимы не разрозненные действия различных структур и не отдельные поправки в законодательстве, а комплекс мер — политических, экономических, правовых и социальных, основанных на криминологических исследованиях» [9, с. 1, 7].

Авторы-единомышленники (Д. К. Чирков и В. В. Белинский) полагают, что для «эффективности мероприятий по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции . необходимо принять меры по совершенствованию законодательства, в частности предусмотреть ответственность за изготовление и распространение фальсифицированных лекарственных средств, продолжить сопровождение в Государственной Думе законопроекта по установлению альтернативной подследственности по ст. 146 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав) органами прокуратуры и органами внутренних дел» [15].

А. Я. Казаковым определяется «система контрольно-надзорных органов, в т.ч. органов финансового контроля, освещается деятельность его субъектов и содержание контрольной деятельности» («Таким образом, в процессе своей деятельности указанные федеральные службы, службы субъектов Российской Федерации, а также другие названные выше органы имеют реаль-

ные возможности выявлять различные правонарушения, привлекать к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, предупреждая таким образом совершение преступлений в сфере экономики») [10].

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства о преступности в сфере экономики в Российской Федерации1.

В первую очередь обращаемся к уголовному законодательству [см. подробнее: 5], которое кодифицировано и представлено в виде Уголовного кодекса РФ от 24 мая 1996 г.2, введенного в действие с 1 января 1997 г.3. В УК РФ, по юридической силе приравненному к федеральному закону РФ4, имеется раздел VII «Преступления в сфере экономики», включающий главу 21 «Преступления против собственности» (статьи 158-168) («1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет» — ст. 158)5, главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (статьи 169-2007) («1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо, В. Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

2 См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; ...; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5120.1996. № 25. Ст. 2955.

3 См.: О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2955.

4 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо, В. Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

5 О несовершенстве данного структурного элемента УК РФ

подробнее см.: Беседин, А. В., Галузо, В. Н. Уголовно-правовая охрана

собственности в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германия // Аграрное и земельное право. 2017. № 4. С. 130-135.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов» — ст. 169).

Исследование законодательства о преступности в сфере экономики предполагает обращение и к налоговому законодательству, которое также кодифицировано и представлено в виде нескольких федеральных законов РФ: Налоговый кодекс РФ (Часть первая от 16 июля 1998 г.) («1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. 2. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 3. К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяет-

ся» - ст. 2)1, введенный в действие с 1 января 1999 г.2; Налоговый кодекс РФ (Часть вторая от 19 июля 2000 г.) («1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость ... признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость ... в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле» — ст. 143)3, введенный в действие с 1 января 2001 г.4. На несовершенство обоих частей Налогового кодекса РФ уже обращалось внимание в юридической литературе [14].

Таким образом, наличие организованной преступности в сфере экономики предполагает осуществление научных исследований с рекомендациями правоохранительным органам по противодействию этому опасному негативному социальному явлению.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, наличие организованной преступности в сфере экономики предполагает принятие упра-вомоченным государственным органом концепции о комплексе мер по противодействию этому негативному социальному явлению.

Во-вторых, основой организованной преступности в сфере экономики может рассматриваться несовершенство законодательства, в особенности кодифицированного налогового законодательства.

В-третьих, противодействие организованной преступности в сфере экономики предполагает комплекс мер специальной превенции.

Список источников

1. Беседин, А. В., Галузо, В. Н. Уголовно-правовая охрана собственности в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германия // Аграрное и земельное право. 2017. № 4. С. 130-135.

2. Галузо, В. Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации : состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.

1 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5133.

2 См.: О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 16.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825.

3 См.: СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; ...; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5137.

4 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо, В. Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

JURISPRUDENCE

3. Галузо, В. Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

4. Галузо, В. Н. Конституционно-правовой статус России : проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

5. Галузо, В. Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве : Международная научно-практическая конференция 22 ноября 2013 года / Отв. ред. Б. В. Яцеленко. М. : РПА Минюста России, 2014. С. 99-104.

6. Галузо, В. Н. Об уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательства в Российской Федерации / Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности: Сборник научных трудов Международного научно-технического симпозиума (29-30 октября 2019 г.). Часть I. М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А. Н. Косыгина», 2019.

7. Галузо, В. Н. О правовом регулировании «долевого строительства» в Российской Федерации // Юрисконсульт в строительстве. 2020. № 10. С. 24-29.

8. Галузо, В. Н. Об уголовной ответственности юридических лиц при организации «долевого строительства» в Российской Федерации // Юрисконсульт в строительстве. 2020. № 11. С. 42-47.

9. Гармаш А. Организованные формы экономической преступности // ЭЖ-Юрист. 2012. № 29.

10. Казаков, А. Я. Меры, осуществляемые органами финансового контроля для предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. 2014. № 1. С. 31-35.

11. Курдюков, С. И. Организованная преступность как угроза экономической безопасности России // Российский следователь. 2019. № 4. С. 59-62.

12. Расследование организации преступного сообщества (преступной организации) : Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д. И. Аминова, Н. Д. Эриашвили. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

13. Татаров, Л. А., Галузо, В. Н. О допустимости использования термина «организованная преступность» в юридической литературе и в законодательстве Российской Федерации // Образование и право. 2017. № 9. С. 179-185.

14. Татаров, Л. А., Галузо, В. Н. Об оригинальности структурирования Налогового кодекса Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 10. С. 95-99.

15. Чирков, Д. К., Белинский, В. В. Криминологический анализ экономических и налоговых преступлений, совершенных организованными группами и

преступными сообществами // Адвокатская практика. 2005. № 6.

References

1. Besedin, A. V., Galuzo, V. N. Criminal law protection of property in the Russian Federation and in the Federal Republic of Germany // Agrarian and land law. 2017. No. 4. P. 130-135.

2. Galuzo, V. N. Systematization of legislation in the Russian Federation : state and prospects of development // Law and Law. 2009. No. 8. P. 28-30.

3. Galuzo, V. N. On the role of a normative legal act in the system of law of the Russian Federation // Education. Science. Scientific personnel. 2009. No. 4. P. 27-30.

4. Galuzo, V. N. Constitutional and legal status of Russia: the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 5. P. 119-123.

5. Galuzo, V. N. On the system of criminal legislation in the Russian Federation / Conventional principles in criminal law : International Scientific and Practical Conference on November 22, 2013 / Ed. by B. V. Yatselenko. M. : RPA of the Ministry of Justice of Russia, 2014. P. 99-104.

6. Galuzo, V. N. On criminal responsibility for crimes in the sphere of entrepreneurship in the Russian Federation / Economic mechanisms of management and technology development : Collection of scientific papers of International scientific and technical Symposium (October 29-30, 2019). Part I. M. : FGBOU VO "RGU im. A. N. Kosygin", 2019.

7. Galuzo, V. N. On the legal regulation of "shared construction" in the Russian Federation // Legal Counsel in construction. 2020. No. 10. P. 24-29.

8. Galuzo, V. N. On the criminal liability of legal entities in the organization of "shared construction" in the Russian Federation // Legal adviser in construction. 2020. No. 11. P. 42-47.

9. Garmash A. Organized forms of economic crime // EZH-Yurist. 2012. No. 29.

10. Kazakov, A. Ya. Measures carried out by financial control bodies to prevent crime in the field of economics // Business security. 2014. No. 1. P. 31-35.

11. Kurdyukov, S. I. Organized crime as a threat to Russia's economic security // A Russian investigator. 2019. No. 4. P. 59-62.

12. Investigation of the organization of a criminal community (criminal organization) : A textbook for university students / Edited by D. I. Aminov, N. D. Eriashvili. M. : UNITY-DANA, 2015.

13. Tatarov, L. A., Galuzo, V. N. On the permissibility of using the term "organized crime" in the legal literature

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

and in the legislation of the Russian Federation // Education and Law. 2017. No. 9. P. 179-185.

14. Tatarov, L. A., Galuzo, V. N. On the originality of structuring the Tax Code of the Russian Federation // Law

and Law. 2020. No. 10. P. 95-99.

15. Chirkov, D. K., Belinsky, V. V. Criminological analysis of economic and tax crimes committed by organized groups and criminal communities. 2005. № 6.

Информация об авторе

Л. И. Ларионова - адьюнкт кафедры уголовного права Казанский юридический институт МВД РФ.

Information about the author L. I. Larionova - Adjunct of the Department of Civil Law of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 23.08.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 23.08.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021

Предупреждение

преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Учебник Третье издание

Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. 639 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определена полицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений.

Особое внимание уделено предупреждению полицией преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; насильственных преступлений против личности; правонарушений в сфере экономики; рецидивной, профессиональной и организованной преступности; террористической и экстремистской преступной деятельности; преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с незаконным оборотом оружия, с миграционными процессами; преступлений и правонарушений коррупционной направленности; дорожно-транспортных правонарушений и др.

Дана оценка перспективам развития ведомственной системы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обоснованы стратегические направления предупредительной деятельности ОВД.

Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических образовательных учреждений, практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.