ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-11-4-9 УДК: 614.21:614.3
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
С.А. Мендельа, Т.С. Кузьминаь, Е.А. Калинина сИ
ь Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве», г. Москва, Россия; с ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург, Россия.
а https://orcid.org/0000-0001-7679-7106; ь https://orcid.org/00009-0002-5968-7815; с https://orcid.org/0000-0001-5633-4008.
И Автор для корреспонденции: Калинина Е.А.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены особенности внедрения Положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в Клиническом госпитале ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по г. Москве». Для внедрения данного направления деятельности был назначен ответственный за данный вид контроля, медицинские работники повысили квалификацию по вопросам экспертизы качества медицинской помощи и контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Особенностью внедрения и реализации внутреннего контроля было связано с большим количеством структурных подразделений и коечного фонда. Создано положение о взаимодействии с врачебной комиссией медицинской организации. Определены общие функции системы внутреннего контроля, врачебной комиссии и экспертизы качества медицинской помощи.
Ключевые слова: контроль качества и безопасности медицинской деятельности, врачебная комиссия, экспертиза качества медицинской помощи.
Для цитирования: Мендель С.А, Кузьмина Т.С., Калинина Е.А. Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в многопрофильном стационаре: практический опыт и проблемы. Менеджер здравоохранения. 2023; 11:4-9. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-11-4-9.
2012 году в стране вступил в силу Феде. ральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. С этого времени в здравоохранении стали внедряться три формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно: государственный, ведомственный и внутренний контроль.
Статья 90 «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности» [1] первоначально предполагала, что Порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности должна самостоятельно разработать, утвердить и соблюдать каждая медицинская организация. С 2019 года вступила в силу новая редакция статьи 90. Согласно новой
© Мендель С.А., Кузьмина Т. С, Калинина Е.А, 2023 г.
редакции, органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ). В связи с этим в сентябре 2019 года вступил в силу подзаконный акт - Приказ Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [2].
С 1 января 2021 года вступил в силу новый Приказ Минздрава России от 31 июля 2020 г. № 785н
Менеджер / Мападег №11
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023
«Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [3].
Данным приказом [3] утверждены: общие положения к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; мероприятия, осуществляемые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; показатели для проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок; требования к оформлению результатов проведения мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Приказ МЗ РФ № 785н [3] определил, что «ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя. В зависимости от вида медицинской организации по решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю, включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности».
Внутренний контроль включает проведение следующих мероприятий:
• оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок;
• сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ;
• учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи);
• мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
• анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также
об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
• анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
В Клиническом госпитале Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве» (далее - Клинический госпиталь) на основе процессного подхода к управлению [4] система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности реализуется с 2017 года, когда были изданы соответствующие локальные приказы. С этого периода в госпитале стали внедряться предложения Росздравнадзора.
В настоящее время в Клиническом госпитале внедрено Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, соответствующее Приказу МЗ РФ № 785н [3]. Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является заместитель начальника Клинического госпиталя по медицинской части.
В целях идентификации процессов для создания системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Клиническом госпитале был выполнен следующий перечень работ:
- проведен анализ нормативно-правовой базы, а также научных публикаций и публикаций практической направленности по данному вопросу;
- разработаны организационно-методические подходы к идентификации (формированию реестра) процессов развития в части контроля качества и безопасности в медицинской организации;
- разработаны организационно-методические подходы к «типизации» процессов развития в части внутреннего контроля качества и безопасности в медицинской организации.
с
#хс
№11 Мападег
2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Период становления системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Клиническом госпитале потребовал решения многих проблем. Прежде всего необходимо было повысить профессиональные компетенции работников по многочисленным вопросам экспертизы качества медицинской помощи, а также контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Врачи прошли циклы повышения квалификации по данным вопросам. Кроме того, медицинские работники стали принимать активное участие в работе научно-практических конференций по проблеме «Медицина и качество», включая образовательные мероприятия в системе непрерывного медицинского образования.
Были определены основные функции в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которые включали:
• планирование мероприятий, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
• организацию проверок (плановых и целевых (внеплановых) во всех структурных подразделениях Клинического госпиталя;
• методическое обеспечение организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в т.ч. систематизацию и актуализацию федеральных и региональных нормативно-правовых документов, разработку иных локальных нормативно-правовых документов - Приказов, утверждающих Правила, СОПы, Алгоритмы действия и др.);
• аналитическую работу и оформление результатов проведения мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, по итогам которых должны быть: разработаны предложения; сформирован сводный отчет; составлен и утвержден перечень корректирующих мер.
Проблемы осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Клиническом госпитале были связаны с тем, что в его состав входит большое количество структурных подразделений, коечный фонд составляет 630 коек, медицинская деятельность отличается многопрофиль-ностью работ (услуг), выполняемых согласно Лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Кроме того, мероприятия, проводимые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности требуют:
• высокой кратности проведения проверок во всех структурных подразделениях Клиническо-
го госпиталя (в соответствии с Приказом МЗ РФ № 785н [3] - только плановые проверки должны проводиться ежеквартально);
• изучения большого количества показателей при проведении проверок (установлено, что должен осуществляться мониторинг почти всех 37 показателей, утвержденных Приказом МЗ РФ № 785н);
• выполнения большого объема работы по методическому обеспечению мероприятий, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
• выполнения большого объема аналитической работы по итогам проведения проверок и т.д.
В Клиническом госпитале в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности используются разнообразные методы проведения контроля: документальная проверка; социологические исследования - анкетирование (пациентов; медицинских работников); опрос, интервьюирование (пациентов; медицинских работников); экспертиза медицинской документации и экспертные оценки; наблюдение и хронометраж.
Разработано и утверждено Положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которое определило: цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля; основания для проведения внутреннего контроля; права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля; порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля; порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
Одним из важных разделов утвержденного Положения о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности стало положение о взаимодействии с Врачебной комиссией.
Определено, что в своей работе система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Клинического госпиталя непосредственно руководствуется Статьей 90 ФЗ № 323, Приказом МЗ РФ № 785н и Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в Госпитале.
При этом Врачебная комиссия (ВК) Клинического госпиталя непосредственно руководствуется Статьей 48 ФЗ № 323 [1], Приказом МЗ и СР РФ № 502н [5] и локальным Приказом
Менеджер / Мападег №11
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023
«Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии».
Для осуществления экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП) необходимо руководствоваться Статьей 64 ФЗ № 323 [1], Приказом МЗ РФ № 226н [6], Приказом МЗ РФ № 203н [7] и Положением об экспертизе качества медицинской помощи в Госпитале.
Определены общие функции системы внутреннего контроля, Врачебной комиссии и экспертизы качества медицинской помощи, к которым относятся:
• Оценка качества медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
• Оценка качества и безопасности, обоснованности и эффективности назначения лекарственных препаратов и использования медицинских изделий, а также обеспеченность больницы лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
• Оценка качества медицинской помощи во всех случаях летальных исходов.
• Оценка качества и безопасности медицинской помощи во всех случаях внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством.
• Оценка качества и безопасности медицинской помощи при рассмотрении обращений (жалоб) граждан.
Согласно Приказу МЗ РФ № 785н [3] и Приказу МЗ и СР РФ № 502н [5] случаи летальных исходов; внутрибольничного инфицирования, и (или) осложнений, вызванных медицинским вмешательством; поступления жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской помощи требуют проведения:
• заседаний ВК с вынесением решения;
• экспертизы качества медицинской помощи с определением оценки качества медицинской помощи;
• целевых (внеплановых) проверок, организуемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Взаимодействие системы внутреннего контроля с профильной подкомиссией ВК по летальным исходам в Клиническом госпитале построено следующим образом. На заседаниях профильной подкомиссии ВК каждый случай летального исхода изучается в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинских работников
в случае, если такие нарушения выявлены. Профильной подкомиссией ВК оформляется решение.
Выписка из протокола заседания профильной подкомиссии ВК по летальным исходам передается в систему внутреннего контроля, после чего инициируется проведение целевой (внеплановой) проверки, осуществляемой в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по одному или нескольким показателям, утвержденным Приказом МЗ РФ № 785н [3].
Объем (с учетом одного или нескольких показателей), состав комиссии и сроки проведения целевых (внеплановых) проверок обсуждаются на совещании, по результатам которого составляется протокол совещания и выносится решение.
Целевым (внеплановым) проверкам, осуществляемым в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, подлежат летальные исходы в случаях: расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов; несоответствия критериям оценки качества медицинской помощи, установленным в результате экспертизы качества медицинской помощи данного летального исхода.
По результатам целевой (внеплановой) проверки летальных исходов системой внутреннего контроля оформляется отчет, включающий (с учетом предложений ВК) мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинских работников. Результаты целевой (внеплановой) проверки летальных исходов докладываются руководителю медицинской организации и включаются в сводный отчет.
Взаимодействие в рамках внутреннего контроля с профильной подкомиссией ВК по случаям вну-трибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством, в Клиническом госпитале, построено следующим образом. На заседаниях подкомиссии ВК каждый случай внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством, детально изучается в целях выявления нарушений и разработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинских работников. Профильной подкомиссией ВК оформляется решение.
Выписка из протокола заседания профильной подкомиссии ВК по случаям внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством, передается в систему внутреннего контроля. Затем проводится целевая (внеплановая) проверка в рамках внутреннего
с
#хс
№11 Мападег
2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
контроля качества и безопасности медицинской деятельности по одному или нескольким показателям, утвержденным Приказом МЗ РФ № 785н [3]. Целевым (внеплановым) проверкам, осуществляемым в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, подлежат все случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством, информация о которых поступила из ВК.
По результатам целевой (внеплановой) проверки случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством, оформляется отчет, включающий (с учетом предложений ВК) мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинских работников. Результаты целевой (внеплановой) проверки случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством, докладываются руководителю медицинской организации и включаются в сводный отчет.
Взаимодействие с ВК по вопросам работы с обращениями (жалобами) граждан построено следующим образом. На заседании профильной
подкомиссии ВК конкретная жалоба гражданина рассматривается и признается обоснованной или необоснованной. После этого выписка из протокола заседания профильной подкомиссии ВК с указанием того, что данная жалоба признана обоснованной, направляется для проведения внутреннего контроля. В тех случаях, если жалоба на заседании профильной подкомиссии ВК признана обоснованной, организуется проведение целевой (внеплановой) проверки. По итогам проведения целевой (внеплановой) проверки по жалобе пациента оформляется отчет, включающий предложения ВК, с выработкой мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности Клинического госпиталя в целом и медицинских работников. Результаты целевой (внеплановой) проверки случаев обоснованных жалоб пациентов докладываются руководителю медицинской организации и включаются в сводный отчет.
Таким образом, в Клиническом госпитале ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве» проделана системная работа по становлению и развитию системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/ (Дата обращения: 12.05.2023 г.).
2. Приказ Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». http://www.TOnsultant.ru/document/TOns_doc_LAW_332852/ (Дата обращения: 12.05.2023 г.).
3. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
4. Мендель С.А. Научное обоснование совершенствования управления в медицинских организациях на основе процессного подхода. Диссертация ... д.м.н. - Москва, 2020. - 504 с.
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации». http://www. TOnsultant.ru/document/cons_doc_LAW_131200/ (Дата обращения: 12.05.2023 г.).
6. Приказ Минздрава России от 16.05.2017 г. № 226н «Об утверждении порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании». http://www.TOnsultant.ru/document/TOns_doc_LAW_217604/ (Дата обращения: 12.05.2023 г.).
7. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». http://www.TOnsultant.ru/document/cons_doc_LAW_216975/ (Дата обращения: 12.05.2023 г.).
Менеджер / Мападег № 11
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023
ORIGINAL PAPER
ON THE ORGANIZATION OF INTERNAL QUALITY CONTROL AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES IN A MULTIDISCIPLINARY HOSPITAL: PRACTICAL EXPERIENCE AND PROBLEMS
S.A. Mendel a, T.S. Kuzminab, E.A. Kalinina c E
a b Federal State Healthcare Institution «Medical and Sanitary Unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Moscow», Moscow, Russia;
c Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Orenburg, Russia. a https://orcid.org/0000-0001-7679-7106; b https://orcid.org/00009-0002-5968-7815; c https://orcid.org/0000-0001 -5633-4008.
El Corresponding author: Kalinina E.A.
ABSTRACT
The article presents the features of the implementation of the Regulations on internal quality control and safety of medical activities in the Clinical Hospital of the Federal Medical Institution «Medical and Sanitary Unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Moscow». To implement this line of activity, a person responsible for this type of control was appointed, medical workers improved their qualifications on the issues of examination of the quality of medical care and quality control and safety of medical activities. The peculiarity of the implementation and implementation of internal control was associated with a large number of structural units and a bed fund. A regulation on interaction with the medical commission of a medical organization has been created. The general functions of the internal control system, the medical commission and the examination of the quality of medical care are defined. Keywords: quality control and safety of medical activity, medical commission, examination of the quality of medical care. For citation: Mendel S.A., Kuzmina T.S, Kalinina E.A. On the organization of internal quality control and safety of medical activities in a multi-disciplinary hospital: practical experience and problems. Manager Zdravookhranenia. 2023; ¡1:4-9. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-11-4-9.
Щ о
REFERENCES
1. RF Federal Law "On the Basics of Public Health protection in the Russian Federation" of November 21, 2011 № 323. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (Accessed: 12.05.2023).
2. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation "On approval of Requirements for the Organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities" of June 7, 2019 N 381n. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_332852/ (Accessed: 12.05.2023).
3. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation "On approval of Requirements for the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities" of July 31, 2020 № 785n.
4. Mendel' S.A. Scientific justification of management improvement in medical organizations based on the process approach. Dissertaciya ... d.m.n. - Moskva, 2020. - 504 s.
5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation "On approval of the procedure for the establishment and activities of the medical commission of a medical organization" of May 5, 2012, №502n. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_131200/ (Accessed 12.05.2023).
6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation "On approval of the procedure for the examination of the quality of medical care, with the exception of medical care provided in accordance with the legislation of the Russian Federation on compulsory medical insurance" of May 16, 2017, №226n. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217604/ (Accessed: 12.05.2023).
7. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation "On approval of criteria for assessing the quality of medical care" of May 10, 2017, №203n. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216975/ (Accessed: 12.05.2023)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Мендель Сергей Александрович - д-р мед. наук, начальник Клинического госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве», преподаватель кафедры организации здравоохранения и управления качеством факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, г. Москва, Россия.
Sergey A. Mendel - Doctor of Medical Sciences, Head of the Clinical Hospital of the Federal Medical Institution «MSH of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow», lecturer of the Department of Health Organization and Quality Management of the Faculty of Management in Medicine and Healthcare of the Institute of Industry Management of the RANEPA, Moscow, Russia. E-mall: [email protected]
Кузьмина Татьяна Сергеевна - заведующий кабинетом медицинской статистики - врач-статистик Клинического госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве», преподаватель кафедры организации здравоохранения и управления качеством факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, г. Москва, Россия.
Tatiana S. Kuzmina - Head of the Office of Medical Statistics - statistician of the Clinical Hospital of the Federal Medical Institution «MSCH of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow», lecturer of the Department of Health Organization and Quality Management of the Faculty of Management in Medicine and Healthcare of the Institute of Industry Management of the RANEPA, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Калинина Екатерина Алексеевна - канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Na 1, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург, Россия. Ekaterina A. Kalinina - Ph.D. (Medicine), Associate Professor of the Department of Public Health and Public Health № 1, Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]
С
«КС
№ 11
2023
Manager
Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения