УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10400
ББК 67 © Н.Д. Эриашвили, М.М. Анкоси, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Нодари Дарчоевич Эриашвили, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected] Муртаз Михайлович Анкоси, соискатель
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об этнической преступности как разновидности организованной преступности обосновано несколько суждений: наметившаяся тенденция по укреплению этнической преступности предполагает принятие управомоченным государственным органом концепции о комплексе мер по противодействию этому негативному явлению; основой для этнической преступности служит неконтролируемая миграция населения; целесообразно принятие Федерального закона РФ «О миграции населения в Российскую Федерацию»; исполнения Федерального закона РФ «О миграции населения в Российскую Федерацию» возложить на вновь созданный самостоятельный правоохранительный орган — орган по контролю за миграцией.
Ключевые слова: Российская Федерации, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Уголовный кодекс РФ, уголовная политика, криминализация, декриминализация, преступность, этническая преступность, право.
ETHNIC CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Nodari D. Eriashvili, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Law, professor, Laureate of the RF Government Prize in the field of science and technology
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected] Murtaz M. Ankosi, listener
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. Based on the analysis of the legal literature and legislation of the Russian Federation on ethnic crime as a type of organized crime, the article substantiates several judgments: the trend for the strengthening of ethnic crime involves the acceptance of the authorized state body of the concept of complex of measures aimed at combating this negative phenomenon; the basis for ethnic crime is uncontrolled migration of the population; it is advisable the adoption of the Federal law «On migration of population in the Russian Federation»; the Federal law of the Russian Federation «About population migration in the Russian Federation» entrusted to the newly established independent law enforcement Agency — the authorities managing migration.
Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Federal law of the Russian Federation, criminal code of the Russian Federation, criminal policy, criminalization, decriminalization, crime, ethnic crime, law.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Эриашвили Н.Д., Анкоси М.М. Этническая преступность в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):181-4.
Предметом данной статьи является этническая преступность в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, М.А. Касьяненко обратил внимание на особенности, «учитываемых при формировании этнических преступных группировок в РФ» («Таким образом, проблема этнической преступности в настоящее время представляет особый интерес для теоретиков и практиков в связи с тем, что это один из видов преступности, который имеет весьма значительную тенденцию к росту, несмотря на огромную латентность. Вследствие этого представление об этнических преступных группировках нельзя сформировать только за счет анализа уголовной статистики, документов и материалов. Необходимо учитывать экспертные оценки сотрудников правоохранительных органов. До настоящего времени отсутствует единая криминологическая картина этнической преступности, в рамках которой необходимо сравнительное исследование этнических преступных группировок в России и тех странах, выходцами из которых являются их участники»; «Поэтому в Российской Федерации должна существовать стратегия борьбы с организованной этнической преступностью, которую целесообразно строить с учетом психологических и поведенческих особенностей представителей различных этнических общностей. При этом в рамках этой стратегии представляется целесообразным использование разногласий, которые существуют между разными этническими преступными группировками, для чего необходимо использовать данные этнической психологии»)1. Здесь только представляется обоснованным использовать не доктрину борьбы с преступностью, а доктрину противодействия преступности2.
Авторы — единомышленники (Л.С. Арутюнов и М.А. Касьяненко) исследовали тенденции «развития российского общества, способствующих созданию и деятельности этнических преступных формирований» («Говоря о прогнозе развития организованной этнической преступности, необходи-
мо отметить, что возможное улучшение экономического положения страны само по себе не ведет к уменьшению объемов организованной преступности. Это приведет лишь к изменению форм организованной преступной деятельности и ослаблению ее насильственной направленности. Рост распространенности и активная деятельность на территории России организованных этнических преступных формирований — неотъемлемые элементы современной российской организованной преступности, требующие особых мер противодействия, поскольку, преследуя цель усиления сплоченности и управляемости этнических преступных сообществ, действующих в России, их лидеры умышленно идеологизируют преступную деятельность, внося в нее идеи сепаратизма и борьбы за национальные интересы»)3.
Эти же авторы обосновали легитимность понятий «этническое преступное формирование» и «этническая преступность» («Современная национальная политика Российского государства, к сожалению, не имеет общей концепции и строго выраженной консолидирующей направленности, воспитывающей в обществе толерантность, патриотизм и гражданственность. Под воздействием социально-экономического неблагополучия, размежевания по этническому признаку и глобальных миграционных процессов более значимым для личности и социальных групп становится не авторитет государства и властных органов, а родственники, знакомые, представители национальных диаспор, особенно занимающие какие-либо должности во властных структурах. Авторитет государства и общие ценности подменяются авторитетом многовековой культуры народа, традициями, обычаями, религиозными представлениями их особо уважаемых носителей, например старейшин, что особенно заметно на национальных окраинах, прежде всего в сельской местности»)4.
О.П. Грибунов и Е.И. Баских определили «зна-
1 Касьяненко М.А. О некоторых этносоциальных особенностях, учитываемых при формировании этнических преступных группировок в РФ // Российский следователь. 2007. № 7.
2 Подробнее об этом см., например: Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35-36.
3 См.: Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. О некоторых тенденциях развития российского общества, способствующих созданию и деятельности этнических преступных формирований // Безопасность бизнеса. 2008. № 2.
4 См.: Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о легитимности понятий «этническое преступное формирование» и «этническая преступность» в системе наук уголовно-правового цикла и их соотношение с основополагающим принципом равенства всех перед законом и судом // Мировой судья. 2008. № 9.
чение и роль специально-криминологическои профилактики преступлений, совершаемых организованными преступными группами, созданными на этнической основе» («Следует выделять два вида криминологического предупреждения этнической групповой преступности: общекриминологическое и специально-криминологическое»; «Общекриминологическое предупреждение опосредованно воздействует на групповую преступность через ту часть социальной среды, которая является носителем детерминант этой преступности. Специально-криминологическое предупреждение непосредственно воздействует на групповую преступность, т.е. на преступные группы и лиц, совершивших групповые преступления. Кроме того, общекриминологическое предупреждение осуществляется в основном теми субъектами, которые решают общесоциальные задачи, не связанные с обеспечением правопорядка в обществе, теми мерами, которые, как правило, не связаны с принуждением. Напротив, специально-криминологическое предупреждение осуществляется в основном правоохранительными органами и мерами, многие из которых связаны с принуждением»; «Эффективной стратегией противодействия является просвещение граждан по части культурного и конфессионального многообразия и единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом. В качестве рекомендаций можно было бы посоветовать укреплять дух нации, внедрять правильную универсальную идеологию для различных конфессий»)1.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства об этнической преступности в Российской Федерации2. В первую очередь обращаемся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации. Таковым является Конституция
РФ от 12 декабря 1993 г.3 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» — ст. 2).
Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой4. В первую очередь обращаемся к нормативным правовым актам, в которых урегулированы те или иные аспекты преступности.
Так, в Федеральном законе РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13 июля 2001 г.5 урегулированы «отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц» (ст. 2).
В Федеральном законе РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 30 июня 2006 г.6 урегулированы «отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в
1 См.: Грибунов О.П., Баских Е.И. Криминологическая профилактика преступлений, совершаемых организованными преступными группами, созданными на этнической основе // Российский следователь. 2013. № 22. С. 23-25.
2 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
3 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
4 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
5 См.: СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418; ...; 2019. № 31. Ст. 4430.
6 См.: СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285; ...; 2019. № 18. Ст. 2224.
Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации ...» (ст. 1).
Таким образом, не только наличие этнической преступности, но и ее расширение предполагает осуществление научных исследований с рекомендациями правоохранительным органам по противодействию этому опасному негативному социальному явлению.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, наметившаяся тенденция по укре-
плению этнической преступности предполагает принятие управомоченным государственным органом концепции о комплексе мер по противодействию этому негативному явлению.
Во-вторых, основой для этнической преступности является неконтролируемая миграция населения.
В-третьих, целесообразно принятие Федерального закона РФ «О миграции населения в Российскую Федерацию».
В-четвертых, исполнения Федерального закона РФ «О миграции населения в Российскую Федерацию» возложить на вновь созданный самостоятельный правоохранительный орган — органы по контролю за миграцией.
Информационные ^ технологии Шшв юридической деятельности
ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ
Информационные технологии в юридической деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.
Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т.д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».